развитие ручной моторики
статья по логопедии по теме

Черняева Марина Александровна

данная статья будет полезна не только воспитателям, но и родителям. Здесь я предлагаю несколько интересных упражнений для развития ручной моторики малышей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_ruchnoy_motoriki.docx12.84 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ МОТОРИКИ

Необходимость развития моторики рук у детей дошкольного возраста обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. По данным М.И. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.

Развитие ручной моторики у детей старшего дошкольного возраста имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки дошкольников к овладению письмом.

Существуют различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронного движений пальцев рук. Также проводятся упражнения общего характера, включенные в различные виды деятельности:

1. Конструирование из кубиков домиков, башен, сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.

2. Раскладывание и складывание разборных игрушек.

3. Составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3 и на 4. первоначально складывают по образцу, потом – по памяти.

4. Складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений.

5. Обведение контуров предметных изображений.

6. Раскрашивание контурных изображений предметов  цветными карандашами.

7. Вырезывание цветных полосок, фигурок по контурам.

8. Наматывание ниток на катушку, клубок.

9. Расстегивание пуговиц, зашнуровывание.

10. Работа с пластилином.

11. Работа с мозаикой.

12. Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.

13. Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак – ладонь – ребро.

14. Поочередная смена положений рук: левая рука – кулак, правая – ладонь; затем наоборот.

С детьми можно проводить пальчиковые игры без речевого сопровождения:

«Лесенка».

К кончику большого пальца правой руки прикладывается кончик указательного пальца левой руки. Затем кончик указательного пальца левой руки соединяется с кончиком большого пальца правой руки. Далее также большими и средними пальцами, большими и безымянными пальцами.

«Оса».

Поднять правую руку, сжатую в кулак, а затем выпрямить указательный палец и вращать им. То же – левой рукой, затем обеими.

«Дети бегут».

Указательный и средний палец правой руки «бегают» по столу. То же – левой рукой, затем одновременно.

«Очки».

Образовать два кружка большим и указательным пальцами обеих рук, соединить их.

«Двое разговаривают».

Обе руки согнуты в кулак, большие пальцы поднимаются вверх, то сближаются, то удаляются.

«Птичка пьет водичку».

Пальцы левой руки слегка согнуты в кулак, указательный палец левой руки опускается в отверстие.

«Гнездо».

Ладони соединяются около мизинцев, пальцы обеих рук слегка согнуты.

«Лодочка».

Ладони прижаты друг к другу, сверху слегка раскрываются.

«Солнечные лучи».

Руки скрещиваются перед грудью, пальцы расставлены.

«Елка».

Ладони прижимаются тыльной стороной друг к другу, пальцы скрещиваются.

«Игра на рояле».

Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола:

Одним пальцем: 1,2,3,4,5;5,4,3,2,1.

Двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2; 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционный план развития ручной моторики

Перспективный план работы в старших подготовительных группых по ручной моторике....

перспективный план по развитию ручной моторики у детей с ДЦП

перспективный план на год по развитию ручной моторики у детей, страдающих детским церебральным параличом...

Игровые дидактические пособия как средство развития ручной моторики у дошкольников

Игры для дошкольников, которые можно сделать своими руками из бросового материала....

Игры и упражнения на развитие ручной моторики

представлены игры и упражнения на развитие ручной моторики...

РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ МОТОРИКИ И МОТОРИКИ АРТИКУЛЯТОРНОГО АППАРАТА

        У детей при ряде речевых нарушений отмечаются выраженная  в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии  движений пальцев ...

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ МОТОРИКИ И МОТОРИКИ АРТИКУЛЯТОРНОГО АППАРАТА ПРИ СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИИ

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.. –– Спб.: Изд-во «СОЮЗ&r...