План коррекции речевых нарушений в дошкольном возрасте
методическая разработка по логопедии на тему

План коррекции речевых нарушений в дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_korrekcii.docx69.7 КБ

Предварительный просмотр:

  I ЭТАП   РАБОТЫ (СЕНТЯБРЬ)

 

  1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

Развитие мелкой моторики пальцев рук в специальных упражнениях и играх на закрепление ощущения отдельного пальца, сжимания и разжимания кисти, растяжение, встряхивание и помахивание кистями, противопоставление большого пальца остальным пальцам руки.

     2. РЕЧЬ С ДВИЖЕНИЕМ (звукоподражание, мимика, психогимнастика).

     2.1.Развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что способствует социальной компетенции и адаптации ребенка.

     2.2.Развитие звукоподражания в игровых упражнениях, закрепление правильной артикуляции звука «а».

      3. ИГРОВЫЕ ОБРАЗЫ, ИГРЫ.

     3.1.Воспитание умения вслушиваться в речь и получать ответные двигательные или звуковые реакции.

     3.2.Формирование у детей подражательности движениям педагога.

II ЭТАП РАБОТЫ (ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ)

     1. ВОСПИТАНИЕ СЛУХОВОГО И  ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ.  

      1.1.Формирование внимания к неречевым звукам,  воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные и речевые реакции.

      1.2.Воспитание чувства ритма, слухового внимания, сосредоточенности, выдержки.  

      1.3.Развитие оптико-пространственной функции: воспитание навыка фиксации взгляда на объекте и активного восприятия объекта. Развитие зрительного внимания (тактильный контакт обязателен).            

       1.4.Развитие слуховой и зрительной  памяти.

       2.  РАЗВИТИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ.

       2.1.Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредоточиваться, настраиваться на восприятие речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции.

       2.2.Расширение объема понимания чужой речи, накопление пассивного словарного запаса с ориентацией на понимание целостных словосочетаний, подкрепленных наглядным предметным действием.

       2.3.Обучение детей умению соотносить(в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением.

       2.4.Развитие понимания грамматических форм речи, понимание соотношения между членами предложения, понимание вопросов косвенных падежей:

 а) обучение детей пониманию вопросов: ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? НА ЧЕМ?  - для выяснения местонахождения предметов («Покажи,  куда Оля положила куклу?»

«Где лежат книги?»).

б) обучение пониманию вопроса КОМУ? ( «Покажи, кому

мама завязывает шарф? Кому девочка дает морковку? »).  

в) понимание вопросов: ЧТО? КОГО? У КОГО? – для выявления объекта действия

 (« Покажи, что девочка рисует? Кого везет мама?»).  

г) понимание вопроса ЧЕМ? ( «Покажи, чем мама режет хлеб? )

        2.5.Развитие пассивного предикативного словаря:                        

а)обучение пониманию смысла сюж. картинок, на которых люди совершают различные действия (Покажи, где мальчик бежит, а где собачка сидит)

  б) обучение пониманию действий, совершаемых одним и тем же лицом (Собака спит, лежит, сидит)

  в)  обучение быстрой ориентировке детей в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов действий ( Покажи кто спит, кто сидит, какой мальчик спит, а какой улыбается )      

  г) обучение детей быстрому переключению с одного действия на другое по словесной инструкции( Шагай, стой), различению утвердительных и отрицательных приказаний с частицей – НЕ( Прыгай, не прыгай).  

 д) выполнение одно- и двухступенчатых инструкций ( Игра «Поручение»).

         2.6.Понимание предложных конструкций (предлоги В, НАД, ПОД) и вопросов косвенных падежей. Дифференциация предлогов.

         2.7.Понимание простых типов предложений.

         2.8.Соотнесение слов один- много- мало- ни одного с соответствующим количеством предметов. Соотношение  слов «большой, маленький, средний»  с размером предлагаемых предметов.

         2.9.Развитие умения различать вкус ( сладкий, соленый, кислый)

         2.10.Различение пространственного расположения предметов при условии, что предметы находятся в привычных для ребенка местах.

         3.  ВОСПИТАНИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ( РАЗВИТИЕ ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТИ)                                                          3.1.Развитие  у детей подражательности, вызывание речевого подражания( речь с движением).                                                  3.2.Обучение  детей пению припевов песен, распевок, содержащих звукоподражания, выработка правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных « а «, « у », « и «, « о «.                                           3.3.Развитие интонационной выразительности  речи, модуляции голоса, длительного речевого выдоха на материа ле гласных и их сочетаний.                                                                            3.4.Развитие  правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений  рук, мимики и адекватного их использования.                                                                  4. ФОРМИРОВАНИЕ  АКТИВНОГО СЛОВАРЯ.                         4.1.Вызывание у детей потребности подражать слову взрослого.                                                                                                    4.2.Формирование звуко-слоговой        структуры слов с правильным  воспроизведением ударного слова и интонационно-ритмического рисунка в двухсложных словах со слоговой структурой типа:                                         0

а ) СГ + СГ (на, да, мама, папа, Катя),

б ) ГСГ (иди, усы),

          4.3.Развитие экспрессивной речи:

а )формирование умения называть имена детей и членов семьи, называть предметы, картинки по лексическим темам на материале игр.

б ) формирование глагольного словаря (активное усвоение повелительного наклонения глаголов.

в ) пополнение активного словаря детей за счет прилагательных, обозначающих признаки, которые дети могут ощутить- потрогать, увидеть, услышать: цвет: красный, синий, размер: большой, маленький, вкусовые качества предмета: сладкий, кислый, горький.

г )введение  в речь наречий с помощью вопроса СКОЛЬКО?

         5. Договаривание фраз, начатым логопедом ( на зрительной опоре).

   

         6.  ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ      

              РЕЧИ.    

         

         6.1. Обучение детей правильному построению двухсловных предложений.

          6.2. Вызывание у детей двухсловных  предложений с помощью соединения слов: где, дай, на, вот, тут, это. Усвоение детьми формы именительного и винительного ( с окончанием – у )  падежей существительных. Выражение своих желаний в повелительной форме глагола единственного числа (« Это зайка. Вот зайка. Дай зайку»), заучивание отдельных обиходных словосочетаний.    

          6.3. Обучение детей умению правильно строить двухсловные предложения типа: обращение + глагол в повелительном наклонении, различению единственного и множественного числа глаголов повелительного наклонения ( « Оля, сиди! Дети сидите!» )

          6.4. Развитие умения правильно отвечать на вопросы: Кто? Что делает? ( Мальчик. Сидит.)

          6.5. Развитие умения согласовывать прилагательные и числительное « один» в именительном падеже с существительными в роде и числе. ( Один жук. Одна кукла. Красная машина. Синий мяч.)

         

           7.  РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ.

          7.1. Обучение « словесным комбинациям» - вызывание двухсловных предложений с помощью слов ГДЕ, ДАЙ, НА, ВОТ, ТУТ, ЭТО и усвоенных (произносимых ) ребенком первых существительных. ( «Где киса? Вот киса. Дай кису!»).

          7.2.Договаривание слов, словосочетаний в разучиваемых потешках, стихотворениях, сказках.

          7.3. Восприятие содержания маленьких рассказов, сказок, стихотворений. (с опорой на картинки).              

            8.  РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.                                                  

           8.1. Развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, увеличение амплитуды  движений в этих суставах, улучшение координации в работе зрительного слухового и двигательного анализаторов, развитие быстроты реакции.

            8.2  Развитие мелкой моторики пальцев рук в специальных упражнениях и играх на сжатие, растяжение, вращение кисти, переплетение пальцев рук, поочередное сгибание и разгибание пальцев, вытягивание указательного и среднего пальцев ( « Зайка» ), указательного и мизинца ( « Коза» ), встряхивание и помахивание кистями, перебирание всеми пальцами, поочередное соединение  большого пальца с указательным, средним, безымянным, мизинцем ( по образцу).

             9.  РЕЧЬ С ДВИЖЕНИЕМ ( ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ, МИМИКА, ПСИХОГИМНАСТИКА).  

             

              9.1. Развитие правильного понимания эмоционально- выразительных движений рук , мимики, жестами и адекватного их использования. Формирование навыков релаксации.

              9.2. Продуцирование речевых контактов .

              9.3. Воспитание силы, высоты, выразительности голоса. Все упражнения проводятся на гласных « А «, « О «, « У «, « И» и их сочетаниях и звукоподражаниях.

              9.4. Накопление пассивного и активного словаря.

111 ЭТАП  РАБОТЫ  (  ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАРТ).                    

 

  1. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО И ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ.                                            

  1. Развитие внимания к неречевым звукам.
  2. Воспитание слухового внимания при восприятии громко и тихо звучащих игрушек, предметов, а также тихой и громкой речи.
  3. Развитие чувства темпа, ритма, слухового внимания, сосредоточенности, выдержки.
  4. Воспитание слухового внимания к речи, развитие слухо- речевой памяти.
  5. Воспитание  зрительного внимания и памяти.

       1.РАЗВИТИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ.

  1.     1.1. Дальнейшее развитие пассивного словаря существительных:

а ) обучение узнаванию предметов: - по их назначению (« Покажи то, чем будешь чистить зубки» ).

б ) по их описанию ( « Он круглый, красный, резиновый, прыгает высоко, катается по полу, играть зовет).

 1.2. Понимание  и активное усвоение глагольного словаря, введение в игры фраз, включающих инфинитив и повелительное наклонение глагола ( «Магазин» , игры с куклой).

1.3. Закрепление понимания обобщающих понятий.

1.4. Развитие понимания грамматических форм речи: дифференциация ед. и мн. Числа существительных и глаголов настоящего времени:

а ) различение грамматической формы ед. и мн.числа  существительных с окончанием – ы ( - и) в именительном падеже мн.числа, а также ед. и мн.числа существительных с окончанием –а ( -я) в именительном  падеже мн.числа.                                                                        б ) дифференциация глаголов ед. и мн. числа настоящего времени («Таня, встань. Дети, встаньте.)

1.5. Понимание предложных конструкций с предлогами  НА, В, ПОД, ЗА, У, С.

1.6. Понимание вопросов по сюжетной  и предметной картинке, вопросов по прочитанной сказке( со зрительной опорой).

           

              2.ВОСПИТАНИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ.

Дальнейшая активизация речевого подражания.

2.1. Выработка у детей правильного речевого  диафрагмального нижнереберного  дыхания.

2.2. Формирование длительного плавного ротового выдоха

2.3. Развитие речевого подражания, пение гласных « а, о, у, и, э», пение сочетаний гласных, слогов с согласными   « м, п, б, д, т, н.Работа над звукопроизношением в пределах доступного словаря.

2.4. Развитие силы и динамики голоса ( тихо – громко – шепотом ).

2.5. Развитие интонационной выразительности речи модуляции голоса на материале гласных и звукоподражаний.

2.6. Активизация движений артикуляционного аппарата и развитие элементарных произносительных навыков.

2.7. Дальнейшее развитие звукоподражания на материале 11 этапа.

2.8. Воспитание правильного, умеренного темпа речи.

2.9. Развитие правильного речевого дыхания, артикуляция гласных, губно- губных, переднеязычных, заднеязычных согласных звуков и согласного Й. Воспитание ритмичности речи.

2.10. Развитие правильного понимания эмоционально- выразительных движений рук, мимики и адекватного их использования.

  1. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ПРОИЗНОШЕНИЯ  И

ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ.            

  1.    3.1. Дальнейшая активизация речевого подражания ( игры: « Угадай, кто в домике живет?» , « Звук- песенка» ).
  2.    3.2. Работа по подготовке и развитию артикуляционной моторики в играх.
  3.    3.3. Развитие элементарных произносительных навыков, работа над гласными « А, У, И, О, Э» ( звуки- песенки), желательное произнесение зубно- губных ( « П, Б, М» ), переднеязычных ( « Т, Д, Н» ) и заднеязычных согласных ( « К, Г, Х» ).
  4.    3.4. Узнавание и воспроизведение гласных на основе восприятия их беззвучной артикуляции.
  5.    3.5. Развитие фонематического восприятия  (Игра « Хлопни, если услышишь песенку комара, жука…).

  1. РАЗВИТИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ.

  1.     4.1. Дальнейшее формирование слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно- ритмического рисунка в двухсложных словах со слоговой структурой типа:

   а ) СГ+СГ ( Таня, Дима )

   б ) ГСГ ( иди, ищи )

   в ) СГС (мак, кот)

         4.2. Работа над слоговой структурой слова:

   а ) восприятие и воспроизведение ритмов.

   б ) воспроизведение слогов  в чистоговорках типа: « Бы- бы- бы ели мы бобы.» )  

   в ) выделение и отстукивание ударного слога в слове.

   г )  отстукивание ритма детских песен.

 

   

  1. Дальнейшее развитие словаря существительных по  лексическим темам.
  2. Формирование глагольного словаря: активное усвоение инфинитива и повелительного наклонения глаголов.
  3. Пополнение активного словаря за счет прилагательных, обозначающих цвет( красный, синий, желтый, зеленый), свойства( сладкий, кислый, горький, соленый) , размер( длинный, короткий, высокий, низкий, большой, маленький).
  4. Введение в речь местоимений, наречий, числительных( один, два), предлога У, союза И.

           

  1. РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

Обучение стандартным и наиболее простым способам словоизменения, отрабатывание форм и понимание их значений.

   5.1. Дифференциация ед. и мн. ч. Существительных мужского рода в именительном падеже с окончаниями: Ы (стол- столы ), И (книга-книги ).

   5.2. Отработка существительных в винительном падеже ед. ч.

   5.3. Образование родительного падежа  существительных со значением отсутствия ( « Чего нет у куклы? )

   5.4. Образование и различение глаголов настоящего времени:

а ) 1-го лица ед. и мн.ч. ( Я стою. Мы стоим).

б ) 1-го и 3-го лица ед. ч. С ударным окончанием (Я сижу. Он сидит.)

   5.5. Образование изъявительного наклонения  глаголов (Киса, сиди. Киса сидит.)

   5.6. Согласование прилагательных с существительными муж. И жен. Рода в именительном падеже ед. ч. Построение словосочетаний по опорным вопросам: Какой? Какая?( Мяч большой)

   5.7. Употребление предлога У в значении « у кого ? ». (У Оли кукла.)

   5.8. Правильное употребление  местоимений  с предлогом У (игра « Узнай у кого? ).

   5.9. Обучение самостоятельному изменению числа существительных, местоимений, глаголов ( по демонстрации действий, по картинкам: « Кто это? Что делает? )

  1. РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ.

 

          6.1. Активизация словаря и формирование  простого предложения в упражнениях:

а ) ответы на вопросы по картинке: Кто ест  кашу? – Катя .Катя что делает? - Ест. Что ест Катя? - Кашу.

б ) объединение усвоенных слов в двухсловных предложениях (Катя, иди. Вставай, Коля.)

           6.2. Построение предложений с использованием местоимений. ( Я иду. Он сидит.)

           6.3. Объединение усвоенных слов в двухсловных предложениях ( Дай зайку. Можно игрушку ?) .

           6.4. Употребление фразы с прямым дополнением:

а ) обращение + глагол ед. ч. Повелительного наклонения + существительное в винительном падеже  ( Вова, дай мяч.)

б ) С + П + О (прямое дополнение ), где субъект может быть выражен как сущ. Так и местоимением ( Я хочу мишку. Катя ест кашу.)

           6.5. Обучение ответам на вопросы по демонстрации действий по картинкам

           6.6. Обучение пониманию вопросов  по прочитанной сказке ( со зрительной опорой ) и ответы на них, повторение ответов.

           6.7..Обучение умению заканчивать фразу ( Игра « Подскажи словечко» )

           6.8. Заучивание сказок и маленьких стихотворений.( с  опорой на картинки )                                            

  1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КОНСТРУКТИВНОГО ПРАКСИСА.

   

            7.1. Сооружение несложных построек по образцу и представлению.

            7.2. Воссоздание знакомых предметов в горизонтальной плоскости, затем в вертикальной.

            7.3. Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики в работе с различными дидактическими игрушками и настольными играми:

а ) составление узоров и дорожек из крупной и мелкой мозаики.

б ) составление изображений предметов из палочек и геометрических фигур.

в ) воспитание умения работать с разрезными картинками.

г ) работа с кубиками(4 части ), кубиками Никитина « Сложи узор» .

             7.4. Продолжение работы с напольным и настольным конструктором.

             7.5. Дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук в специальных упражнениях и играх:

а ) обведение рамок Монтессори и раскрашивание полученных фигур, выполнение вертикальной и горизонтальной штриховок.

б ) « игры- застежки» по лексическим темам, шнуровка, бусы разной формы, размера, цвета.

в ) пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.

             8.РЕЧЬ С ДВИЖЕНИЕМ.

             8.1. Развитие способности  понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое.

             8.2. Выработка правильного речевого диафрагмального нижнереберного дыхания. Формирование длительного плавного ротового выдоха.

             8.3. Дальнейшее развитие подвижности артикуляционного аппарата, просодики речи, длительности речевого выдоха через игры и упражнения.

             8.4. Накопление пассивного и активного словаря.

    1\/  ЭТАП  РАБОТЫ. ( АПРЕЛЬ, МАЙ,ИЮНЬ)

  1. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО И ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ .

  1.  1.1. Развитие слухового внимания к неречевым звукам, узнавания и различения звуковых сигналов, состоящих из 3-4 звуков.
  2.  1.2. Развитие слухового внимания и памяти, сосредоточенности, выдержки. Развитие чувства темпа, ритма.
  3.   1.3. Воспитание слухового внимания к речи, развитие слухоречевой памяти.
  4.   1.4. Воспитание зрительного внимания, памяти.

  1. РАЗВИТИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ.
  1.   2.1. Продолжение работы по расширению пассивного словаря.
  2.   2.2. Закрепление дифференциации ед. и мн. ч. Глаголов и существительных.
  3.   2.3. Различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком ( бочка- точка, дом-ком)
  4.   2.4.  Дифференциация глаголов, сходных по семантике( подметает- чистит, моет- умывается- стирает).
  5.   2.5. Дифференциация глаголов, противоположных по значению ( сними- надень, завяжи- развяжи).
  6.   2.6.    Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов .Обучение пониманию действий , изображенных на сюжетной картинке
  7.   2.7. Дифференциация глаголов прошедшего времени по родам: мужской- женский.
  8.   2.8. Обучение пониманию падежных окончаний существительных.
  9.   2.9. Обучение определению взаимоотношений действующих лиц по демонстрации действий , по сюжетной картинке.
  10.  2.10. Обучение дифференциации: кто совершает действие один, а кто- совместно с кем-то.
  11.  2.11. Обучение пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами НА, В, ПОД, ИЗ, ОКОЛО, ИЗ-ПОД, ОТ, ЗА.
  12.  2.12. Закрепление обобщающих понятий (Бери все то, с чем ты будешь играть ).
  13.  2.13. Различение противоположных по значению прилагательных (большой- маленький).
  14.  2.14. Понимание наречий, выражающих пространственные отношения. ( впереди- сзади, внизу-  вверху, далеко- близко).
  15.            3. ВОСПИТАНИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ.

      3.1. Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного, плавного ротового выдоха.

      3.2. Развитие интонационной выразительности, ритмичности, модуляции голоса

      3.3. Развитие речевого подражания, пение гласных и слогов с согласными « П, Б, М, Т, Д, Н, Й, К, Г, Х» типа:

           МА- МЭ- МИ- МО- МУ

      3.4. Формирование звукопроизношения в слоговых упражнениях, в составе  слова, обращая внимание на звуки: « ИТ»в окончаниях глаголов 3 –го лица ед. ч.наст.вр.  изъявительного наклонения, где « И» находится под ударением .(Сидит, спит).

      3.5. Воспитание правильного, умеренного темпа речи , развитие умения выполнять серию движений, согласовывая их с речью, музыкой.

4.ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ,ПРОИЗНОШЕНИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ.

     

     

      4.1.  Развитие произносительных навыков. Продолжение работы над дифференциацией гласных , близких по артикуляции, а также сопоставление согласных.

      4.2. Прохлопывание, отстукивание слогов в словах с определенной звуко-слоговой структуруй.

  1. РАЗВИТИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ.

       5.1. Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение

       5.2. Формирование глагольного словаря: активное усвоение инфинитива, вопросительного и повелительного наклонения глаголов( Можно петь? Хочу есть ).

       5.3. Уточнение и обогащение представлений детей о размере, цвете, форме. Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов.

       5.4. Обогащение активного словаря детей наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, вот, здесь), количество( мало, много, ничего), сравнение( больше, меньше), оценку действий( хорошо, плохо, громко, тихо), ощущения( тепло, холодно, вкусно).

       5.5 Постепенное введение в активный словарь местоимений: Я, ОН, ОНА, ОНИ( ТЫ, ВЫ) ,числительных: ОДИН, ДВА, ТРИ, НИ ОДНОГО, предлогов: НА, В, ПОД, ЗА, У, С, союза И.

       5.6. Формирование слоговой структуры.

       5.7.  Воспроизведение ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в словах со слоговой структурой типа:

СГ+ СГС( ротик, ежик)

СГС+ СГС ( зонтик, зайчик)

СГ+СГ+СГ (собака, курица)

СГ+СГ+ССГ (Танечка, саночки), образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами

      5.8. Формирование звукопроизношения в структуре слова. Звуки « М,П,Б,К,Г,Х,Т,Д,Н,СЬ, ЗЬ».

  1. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

Обучение детей различным способам словоизменения и стандартным, наиболее продуктивным способам словообразования.  

      6.1. Образование Дательного падежа существительных со значением субъекта (кому? ).

      6.2. Образование Творительного падежа существительных с окончанием –ОМ со значением орудийности (топором, карандашом).

      6.3. Образование Родительного падежа существительных с предлогом –У .(Котенок у кошки.)

      6.4. Закрепление умения образовывать мн. ч. Существительных муж.р. Им.п.

      6.5. Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами –ИК, ОК, ЧИК, (носик, зайчик, сырок), -ОЧК (носочки),-АТА (ЯТА),ОНОК,ЕНОК.

      6.6. Умение употреблять глаголы в нескольких формах: инфинитиве, повелительном и изъявительном наклонении наст.времени 3-го лица наст.вр. ед. и мн.

      6.7. Закрепление умения образовывать  форму повелительного наклонения глаголов( сиди, иди).

      6.8. Образование изъявительного наклонения глаголов от глаголов повелительного наклонения путем «наращивания» звука «Т» (сиди-сидит )

      6.9. Образование и дифференциация глаголов 3-го лица ед. и мн.ч. изъявительного наклонения, а также дифференциация вопросов  к этим глаголам (Что делает? –Сидит,поет)

      6.10. Обучение употреблению возвратной формы глагола  2-го лица ед.ч. настоящего времени изъявительного наклонения(умывается, одевается)

      6.11. Обучение согласованию подлежащего и сказуемого в форме глагола  2-го лица ед. и мн.ч. настоящего времени изъявительного наклонения ( Он идет. Они идут. )

      6.12. Согласование прилагательных, обозначающих признаки, которые дети могут увидеть, услышать, потрогать, с существительными муж. и ж.р. в Им п. ед.ч.

      6.13. Согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах.

      6.14. Согласование местоимений МОЙ, МОЯ с существительными(мой мяч, моя книга).

      6.15. Правильное употребление местоимений МЕНЯ, МНЕ в Род.и Дат.падежах (у меня, ко мне).

      6.16. Дифференциация рода и числа глаголов прош.вр.(упал- упала- упали).

  1. РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ.

        Формирование простого двусоставного предложения типа: С+П, С+П+О.

       7.1. Обучение детей  ответам на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам ( Кто это? Что это? Что он(она) делает?-подбор глаголов к  существительным.

       7.2. Подбор существительных к глаголам ( Сидит кто? –Девочка, собака, папа)

       7.3. Развитие умения самостоятельно составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом, типа:

а ) С+П

б ) С+П+О (прямое дополнение –Мальчик кормит кошку.  

                   (косвенное дополнение –Папа пишет ручкой.

       7.4. Развитие умения правильно употреблять инфинитив усвоенных глаголов и активно использовать его в словосочетаниях, выражая свои желания или спрвшивая разрешения:

а ) со словами :ХОЧУ, ИДИ, НАДО, НЕ  НАДО, ДАЙ,МОЖНО  +  ИНФИНИТИВ. ( Хочу есть. Иди играть. Можно поиграть?

б ) ОБРАЩЕНИЕ  +  ХОЧУ, ИДИ, НАДО, НЕ НАДО, ДАЙ  +  ИНФИНИТИВ. (Мама, хочу спать. Оля, иди играть.)

в ) МЕСТОИМЕНИЕ  +  ГЛАГОЛ +  ИНФИНИТИВ. (Мы идем гулять. Я хочу гулять.

      7.5. Образование словосочетаний типа:

МОЖНО, НАДО, НЕ НАДО  +  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В РОДИТЕЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ. (Можно хлеба? Не надо молока? )

      7.6.  Договаривание слов и словосочетаний в разучиваемых стихотворениях.

      7.7. Развитие умения договаривать при совместном с логопедом пересказе отдельных слов (группы слов) отраженно или самостоятельно.

      7.8. Слушание небольших рассказов, сказок, стихотворений ( с опорой на картинки), развитие умения понимать простые вопросы по их содержанию и отвечать на них.

      7.9. Заучивание наизусть небольших песенок, потешек, стишков из 2-4 строк с опорой на картинки.

      7.10. Разучивание стихотворений ( договаривание концов строк).

      7.11. Развитие умения передавать содержание знакомой сказки по серии картин с помощью логопеда.

  1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КОНСТРУКТИВНОГО ПРАКСИСА.

      8.1. Развитие умения сооружать несложные постройки  по образцу и представлению и воссоздавать знакомые предметы .

       8.2. Составление узоров и фигур из палочек, геометрических фигур, мозаики.( по образцу )

       8.3. Закрепление навыков работы с разрезными картинками ( 3-4 части) : все виды разрезов- прямой , диагональный, фигурный.

       8.4. Продолжение работы с кубиками , кубиками Никитина « Сложи узор» ,пирамидками, столбиками.

       8.5. Работа с напольным и настольным конструкторами.

       8.6. Развитие мелкой моторики в различных играх и игровых упражнениях:

а ) обведение рамок Монтессори, раскрашивание полученных фигур, соблюдая единое направление, выполнение горизонтальной и вертикальной штриховки.

б ) «игры-застежки» на кнопках, молниях, пуговицах.

в ) « шнуровка», «бусы», «прищепки»…

       8.7. Пальчиковая гимнастика и игры.

  1. РАЗВИТИЕ МКЛКОЙ МОТОРИКИ.

        Развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, увеличение амплитуды движения в этих суставах, развитие быстроты реакции, тренировка зрительного анализатора, координация взаимодействия зрительного и двигательного анализаторов, а также зрительного и слухового.  

С Р Е Д Н Я Я        Г Р У П П А

     

          

  1. ПЕРИОД  (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ).

                                ЛЕКСИКА.

  1. Расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе  ознакомления с окружающим. Уточнение понимания и постепенное введение в активный словарь слов- названий предметов ближайшего окружения, их частей, слов- названий природных явлений, названий действий , признаков предметов.
  2. Обучение пониманию обобщающего значения слов  и формирование обобщающих понятий.
  3. Обучение правильному употреблению личных местоименных форм (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они),притяжательных местоимений (мой, моя), притяжательных прилагательных мамин, папин),определительных местоимений, наречий(  тут, там, здесь, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, высоко, низко), количественных числительных (один, два, три, четыре, пять), порядковых числительных (первый, второй, третий, четвертый).
  4. Формирование понятия СЛОВО.
  5. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ:

СЕНТЯБРЬ

1неделя и 2 неделя – мониторинг

3 неделя: « Осень. Названия деревьев»                  

           4 неделя: « Дикие животные осенью»

           ОКТЯБРЬ

  1. неделя: «Домашние животные осенью»
  2. неделя: «Огород. Овощи»
  3. неделя: «Сад. Фрукты»
  4. неделя: « Лес. Грибы. Ягоды»

           НОЯБРЬ

  1. неделя: « Одежда»
  2.  неделя: « Обувь»

3  неделя: « Дом. Мебель»

  1. неделя: « Кухня. Посуда».

ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

  1. Обучение дифференциации и употреблению существительных муж. и ср. рода в ед. и мн.ч. в Им.п.(груша- груши, яблоко- яблоки)
  2. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей( Р.п., Д.п., В.п.) и употреблению сущ. Без предлога( куклу, машинки, мишке)

  1. Обучение пониманию, а затем и употреблению в речи предлогов (В, НА, У).

  1. Обучение образованию, а затем и употреблению в речи глаголов в повелительном наклонении( ДАЙ, МОЙ, ИДИ, СИДИ, НЕСИ, БЕГИ), в инфинитиве (БРОСАТЬ, ЛОВИТЬТ, СИДЕТЬ).в настоящем времени (ИДУ, ИДЕТ, ИДЕМ)

  1. Обучение согласованию притяжательных местоимений(МОЙ, МОЯ) с существительными муж. и ж.рода ( моя рубашка, мой шарф)

  1. Формирование навыка согласования прилагательных с существительными мужского, женского, среднего рода в Им.п.( красный мяч, красная груша, красное яблоко)
  2. Формирование навыков составления простого двусловного предложения и обучение согласованию полежащего и сказуемого.( Мишка сидит)
  3. Обучать образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами:-ИК, -ЧИК, -ЕЧК,-ОЧК,-ЕНЬК, -ОНЬК.

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА, НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

   

*РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

    1. Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.

    2. Формирование навыков мягкого голосоведения при произнесении гласных и их слияний.

    3. Воспитание правильного умеренного темпа речи(по подражанию педагога)

    4. Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек, при выполнении подвижных упражнений с текстом.

         *КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

     1. Уточнение произношения гласных и согласных звуков раннего онтогенеза в словах и предложениях с ними, в звукоподражаниях, в небольших потешках, играх

     2. Активизация движений речевого аппарата с целью формирования правильной артикуляции свистящих звуков с помощью артикуляционной гимнастики.

         *РАБОТА НАД СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ СЛОВА.

     1. Формирование  умения различать на слух длинные и короткие слова (мак- погремушка)

    2. Формирование умения передавать ритмический рисунок слова( прохлопывая, простукивая вместе с логопедом и вслед за ним), со зрительной опорой и без нее.

    3.   Обучение правильному произношению и делению на слоги сначала двухсложных, а потом трехсложных слов, состоящих из открытых слогов( дыня, мука, батоны) и использование их в речи.

    4. Формирование понятия: часть слова- слог.

       *СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

    1.Формирование умения выделять из ряда звуков гласные: А, У

    2. Формирование навыков анализа и синтеза слияний гласных звуков: АУ, УА.

    3. Формирование умения выделять начальные ударные гласные А, У из слов, различать слова с начальными ударными У, А.

    4. Формирование понятий ЗВУК, ГЛАСНЫЙ ЗВУК

         РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ .

  1.  Развитие умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, адекватно реагировать.
  2.  Стимуляция проявления речевой активности.
  3.  Формирование умения «оречевлять» игровую ситуацию.
  4.  Формирование умения задавать вопросы по картинке ( Кто это? Что она делает?), по демонстрации действия( Кто это? Что он делает?) и отвечать на них ( Это птичка. Птичка летит. Это Ваня. Ваня ест.)
  5.  Формирование умения договаривать за логопедом словосочетания в стихотворениях, знакомых сказках и рассказах.
  6.  Формирование умения повторять за взрослым рассказы- описания из 2-3 простых нераспространенных предложений об овощах, фруктах, игрушках, предметах одежды, обуви, мебели.
  7.  Развитие реакции на интонацию  и мимику, соответствующие интонации. Работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов- выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.    

 

11  ПЕРИОД ( ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ )

ЛЕКСИКА

     

  1.  Дальнейшее расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым темам на основе  ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы. Уточнение понимания и постепенное введение в активный словарь слов-названий предметов ближайшего окружения, живых объектов, слов-названий природных явлений, названий действий, признаков предметов
  2.  Развитие понимания обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий.
  3.  Закрепление навыков  правильного употребления личных местоименных форм , притяжательных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных, введенных в активный словарь.
  4.  Обучение пониманию и употреблению названий действий, обозначающих похожие ситуации( моет- умывается- стирает), противоположные по значению(завяжи- развяжи)
  5.  Закрепление  понятий СЛОВО и формирование умения оперировать им.
  6.  ЛЕКСИЧЕСКИЕ  ТЕМЫ :

ДЕКАБРЬ

        1 неделя: « Повторение пройденного»

  1. неделя: « Зима»
  2. неделя: « Зимующие птицы»
  3. неделя: « Новогодний праздник»

ЯНВАРЬ

  1. неделя: «Домашние животные и их детеныши»

        3 неделя: « Домашние птицы»

  1. неделя: « Дикие животные зимой»

ФЕВРАЛЬ

  1. неделя: « Наша пища. Труд повара. Посуда.

2 неделя; « Профессии. Почтальон»                        3неделя: « Транспорт»

        4неделя: « Профессии на транспорте»

 

   

ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

   

1.Совершенствование навыка употребления существительных м.р. и ж.р. в ед. и мн. ч. В Им.п. (сугроб-сугробы, утка-утки)

2. Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей и употреблению существительных ед.ч.  в Р.п., В.п., Д.п., Т.п. без предлога( автобуса, лису)

3. Совершенствование навыка употребления в речи предлогов (В, НА, У) и обучение пониманию, а затем и употреблению других простых предлогов ( С, ЗА, ПО, ПОД)

4. Формирование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами ( дом-домик, рука-ручка)

5. Обучение образованию т употреблению в речи глаголов наст.вр. 3-го лица ед.ч. и мн.ч.(идет, сидит, поет)

6. Обучение пониманию и употреблению возвратной формы глаголов 3-го лица ед.ч ( моется, катается)

7. Формирование умения составлять предложения  из нескольких слов, обучение выражению связи между словами с помощью « главенствующих» окончаний( Девочка видит кошку.)

8. Совершенствование умении составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действия.

       РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО- ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА, НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

*РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

1. Продолжение формирования правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.

2. Совершенствование навыка мягкого голосоведения при произнесении гласных, их слияний, слов, начинающихся с гласных звуков( ударная позиция).

3. Воспитание правильного умеренного темпа речи( по подражанию педагога).

4. Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек, стишков, при выполнении подвижных упражнений с текстом.

5. Стимулирование употребления выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.

*КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

1.Закреплене правильного произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в игровой и свободной речевой деятельности

2. Совершенствование движений артикуляционного аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики .

3. Формирование правильных укладов свистящих звуков и их автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях,  чистоговорках,  потешках, небольших текстах, в игровой свободной деятельности.

      *РАБОТА НАД СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ СЛОВА.

1.Закрепление понятия СЛОГ  и формирование умения оперировать им.

2. Совершенствование  навыка передачи ритмического рисунка двухсложных и трехсложных слов из открытых слогов.

3. Обучение правильному сочетанию односложных слов с одним хлопком, ударом, фишкой.

     *СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

1.Закрепление умения различать на слух слова с начальными ударными  звуками « А, У»

2 Формирование умения выделять  из ряда звуков гласные « О, И» , начальные ударные звуки « О, И» в словах и различать слова с начальными ударными звуками « А, У, И, О».

3.Совершенствование умения производить на слух анализ и синтез слияний гласных звуков « ОИ, ИО, АО, ОА, УО, ОУ, ИУ, УИ»

4.Закрепление понятий ЗВУК, ГЛАСНЫЙ ЗВУК и умение оперировать ими.

       ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ.

1.Формирование представления о том, чем ЗВУК отличается от БУКВЫ.

2.Ознакомление с гласными буквами А, У, О, И.

3.Формирование навыков составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.

4.Формирование навыка составления и чтения слияний гласных( АУ, УА, ОИ, ИО, ИА, АИ, УО, ОУ,ИУ, УИ.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ.  

1.Совершенствование диалогической речи. Формирование умения задавать вопросы и отвечать на них предложениями из нескольких слов. Формирование и развитие активной позиции ребенка в диалоге.

2.Совершенствование умения повторять за взрослым описательный рассказ из 2- 3 простых предложений по изучаемым лексическим темам.

3.Формирование навыка пересказа. Обучение пересказу хорошо знакомой сказки с помощью взрослого и со зрительной опорой.

4.Дальнейшая работа над использованием выразительных речевых средств в игре.

                       111  ПЕРИОД ( МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)

      ЛЕКСИКА

1.Дальнейшее накопление пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на базе восприятия и осмысления объектов действительности. Уточнение понимания и постепенное введение в активный словарь слов- названий предметов и объектов ближайшего окружения, слов-названий растений и живых объектов, слов- названий природных явлений, названий действий, признаков предметов  

2.Развитие понимания обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий

3.Закрепление навыков правильного употребления всех частей речи, введенных в активный словарь.

4.Закрепление понятия СЛОВО и умения оперировать им.

5.ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ:

   МАРТ

   1 неделя: «Весна. Женский праздник.

   2 неделя: «Беседа по картине А. Саврасова « Грачи прилетели»

  1. неделя: «Цветущие комнатные растения. Рассматривание фиалки.
  2. неделя: «Насекомые»

    АПРЕЛЬ

    1 неделя: « Описание внешнего вида друг друга»

  1. неделя: «Птицы прилетели»
  2. неделя: « Дорога полна неожиданностей»

  1. неделя: « Наш  город. Моя улица.

     МАЙ

     1 неделя: «Дикие животные весной»

  1. неделя: «Домашние животные весной»
  2. неделя: «Фрукты. Овощи»
  3. неделя: «Время года»

        ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

1.Совершенствование навыка употребления существительных муж.р. и жен.р. в ед.ч и мн.ч. в Им.п.(рыбка- рыбки, муха- мухи)

2.Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей и употреблению существительных ед.ч. в косвенных падежах.

3.Совершенствование навыка употребления в речи простых предлогов( В, НА, У, ПОД, ПО )

4. Совершенствование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

5.Формирование умения различать и правильно употреблять в речи глаголы м.р. и ж.р. в ед.ч. в прош.вр. изъявит.наклонения.

6.Совершенствование умения согласовывать притяжательные местоимения (мой мяч, моя кукла)

7. Формирование умения согласовывать числительные( один, два, пять) с существительными муж. р.и ж.р.

8. Обучение различению и выделению в словосочетаниях названий предметов по вопросам КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

9. Обучение распространению простых предложений однородными подлежащими, определениями, сказуемыми.

10. Совершенствование умения составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действий, дополнять предложения недостающими словами( Мама дала Кате…)

     РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА, НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

1.Развитие речевого дыхания и длительного ротового выдоха.

2.Совершенствование навыка мягкого голосоведения.

3.Воспитание правильного умеренного темпа речи.

4.Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи, модуляции голоса.

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

1.Закрепление правильного произношения свистящих согласных в игровой и свободной речевой деятельности.

2.Совершенствование движений артикуляционного аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.

3.Формироваание правильных укладов шипящих звуков и их автоматизация в слогах , словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, потешках, текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.

РАБОТА НАД СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ СЛОВА

1.Совершенствование умения передавать ритмический рисунок односложных слов и двух-, трехсложных слов из открытых слогов.

2. Формирование умения делить на слоги двухсложные слова с закрытым слогом и двухсложные слова со стечением согласных в начале, середине, конце.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

1.Закрепление  понятий ЗВУК, ГЛАСНЫЙ ЗВУК и умения оперировать ими. Формирование понятий СОГЛАСНЫЙ ЗВУК и умения оперировать им.

2.Формирование умения выделять согласные звуки «Т, П, Н, М, К» из ряда звуков, из конца и начала слов.

3.Формирование навыков анализа и синтеза сначала обратных, а потом и прямых слогов с пройденными звуками.

4.Формирование умения подбирать слова на заданный звук.

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ.

1.Закрепление представлений о том, чем ЗВУК отличается от БУКВЫ.

2. Закрепление знаний пройденных гласных букв и умение читать слияние гласных.

3.Ознакомление с согласными буквами Т, П, Н, М, К.

4.Упражнение в выкладывании новых букв из палочек, кубиков, мозаики, лепке из пластилина, « рисовании» в воздухе и по тонкому слою манки.

5. Формирование навыка составления и чтения закрытых и открытых  слогов с пройденными буквами.

6. Формирование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами.

7.Упражнение в узнавании пройденных букв, изображенных с недостающими элементами.

8. Упражнение в нахождении правильно изображенных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

1.Совершенствование умения поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.

2.Совершенствование умения повторять за взрослым описательный рассказ из 2-3 простых предложений по изучаемым лексическим темам.

3.Формирорвание умения составлять рассказы из 2-3 простых предложений о предмете и по сюжетной картинке.

4.Формирование навыка пересказа. Обучение пересказу хорошо знакомой сказки или небольшого текста с помощью взрослого и со зрительной опорой.

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕМ ОСНОВНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

  1.  Общие   положения

1.1.Настоящее положение является временным( до принятия федерального положения, разработано для МБДОУ ДС КВ №39 «Золушка»(далее-Учреждение), регулирует деятельность логопедического пункта (далее –Логопункт) для  детей дошкольного возраста в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательную программу дошкольного образования( далее-образовательное учреждение) на территории Краснодарского края и разработано в соответствии с Законом РФ « Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, другими законодательными актами Министерства образования РФ и администрации Краснодарского края на основании приказа №3983 от 11.12.2009 Департамента образования и науки Краснодарского «Об утверждении Временного положения о логопедическом пункте в Краснодарском крае.

!.2 Логопункт создается на базе  образовательного учреждения в целях своевременного выявления детей с отклонениями в речевом развитии и оказания практической помощи воспитанникам образовательного учреждения с 5 лет с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

1.3Не подлежат зачислению на логопункт дети с заключением ОНР , ЗПР, заикание, т.к.коррекция этих нарушений требует комплексного подхода и может быть осуществлена только в условиях специальной речевой группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.  

         2.Основные   задачи.

2.1.Основными задачами Логопункта являются:

*Своевременное выявление речевых нарушений у детей дошкольного возраста

*Осуществление необходимой коррекции и профилактики речевых нарушений у воспитанников образовательного учреждения

*Оказание консультативной помощи родителям ( законным представителям), педагогам образовательного учреждения по вопросам предупреждения и устранения речевых нарушений.

        3.Комплектование

3.1.Комплектование Логопункта осуществляет образовательное  учреждение, на базе которого функционирует Логопункт.

3.2. На основании результатов логопедического обследования воспитанников ОУ учитель-логопед составляет списки детей, нуждающихся в специализированной  логопедической помощи.

3.3.Основанием для зачисления ребенка на логопункт является выписка из заключения  ПМПК и заявление родителя (законного представителя) о зачислении.

3.4.Число детей не должно превышать 20 воспитанников на 1 ставку учителя-логопеда.

3.5.Правом внеочередного зачисления воспитанников  но Логопункт пользуются дети 5-7 лет, имеющие речевые нарушения, в целях обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования.

3.6.Очередность для зачисления детей на Логопункт формируется с учетом возраста ребенка и степени тяжести речевых нарушений

3.7.Воспитанники ОУ, имеющие сложные речевые нарушения через ПМПК направляются в коррекционную группу речевого ОУ.

3.8.По приказу руководителя ОУ из списков детей, зачисленных на Логопункт отчисляются дети:

*по заявлению родителей( законных представителей)

*выбывающие из ОУ,

*у которых устранены речевые нарушения, явившиеся основанием для зачисления на Логопункт через ПМП консилиум,

*не выполняющие требования,перечисленные в заявлении о зачислении на Логопункт.

        4.Организация работы Логопункта.

4.1.Логопункт открывается решением учредителя при наличии необходимых условий  в ОУ.

4.2.Оснащение помещений Логопункта должно соответствовать требованиям СанПиН и методическим требованиям об организации логопедического кабинета.

4.3.Ответственность за организацию и результативность образовательного процесса на Логопункте несет учитель-логопед и руководитель ОУ.

4.4.В целях уточнения заключения воспитанники ОУ с нарушениями речи с согласия родителей( законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующие учреждения для обследования специалистами( невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.

4.5.Работа с детьми проводятся ежедневно по графику, согласованному с администрацией ОУ.

4.6.Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений ребенка, его индивидуально- личностных особенностей, условиями воспитания в семье и могут варьироваться от 2-3 месяцев до 1-1,5 лет.

4.7.Оплата труда, продолжительность рабочего дня и ежегодного отпуска учителя-логопеда устанавливается в соответствии с нормативами, предусмотренными законодательством РФ для учителя-логопеда ОУ.

4.8.Непосредственный контроль за работой Логопункта осуществляет руководитель ОУ, муниципальные оргпны управления образованием.

        5.Организация образовательного процесса.

5.1.Образовательный процесс направлен на профилактику и устранение нарушений речевого развития у воспитанников ОУ, их подготовку к обучению в школе.

5.2.Содержание образовательного процесса определяется индивидуальными планами работы на каждого ребенка.

5.3.Образовательный процесс организуется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающих возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.

5.4.Учитель-логопед имеет право самостоятельно выбирать и использовать программы, учебные пособия и методические материалы, методы и приемы коррекционной работы, отслеживания динамики речевого развития воспитанников ОУ, утвержденные Министерством образования РФ.

5.5.Организация образовательного процесса  регламентируется планом работы, режимом работы, согласованным с администрацией ОУ.

5.6.Результаты мониторинга заносятся в речевые карты и журнал учета.

5.7.Основные формы работы с детьми- индивидуальная и подгрупповая. Подгруппы формируются с учетом возраста и имеющихся речевых нарушений у детей.

5.8.Продолжительность индивидуальной формы работы определяется с учетом возраста детей в соответствии с Санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами для дошкольных учреждений( СанПин  2.4.1.1249-03) в части требований к организации режима дня и учебной индивидуальной деятельности 10-15 минут, подгрупповой 20-25 минут.

5.9.Индивидуальная (подгрупповая) работа проводится с каждым ребенком не менее 3 раз в неделю. С 1-15 сентября учитель-логопед проводит стартовое обследование, зачисленных на Логопункт. С 15-30 мая –итоговое с целью выпуска детей с чистой речью( через ПМПк), прослеживания динамики развития и заполнения нужной документации. В январе(3-4 неделя) обследование средней группы для составления списков детей, нуждающихся в коррекции речи.

5.10.Коррекционная деятельность с детьми на Логопункте может быть организованна как в 1 половину дня так и во 2 половину дня. Учитель-логопед имеет право брать детей  с НОД для индивидуальной работы.

5.11.Посещаемость регулируется в соответствующем журнале.

5.12.Работа с родителями строится  с использованием разнообразных форм и методов.

5.13. Работа учителя-логопеда ведется в тесном контакте с др. педагогами, а также с родителями(законными представителями).

5.14.Учитель-логопед осуществляет пропаганду знаний о задачах и специфике коррекционной работы по преодолению речевых нарушений среди педагогов и родителей детей, посещающих ОУ.

5.15.Учитель-логопед ведет необходимую документацию.

5.16.В данное положение могут вноситься изменения и дополнения  с соответствующим законодательством. Срок действия положения- до замены новым.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия, как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причём характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушают...

Значение скороговорок в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Статья на тему "Значение скороговорок (чистоговорок) в коррекции нарушений детей дошкольного возраста"...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя                 следующие разделы:игры в куколь...

Музыкально- ритмические движения - средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Цель данной работы - изучить точку зрения педагогов – теоретиков в вопросе воздействия музыкально - ритмических  движений на коррекцию речевых нарушений у дошкольников.Задача данной работы:...

Консультация "Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста"

Основные направления воспитательной работы в театрально – игровой деятельности:Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопр...

Песочная терапия как коррекция речевых нарушений детей дошкольного возраста

Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможно...