Особенности коррекционной работы с гиперактивными детьми
презентация к уроку по логопедии по теме

Завернина Лариса Михайловна

Здесь я расскажу о гиперактивных детях. Дам описание ,что такое гиперактивность. Как правильно построить коррекционную работу с ними.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности коррекционной работы с гиперактивными детьми

Слайд 2

Общая характеристика гиперактивности « Гипер ...» — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы . Слово «активный» пришло в русский язык из латинского « activus » и означает «действенный, деятельный ». К внешним проявлениям гиперактивности относятся невнимательность , отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность . Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Слайд 3

Портрет гиперактивного ребенка Наверное , в каждой группе детского сада, в каждом клас­се встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают до­полнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психолог В.Оклендер так характеризует этих детей: « Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация при недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов »

Слайд 4

Выявление гиперактивного ребенка Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Приведенная ниже таблица 1 поможет в этом . Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.

Слайд 5

Выявление гиперактивного ребенка Критерии оценки Гиперактивный ребенок Тревожный ребенок Контроль поведения Постоянно импульсивен Способен контролировать поведение Двигательная активность Постоянно активен Активен в определенных ситуациях Характер движений Лихорадочный, беспорядочный Беспокойные, напряженные движения

Слайд 6

Критерии гиперактивности Дефицит активного внимания Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание . Не слушает, когда к нему обращаются. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его. Испытывает трудности в организации. Часто теряет вещи. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий . Часто бывает забывчив . Двигательная расторможенность Постоянно ерзает. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами , двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо). Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве . Очень говорлив . Импульсивность Начинает отвечать, не дослушав вопроса. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается , прерывает. Плохо сосредоточивает внимание. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза). Не может контролировать и регулировать свои действия . Поведение слабо управляемо правилами. При выполнении заданий ведет себя по разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).

Слайд 7

Признаки импульсивности Импульсивный ребенок Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный). У него часто меняется настроение. Многие вещи его раздражают, выводят из себя. Ему нравится работа, которую можно делать быстро. Обидчив, но не злопамятен. Часто чувствуется, что ему все надоело. Быстро, не колеблясь, принимает решения. Может резко отказаться от еды, которую не любит. Нередко отвлекается на занятиях. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ. Обычно уверен, что справится с любым заданием. Может нагрубить родителям, воспитателю. Временами кажется, что он переполнен энергией. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит. Требует к себе внимания, не хочет ждать. В играх не подчиняется общим правилам. Горячится во время разговора, часто повышает голос. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой. Любит организовывать и предводительствовать. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Слайд 8

Как помочь гиперактивному ребенку Работая с гиперактивными детьми, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого случая. И уже опираясь на это , можно выработать индивидуальную линию поведения. Это, конечно же, очень ответственный шаг. Ведь при выборе неверной стратегии, положение ребенка в детском коллективе и дома может только ухудшиться. Поэтому возрастает необходимость совместной работы педагогов, психологов , медиков . Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен , его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации следует оставаться спокойными.

Слайд 9

Работа с родителями гиперактивного ребенка Родители гиперактивных детей часто испытывают огромные трудности в их воспитании. Далеко не каждому из них приходится по душе поведение ребенка в общественных местах и дома. Многочисленные окрики и запреты не приводят к желаемому результату. Родители гиперактивного ребенка нередко с опасением относятся к детскому саду или школе. Услышав первые же замечания педагога, мамы и папы либо начинают отчаянно защищаться , либо стоят с поникшей головой, будто ругают их самих. После такой «прелюдии», они, как правило, встречают выбегающего им навстречу ребенка упреками и нотациями. Педагог, присутствующий при этой «теплой» встрече, тоже очень неловко себя чувствует и даже сожалеет о том, что стал причиной ссоры . Существует многократно проверенный в детском саду И в начальной школе метод, способствующий снятию на­пряжения у родителей и улучшению детско-родительских отношений . Он заключается в обмене между педагогом и родителями «карточками-переписками». В конце дня педагог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленной картонной карточке. При этом должно выполняться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме.

Слайд 10

Игры с гиперактивными детьми Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость . В игре им трудно дожидаться своей очереди и «читаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания . Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно . На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия. Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности . Приведенная таблица 2 может стать отправной точкой , одним из примеров работы по подбору игр. Как видно из таблицы, некоторые игры можно применять и при индивидуальной , и при групповой работе.

Слайд 11

Игры на тренировку одной функции Функция, на тренировку которой направлены игры Индивидуальные Групповые Внимание «Найди отличие », « Запрещенное движение» «Запрещенное движение » , « Передай мяч» , « Броуновское движение» Контроль двигательной активности «Разговор с руками» «Море волнуется» Контроль импульсивности «Говори !», «Съедобное -несъедобное» «Съедобное — несъедобное », «Говори !», « Сиамские близнецы », « Слепой и поводырь»

Слайд 12

Игры для тренировки двух и трех функций Тренируемые функции Игры Внимание и контроль импульсивности « Кричалки — шепталки — молчалки », « Гвалт» Внимание и контроль двигательной активности «Колпак мой треугольный », « Расставь посты », « Замри» Контроль импульсивности и контроль двигательной активности «Час тишины и час «можно»» Внимание, контроль импульсивности и контроль двигательной активности «Слушай команду », « Слушай хлопки », « Морские волны»

Слайд 13

«Найди отличие» (Лютова Е.К ., Монина Г.Б.) Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях . Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый несколько изменяет картинку. Ребенок должен определить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок меняются ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается ). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

Слайд 14

«Ласковые лапки» (Шевцова И.В.) Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятии, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стоп. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными . Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену , ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

Слайд 15

« Кричалки — шепталки — молчалки » (Шевцова И.В.) Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции. Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони : красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — « кричалку >> можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — « шепталка » — можно тихо передвигаться и шептаться , на сигнал « молчалка » — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует « молчалками ».

Слайд 16

«Гвалт» ( Коротаева Е.В .) Цель: развитие концентрации внимания. Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку. Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

Слайд 17

« Менялки » Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей. Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего , который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих . Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого ... (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

Слайд 18

Презентацию подготовил учитель-логопед Завернина Л.М. МДОУ д /с № 14 «» комбинированного вида г. Коломна 2012г.



Предварительный просмотр:

Ивану М. всего 5 лет. Но родители были вынуждены уже дважды переводить его в другой детский сад, потому что его присутствие в группе, по словам воспитателя, опасно для здоровья окружающих. Иван то носится по группе, как вихрь, то бросает в детей игрушки, когда они говорят что-нибудь неприятное для него, то пытается выхватить у воспитателя тарелку с супом, проливая ее содержимое на детей. В тихий час он не спит, а громко поет песни.

Появление Ивана в новом детском саду в первый же день вызвало беспокойство родителей других детей. Заведующая детским садом и воспитатели обратились к психологу ДОУ.

Характеристика на Ивана М.:

Ребенок находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и впадает в истерику.

Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства.

Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.

Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни… 



Предварительный просмотр:

  1. Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. — М: Издательский центр «Академия», 2004
  2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок или все о гиперактивных детях. — М.: Издательство института Психотерапии, 2002
  3. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. — М.: Медпрактика-М, 2002
  4. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  5. Заваденко Н. Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. — Школа-Пресс, 2001
  6. Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю., Румянцева М. В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики. — Дефектология, 2003, № 6
  7. Максимова А.А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей. М., 2006
  8. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая коррекция. — СПб.: Речь, 2007
  9. Мурашова Е. В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
  10. Рассел А. Баркли, Кристина М. Бентон. Ваш непослушный ребёнок. — СПб.: Питер, 2004
  11. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивносиью. М., 2005; 
  12. Чутко Л. С., Пальчик А. Б., Кропотов Ю. Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. — СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004
  13. Чутко Л. С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства.- СПб.: Хока, 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с гиперактивными детьми.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми осуществляется в двух направлениях.Первое направление - ежедневная работа о развитию движений и самоконтроля поведения детей во время прогулок ( утренней и...

"Коррекционная работа с гиперактивными детьми

Приемы модификации детей с гиперактивностью....

Коррекционная работа с гиперактивными детьми

Что такое гиперактивнось? Портрет гиперактивного ребенка. Правила работы с гиперактивными детьми....

Методическая разрабока "Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5-7 лет"

"Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5-7 лет"Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственны двигательная...

"Коррекционная работа с гиперактивными детьми"

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«Коррекция гиперактивного поведения детей дошкольного возраста»Признаки гиперактивного поведения детейЧасто наблюдается беспокойные движения в кистях и стопах; сидя н...

Коррекционная работа с гиперактивными детьми. Советы воспитателям.

Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен...

Презентация "Особенности коррекционной работы с гиперактивными дошкольниками"

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) -- серьезная проблема. Своевременное обнаружение и оказание коррекционной помощи, позволит избежать многих негативных последствий, поможет ребенку ко...