«Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях в ДОУ» Рекомендации для музыкальных руководителей.
консультация

Гузий Ольга Ильинична

Система музыкально - оздоровительной работы предполагает использование на музыкальном занятии здоровье - сберегающих технологий, одним из которых является дыхательная гимнастика.

Предлагается комплекс дыхательной гимнастики для детей 3-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika_na_muzykalnyh_zanyatiyah_v_dou.docx31.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях в ДОУ» 

(Методические рекомендации для музыкальных руководителей)

   

       Система музыкально – оздоровительной работы предполагает использование на  музыкальном занятии здоровье – сберегающих технологий, одним из которых является дыхательная гимнастика.       

Дыхательная гимнастика  представляет собой  комплекс особых упражнений, которые задействуют как дыхательную систему, так и опорно-двигательный аппарат. Упражнения на дыхание заключаются в определенной последовательности вдохов и выдохов, а также положения рук, грудной клетки и всего тела. Работа с дыханием необходима при хронических заболеваниях носоглотки и органов дыхания.

          Приоритетность процесса дыхания для жизни, делает способность в совершенстве владеть этим едва ли не главной способностью человека творить чудеса со своим организмом, избавляться от болезней, становиться здоровым.  Поэтому проблема сохранения здоровья дошкольника и привитие им здорового образа жизни сегодня очень актуальна. 

         Цель:   Сохранение и укрепление психофизического здоровья, с целью формирования полноценной личности ребенка.

        Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

  • Укрепление физиологического дыхания детей (без речи);
  • Тренировка силы вдоха и выдоха;
  • Развитие продолжительности вдоха.

         В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели дыхательной системы, развитие  певческих  способностей детей.  Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. 

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

  •  Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо провести

 в помещении влажную уборку, проветрить его.

  •  Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить на сытый

      желудок. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом

      пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся

       натощак.

  •  Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде,

       которая не стесняет движения.

  •  Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения

  упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Дыхательная гимнастика для детей 3-4 лет

 «Дерево на ветру»

    Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

 «Качели»

   Цельукреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Произносится рифмовка:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

«Надуй шарик»

      Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

 «Дровосек»

     Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком три - пять раз.

  «Сердитый ежик»

     Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

 «Листопад»

     Цельразвитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

ИП: вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели.

 «Гуси летят»

    Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

 «Пушок» 1

     Цель: формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

 «Петушок» 2

    Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

 «Жук»

     Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

«Ворона»

     Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

 «Паровозик»

     Цель: формирование дыхательного аппарата.

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу».

«Подуй на одуванчик»

     Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

«Регулировщик»

     Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 4 - 5 раз.

 «Вырасти большой»

     Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

 «Снегопад»

    Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

«Хомячок»

     Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

 «Лягушонок»

   Цель: формировать правильное речевое дыхание.

ИП: расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите 3 - 4 раза.

 «Часики»

    Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 5 - 6 раз.

 «Курочка»

    Цель: развитие плавного, длительного вдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

«Парящие  бабочки»

     Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Комплекс дыхательной гимнастики.

Цель: укрепление  физиологического дыхания. Развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

ИП: стоя в кругу, держась за руки идут в круг мелкими шагами произнося звук «С». Отходят назад мелкими шагами расширяя круг под звук «Ш».

Выдыхая звук «П» разрывают руки взмахнув ими в стороны.

Произносятся слова взрослым:

У носика – сопелка  (прикладывают указательные пальцы к пазухам носа

                                   вдыхая и выдыхая воздух – надувать животики),

у ежика - пыхтелка   (произнося звук «ф» сжимают и разжимают пальцы

                                    рук),

у змеи - шипелка       (произнося звук «ш» медленно «шипят» показывая

                                    волнообразные движения рукой, при этом приседая,

                                    коснувшись пальцами пол), опускаются на колени,

у машины – тарахтелка (губами издают звук мотора, выполняя моталочку),

У дракона – дышалка (вдыхают носом, при выдохе «ха» вытянутые  

                                       впереди руки находящиеся в «хлопке» разводим –

                                       правая вверх, левая – вниз),

У чаек – кричалка        (руки над головой , под звук «а» плавно опускают руки

                                       через стороны вниз, изображая крылья,

У мышки – пищалка   (под быстрый звук «пи» - показывают ушки на голове,

У тигра – рычалка       (под звук «Р» выполняют движения лапок –царапок,

А у детей очень видная молчалка   ( прикладывая палец к губам под звук «тс»

                                                            поднимаются на ноги),

Под звук «п» - «выбрасывают» рукой от губ в сторону.

            Дыхательная гимнастика для детей 4 – 5 лет

 «Каша кипит»

   Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 4 - 5 раз.

 «Воздушный шарик»

    Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

 «Насос»

   Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 4 – 5  раз.

 «Ножницы»

    Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

 «Трубач»

    Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

 «Поединок»

   Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

 «Пружинка»

    Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

 «Кто дальше загонит шарик»

    Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

 «Ветряная мельница»

     Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

 «Бегемоты»

    Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемоты, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

«Аист»

    Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком 6 - 7 раз.

 «В лесу»

     Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком 5 - 6 раз.

 «Волна»

    Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

 «Боевой клич индейцев» 

     Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».

 «Ныряльщики за жемчугом»

     Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

«Огнедышащий дракон». 

     Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Дети закрывают любую ноздрю, через другую медленно втягивают воздух. Выдыхается он уже через другую ноздрю.

Дыхательная гимнастика для детей 5 -7 лет

«Вырасти большой»

     Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх,

хорошо потянуться, подняться на носки – вдох,

опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох.

На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

«Качели»

     Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

 Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

«Дровосек»

     Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

«Дерево на ветру»

    Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

«Ветряная мельница»

   Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

«Волна»

   Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит «Вни-и-и-з». После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

 «Грибок»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: глубокий присед, руки обхватывают колени(«грибок маленький»).

На вдохе медленно поднимаясь, развести руки в стороны, немного отвести голову назад («грибок вырос»).На выдохе вернуться в исходное положение. Повторить упражнение 5 – 7 раз.

 «Заблудился»

Цель : развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: поставить ноги вместе, руки сложить рупором.

Вдохнуть и на выдохе громко произнести: «А-у-у-у!» Повторить упражнение 8 – 10 раз.

«Ворона»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: основная стойка. На вдохе развести руки широко в стороны, как крылья.

На выдохе медленно опуская руки, произнести: «Кар-р-р», максимально растягивая звук [р]. Повторить упражнение 8 – 10 раз.

«Каланча»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: основная стойка. На вдохе развести руки в стороны. На выдохе, опуская руки, произнести: «С-с-с». Повторить упражнение 8 – 10 раз.

Комплекс дыхательной гимнастики для детей.

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

 «Разминка»

Мы сегодня так играем

Нюхать воздух начинаем

Вдох-вдох-вдох-вдох

Гарью пахнет-ох-ох.

 «Шаги»

Марш на месте

Вдох делается на каждый шаг, выдох самопроизвольный

Аты-баты, аты-баты.

А сегодня мы солдаты

Левой-правой мы шагаем.

Быстро воздух мы вдыхаем.

 «Кошка»

ИП: стоя на месте, руки согнуты локтях, кисти рук свободно опущены.

Делать 4 коротких шумных вдоха носом, 4 пассивных выдоха. При выполнении на вдохе сжимаем пальцы в кулаки (кошка ловит мышку), при выдохе - разжимаем.

Подражать мы будем кошке

В кулачки сожмем ладошки

Коготки мы выпускаем,

Мышку быстро мы поймаем.

 «Любопытная Варвара»

ИП: стоя. Мышцы шеи расслаблены, влево и вправо поворачивается только голова. Вдох и поворот головы выполняются в размеренном ритме ходьбы на месте.

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо

Чем же пахнет не понять,

Нужно носиком вдыхать

 «Ушки»

ИП: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены, глаза смотрят вперед. Поочередно наклонять голову к правому и левому плечу. Короткий и шумный вдох производится одновременно с каждым покачиванием головой.

Головою покачаем-

Влево-вправо наклоняем.

Плечи мы не поднимаем-

Воздух носиком вдыхаем.

«Сад-огород»

ИП: стоя прямо. Смотрим вверх - вдох, смотрим вниз - вдох. Нюхаем фрукты вверху на дереве, овощи - внизу на грядке.

Вверх мы голову поднимем-

Фрукты спелые увидим,

А внизу растет редиска

И капуста близко- близко.

 «Кошка охотится»

ИП: стоя, руки согнуты в локтях. Слегка присесть, повернувшись вправо, сделать хватательное движение руками – короткий и шумный вдох, (добыча справа), то же влево (добыча слева).

Вышла кошка на охоту-

Воробья поймать охота.

Влево-вправо приседаем-

Запах воробья вдыхаем.

«Погончики»

ИП: стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к поясу. В момент короткого шумного вдоха с силой толкать кулаки к полу, при этом разжимая пальцы рук.

Руки в кулаки сжимаем-

Теперь руки вниз толкаем-

Кулачки тут разжимаем-

Воздух носиком вдыхаем.

«Насос»

ИП: стоя, руки внизу, корпус слегка наклонен вперед. Взять в руки карандаш, как рукоятку насоса и накачивать шину автомобиля, Вдыхать носом в конечной фазе наклона.

Въехали на горку - стоп!

Колесо спустило - хлоп!

Шину быстро накачаем,

Воздух мы внизу вдыхаем.

«Обними плечи»

ИП: стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Начать движение, бросая руки навстречу друг другу, при этом левая рука обнимает правое плечо, а правая - левую подмышку и наоборот. Вдох происходит, когда руки скрещиваются.

Ой, ребята, замерзаем,

Плечи дружно обнимаем.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях в игровой форме

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не...

Собственная методическая разработка воспитателя ГБДОУ детский сад №81 Выборгского района, Фендик Ольги Кирилловны. «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНЫХ ПЕСЕН»

Собственная методическая разработка воспитателя ГБДОУ детский сад №81 Выборгского район, Фендик Ольги Кирилловна на тему: «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНЫХ ПЕСЕ...

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ

Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхате...

Статья "Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях как эффективная форма профилактики заболеваний органов дыхания"

Публикация статьи в сборнике материалов регионального семинара-практикума для музыкальных руководителей и педагогов ДОУ "Музыка как способ оздоровления дошкольников"...