Индивидуальное занятие.Тема: «Постановка звука Р»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Осадчая Виктория Владимировна

Формирование понятия  о механизме образования звука  и его акустических особенностяхФормирование понятия  о механизме образования звука  и его акустических особенностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ind.zanyatie.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                Открытое индивидуальное занятие  

                                       Тема:  «Постановка звука  Р»

Ход занятия  

1.Организационный момент.

  Сегодня мы с тобой будем путешествовать, а своё путешествие мы начнём на транспорте.

Отгадай загадку, на каком транспорте мы поедем путешествовать?

« Носит обувь из резины, а питается бензином?»

(Автомобиль).

Внести автомобиль.

Звукоподражание: ж-ж-ж; т ж – т ж- т ж;

2.Пальчиковая игра  « Игра машина »

Правая и левая рука катают шарик су-джок.

 Поедем, мы поедем в далёкие края, сегодня путешествует вся моя семья.

На каждый название  одеваем на пальчик  металлическое колечко.

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я,

Вот и вся моя семья!

3. Развитие артикуляционного праксиса

Массаж язычной мускулатуры. Использование щётки

(используем детскую зубную индивидуальную щётку)

Игра: «Ехала машина»

 

А) Гигиенический массаж.

 Логопед: « Поедем мы, поедем в далёкие края»

 Логопед выполняет массаж детской щёткой.

 «Ехала машина тёмным лесом        поглаживающий массаж щеткой по продольным

За каким-то интересом.               мышцам, от корня или средней части языка к кончику 

По дороге она скользила,          массаж из стороны в стороны зигзагообразно

В дождик быстро угодила.

Кап-кап-кап,                                  надавливание щеткой на каждое слово

Кап-кап-кап,

Ехала в отпуск- вот так!               поглаживающий массаж щеткой

Направление движения (поглаживающий  массаж щёткой по продольным мышцам, от корня или средней части языка к кончику)

 Лёгкое поглаживание продольных мышц языка.

Б) «Встречное движение машин».

  Массаж по поперечным мышцам языка из стороны в стороны зигзагообразно, поглаживание. Логопед выполняет движения. Ритмичное надавливание проведение щетиной зубной щётки.

В)  Поглаживание языка: «Скользкая опасная дорога».

  Из стороны в сторону, выполняет движения щёткой.  Поглаживающий  массаж щёткой.  По продольным  мышцам, от корня или средней части языка к кончику.

Г) «Потягивание троса,  у машины».  

Ребёнку предложить  выполнить упражнение « Грибок». 

Логопед произносит текст и выполняет массаж  языка  при помощи щётки.

Рос грибок на толстой ножке,

посредине той дорожки.

 Открыть рот широко. Проводить щёткой  постукивающий массаж.  Вибрирующий  массаж (постукивающий, от корня к кончику).

Ехала машина тёмным лесом

За каким-то интересом.

По дороге она скользила,

В дождик быстро угодила.

Кап-кап-кап,

Кап-кап-кап,

Ехала в отпуск - вот так!

4.Артикуляционная гимнастика для губ.  Логопед вносит  пиктограммы  звук( а) в улыбке   положение губ , звук ( у) положение губ трубочка ), звук  ( о) положение губ вытянутый овал, звук  ( ы ) положение  губ как при произношение  выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, звук ( и) положение губ в улыбке, звук ( э) положение языка находится в глубине рта.  Очень важно  напоминать ребёнку о правильном положении артикуляции. Логопед произносит: «В отпуске всегда ехать весело, распоёмся друзья эта песенка моя»

А-У-О-Ы-И-Э

5.Мимические упражнения.

Логопед вносит пиктограммы (Изображение контура  лица ребёнка радостного, хмурого, удивленного).

  Предложить ребёнку выполнить упражнения.

« Улыбнулись, нахмурились, удивились»

6.Ариткуляционная гимнастика.

Автомобиль проедет  около дороги, где растут грибы.

«Зарядка для путешественника»

  Логопед: « Остановимся в лесу, я грибочки соберу».

Упражнение «Грибок».

Описание упражнения: Улыбнулись, открыть по шире рот, «приклеить» язычок к нёбу, следит, чтобы при этом рот был широко открыт. Выполнить упражнение  4-5 раз.

 Логопед: «Отдохну и поскучаю выпью я варенье с чаем».

 Упражнение «Вкусное варенье».

Описание упражнения: Улыбнулись, открыть по шире рот, облизать языком  верхнюю губу, а затем нижнюю губу. Выполнить упражнение 4-5 раз.

 Упражнение «Качели»

Описание упражнения. Логопед называет имя ребёнка, с которым проводит занятие.

Сядем Никита на качели,

И взлетим мы выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом мы в лес вернулись.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт « два»- поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.

Упражнение « Гармошка».

Логопед: Чтоб в лесу мы не скучали, на гармошке поиграли.

Описание упражнения:  улыбнулись, широко открыли рот,

 « приклеили» язык в домике к « потолку» (к нёбу). Не опуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5раз.

8.Работа над развитием  пальчиковой гимнастики. 

Продолжаем наше путешествие. Отгадай загадку « Что за птица? Песен не поёт, гнезда не вьёт. А груз и людей везёт (Самолёт).  Логопед предлагает выложить  ребёнку самолёт из палочек.   В своей работе использует набор счётных палочек.

Предлагает так же попробовать выполнить на примере артикуляционной гимнастики для языка. « Заведём мотор». Упражнение выполняется от упражнения  «  Грибок»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, « приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом  рот был широко открыт.  Логопед: « Заведём сейчас мотор и отправимся в полёт».

Логопед использует  для вибрации языка  ребёнка ватные палочки.

Подражание вибрация, с помощью ватных палочек

9. Работа над развитием правильного  дыхания. 

(Логопед следит за выполнением сильного ротового выдоха, а также следит, чтобы ребенок не надувал чрезмерно щёки).

Отработка дыхания. Устроим бурю в океане.

 Логопед вносит 2 стакана  с водой и соломку для ребёнка и для показа.

Логопед: «Сели мы  в теплоход и отправились вперёд».

10.Развитие фонематического слуха:

Хлопни когда услышишь звук  Р среди других звуков.

Опознавание  звука в ряду изолированных звуков, отдалённых по артикуляционным и акустическим характеристикам

У-А-Р-Ш-К-С-Р-Г-О-И-Р-В-Э-Р

Выделение звука Р в слогах:

БУ-аР-КО-Ры-га-уР-пу-Ры-хо-уР-па

Пора нам возвращаться домой. Логопед вносит пиктограммы для игровой ситуации.

11. Гимнастика для глаз с помощью лазерной указки.

                        Лучик солнца

Лучик, лучик озорной.

Поиграй-ка, ты, со мной.

  (моргают глазами)

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

(делают круговые движения глазами)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

(отводят взгляд влево)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду!

11.Образование глаголов с помощью приставок.

Жила-была  маленькая легковая машинка. Решила она поехать в гости к своему другу Мише. Давай  расскажем вместе, как машина ехала в гости.

 Игра: «Добавь словечко!»

Машина из гаража……выехала и по дороге ….. поехала. Яму …. объехала и к реке ….. подъехала. Речку по мосту ….. переехала, с моста……съехала, дальше поехала. Ехала-ехала и  в гости ……приехала.

12. Итог игровой деятельности.

На каком транспорте мы сегодня путешествовали? (ответы).

Ты сегодня молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия. Тема: "Постановка и автоматизация звука "л"

Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на  деятельности и  поведении ребенка. Дети с речевыми  нарушениями начиная понимать свой недостаток становя...

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ц]»

ЦЕЛИ1.Закрепить правильное выполнение артикуляционных уп­ражнений.2.Продолжать формирование длительной направленной воз­душной струи.3.Учить правильно произносить звук [ц] с механической по­мощью и по...

Индивидуальное логопедическое занятие. Тема: Постановка звука [Р]. Тигр. Овощи.

Цель: учить правильно произносить звук [р] механическим способом Задачи.        Образовательные: упражнять в определении наличия и места звука.  Коррекционно-развива...

Индивидуальное логопедическое занятие. Тема: Постановка звука [Р]. Тигр. Овощи.

Индивидуальное логопедическое занятие.Тема: Постановка звука [Р].  Тигр. Овощи.Цель: учить правильно произносить звук [р] механическим способом Задачи.           ...

Индивидуальное логопедическое занятие. Тема: Постановка звука [Р]. Тигр. Овощи.

Индивидуальное логопедическое занятие.Тема: Постановка звука [Р].  Тигр. Овощи.Цель: учить правильно произносить звук [р] механическим способом Задачи....