" Сенсомоторное развитие у детей с нарушениями речи"
консультация (логопедия, старшая группа) по теме

Данная консультация для воспитателей логопедической группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensorika.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

            Сенсомоторное развитие детей с нарушениями речи

Первой формой общения людей были жесты. Особенно велика здесь была роль руки. Позже жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляцией. Эта связь дает о себе знать и в наше время.

В процессе труда произошло еще одно событие: все более совершенствовались тонкие движения пальцев рук, в связи с этим происходило усложнение строения мозга, и увеличивалась площадь двигательной проекции руки в человеческом мозге. Так развитие функции руки и речи шло параллельно.

Аналогично этому идет ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Одной из причин нарушения речи является плохое развитие мелкой моторики.

На современном этапе рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. При ряде речевых нарушений у детей наблюдается выраженная в разной степени моторная недостаточность и соответственно отклонения в движениях пальцев рук. В системе работы по обучению и воспитанию таких детей нужно предусматривать усиленную коррекционную деятельность.Нормальное развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению, а ее недостаточное развитие негативно сказывается в учебном процессе.

Учитывая важность проблемы, решила проводить более углубленную работу по развитию мелкой моторики.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематичная работа по развитию сенсомоторной сферы у детей дошкольного возраста с нарушением речи способствует, коррекции речевой деятельности, а так же к развитию интеллектуальных способностей и подготовки детей к школьному обучению.

Поставила следующие цели и задачи:

Цель: разработать систему работы по формированию сенсомоторной сферы у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

 Задачи:

1.Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом:

  1. развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  2. развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук.

2.совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

  1. произвольное внимание;
  2. логическое мышление;
  3. зрительное и слуховое восприятие;
  4. память, речь детей.

Эффективность обучения будет существенно повышена, если коррекция недостатков речи будет проводиться параллельно с развитием сенсомоторных навыков при взаимодействии всех специалистов детского сада.

Работа по формированию ручной умелости в дошкольном возрасте может быть очень многообразной и разносторонней. Ее можно организовать в разных направлениях. Развитие ручной умелости может осуществляться на разных занятиях: рисовании, лепке, конструировании, физкультурном, музыкальном, а также вне занятий в свободной деятельности.

Работа по развитию движения рук проводиться регулярно, только тогда будет наибольший эффект от упражнений.

Для развития сенсомоторной сферы детей в группе специально организована зона, которая оснащена играми и пособиями.

Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Задания  разнообразные и приносят детям радость:

  1. Запускать пальцами волчки.
  2. Игры с палочками и цветными спичками.
  3. Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
  4. Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался).
  5. Нанизывать крупные пуговицы, бусинки, шарики на нитку, пробки на шнурок
  6. Завязывать узлы на веревке, шнурке.
  7. Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки; закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
  8. Закручивать шурупы, гайки.
  9. Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
  10. Игры с резиночками «геометрик»
  11. Складывание матрешек, пирамидок.
  12. Резать ножницами.
  13. Использование массажеров.
  14. Рисование в воздухе.
  15. Мять руками поролоновые шарики, губку, резиновые игрушки.
  16. Работа с трафаретами.
  17. Рисовать, раскрашивать, штриховать.
  18. Пальчиковые игры со стихами, скороговорками.
  19. Перекладывание мелких предметов с места на место (выкладывание схем).
  20. Написание букв по трафарету.
  21. Пальчиковый алфавит.
  22. Пальчиковый театр.
  23. Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.
  24. Сжимание ластика разными пальцами.
  25. Перекатывание в пальцах карандаша.
  26. Держать и передавать между пальцами теннисный шарик, пуговицу и т.д.

Различные виды деятельности дошкольников требуют участия обеих рук. Подбираю упражнения, которые выполняются правой и левой рукой поочередно, что стимулирует развитие обеих рук. Проводятся упражнения общего характера, включенные в различные виды деятельности:

  1. Конструирование из кубиков домиков, башен и т. п., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
  2. Раскладывание и складывание разборных игрушек.
  3. Составление предметных разрезных картинок, пазлов.
  4. Складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений, букв.
  5. Обведение контуров предметных изображений.
  6. Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.
  7. Вырезывание цветных полосок, фигурок.
  8. Наматывание ниток на катушку, клубок.
  9. Застегивание, расстегивание пуговиц; шнуровка.
  10. Разнообразные игры М. Монтессори.
  11. Работа с мозаикой, различными видами конструкторов.
  12. Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак - ладонь - ребро.
  13. Поочередная смена положений рук: левая рука - кулак, правая - ладонь; затем наоборот.

Таким образом, эффективность логопедического обучения  по  коррекции недостатков речи значительно повысилось при параллельном развитии сенсомоторных навыков: у детей улучшилось звукопроизношение, увеличился словарный запас, они овладели навыками общения, а также улучшилась работа мышц рук, что способствует подготовки руки ребенка к письму и дальнейшему школьному обучению.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей разных возрастных групп:"Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи"

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.Ды...

Занятие по музыкально-художественному развитию для детей с нарушениями речи"Путешествие в сказку"

Занятие по музыкально-художественному воспитанию детей с нарушениями речи "Путешествие в сказку"  ЗАДАЧИ:·        Учить узнавать знакомое произведение по п...

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи...

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхател...

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхател...

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это  энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. В...

Игрушка "Бильбоке" как средство сенсомоторного развития у детей с нарушением зрения

У детей с нарушением зрения система сенсорных эталонов и перцептивных действий затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. В результате,  слабо развита мелкая мо...