КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ «Словосочетание как единица синтаксиса»
консультация по логопедии на тему

Сафонова Наталья Александровна

 

Существует несколько определений словосочетаний, предложенных различными авторами. Так, согласно, определению М.Р. Львова,  словосочетание  лексико – грамматическое единство, не выражающее законченной мысли, а создающее  расчлененное обозначение  единого понятия.

Словосочетание - такое соединение слов, которое образует грамматическое единство, обнаруживаемое зависимостью одних из этих слов от других.

Словосочетание – это непредикативное  соединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи, которое служит для расчлененного обозначения сложного явления действительности. 

Таким образом, можно заметить, что в отличие от первых двух определений словосочетания, в этом определении происходит уточнение о количестве слов в словосочетании, объединение которых основано на  подчинительной связи.

Различаются словосочетания  синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые  изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии.

В учебнике Шанского Н.М., Иванова И.И. дается следующее определение: «словосочетание – это  грамматическое и смысловое объединение на основе подчинительной непредикативной связи знаменательных слов. Между  ними имеются атрибутивные, объектные или обстоятельственные синтаксические отношения. Кроме них отмечаются еще субъектные и комплетивные отношения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovosochetanie.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МО г. Саяногорск детский сад комбинированного вида №20 «Дельфин»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ

«Словосочетание как единица  синтаксиса»

                                                     подготовила

                                                           учитель-логопед  

                                                                                         Сафонова Наталья Александровна

г. Саяногорск

2013г.

Существует несколько определений словосочетаний, предложенных различными авторами. Так, согласно, определению М.Р. Львова,  словосочетание  лексико – грамматическое единство, не выражающее законченной мысли, а создающее  расчлененное обозначение  единого понятия.

Словосочетание - такое соединение слов, которое образует грамматическое единство, обнаруживаемое зависимостью одних из этих слов от других.

Словосочетание – это непредикативное  соединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи, которое служит для расчлененного обозначения сложного явления действительности.  

Таким образом, можно заметить, что в отличие от первых двух определений словосочетания, в этом определении происходит уточнение о количестве слов в словосочетании, объединение которых основано на  подчинительной связи.

Различаются словосочетания  синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые  изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии.

В учебнике Шанского Н.М., Иванова И.И. дается следующее определение: «словосочетание – это  грамматическое и смысловое объединение на основе подчинительной непредикативной связи знаменательных слов. Между  ними имеются атрибутивные, объектные или обстоятельственные синтаксические отношения. Кроме них отмечаются еще субъектные и комплетивные отношения».

В данном определении делается акцент на смысловое объединение слов и отношения в словосочетании (атрибутивные, объектные и обстоятельственные).

Атрибутивные отношения  есть в том словосочетании, в котором главное слово обозначает предмет, а зависимое – признак этого предмета. Признак предмета чаще всего выражается прилагательным, а предмет может быть существительным, местоимением, причастием и наречием : смелый воин, каждый миг, оперирующий врач, удар наотмашь и т.д.

Объектные синтаксические отношения - это те отношения, где зависимое слово обозначает предмет, на который переходит действие либо к которому направлено, адресовано действие, состояние, признак названный главным словом. Словосочетания с объективными отношениями  между компонентами представлены двумя семантическими моделями:

1. действие и предмет или лицо, по отношению к которому  оно проявляется: печатать книгу, приобретение пособий, рассказы о подвигах;

2. признак и предмет или лицо, по отношению к которому оно отправляется: склонность к анализу, крепче стали, слегка сладкий.

Обстоятельственные синтаксические отношения имеются в тех словосочетаниях, в которых зависимое слово обозначает качество, образ, способ действия, степень либо меру действия или признака, место, время, причину, цель, условие действия, состояния или проявления признака они представлены:

1. моделью с определительно-обстоятельственными отношениями действие или признак и его качественная либо количественная характеристика: громко петь, одеваться со вкусом, говорить тихим голосом, много знать;

2. моделями с собственно обстоятельственными отношениями – действие или признак место его проявления: бежать по тропинке;  действие или признак и время его проявления  прийти своевременно, всегда добрый;  действия и цель его проявления: отсутствовать по болезни;  действие и цель его проявления: поехать учится;  действие и условие его проявления: работать при любой погоде; действие условие, вопреки которому оно совершается: поступит вопреки ожиданиям.

При выделении в предложении словосочетаний  с обстоятельственными отношениями  следует учитывать, что большинство из них формируется  на основе факультативных  связей, а зависимость одного компонента от другого проявляется, а зависимость одного компонента  от другого проявляется как правило , на основе внешнего соположения  и закрепленного порядка слов .

Субъективные отношения  свойственны словосочетаниям, в которых грамматически  господствующее слово называет действие или состояние, а зависимое – субъект действия или носителя действия: рассказ преподавателя, доброта матери. Основанием для выделения словосочетаний  с такими отношениями  в отдельную группу является то, что  они соотносительны  не с глагольными, а с предикативными  сочетаниями:  их зависимая словоформа  может быть преобразована в независимую  именительную  предикативную основу.

Комплетивные отношения характерны для словосочетаний с максимальной степенью спаянности компонентов. В большинстве случаев  такие единицы выступают как синтаксически нечленимые словосочетания, так как главный компонент  в виду его смысловой недостаточности или неопределенности  не может, употребляется  без распространителя в строго определенной форме: стая уток, стакан воды, стать героем.

На основу грамматического значения словосочетания довольно часто наслаивается  дополнительное значение. Так определительные отношения в словосочетаниях, образуемых конкретно – предметами существительными  с зависимыми несогласуемыми словосочетаниями,  осложняется объективными или обстоятельственными оттенками значений. И наоборот, объективные или обстоятельственные отношения в словосочетаниях, образованные отглагольными существительными, под влиянием их предметного значения осложняются определительными отношениями.

Словосочетания как речевые образования и  как лежащие в их основе единицы языка – структурные системы – по характеру синтаксической связи делятся на два типа сочинительные и подчинительные.

Сочинительные  словосочетания  представляют собой соединения однофункциональных форм слов на основе сочинительной связи. Их общая формула – форма слова и однофункциональная  ей и связанная с ней сочинительной связью форма другого слова.

Подчинительные словосочетания  представляют собой основанные на подчинительной связи соединения слова  (главный  компонент).

С определенной формой слова (зависимый компонент). Общая формула подчинительных словосочетаний – слово и связанная с ним  подчинительной связью форма другого слова.

В предложении используются оба вида связи -  сочинение и подчинение, в словосочетании только подчинительная связь. Розенталь Д.Э., МаловицкийЛ.Я., Валгина Н.С., Шахматов А.А. и Шанский Н.М. выделяют следующие виды подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.

Согласование – это такая связь, при которой формы зависимого   имени прилагательного или другого слова, совпадающего по форме с прилагательным, реже – имени существительного уподобляются формам главного слова. При согласовании связь выражается окончаниями: бессмертный подвиг, бессмертная идея. Изменение формы главного слова приводит к изменению формы зависимого слова: бессмертного подвига, бессмертному подвигу, бессмертным подвигом.

Согласование бывает двух видов полное и неполное.

Полное согласование – это такая связь, при которой все возможности уподобления форм одного слова формам другого слова исчерпаны. (глубокое ущелье, город- новостройка). Подчинительное слово подчиняет все формы подчиняющего слова.

Неполное согласование – это такая связь, при которой использованы не все возможности уподобления форм зависимого слова формам главного слова (встретить друга счастливым, увидеть спортсмена бегущим).

Управление – это такая связь, при которой падежная форма зависимого имени существительного либо другого слова с субстантивным значением в большей или меньшей степени обусловлена лексико- грамматическим значением главного слова. При управлении зависимое слово в косвенном падеже связывается с главным словом окончанием или окончанием с предлогом, при этом главное слово может быть глаголом, существительным, прилагательным, наречием и числительным. В отличие от согласования при управлении изменение формы главного слова не вызывает изменения формы зависимого слова (сумрак леса, сумрака леса, сумраком леса). 

Различают два вида управления: сильное и слабое. При сильном управлении наличие зависимого слова обязательно в том смысле, что, если такое словосочетание становится компонентом  предложения, зависимое слово нельзя опустить, чтобы не разрушить предложение как  целостную единицу общения.

При слабом управлении падежная форма зависимого слова в меньшей степени обусловлена главным словом. При слабом управлении падежная форма зависимого имени определяется лексико – грамматическим значением главного слова и тем смыслом, который вносится зависимым словом в словосочетание.

Управление – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в той падежной форме, которая обусловлена лексико - грамматическим значением господствующего слова .

1. В зависимости  от характера связи между господствующими зависимыми словами  управление может быть сильное и слабое.

2. В зависимости от наличия или отсутствия  предлога перед зависимым словом – предложное и беспредложное.

3. В зависимости от морфологической природы господствующего слова – глагольное, присубетативное, приадъективное , принаречное.

Примыкание – это такая связь, при которой зависимое слово является неизменяемым, не имеет окончания и связывается с главным словом по смыслу и местоположением. Примыкают наречия, глагол в форме инфинитива или в форме деепричастия, неизменяемое прилагательное и прилагательное в простой форме сравнительной степени (чтение вслух, попросить помочь, сидеть согнувшись).

Примыкающие слова связываются не только по смыслу, но и местоположением. При изменении места зависимого слова словосочетание может разрушиться, так как связь между словами утрачивается. Среди примыкающих слов чаще всего встречаются наречия, которые относятся к глаголу, наречию, к категории состояния, к порядковому числительному.

Грамматическое значение  словосочетания  это выявляемые синтаксической  связью синтаксические отношения между его компонентами, рассмотренные в отвлечении от конкретного лексического наполнения его компонентов. На основе грамматического значения, во взаимодействии его с лексическим наполнением главного и зависимого компонентов  словосочетания.

Таким образом, в основе выделения трех видов связи слов в словосочетании лежит способ включения зависимых форм в словосочетание,  то есть те особенности словоизменения и формообразования, с которыми связано включение знаменательных слов в словосочетание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...