Развитие лексики и грамматики детей разных возрастов
учебно-методический материал по логопедии по теме
Подюорка упражнений для развития лексической и грамматической стороны речи у детей от 3 до 6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие лексики и грамматики детей разных возрастов | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие лексики и грамматики детей разных возрастов
Возраст ребенка | Развитие лексической стороны речи | Развитие грамматической стороны речи |
3 года |
Цель: определить количественный словарный запас ребенка. Лексический материал: собака, кошка, медвежонок, заяц, зонт, кубики, велосипед, мяч, поезд, машина.
Цель: определить качественные отношения в словарном запасе ребенка. Лексический материал: - Найди среди картинок все, что можно кушать/надевать на себя. - Поищи все, на чем можно ездить. - Покажи животных. - Найди на страничке все, что относится к зиме. - Давай поищем все круглые предметы (включая колеса машин, серединку цветочка, елочные игрушки и т.д.) - Теперь давай найдем на картинках все предметы красного,/зеленого,/синего цвета.
Цель: Задание направлено на выявление актуального уровня словарного запаса ребенка (предметного словаря), особенностей его слухоречевой памяти и произвольного внимания. Оборудование: 5-6 знакомых ребенку предметов из его окружения и набор простых картинок. Проведение обследования Сначала ребенку предлагается назвать предметы, разложенные перед ним на столе (Что это?), а затем, если он молчит, логопед формулирует вопрос по-другому (Где?..). Более сложный вариант задания — называние или показ предмета по картинке. Например, перед ребенком кладут 3-4 картинки из речевого лото и просят или назвать их, или дать маме одну из картинок. При успешном выполнении этого задания можно переходить к обследованию глагольного словаря. 4. «Что делает?» Цель: Задание направлено на выявление объема понимания слов-действий. Оборудование: предметы (кукла, машинка, кукольная шапочка, кукольная кроватка, одеяльце, кубики, гараж); картинки (5-6 картинок с изображением действий, знакомых ребенку: ест, спит, моет руки, катается на качелях и т.п.). Проведение обследования Ребенку предлагается снять шапочку с куклы, положить куклу спать, положить кубики в машинку, поставить машинку в гараж, покатать куклу в машинке и т.п. Затем малышу предлагают посмотреть на картинки с изображением различных действий и ответить на вопросы: «Что делает девочка; мальчик?» «Что делают дети?». Если малыш молчит, просят показать на картинках, где мальчик спит и т.д.
Цель: определение количества словаря признаков. Покажи где… - большой/маленький - высокий/низкий - длинный/короткий |
Цель: определить- - различает ли ребенок основные цвета; - согласовывает ли имя существительное с прилагательным в роде. Оснащение: сюжетная и предметные картинки, карандаш. Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Задайте вопросы по ее содержанию. Кто изображен на картинке? (дети.) Что делают дети? (Играют, поют.) Как одеты дети? (В костюмы Петрушек.) Какого цвета костюм у каждого Петрушки? Предложите ребенку назвать каждый предмет костюма, назвать его цвет. Например: красный колпак, красные штаны, красная кофта. Что будут делать Петрушки? (Играть на дудочках.) Предложите ребенку найти в нижней части листа дудочку такого же цвета, как костюм Петрушки. Попросите провести дорожку от дудочки к Петрушке; еще раз назвать цвет костюма и дудочки у каждого Петрушки.
Цель: обследовать у ребенка его умение образовывать множественное число глаголов настоящего времени. Оснащение: сюжетные картинки. Ход игры: предложите ребенку вспомнить и рассказать, что он делал на музыкальном занятии. (Пел, танцевал, играл.) Задайте вопросы. Кто тебя учил петь и танцевать? Предложите рассмотреть картинки и сказать, что делал на занятии мальчик Ваня и что делали остальные дети. Лексический материал Ваня пел — дети пели. Ваня танцевал — дети танцевали. Ваня прыгал — дети прыгали. Ваня приседал — дети приседали. Ваня кружился — дети кружились.
Цель: определить уровень сформированности понятий единственного и множественного числа имен существительных (мужского, женского, среднего рода). Оснащение: игрушечные машины или предметные картинки с их изображением. Ход игры: поставьте в ряд игрушки (или разложите предметные картинки): легковая машина, грузовая машина, автобус, троллейбус, трактор. Предложите ребенку ответить на ваши вопросы. Как называется человек, который водит автобус, троллейбус, легковой автомобиль? (Водитель или шофер.) Как называется место, где стоят машины? (Гараж.) Назови автомобили, стоящие около гаража. (Автобус, легковая машина, грузовая машина.) Создайте игровую ситуацию—расставьте игрушки или разложите картинки в соответствии с описанием игры. Попросите ребенка: «Рассмотри автомобили, стоящие в гараже справа. Скажи, как можно назвать их одним словом. (Автобусы.) Назови автомобили, стоящие слева. (Грузовые автомобили.)» Предложите поиграть в игру «Один — много». Попросите ребенка образовывать множественное число по образцу. Если одно, то колесо, а если много, то ...(колеса). Если один, то троллейбус, а если много, то ... (троллейбусы). Если один, то трактор, если много, то... (тракторы). Если один, то шофер, а если много, то ... (шоферы). 5. «Чье это?» Цель: Задание направлено на определение умения ребенка соотносить бытовые предметы и вещи с их владельцами. Оборудование:5-6 предметов из окружения ребенка (наручные часы, тапочки, сумка и т.п.). Проведение обследования Ребенку предлагается показать, где папины часы, а где мамины часы, аналогично — мамины и папины тапочки. Если малышу трудно сразу ответить или обследующему кажется, что он показывает наугад, надо сформулировать свой вопрос по-другому: «Это мамины часы?» (Показываем или мужские часы, или дамские чужие часы.) Ребенок может или указать на владельца предмета, или кивком головы ответить утвердительно, или не согласиться. В случае правильного показа всех предметов задается вопрос, обращенный непосредственно к ребенку: «А это чей платочек (ленточка, машинка)?» Как правильный принимается ответ в виде жеста, которым ребенок указывает на себя. 6. «Один и много». Цель: Задание направлено на выявление уровня сформированности у ребенка элементарных количественных представлений. Оборудование: любой счетный материал. Проведение обследования Логопед просит ребенка взять у него с ладони один предмет (например, фишку или счетную палочку). Затем — еще один и еще один. Когда перед ребенком лежат несколько одинаковых предметов, на стол в некотором отдалении кладут один аналогичный предмет и задают вопросы: «Где одна палочка?, «Где много палочек?» Затем для контроля правильного выполнения инструкции можно попросить: «Дай маме много палочек», «Дай мне одну палочку». 7.Обследование сформированности падежных форм существительных у ребенка. Оборудование: предметные и сюжетные картинки. Ребенку предлагается ответить на вопросы: В.П. – Кого девочка гладит? - Что кушает девочка? Р.П. - Кого здесь нет? Д.П.. – Кому ты даешь корм? Т.П. – Чем мы едим суп? - С кем ты играл? + предлоги (если их нет в речи, проверить понимание). |
4 года |
Цель: определить уровень сформированности качественного словарного запаса у ребенка. Лексический материал: бежит, летит, идет, сидит, ест, гуляет, кладет, едет. Инструкция: Посмотри на картинки и скажи, кто что делает. 2 . «Назови одним словом». Цель: определение качественных связей в словарном запасе ребенка. Лексический материал: стул, стол, шкаф – это? кофта, свитер, брюки – это? помидор, огурец, лук – что это? 3. «Назови части предметов». Цель: определить количественный словарный запас ребенка. Лексический материал: - чайника (крышка, носик, ручка, донышко), - стула (сиденье, ножки, спинка); - машины (кабина, кузов, колёса, руль, сиденье); - обуви (каблук, язычок, подошва, шнурок); - одежды (рукава, карманы, пуговицы, воротник); - человека (туловище, руки, ноги, голова), 4. «Скажи, как зовут детенышей животных». Цель: определить количественный словарный запас ребенка. Лексический материал: детёныши животных: кошки, льва, ежа, зайца, белки, лисы, козы, утки, волка, медведя, слона, лося, тигра. 5. «Подбери красивое слово». Цель: определить уровень сформированности качественного словарного запаса у ребенка. Лексический материал: Небо бывает ясное, а бывает? (голубое, облачное)? - Цыпленок бывает желтенький, а бывает? (маленький, пушистый)? - Стол бывает письменный, а бывает? (обеденный, круглый)? 6. Игра «Вредная девочка». Цель: проверить наличие антонимов в речи ребенка. Оснащение: предметные картинки. Ход игры: вспомните вместе с ребенком, что в детском саду все дети разные. Одни очень послушные и добрые. А другие очень вредные. Расскажите ребенку, что в одном детском саду была одна девочка... вредная, плаксивая, капризная. Что бы ни сказала воспитательница, она сразу повторяла наоборот. Предложите ребенку от имени вредной девочки закончить начатое вами предложение: «Вкусное печенье, нет, не вкусное печенье. Сладкая конфета, нет... горькая конфета. Веселый мальчик, нет... грустный мальчик. Длинный шарф, нет...короткий шарф». Усложнение: увеличьте количество лексического материала. |
Цель: определить у ребенка наличие в речи формы имен существительных в творительном падеже. Оснащение: предметные картинки. Ход игры: предложите ребенку рассмотреть изображенных людей. Попросите его определить и назвать их профессии. Затем спросите, что изображено на предметных картинках в нижней части листа. Наклейте стикеры с липким слоем над изображенными людьми разных профессий. Показывайте поочередно на пианино, кастрюлю и шапочку врача и спрашивайте: «Кому этот предмет нужен для работы?» Задайте вопросы. Чем повар режет овощи? (Ножом.) Чем врач делает уколы? (Шприцем.) На чем играет музыкант? (На музыкальных инструментах.) Попросите ребенка назвать профессию человека, которому для работы нужен нож и кастрюля. (Повару.) Спросите: «Кому для работы нужен шприц?» (Врачу.) «Кому для работы нужно пианино?» (Музыкальному руководителю.) «Кто работает с детьми?» (Воспитатель.)
Цель: определить у ребенка понимание и различение категории рода имен прилагательных, обозначающих эмоциональные состояния людей; согласование имена прилагательные в роде и числе. Оснащение: предметные картинки. Ход игры: подготовьтесь к игре заранее: вырежьте в нижней части листа вуаль, маску, шарф. Приклейте их справа от каждого героя. Покажите ребенку картинки. Предложите внимательно их рассмотреть. Попросите назвать профессии изображенных на картинке людей. Поиграйте в игру «Я начну, а ты продолжи». Попросите ребенка рассмотреть выражение лица каждого гостя и назвать его эмоциональное состояние. Начните фразу и предложите ребенку ее продолжить, вспомнив выражение лица человека данной профессии. Музыкальный руководитель ... веселый. Попросите проверить правильность ответа, поднять приклеенную на шляпке вуаль. Врач ... сердитый. Попросите проверить правильность 3. Игра «Повар готовит обед». Цель: определить словарный запас за счет имен существительных, обозначающих названия профессий; качество согласования имена числительные «два», «пять» с именами существительными. Оснащение: натуральные овощи. Ход игры: предложите ребенку вспомнить, как называется профессия человека, который готовит вкусные обеды. (Повар.) Расскажите, что повар решил приготовить овощной салат. Для этого он взял... Разложите овощи на столе. Предложите ребенку рассмотреть выложенные перед ним овощи. Попросите его сосчитать их. Затем попросите рассказать, сколько картошек, морковок, огурцов, помидоров и луковиц взял повар для приготовления овощного салата. Накройте овощи красивой салфеткой. Две картошки, пять морковок, два огурца, пять помидоров, две луковицы, много зеленого горошка. Попросите ребенка нарисовать рецепт салата. (Последовательность, в которой повар будет складывать в салатницу нарезанные на мелкие кусочки овощи.) Поднимите салфетку и еще раз попросите ребенка перечислить количество овощей, которые он положил в овощной салат. 4. Игра «Хвастуны». Цель: определить умение у ребенка образовывать сравнительную степень имен прилагательных. Оснащение: не требуется. Ход игры: предложите ребенку послушать небольшой рассказ: «Жили-были два мальчика. Жили они оба на одной улице, в одном доме. Ходили они в один детский сад. Но один мальчик был старше второго на один год, поэтому ходили они в разные группы. Да и воспитатели у них тоже были разные, а любили они их одинаково—очень сильно. Сидят мальчики на скамейке и спорят». Предложите ребенку закончить начатую вами фразу: «„Моя воспитательница красивая".— „А моя еще ... красивее".— „Моя воспитательница добрая".— „А моя еще ... добрее".— „Моя воспитательница милая".— „А моя еще ... милей".— „Моя высокая".— „А моя еще ... выше". Долго спорили ребята, а к общему мнению так и не пришли. А мне кажется, что все, кто работает с детьми, добрые, красивые и милые!» 5. Игра «Закончи предложение». Цель: определить умение у ребенка согласовывать глаголы прошедшего времени с местоимениями 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа. Оснащение: не требуется. Ход игры: предложите ребенку внимательно послушать начатую вами фразу и продолжить ее. Он лечил. Она...лечила. Они...лечили. Он варил. Она... варила. Они... варили. Он воспитывал. Она ...воспитывала. Они ...воспитывали. Он тормозил. Она... тормозила. Они... тормозили. Он выгрузил. Она... выгрузила. Они... выгрузили. Он пел. Она...пела. Они...пели. Усложнение: используйте в игре глаголы, характерные для разных профессий. 6. Игра «Кто нарисовал!» Цель: определить различает ли ребенок мужской и женский род у глаголов прошедшего времени. Оснащение: сюжетная картинка. Ход игры: объясните ребенку, что в группе могут быть дети с одинаковыми именами (мальчик Саша и девочка Саша; мальчик Женя и девочка Женя; мальчик Валя и девочка Валя). Расскажите, что воспитатель проводила занятие по рисованию. Дети нарисовали очень красивые рисунки. Воспитатель решила рисунки подписать. Она взяла рисунок, нарисованный девочкой Валей, и спросила: «Кто нарисовал этот рисунок?» Предложите ребенку продолжить фразу после многоточия: «Валя ответила: „Я... нарисовала этот рисунок"». Воспитательница взяла рисунок у мальчика Вали и спросила: «А кто нарисовал этот рисунок?» Мальчик Валя ответил: «Я ... нарисовал этот рисунок». Игру с остальными именами проведите по аналогии. Голосом выделяйте окончания глаголов мужского и женского рода. |
5 лет |
Цель: определение качественных связей в словарном запасе ребенка. Лексический материал: - транспорт (самолёт, автобус, такси, грузовик); - цветы (василёк, роза, ромашка, одуванчик). - ягоды (клубника, смородина, крыжовник, малина);
Цель: определить количественный словарный запас ребенка. Лексический материал: Сначала ребёнку предлагается вспомнить, кем работают его родственники, а затем ответить на вопросы: - Кто продаёт продукты, вещи в магазине? - Кто водит машину? - Кто разносит письма, газеты, журналы? - Кто стрижёт волосы? - Кто шьёт одежду? - Кто готовит пищу? - Кто летает на самолёте? - Кто рисует картины? - Кто учит детей в школе? - Кто пищит книги? - Кто лечит людей?
Цель: определение количественного словарного запаса. Лексический материал: человек, рыба, птица, конь, собака, бабочка, змея, лягушка, машина, самолёт, пароход.
Цель: определение количественного словарного запаса ребенка. Лексический материал: - Как называется предмет, которым расчёсывают волосы? - Чем режут хлеб? - Чем разливают суп? - Чем пилят дрова, забивают гвозди, копают землю? - Чем подметают пол, чистят одежду, шьют? Инструкция: Называние предмета по его описанию. Ребёнку предлагается вопрос, в ответ на который он должен назвать предмет. | Задание №1. Цель: Обследование родительного падежа существительных множественного числа. Материал для обследования - картинка с изображением предметов или предмета. Названия предметов должны стоять в именительном падеже. Ребёнку задается вопрос: "Много чего?" – Вот один лист, а на дереве много чего? - Листьев. Вот одна книга, а на полке много чего? Вот один карандаш, а в пенале много чего? Вот одно дерево, а в лесу много чего? Задание № 2. При проверке умения употреблять предлоги по выполняемому действию, ребёнку предлагается ответить на вопросы: - Где лежит мяч, (на столе, около стула, под столом)? - Куда я его убрала (в шкаф, под стол, за стекло)? - Откуда я его взяла (из шкафа, с полки, из-под стола)? Задание №3. Цель: определение умения у ребенка согласовывать числительные с существительными. Материалом обследования являются предметы или картинки с изображением нескольких однородных предметов: - одна машина, две машины, пять машин; - одна кукла, две куклы, пять кукол; - один воробей, два воробья, пять воробьев; -одно яблоко, два яблока, пять яблок. Задание №4. Цель: определение умения у ребенка образовывать уменьшительно-ласкательной формы существительных. Задание дается ребёнку в форме игры: "Я буду называть большой предмет, а ты тот же предмет назовёшь, но только маленький и скажешь ласково": сумка – сумочка ухо - ушко ковёр - коврик ёлка - ёлочка нога – ножка стул - стульчик шкаф – шкафчик птица – птичка дерево – деревце Задание №5. При обследовании падежных конструкций можно использовать специальные игровые задания: "Что забыл нарисовать художник" (для обследования родительного падежа). Ребёнку предлагается для просмотра предметные картинки, на которых не дорисован какой-то элемент, часть предмета. Ребёнок должен сказать, что забыл нарисовать художник. Можно задавать вопрос: "Чего не хватает на картинке?": Например: Корова - без рогов, дом - без окон, стол - без ножки. "Расскажи, кому ты даёшь корм?" (для обследования дательного падежа). На столе раскладываются различные игрушки - животные и предметные картинки (сено, зерно, кости, мясо, молоко и т.д.). Можно объяснить, что сейчас надо будет накормить всех животных, называя при этом кого и чем надо накормить. Например: "Это сено. Сено я отдам козе (козам), корове (коровам), лошади (лошадям)." "Экскурсия в Зоопарк" (для обследования винительного падежа). Проготовить"клетку" с прорезями, куда поочерёдно вставить картинки с изображением одного или нескольких животных. Ребёнок должен назвать, кого он видел в Зоопарке. Например: "Я увидел слонов, медведей, оленя, белку". "Кому что нужно" (для обследования творительного падежа). На столе раскладывать несколько предметов: ручки, кисточки, карандаши, мелки, фломастеры. Предлагается нарисовать, например, шар и спрашивать: "Чем ты будешь рисовать? Чем ещё можно рисовать, раскрашивать?"
Цель: определение качественных связей в словарном запасе ребенка. Прилагательные, образованные от существительных. Лексический материал: - Сок вишни, какой? - Вишневый. - Сок малины, какой? - Сок лимона, какой? - Сок персика, какой? Инструкция: Ребёнку показывается ряд предметов, сделанных из разных материалов и предлагается ответить на вопросы. |
6 лет |
Основываясь на задании № 2. Цель: определение качественных связей в словарном запасе ребенка. Лексический материал: Приплыть-переплыть, Приходить-переходить, Прибегать-перебегать, Прилетать-перелетать. Инструкция: объясни разницу между этими словами. 2. «Состояние глагольного (предикативного) словаря». Цель: исследование качественного словаря ребенка. Описание задания: Логопед использует предметные картинки. «Что делают ручкой?» Ответ ребенка (или с помощью логопеда): «Пишут». «Что делают ножом?» - «Режут». Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют. Материал: предметные картинки. 3. «Понимание слов с противоположным значением». Цель: исследование качественного словарного запаса ребенка. Описание задания: логопед называет, ребенок показывает на картинках: Входит-выходит Открывает – закрывает Подходит – отходит Стоит – идет Широкий – узкий Влетает – вылетает Материал: картинки с изображением действий и признаков предметов. 4. «Понимание названий детенышей домашних и диких животных». Цель: исследование качественного словарного запаса ребенка. Описание исследования: Логопед раскладывает перед ребенком изображения животных и их детенышей и говорит: «Я буду называть маму, а ты будешь называть детеныша». У кошки – котенок. У лошади - жеребенок. У собаки - щенок. У коровы – теленок. У белки – бельчонок. У тигра – тигренок. У медведя – медвежонок. У ежа – ежонок. У овечки – ягненок. У козы – козленок. Материал: картинки с изображениями животных.
Цель: исследование количественного и качественного словаря ребенка. Описание задания: назвать предметы по описанию: - Как называется предмет, которым расчесывают волосы? - Как называется предмет, которым намыливают руки? - Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания? - Как называется предмет, которым рисуют красками? - Как называется предмет, которым лежит под головой, когда человек спит? - Как называется предмет, которым вышивают? - Как называется предмет, которым мальчики играют в футбол? - Как называется предмет, по которому смотрят фильмы и передачи? |
Цель: определение уровня сформированности словообразовательных навыков у ребенка. Лексический материал: Кто чистит трубы? Кто разводит пчел? Кто плавает под водой? Кто печет хлеб?
Цель: определить качество использования приставок пере- и при- в речи ребенка. Лексический материал: Плыть, ходить, бегать, летать. 3. «Что из чего». Цель: исследовать умение образовывать прилагательных от существительных. Прилагательные, образованные от существительных. Лексический материал: - Кубик из дерева. Значит он какой? - Деревянный. - Кошелёк сделан из кожи? Какой он? - Кожаный. - Ручка сделана из пластмассы. Какая она? - Пластмассовая. - Стакан сделан из стекла. Какой он? - Ножницы сделаны из металла. Какие они? - Шуба сшита из меха. Какая она? - Игрушка сделана из плюша. Какая она? - Подушка из пуха. Какая она? Инструкция: Ребёнку показывается ряд предметов, сделанных из разных материалов и предлагается ответить на вопросы. 4. Задание № 4. Цель: исследовать умение образовывать глаголы совершенного вида. Описание задания: скажи, кто что сделала? Рисовал – нарисовал Писал – Стирал – Играл – Материал: картинки с изображением действий. 5. «1,2,3,4,5». Цель: исследовать употребление словосочетаний - числительных 1,2,3,4,5 с существительными. Описание задания: Логопед называет ребенку первое слово, обозначающее один предмет, ребенок должен продолжить цепочку, использую числительные 2,3,4,5. Карандаш – два карандаша… Ключ – Дверь – Озеро – Материал: Картинки с изображением предметов, сначала одно, затем 2,3,4,5. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник домашних заданий по развитию лексики и грамматики для детей 4-5 лет с ОНР и ФФНР
Данный сборник разработан для закрепления материала, пройденного на фронтальных занятиях по развитию лексики и грамматики в средней группе для детей специальных коррекционных учреждений. Материа...
Сборник домашних заданий по развитию лексики и грамматики для детей 5-6 лет с ОНР и ФФНР
Данный сборник разработан для закрепления материала, пройденного на фронтальных логопедических занятиях по развитию лексики и грамматики в старшей группе для детей специальных коррекционных учре...
Сборник домашних заданий по развитию лексики и грамматики для детей 6-7 лет с ОНР и ФФНР
Данный сборник разработан для закрепления материала, пройденного на фронтальных логопедических занятиях по развитию лексики и грамматики в подготовительной группе для детей специальных коррекцио...
Особенности развития лексико-грамматического строя детей среднего возраста
Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-обра...
Опыт работы" Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей разного возраста"
Театральная деятельность - самый распространенный вид детского творчества, глубоко лежит в его природе. И находит свое отражение стихийно, потому что связано с игрой. Игра способствует развитию вниман...
Опыт работы" Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей разного возраста"
Театральная деятельность - самый распространенный вид детского творчества, глубоко лежит в его природе. И находит свое отражение стихийно, потому что связано с игрой. Игра способствует развитию вниман...