Развитие вне- и речевого дыхания.
статья по логопедии по теме

Зайнуллина Лидия Игоревна

Специальные исследования, направленные на изучение вопроса овладения детьми дошкольного возраста речевым дыханием проводились мало. Имеющиеся в литературе данные касаются лишь вопросов тренировки речевого дыхания и чаще всего ограничиваются лишь упражнениями, направленными на воспитание длительного выдоха через рот, произнесением как можно больше слов на одном выдохе . Несколько шире этот вопрос представлен в литературе, связанной с устранением основного дефекта речи (ринолалия, дизартрия, заикание), хотя и в ней основное-внимание уделяется воспитанию правильного речевого дыхания .Развернутое исследование кандидата педагогических наук А. Максакова представляет в связи с этим существенный интерес для специалистов.<?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitii_vne-_i_rechevogo_dyhaniya.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИИ ВНЕ- И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Речевое дыхание дошкольников резко отличается от речевого дыхания взрослых: оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. Многие дети пользуются верхнегрудным дыханием, часто совершают вдох с резким поднятием плеч. Некоторые дети не умеют рационально расходовать воздух в процессе речевого высказывания, нередко добирают воздух почти перед каждым словом.

Специальные исследования, направленные на изучение вопроса овладения детьми дошкольного возраста речевым дыханием проводились мало. Имеющиеся в литературе данные касаются лишь вопросов тренировки речевого дыхания и чаще всего ограничиваются лишь упражнениями, направленными на воспитание длительного выдоха через рот, произнесением как можно больше слов на одном выдохе (Е. И. Радина, М. Ф. Фомичева). Несколько шире этот вопрос представлен в литературе, связанной с устранением основного дефекта речи (ринолалия, дизартрия, заикание), хотя и в ней основное-внимание уделяется воспитанию правильного речевого дыхания (А. Г. Ипполитова, В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, Е. Ф. Pay и др.). Развернутое исследование кандидата педагогических наук А. Максакова представляет в связи с этим существенный интерес для специалистов.

Известно, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Но, кроме своей основной физиологической функции — осуществления газообмена (поглощения, из атмосферы кислорода и выделения в нее углекислоты), дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Правильное речевое дыхание дает возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух.

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику (Г. В. Артоболевский, 3. В. Савкова, М. И, Фомичев, М. Е. Хватцев, Э. М. Чарели). Э. М. Чарели указывает: от правильного речевого дыхания «зависит красота и легкость речевого голоса, его сила, богатство динамических эффектов, музыкальность речи». «Правильное использование дыхания в речи,— пишет Г. В. Артоболевский,— заключается, во-первых, в экономном и равномерном расходовании воздуха, во-вторых, в своевременном и незаметном наполнении запаса его (на паузах)». В исследованиях 3. В. Савковой отмечается, что речевое (фонационное) дыхание дает не только энергию для голоса, но и принимает активное участие для выравнивания силы звучания звуков. В качестве примера Савкова предлагает произносить гласные звуки «а» и «и». При произнесении звука «и» будет более сильное напряжение в области диафрагмы, так как он возьмет больше энергии, чтобы «не отстать» в громкости звучания по сравнению с произнесением звука «а». Такое «выравнивание» звуков речи, по мнению Савковой,— необходимое условие ее разборчивости.

Развитие речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания, хотя последнее от речевого отличается тем, что в процессе высказывания после вдоха, который чаще всего осуществляется одновременно через рот и нос, следует пауза, а затем плавный выдох (при физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза). Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое — автоматически. При речевом дыхании выдох в зависимости от содержания высказывания может быть то короче, то длиннее; вдох осуществляется одним импульсом, выдох — несколькими и постоянно меняется по своей силе. Речевое дыхание оказывает влияние на плавность звучания речи. При этом оно часто зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения.

Достаточная продолжительность выдоха обеспечивает нормальную длительность звучания голоса. Чтобы сохранить его плавность, легкость и длительность, необходимо не только рационально расходовать воздух в процессе высказывания, но и своевременно добирать его. В процессе речи выдох происходит в основном через рот, он несколько замедлен, значительно продолжительнее, чем вдох (при физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос). При физиологическом дыхании, как считают В. Г. Ермолаев, Н. Ф. Лебедева, В. П. Морозов, отношение продолжительности вдоха и выдоха колеблется в пределах от 1:1 до 1:2; во время пения или разговора продолжительность фазы выдоха может быть длиннее фазы, вдоха в 12, 20 и даже 30 раз. При этом дыхание во время пения и разговора осуществляется одновременно через нос и через рот. О. В. Правдина указывает на такое же соотношение 1:20, 1:30, но считает, что вдох будет происходить главным образом через рот (путь вдыхаемого воздуха через рот короче и шире, чем через нос, поэтому происходит быстрее и незаметнее).

Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба. Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.

Важный момент в овладении правильным речевым дыханием — это вопрос о том, каким типом дыхания пользуется человек во время речевого высказывания. Физиологи различают и выделяют три основных типа дыхания: грудной, брюшной и смешанный. В настоящее время большинство исследователей для нормального звучания речи отдают предпочтение смешанному типу, дыхания, т. е. такому, при котором легкое вентилируется равномерно во всех частях, и этот тип дыхания следует расценивать как наиболее выгодный для организма. Грудная клетка при этом типе дыхания расширяется равномерно.

До XIX века старая итальянская школа, уделяя огромное внимание певческому дыханию, не требовала выполнения каких-то правил, хотя и отдавала предпочтение грудному типу дыхания. Французская школа пения придерживалась в то время того же взгляда. Певцам предлагали производить достаточной глубины вдох, при котором плавно расширялась грудная клетка, стенки живота при этом оставались в неподвижном состоянии. Вдох рекомендовали производить плавно, постепенно, экономно.

Вокальное искусство, достигшее в прошлом столетии значительного развития, постепенно изменяет взгляд на использование типа дыхания при пении. Преподаватели начинают отдавать предпочтение реберно-диафрагматическому или смешанному типу дыхания, предлагая совершать вдох экономно, задерживая его при помощи мышц живота. Этой же точки зрения начинает придерживаться и русское вокальное искусство.

В настоящее время учащихся и студентов учат правильно пользоваться смешанным типом дыхания. Этот тип дыхания, как отмечают Э. М. Чарели, А. Н. Островский, выгодно отличается от других типов, так как осуществляется за счет «активной работы всей дыхательной мускулатуры, обеспечивает одновременное функционирование мышц грудной клетки и брюшного пресса», тогда как при грудном типе дыхания при недостаточной активности мышц брюшного пресса и диафрагмы создается препятствие длительному и ровному выдоху, что ведет к утомлению голоса; при брюшном типе дыхания — недостаточная подвижность верхнего и среднего отделов грудной клетки ухудшает качество звучания звука.

Особенности развития речевого дыхания у дошкольников

Задача эксперимента состояла в следующем: установить длительность и силу выдоха у детей разных возрастных групп, выявить умение рационально расходовать воздух при произнесении гласных звуков, определить, какое количество слов (слогов) дети способны произнести на одном выдохе. Эксперимент включал несколько заданий.

Суть первого: выявить длительность и силу внеречевого выдоха. Дети должны были произнести выдох через рот. Чтобы увлечь их, разыгрывали ситуацию: как можно дольше дуть на ватку (снежинку). Время выдоха фиксировали с помощью секундомера. Силу выдоха, умение целенаправленно посылать воздушную струю определяли в ходе игры «Дует ветер». По заданию следовало подуть на бумажного лыжника так, чтобы он как можно дальше перемещался по гладкой поверхности стола (как дуть, показывал экспериментатор). Путь, пройденный лыжником, измеряли линейкой.

Суть второго задания: выявить длительность произнесения гласных звуков на одном выдохе. Дети должны были как можно дольше на одном выдохе произнести звуки «а», «у», «и», наиболее контрастные по артикуляционным и акустическим свойствам. По заданию следовало как можно дольше спеть колыбельную песенку (произнести звук «а»), песенку паровоза (звук «у), ослика (звук «и»). Время звучания звуков (выдоха) фиксировали с помощью секундомера. Кроме того, соревнуясь, распевая песенку («Кто дольше споет песенку»), дети учились произносить гласные звуки. Дело в том, что мы пытались установить: увеличивается ли время произнесения звуков при игровых ситуациях, т. е. пытались выявить резерв возможностей более долгого произнесения звуков или более экономного расходования воздуха.

Третье задание — на материале стихотворения А. Барто «Наша Таня» (включает 17 слов или 31 слог), чистоговорки «Сидит еж у елки, у ежа иголки» (содержит 7 слов или 12 слогов) — помогало нам установить, какое количество слов (слогов) могут произнести дошкольники на одном выдохе. Наблюдая, мы фиксировали, когда ребенок добирает воздух, делает вдох в процессе речевого высказывания. В процессе чтения стихотворения или проговаривания чистоговорки на подготовленных карточках с текстом отмечали места, где производился вдох.

Полученные данные протоколировали. Учитывая, что произносимые слова могут быть различны по протяженности (короткие —длинные), при анализе одновременно подсчитывали количество слогов, произносимых ребенком на одном выдохе (иными словами, за единицу измерения брали слова и слоги).

Наш эксперимент мы проводили в детских садах № 153, 286 (Москва) во всех возрастных группах. В первых двух заданиях приняли участие 107 детей: 15 — первая младшая группа, 31 — вторая младшая, 15 — средняя группа, 15 — старшая, 31 — подготовительная к школе группа. Время проведения эксперимента — январь, февраль. Обследовали пять подгрупп: детей, посещавших дневные группы, и две подгруппы — 16 детей второй младшей и 15 подготовительной, находящихся в детском саду круглосуточно. В третьем задании приняло участие по 40 детей каждой возрастной группы.

Результаты обследования внеречевого выдоха. Первая младшая группа (от 1 года 9 месяцев до 2 лет 4 месяцев): свободно подуть на ватку в ходе игры «Снежинка» в течение секунды могли 8 детей, 1,5 секунды — 5 детей, 2 секунд — 1 ребенок, менее секунды — 1 ребенок. Таким образом, продолжительность выдоха составила в среднем 1,3 секунды.

Причем малыши нередко выдыхали одновременно через рот и нос. Длительность выдоха в процессе произнесения гласных звуков наблюдалась несколько дольше, нежели при неречевом выдохе. В среднем гласный звук «а» воспроизводился в течение 1,5 секунды, звук «у» — 1,7 секунды, звук «и» — 1,6 секунды. Звук «а» в течение секунды — 5 детей, 1,5 секунды — 4 детей, 2 секунд и более — 6 детей; звук «у»: секунда — 3 детей, 1,5 секунды — 6 детей, 2 секунды и более — 5 детей; звук «и»: менее секунды — 1 ребенок, секунды — 7 детей, 1,5 секунды — 3 детей; 2 секунд и более — 4 детей. Продолжительность произнесения гласных звуков зависела от внеречевого выдоха: дети, дольше дувшие на снежинку, как правило, дольше воспроизводили гласные звуки.

Вторая младшая группа (31 ребенок): 15 детей дневной группы, 16 — посещающие детский сад круглосуточно. Дневная группа: внеречевой выдох составил в среднем 1,8 секунды (выдох в течение секунды наблюдали у 3 детей, 1,5 секунды — у 7 детей, 2 секунд — 1 ребенка, от 2,5 до 3 секунд — у 4 детей). Круглосуточная группа: внеречевой выдох составил в среднем 1,6 секунды, секунды — у 4 детей, 1,5 секунды — у 6 детей, 2 секунды — у 6 детей.

Средняя группа. Длительность внеречевого выдоха составила 3,2 секунды: от 1,5 до 2 секунд — у 4 детей, от 3—4 секунд — у 9, 5 секунд — у 2 детей. Звук «а» дети произносили в течение. 3,9 секунды, звук «у» — 5,1 секунды, звук «и» — 5,5 секунды. В этой группе мы отметили аналогичную закономерность: дети, которые дольше дули на ватку, дольше воспроизводили и гласные звуки, но звук «а» произносили несколько короче.
Старшая группа. Внеречевой выдох составлял в среднем 4,5 с: звук «а» дети произносили в среднем в течение 5,2 с, звук «у» — 6 секунд, звук «и» — 6,2 с.

Подготовительная к школе группа. Обследовали 31 детей (из них 16 — из дневной группы, 15 — круглосуточной). В среднем дети из дневной группы свободно совершали выдох в течение 5,6 секунды (от 3—4 секунд — 5 детей, 5—9 секунд — 11 детей), из круглосуточной группы ;— 3,8 секунды (2—4 секунды — 13 детей, от- 5 и более секунд — двое). Низкий уровень у некоторых детей мы связываем попыткой как можно сильнее дуть на ватку.

Примечательно, что при длительном произнесении звуков у некоторых детей дрожал голос, чувствовалась прерывистость в произнесении, что свидетельствовало: дети по возможности пытались использовать почти весь воздух, находящийся в легких.

Проверка количества слов (слогов), которые дети могли произносить на одном выдохе без дополнительного добора воздуха (3-е задание), показала: во второй младшей группе в процессе чтения стихотворения (А. Барто «Наша Таня») дети делали от 4 до 6 вдохов (в среднем 4,8 вдоха). Если учесть, что стихотворение А. Барто включает 17 слов (31 слог), то дети второй младшей группы смогли произнести на одном выдохе 3—4 слова. 50 процентов детей добирали воздух после воспроизведения каждой строки, т. е. воздуха им хватало на то, чтобы воспроизвести 4 слова (8 слогов). Те же дети, кто сделал 5—6 вдохов, нередко добирали воздух внутри строки, нарушая при этом плавность воспроизведения текста.

Пример:
Наша / Таня громко плачет, / Уронила в речку мячик, / Тише, Танечка, не плачь!/ Не утонет в речке мяч. /
Наша Таня громко плачет, / Уронила в речку / мячик, / Тише, Танечка, / не плачь! / Не утонет в речке мяч./

Многие дети сразу же после чтения стихотворения производили, вдох, что говорило о невозможности дальнейшего речевого высказывания. Однако были и такие, кто производил вдох не сразу и мог продолжить речевое общение на остаточном выдохе,

В процессе чтения чистоговорки «Сидит еж у елки, у ежа иголки» (7 слов, 12 слогов) дети второй младшей группы совершили в среднем 2—4 вдоха (за один выдох прочел всю чистоговорку лишь один ребенок, за 2 — 4, за 3 — 5 детей).

В средней группе при чтении этого же стихотворения дети сделали в среднем 4,6 вдоха: 4 вдоха — 4 детей, 5 вдохов — 6 детей, при проговаривании чистоговорки — 1,7; 1 вдох — 3 детей, 2 вдоха — 7. Читая стихотворение, дети, как правило, совершали вдох перед каждой новой строкой, причем многие начинали свое высказывание на остаточном выдохе, т. е. перед чтением не делали вдоха. Но что примечательно, для произнесения 4—5 слов детям не хватало воздуха, так как в конце чтения они вновь его добирали. Некоторые же ребята, читая стихотворение, перед словами «не плачь» делали паузы, добирая воздух для дальнейшего высказывания (Тише, Танечка, / не плачь!/ ...).

Полностью чистоговорку на одном выдохе могли воспроизвести 3 детей. Перед произнесением они вдыхали воздух, а затем, рационально расходуя его, произносили чистоговорку — на одном выдохе 7 слов (12 слогов). Другие, начиная чтение с вдоха, добирали воздух после слов «у елки» / «Сидит еж у елки, / у ежа иголки» или, начиная с остаточного выдоха, добирали воздух внутри фразы по произнесении отдельных слов: «Сидит еж у елки, / у ежа / иголки; сидит / еж у елки, / у ежа иголки».

В старшей группе при чтении стихотворения потребовалось в среднем 4,3 вдоха: 3 вдоха сделали 2 детей, 4 вдоха — 4 детей, 5 — 3 детей, 6 вдохов — 1. При проговаривании чистоговорки — 1,4: 1 вдох — 6 детей, 2 вдоха — 4 детей. Перед чтением стихотворения сделали вдох 7 детей, трое начали чтение на остаточном выдохе. Если в средней группе по прочтении стихотворения дети сразу добирали воздух, то у старших детей воздух в легких оставался и они могли свободно по прочтении стихотворения вступать в диалог. Как и в средней группе, старшие ребята добор воздуха в основном осуществляли после каждой прочитанной строки, т. е. выдоха им вполне хватало для произнесения четырех и более слов.

При проговаривании чистоговорки у детей, которые сделали два вдоха (первый — вначале, второй — после слов «у елки»), в конце фразы еще был запас воздуха для дальнейшей речи. На одном выдохе произнесли чистоговорку те ребята, кто мог достаточно глубоко вдохнуть перед чтением, умея при этом рационально расходовать выход воздуха из легких. Некоторые дети начинали произносить фразу на остаточном выдохе (т. е. вдоха перед началом говорения, не делали), но добирали воздух после слое «у ежа». В конце фразы у них еще оставался воздух, который они могли бы использовать для дальнейшего говорения.

В подготовительной группе при чтении стихотворения сделали в среднем 3,9 вдоха: 3 вдоха — 4 детей, 4 вдоха — 4 детей, 5, 6 вдохов — по одному ребенку; при воспроизведении чистоговорки — 1,1 вдоха.
Из четырех детей, сделавших три вдоха в процессе воспроизведения стихотворения, двое начали читать его на остаточном выдохе, добирая воздух лишь перед чтением новой строки. При этом по завершении чтения они не сразу делали вдох и могли продолжить свое высказывание. Двое других детей делали вдох перед чтением и воспроизводили на одном выдохе две строки, т. е. могли сразу воспроизвести 8 слов. Другая группа — четверо детей делали вдох перед чтением, затем добирали воздух перед каждой строкой, но после завершения чтения имели запас воздуха для дальнейшего говорения.

Прежде чем приступить к обучающему эксперименту, мы попытались выяснить, могут ли дошкольники без специальных занятий и тренировок увеличить выдох воздуха (по предложению педагога сделай глубокий вдох, а потом как можно дольше подуй в трубочку, подуй на лыжника, произнеси звук). Вот почему во второй младшей, средней и старшей группах (по 10 детей в каждой группе) мы предложили ребятам дуть в трубочку, один конец которой находился в банке с водой.

Результаты: во 2-й младшей группе дети выдыхали воздух в трубочку в течение 2,7 секунды, в средней — 3,4 секунды, в старшей — 4,2 секунды. Наводящая установка педагога показала: специальные занятия с детьми увеличивают продолжительность выдоха (во 2-й младшей группе — до 3,6i секунды, в средней — 4,1, в старшей — 5,4 секунды). Удлинение выдоха у детей мы наблюдали и при произнесении гласных звуков, изменялись положительно показатели и в ходе соревнований (разыгрывалась игра «Кто дольше погудит паровозиком»). Выдох в этом случае почти у всех детей был дольше примерно на 1 — 1,5 секунды и более.

Итак, подытожим все вышесказанное: с возрастом у детей выдох, как внеречевой, так и речевой, становится более продолжительным. Внеречевой выдох, как правило, короче выдоха, совершаемого в процессе произнесения гласных звуков. В процессе фонации расходуется воздух более рационально, нежели при свободном выдохе: звук «а» воспроизводится несколько короче звуков «у», «и». Выдох, внеречевой и при фонации звуков, увеличивается, если детям дают установку («Сделай глубокий вдох и подуй как можно дольше», «Произнеси как можно дольше»). Чем старше дети, тем больше слов они способны воспроизводить на одном выдохе.

Возникает вопрос: как воспитывать у детей речевое дыхание? Прежде чем отвечать на этот вопрос, попытаемся определить, в чем выражается правильное функционирование речевого дыхания. Перед началом говорения ребенок должен сделать достаточно глубокий вдох, а затем в процессе речевого высказывания рационально расходовать выдох, добирая воздух на определенных речевых отрезках. Своевременный вдох и последующий плавный рациональный выдох обеспечивают неразрывность и плавность звучания речи.

Обследование речевого дыхания показало: выдох у малышей короче в сравнении со старшими детьми и значительно уступает взрослым. Дети не всегда перед началом говорения делают вдох и нередко начинают свою речь с остаточного выдоха. Поэтому задача формирующего эксперимента была таковой: путем специально подобранных игр и упражнений попытаться преодолеть у детей возрастные трудности, т. е. попытаться увеличить длительность и силу внеречевого выдоха и выдоха в процессе фонации звуков, произнесения слов и фраз.

Работу по воспитанию у детей правильного речевого дыхания мы осуществляли в процессе общего речевого развития: дыхательные упражнения проводили в разные режимные моменты — на занятиях по речевой гимнастике (сразу после утренней), по развитию речи (на физкультминутке, при уточнении произношения изолированных звуков), на музыкальных занятиях (во время пения обращали внимание на правильность дыхания), вне занятий (игры и тренировочные упражнения). Особое внимание уделяли тем детям, у кого дыхание в покое неровное, поверхностное. В экспериментальной группе занятия проводили фронтально — два раза в неделю в течение 6 месяцев. В контрольной — по общепринятой методике, т. е. в основном в виде физкультминутки на речевых занятиях и на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи.

В работе по воспитанию речевого дыхания в экспериментальной группе использовали такие методические приемы, как образец, упражнения, дидактические игры.

Цель дыхательных упражнений — увеличить жизненную емкость легких, научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, плавно расходовать воздух на выдохе.

Работа по воспитанию вне- и речевого дыхания вели поэтапно. Сначала детей учили спокойно, достаточно глубоко вдыхать и плавно, протяжно выдыхать воздух без произнесения звуков (работа над внеречевым дыханием), затем рационально, экономно производить выдох в процессе фонации звуков при произнесении слов и фраз (работа над речевым дыханием). Обучая детей внеречевому дыханию, учили их производить быстрый вдох и плавно, равномерно выдыхать воздух с различной силой (сдувать с руки снежинки, ватку, дуть на султанчики (тонкие полоски бумажек), греть ладошки, дуть на подвешенные к нитке легкие бумажные бабочки, птички, на одуванчики), широко использовали дидактические игры «Лети, снежинка», «Ветер», «Погрей ладошки».

В средней и старшей группах в игровой форме предлагали более сложные задания (задувать в ворота легкие шарики — игра «Попади в ворота», включали элементы соревнования — кто дольше сможет подуть на «листики деревьев», у кого дальше улетит снежинка; предлагали передвигать по гладкой поверхности стола легкие предметы — игры «Лыжники», «Чья снежинка улетит дальше»).

Для выработки ровного, планомерного, удлиненного выдоха организовывали игры («Комары и комарики», «Большие и маленькие жуки», «Кто дольше споет песенку», «Чья песенка длиннее»). Детям следовало с различной громкостью произносить протяжно звуки «а», «у», «и», «з», «ж» и др. Задания давали на речевых занятиях в процессе уточнения и закрепления звуков. Особое внимание обращали на правильность произнесения на одном выдохе нескольких звуков, добиваясь одинаковой длительности их произнесения, без добора воздуха, плавного перехода от одного звука к другому: а---------- у -----------, у ------------ и -----------, з ---------- ж -----------. (Согласно исследованию 3.В.Савковой произнесение согласных звуков способствует выработке длительного выдоха, в то время как «взрывные согласные тонизируют работу дыхательного аппарата, особенно развивают подвижность диафрагмы».) В ходе дидактических игр и упражнений по воспитанию внеречевого выдоха внимание детей постоянно фиксировали на его длительности, а при произнесении звуков — на равномерности и плавности их произнесения. В старших группах игры и упражнения усложняли, например, проводили игры соревновательного характера («Кто дольше подует», «Чей лыжник убежит дальше», «Кто дольше пропоет», «У кого дольше гудит самолет» и др.).

Дыхательные упражнения проводили в хорошо проветренной комнате не ранее, чем через 1,5—2 часа после еды. Следили, чтобы одежда не стесняла ребенка, чтобы вдох он производил без напряжения, плавно, не поднимая плеч, не втягивая живот при выдохе. Длительность упражнений: для детей младших групп — 2—3 мин, для среднего и старшего дошкольного возраста — 3—5 мин. На музыкальных занятиях следили за правильностью вдоха, чтобы дети стояли прямо, не вытягивали шеи во время пения.

В работе по воспитанию речевого дыхания учитывали пожелания А. С. Фельдберг: добиваться у детей 2-й младшей группы такого выдоха, который ограничивался бы произнесением фразы, состоящей из 2—3 слов, для детей среднего и старшего дошкольного возраста — 3—5 слов.

Для выработки речевого дыхания предлагали детям, кроме фонации звуков, произносить на одном выдохе небольшие по объему шутки-чистоговорки, небольшие фразы в качестве ответов на вопросы по картине. Следили за тем, чтобы дети произносили слова на одном выдохе, а фразы, состоящие из 6—7 и более слов, членили на речевые отрезки, правильно распределяя паузы с учетом содержания текста. В качестве речевого материала использовали потешки, короткие стихотворения.

Результаты педагогического эксперимента показали: работа, направленная на развитие дыхания, дает положительный эффект — увеличивает длительность и силу внеречевого выдоха, оказывает влияние на воспитание речевого дыхания, возможность дольше воспроизводить звуки речи, больше слов произносить на одном выдохе.

Итак, речевое дыхание является произвольным, сознательным актом. Оно управляется и контролируется говорящим. В процессе развития ребенка совершенствуется физиологическое дыхание, развивается речевое дыхание.         При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее; раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность произносить больше слов на одном выдохе; создаются условия для правильного использования выдоха в процессе речевого высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателей над развитием физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающей непрерывное снабжение всех органов и тканей кислородом....

Упражнения для развития у детей речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование...

Игры и упражнения для развития у детей речевого дыхания, речевого слуха и артикуляции

Формирование правильного речевого дыхания, за исключением выработки физиологического (диафрагмального) дыхания, осуществляется в процессе общего речевого развития, параллельно с развитием артикуляции ...

Упражнение для развития у детей речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата (старшая группа)

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукоо...

Упражнения для развития у детей речевого дыхания, речевого слуха и развитие голоса

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выраз...