Конспект логопедического подгруппового занятия по автоматизации и дифференциации сложных звуков.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Оськина Софья Александровна

Данное занятие включает все необходимые части логопедического занятия для правильной актоматизации и дифференциации сложных звуков соблюдая принцип "от простого к сложному". Этот процесс долгий, поэтому используются различные методы и приёмы из технологии М.Монтессори "Шумящие коробочки", "Шершавые буквы", "Письмо на манке", а также собственный  авторский  материал "Звуковые дорожки", ""Волщебная дощечка". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx129.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: СЛОЖНЫЕ ЗВУКИ

 « Автоматизация и дифференциация звуков [Ш]  [Ж]»

Программное содержание:

1. Развитие слухового восприятия звуков Ш-Ж.

2. Закрепление произношения звуков Ш – Ж изолированно, в слогах, словах.

3. Упражнения на правильное дыхание, в произношении слов тише, громче.

4. Развитие пространственной ориентировке.

5. Учить делать звуковой анализ и синтез слов.

6. Воспитание доброжелательны отношений в семье, любви к близким.

7. Развитие тонких ручных действий.

Оборудование: «Шумящие коробочки», зеркало, «Звуковые дорожки», «Шершавые буквы», лоточки с манкой, «Волшебные дощечки», касса букв, магнитный разноцветный шар.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Л.: Дети, сегодня очень интересное занятие. У нас в гостях сложные звуки, А чтобы научиться их слышать нам в этом помогут «шумящие коробочки». Мы будем вести разговор о сложных звуках. Будьте внимательны.

2. Слуховое восприятие

Л: По очереди пошумите, и найдите одинаково звучащие коробочки.

Д. Звук моей коробочки, такой же, как у Насти.

Л.: Займите свои рабочие места, спинка прямая, ушки слушают, глаза смотрят на меня. Послушайте слова и найдите общий звук.  ( шапка, шишка, штаны)

Д.: Звук Ш

3. Артикуляция звука.

Л: Возьмите  зеркало. Ещё раз произнесём этот звук . Ш-Ш-Ш

Л.:  Что  происходит с губами ?

Д: Губы вытягиваются трубочкой.

Л: Где находится язык?

Д: Язык поднимается вверх.

Л: Правильно, Звук Ш- согласный, потому что при его произнесении воздух встречает преграду.

Но у звука Ш имеется родственный звук Ж.  Произнесём его.

Л.:  Что  происходит с губами ?

Д: Губы вытягиваются трубочкой.

Л: Где находится язык?

Д: Язык поднимается вверх.

Л.: Подумайте , что общего у этих звуков ?

Д.: Артикуляция, подъём языка, его положение, есть преграды.

Л.: Если есть преграда то какой звук Ж ?

Д.:  согласный

Л: А чем они отличаются , я расскажу секрет. Звуки можно чувствовать.

Л.: Ладошку приложите к горлышку. Произнесём Ж. Что почувствовала Ваша ладошка ?

Д.: Вибрирует, дрожит.

Л.: А точнее звенит. Поэтому звук Ж – согласный и звонкий, а звук Ш – согласный глухой.

4. Работа над дыханием.

Л.: Возьмите карточки, прочтите звуки. ( каждый читает свою схему)

Л.: А теперь поиграем в « Шуршалку» и «Жужжалку», следите за дыханием наберите больше воздуха. Послушайте меня .  ( читаем «Звуковые дорожки»)

5. Фонетическая ритмика. Произношение звуков в слогах.

Л.: Дети  у звуков Ш и Ж много друзей. Встаньте с правой стороны стула, расскажите и покажите их.                              И.п. руки перед собой.

ША                       ЖА    Поем звук Ш со звукам А раскрываем ладони

ШО                       ЖО    Поем звук Ш со звуком О закрываем ладошки вверху как колечко

ШУ                       ЖУ     Поем звук Ш со звукам У  вытягиваем в трубочку губы  и  

                                         указательными пальчиками делаем прямую дорожку

А теперь споем тоже со звуком Ж, чтобы он не обиделся.

Не забываем, что руки у нас вибрируют.

Сядьте

6. Знакомство с буквами Ш, Ж   ( элементы технологии М.Монтессори)

Л.: Ребята звуки мы слышим и произносим. Каждый звук обозначается буквой.

Звук Ш – вот такой буквой похожа на расчёску.

А звук Ж – вот такой буквой похожа на жука. Возьмите карточку с шершавой  буквой, обведите её двумя пальцами

( указательным и средним) .А потом попробуйте прописать их на манке.

Проверьте друг друга

Л.: Дети буквы можно не только прочитать, почувствовать пальцем, но даже построить. И поможет нам в этом «Волшебная дощечка»

7  Пространственная ориентировка.

.Игра « Волшебная дощечка» ( собирание букв из резинок) Выполняют инструкцию логопеда..

 Возьмите волшебные дощечки и попробуйте из резиночек сделать буквы.

Будьте внимательны:

- левой рукой находим левый верхний угол, пальчиками захватываем гвоздик, правой рукой берем резинку и надеваем на гвоздик, натягиваем резинку в нижний левый угол.

- левой рукой держим гвоздик , берем правой рукой еще одну резинку и протягиваем в нижний правый угол. Левая рука держит гвоздик в  нижнем правом углу.

- берем правой рукой еще одну резинку захватываем гвоздик в нижнем правом углу и протягиваем до верхнего правого угла.

- а теперь самое сложное. Найдите середину на нижней стороны дошечки. Ощупайте гвоздик. Провой рукой возьмите последнюю резиночку и протяните ее до середины верхней стороны дощечки.

 Л: Какая получилась буква обведите пальчикам.

 Д: Буква Ш

 Л: Правильно, молодцы

 Л: А теперь построим другую букву.

- с левого  верхнего угла протягиваем резиночку в нижний правый угол.

- переносим левую руку на гвоздик верхнего правого угла, берем резиночку правой рукой , фиксируем на гвоздике и протягиваем её в нижний левый угол.

- нашли середину верхней стороны, фиксируем резиночку и протягиваем до середины нижней стороны.

Л: Какая получилась буква обведите пальчикам. ( дети Ж) правильно молодцы.

8. Составление слов, звуковой анализ.

Л.: Дети наши сложные буквы потерялись, поможем им собраться в слово.

Д. Да. ( АРШ)

Л: Какое слово получилось из этих букв.

Л.: Возьмите кассы и выложите слова [ ШАР ] – что это такое

( предмет с которым мы идём на праздник)

Сколько в этом слове слогов

Д.: В этом слове один слог

Л.: Сколько в этом слове букв

Д.: В этом слове три буквы

Л.: А теперь возьмите звуковые линейки и найдите сколько звуков в этом слове?

Д.: В этом слове три звука.

Л.: Сколько в  слове ШАР  гласных звуков ( поющих)

Д.: В слове ШАР один гласный звук

Л.: Сколько в слове ШАР согласных звуков ( не поющих)

Д.: В слове ШАР два согласных звука.

Л.:  Интересно, что получится если заменить одну букву

Ш – Ж – что получилось

Д.: ЖАР

Л.: Что такое жар

Д.: Это состояние человека когда он болеет.

Л.: Изменили всего одну букву, а смысл слова другой. Будьте внимательны когда читаете и произносите эти сложные звуки.

9. Составление слов.

Л: Дети у меня в руках маленький магнитный шарик,  как и вы он хочет стать большим.

Поможем ему вырасти?

Л:  Возьмите тремя пальчиками кусочек шарика. Придумайте слова с нашими сложными звуками и присоедините кусочек.

Д: ( придумывают слова).

Л: Благодаря всем нам он стал большим.

10. Итог занятия:

Л: Что вам особенно понравилось на занятии.

Д: (ответы детей)

Л: Похлопаем друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического подгруппового занятия "Дифференциация твердых и мягких звуков М и Мʼ"

Конспект логопедического подгруппового занятия для детей с ТНР подготовительной к школе группыТЕМА: Дифференциация твердых и мягких звуков М и Мʼ...

Логопедическая подгрупповая НОД по автоматизации и дифференциации звуков с использованием фитбол-мяча Тема: «Продукты»

Логопедическая подгрупповая НОД по автоматизации и дифференциации звуков с использованием фитбол-мяча  Тема: «Продукты»         Составитель:Учитель-ло...

Конспект логопедического подгруппового занятия «Автоматизация звука [Ш]» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект логопедического подгруппового занятия«Автоматизация звука [Ш]» для детей старшего дошкольного возрастаЦель: Автоматизация звука [Ш].Задачи:...

Конспект индивидуально – подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] в предложениях в старшей группе.

Конспект индивидуально – подгруппового занятияпо автоматизации звука [Ш] в предложениях в старшей группе....

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Цели занятия:1. уточнение артикуляции и закрепление правильного произношения звуков Р-Рь в речи;2. различение (дифференциация) звуков Р-Рь в слогах, словах и предложениях;3. совершенствование навыков ...

Конспект логопедического подгруппового занятия с детьми 5-6 лет по теме «Опасные предметы. Звук Р в словах и предложениях»

Конспект логопедического подгруппового занятия с детьми 5-6 лет по теме «Опасные предметы. Звук Р в словах и предложениях» Коррекционно-образовательные Уточнять, активизировать с...