ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ
методическая разработка

Мельникова Вера Николаевна

Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.

Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.), но механически следовать какой-либо из них не целесообразно.

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.

Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.

Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межреберными мышцами. Диафрагма - мышечносухожильная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. Главная ее функция - создать отрицательное давление в грудной полости и положительное в брюшной. В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания:

  • нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя);
  • среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается);
  • верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного - средняя часть);
  • смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).

Значит, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть - зависит от типа дыхания.

Насколько легкие наполнились воздухом, определяется глубиной вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании используется только дыхательный объем воздуха; при глубоком - помимо дыхательного, дополнительный и резервный. В зависимости от этого меняется частота дыхания.

Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Они также принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно к решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно.

При разработке комплексов дыхательной гимнастики мы учитывали:

  • эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;
  • доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
  • степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких, развитие верхних дыхательных путей и т. д.

С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы оздоровительной гимнастики и физкультурных занятий.

Для анализа результативности работы раз в квартал необходимо вносить комплексы дыхательной гимнастики в физкультурное занятие (в помещении, вместо общеразвивающих упражнений, с уменьшенной дозировкой в исполнении).

На занятиях по физической культуре, после сна, на утренней гимнастике используются некоторые упражнения из Восточной дыхательной гимнастики, например:

  • Исходное положение сидя на полу «по-турецки», руки ладонями друг к другу на уровне груди; делается глубокий вдох, руки медленно поднимаются вверх, выдох - руки медленно опускаются в исходное положение.
  • Исходное положение то же. Глубокий вдох - руки медленно вытягиваются вперед, выдох - руки медленно возвращаются в исходное положение.
  • Исходное положение основная стойка. Вдох - руки вверх, к плечам - задержка дыхания, выпад вперед с вытянутыми руками - медленный выдох.

Примерные комплексы дыхательной гимнастики

Комплекс 1.

Послушаем свое дыхание

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

  • куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
  • какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно);
  • какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
  • какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой);
  • тихое, неслышное дыхание или шумное.

Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

Дышим тихо, спокойно и плавно

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз).

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Подыши одной ноздрей

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».

3-4. То же другими ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

Воздушный шар (дышим животом, нижнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

Исходное положение - лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

  • Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий - живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
  • Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

Воздушный шар в грудной клетке (среднее, реберное дыхание)

Цель: учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.

  1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
  2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки.

Повторить 6-10 раз.

Воздушный шар поднимается вверх (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч.

Повторить 4-8 раз.

Ветер (очистительное, полное дыхание)

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

Радуга, обними меня

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

  1. Исходное положение - стоя или в движении.
  2. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
  3. Задержать дыхание на 3-4 секунд.
  4. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо.

Повторить 3-4 раза.

Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».

Комплекс 2.

Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и легкие.

Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.

Подыши одной ноздрей

Повторить упражнение «Подыши одной ноздрей» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой.

Ежик

Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4-8 раз.

Губы «трубкой»

  1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.
  2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.
  3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).
  4. Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Повторить 4-6 раз.

Ушки

Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправовлево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i_chuvstva_dobrye_ya_liroy_probuzhdal.doc51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный ринг «Два рояля»

Цель: Развитие вокальных способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально – дидактическую игру.

Задачи:

1. Закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки  в вокальной деятельности. 

 2.Учить детей активно применять в новых для себя условиях вокальные способности.

3. Воспитывать желание добиваться хороших результатов в соревновательных мероприятиях.

4. Вызывать у детей положительно-эмоциональный настрой.

Оборудование.

  • Подставка для экранов.
  • Экраны с цветными нотками, скрипичным и басовым ключом, музыкальными инструментами (6штук).
  • Два столика.
  • Два детских рояля красного и чёрного цвета.
  • Шесть пластмассовых шаров.
  • Электронная музыкальная игра «Оркестр».
  • Металлофон
  • Колпак и палочка для игры «Комплимент».

Игра состоит из трёх туров. В каждом туре команды получают шары в качестве баллов за правильные ответы. Дети заранее распределены на  две команды, на груди у  них эмблемы с изображением нот чёрного и красного цвета.

Дети входят в музыкальный зал, здороваются с присутствующими.

Музыкальный руководитель: Дети, сегодня у нас необычное занятие. Я предлагаю вам игру «Два рояля», на которой мы узнаем, какая  из команд лучше умеет петь, играть и танцевать. Справа от меня команда «Красного рояля», слева – команда «Чёрного рояля». Предлагаю командам поприветствовать друг друга.

Игра «Здравствуй».

Ход игры: Дети становятся в два концентрических круга, под музыку идут в разных направлениях и поют:

Весело шагают девчонки и мальчишки,

Друга выбирают наши ребятишки.

Останавливаются, дети внутреннего круга поворачиваются лицом к детям внешнего круга, образуют пару с напротив стоящим ребёнком.

Здравствуй, здравствуй,

Здравствуй, милый друг.

Пожимают друг другу руки (сначала правые, потом – левые)

Здравствуй, здравствуй!

Выполняют два пружинящих полуприседания, взявшись за руки.

Посмотри вокруг.

Разводят руки в стороны.

Здравствуй, здравствуй!

Выполняют два пружинящих полуприседания, взявшись за руки.

Мне ты улыбнись.

Покачивают головой из стороны в сторону.

Здравствуй, здравствуй!

Выполняют два пружинящих полуприседания, взявшись за руки.

Головкой поклонись.

Кланяются друг другу.

Музыкальный руководитель: Прошу занять свои места. (дети садятся).

Хочу представить вам членов нашего жюри, которые будут оценивать ваши ответы. Это…

И я попрошу жюри ознакомить команды с правилами нашего музыкального ринга.

Жюри: Правила игры простые: открываете экран, выполняете соответствующее задание, а за каждое правильно выполненное задание вам будут вручаться вот эти шары. В конце игры посчитаем, у какой команды их будет больше, та  и победит.

Музыкальный руководитель:  Итак, первый тур. Экран открывает команда «Красного рояля». Договоритесь, кто из вашей команды будет открывать экраны.

Детям предлагается два экрана с изображением скрипичного и басового ключа. Ребёнок выбирает один из экранов.

Музыкальный руководитель: На этом экране зашифрована музыкальная игра, которую вы узнаете по мелодии.

На металлофоне звучит музыкальный фрагмент мелодии игры «Ама-лама».

Игра «Ама-лама». Американская детская песенка.

Дети поют её, сопровождая текст  движениями.

1. Просыпается листва и проснулся паучок,

    Вот проснулась голова, и проснулся язычок.

Припев: Ама-лама-лама, Чоко, бала-бама,

               Эки, вэки, буки.

               Ама, лама-лама, чоко, балабама,

               Онэ, коко-юки.

2. Прыгаю кузнечики, зажужжали мухи.

    Просыпайтесь, плечики, просыпайтесь, мухи.

3. Вот проснулся муравей и сороконожки.

    Просыпайтесь поскорей, пяточки и ножки.

Музыкальный руководитель: Команде «Чёрного рояля» достаётся экран с вокальным упражнением «Веники».

Упражнение «Веники».

Дети встают и поют:

Веники, веники, веники – помелики

На печи валялися, с печки оборвалися.

Кум Гаврила, кум Гаврила,

Я Гавриле говорила. – Упражнение исполняется трижды с ускорением

                                       темпа и чёткой дикцией.

Музыкальный руководитель: Итак, счёт открыла команда «Красного рояля. Второй тур начинает команда «Чёрного рояля», и я предлагаю вам открыть один из этих экранов. (на экранах изображены струнные и ударные музыкальные инструменты) Вам предстоит угадать звучание музыкальных инструментов.

Дети называют экран, определяют звучание бубна, музыкального молоточка при помощи электронной музыкальной игры «Оркестр». Двое детей, угадавших инструменты, становятся «музыкантами».

Проводится игра «Весёлые музыканты».

Используется музыка с диска №1 для средней группы к серии сборников «Праздник каждый день» (авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева).

Ход игры: 

Все дети образуют два круга, идут по кругу, взявшись за руки, музыканты ходят между кругами, приговаривая:      (Диск 1, трек 34.)

Мы по улице гуляем

Хороводы выбираем.

Где весёлый народ –

Тут наш будет хоровод.

Все останавливаются, а музыканты, стоя  каждый перед своим кругом, говорят:

Выше руки поднимайте,

Музыканта в круг впускайте. (заходит в круг)

Я сыграю вам сейчас,

А вы все пускайтесь в пляс.

Музыканты играют на инструментах, все дети  танцуют.( Диск 1, трек 8.)

Музыканты: 

Ох, устал я играть.

Я пойду отдыхать.

Дети: А мы тебя не выпустим!

Музыканты пытаются выбежать из круга, дети препятствуют.

(Диск1, трек 44.

Игра повторяется трижды и каждый раз музыканты меняются, передавая музыкальные инструменты другим детям. Затем музыканты собираются в центре зала и говорят:

В хоровод большой вставайте,

Пляс весёлый начинайте.

Дети образуют один большой круг, музыканты в центре. Игра заканчивается общей пляской. (Диск1, трек 8).

Музыкальный руководитель: Третий тур начинает команда «Красного рояля», на экранах зашифрованы знакомые вам песни. (два экрана с нотами разного цвета). Но к исполнению песен нужно приготовиться, поэтому предлагаю вам встать на музыкальную разминку.

Фонопедическая разминка.

Разминка проводится под музыку Г.Гладкова «Первые шаги», диск «Весёлая детскотека», трек 23. На нечётные такты музыки движения и звуки показывает музыкальный руководитель, на чётные – их повторяют дети.

1такт. Хлопки                                      1-2, 1,2,3. (два длинных, три коротких.)

3такт. «Греем руки»                         один теплый выдох на руки, трём  

                                                           ладошки и три резких выдоха.

5такт. Ма – ма,(медленно)   ма-мэ-ми-мо-му (быстро).

7такт. «Поцелуй»                                1-2, 1,2,3. (два длинных, три коротких.)

9такт. «Лошадка»                             1 -  «цоканье» языком на улыбке, 2 -              

                                                           вытянув  губы трубочкой.

11такт. З – с, З – с                                на «с» приставить  указательный палец к        

                                                           губам.

13такт. «Машина»                            на звук «ж» вращаем «руль».

15такт. Пиу -                                     правая рука поднимается резко вверх.

             Бум -                                     рука резко опускается вниз.

             Пиу – бум,                            то же левой рукой.

17такт. У…(4 пальца к шекам, страшно),   А…(руки развести в стороны).

             О…(схватиться за голову),             Э…(радостно раскрыть руки).

19так.  Ха-ха, (длинные звуки). Ха-ха-ха (на сильном выдохе).

21такт. Хи-хи (длинные звуки),  хи-хи-хи-хи-хи (весело).

23-24 такты.   Я люблю петь!    - говорят одновременно с музыкальным

                                                      руководителем.

Музыкальный руководитель: Итак, право открыть следующий экран предоставляется команде «Красного рояля», (дети называют экран с нотками красного или синего цвета). Поздравляю! Вы открыли экран с весёлой песней «Кот в сапогах», исполните её, пожалуйста.

Песня «Кот в сапогах» сл. С. Плакутиной,  муз. Е. Беловой.

Музыкальный руководитель: А команда «Чёрного рояля» исполнит песню

Песня «Принимаю я парад»  сл.Е. Шкловского, муз. О. Девочкиной.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, все экраны открыты, выполнены все задания и пока жюри подсчитывают баллы, я предлагаю обеим командам отгадать загадку. Будьте внимательны.

Лучше её не бывает на свете,

Знают с рожденья об этом все дети.

Порой мы бываем, капризны, упрямы,

Но всё нам прощает любимая…(мама).

Музыкальный руководитель: Предлагаю заключительную песню спеть всем вместе.

Песня «Колыбельная для мамочки» сл. и муз. Е. Шестаковой.

Предоставляется слово жюри, подводится итог игры, объявляется результат, команды принимают поздравления.

Игра «Комплимент»

Ход игры: Дети становятся в круг, в центре – водящий с большим колпаком на голове, закрывающим глаза, дети идут по кругу и поют на русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде»:

Раз, два, три, четыре, пять.

Постарайся угадать,

Кто сейчас тебя поздравит,

Комплимент тебе подарит.

Один из детей называет водящего по имени, тот определяет по голосу, кто его позвал. Водящего меняют, игра повторяется.

Музыкальный руководитель: Я тоже хочу подарить всем вам комплимент: вы самые весёлые, умные и талантливые дети. А сейчас покажите мне правую руку…, левую руку… и дружно поаплодируйте друг другу. А в качестве награды мы дарим вам эти замечательные музыкальные инструменты – два рояля. Игра окончена. До свидания!

Дети под музыку уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях в игровой форме

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не...

Собственная методическая разработка воспитателя ГБДОУ детский сад №81 Выборгского района, Фендик Ольги Кирилловны. «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНЫХ ПЕСЕН»

Собственная методическая разработка воспитателя ГБДОУ детский сад №81 Выборгского район, Фендик Ольги Кирилловна на тему: «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНЫХ ПЕСЕ...

Статья "Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях как эффективная форма профилактики заболеваний органов дыхания"

Публикация статьи в сборнике материалов регионального семинара-практикума для музыкальных руководителей и педагогов ДОУ "Музыка как способ оздоровления дошкольников"...

«Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях в ДОУ» Рекомендации для музыкальных руководителей.

Система музыкально - оздоровительной работы предполагает использование на музыкальном занятии здоровье - сберегающих технологий, одним из которых является дыхательная гимнастика.Предлагается комплекс ...