Консультация для родителей «Формирование грамматического строя речи у детей с ТНР»
консультация по логопедии по теме

Дуганова Ольга Александровна

материал предназначен для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_gram._stroy.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №26»

Консультация для родителей

«Формирование грамматического строя речи у детей с ТНР»

Подготовила:

Учитель – логопед Дуганова О. А.

г. Вологда

Одной из важнейших проблем в общей и специальной психологии является развитие речи. Это обусловлено тем, что она играет огромную роль в жизни человека. Развивающаяся речь выступает в начале как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления и выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека (Л.С. Выготский, 1983; А.В.Запорожец, 1980; А.Р.Лурия, 1956; Л.С. Цветкова, 1972 и др.).

Если в норме ребенок научается изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. Чтобы добиться успеха в их усвоении, он нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание отводится формированию грамматической стороны речи.

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание.

Известно, что грамматический строй это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а на синтаксическом уровне определяется умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Ещё в прошлом столетии профессор Левина Р.Е., изучая наиболее тяжёлые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а следовательно плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстаёт от нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; страдает связная речь. Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи, в зависимости от уровня  речевого развития, учёные выделяют следующие нарушения грамматического строя речи.  Для первого уровня речевого развития характерно отсутствие или наличие зачаточного состояния понимания значений грамматических изменений слова. Как отмечает Волкова Л.С., если исключить ситуационно ориентирующие признаки, дети оказываются не в состоянии различить формы единственного и множественного числа существительных, глагола прошедшего времени, формы мужского и женского рода, не понимают значения предлогов.   На втором уровне отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций: смешение падежных форм /"едет машину" вместо на машине/, нередко употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве или форме третьего лица единственного и множественного числа настоящего времени, а употреблении числа и рода глаголов, при изменении существительных по числам /"два каси" – два карандаша, "де тун" – два стула/, отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными. На третьем уровне речевого развития отмечается следующие аграмматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов. Исходя из анализа литературных источников можно сделать следующие выводы: аграмматизм  является чуть ли не самым устойчивым и одним из основных проявлений общего недоразвития речи /В.К. Воробьёва, 1967; Е.М. Мастюкова, 1981/. Кроме того, сформированность грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи зависит от уровня их речевого развития /Р.Е. Левина, 1968; С.Н. Шаховская, 1969/. Недостатки грамматического строя речи мешают в общении, вызывают в дальнейшем трудности в овладении письмом. В связи с этим важное значение имеет длительная логопедическая работа, направленная на формирование грамматически правильной фразы, умения изменять слова, различать слова по признакам категориальности.

Исходя из особенностей грамматического строя речи у детей с ТНР, мы наметили следующие направления  работы:

  1. развитие умения использовать в речи предлоги;
  2. формирование навыков конструирования предложений;
  3. обучение согласованию различных частей речи.

 В работе следует придерживаться принципа поэтапности, что позволяет переходить от лёгких заданий к более трудным. Следует отметить, что только в результате целенаправленной коррекционной работы по развитию речи в целом возможно устранение аграмматизмов у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Литература:

2.  Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.,2004.

3.  Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1961.

4.  Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М., 1965.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: " Развитие грамматического строя речи у детей с дизартрией"

В этой консультации создана подборка игр и упражнений для развития грамматического строя у детей с дизартрией...

Журнал для родителей «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей»

Данный материал предназначен для родителей детей старшего дошкольного возраста. В журнале для родителей раскрыто понятие грамматический строй речи и основные грамматические ошибки в речи дошкольников....

Журнал для родителей «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей»

Данный материал предназначен для родителей детей старшего дошкольного возраста. В журнале для родителей раскрыто понятие грамматический строй речи и основные грамматические ошибки в речи дошкольников....

Консультации для родителей по грамматическому строю речи для детей младшего возраста

Консультации для родителей по грамматическому строю речи для детей младшего возраста...

Консультация для родителей: Развитие грамматического строя речи у детей с ТНР

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, так как речь выполняет ведущую функцию в развитии м...

Консультация для родителей «Формирование лексико – грамматического строя речи у дошкольников»

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

Консультация для родителей «Формирование лексико - грамматического строя речи у дошкольников»

Грамматика  — совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов).При нормальном развитии ...