Автоматизация звука[С] в словах по теме: "Зоопарк"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Данное занятие предназначено для подгрупповой или индивидуальной работы детей от 5 до 7лет на занятиях по автоматизации звука С в словах.
Задачи:
• Автоматизировать звук [С] в словах, словосочетаниях, чистоговорках.
• Развивать артикуляционную моторику, мимику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sanyatie_soopark.rar | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 53
Проект
открытого мероприятия по автоматизации звуков детей группы компенсирующей направленности.
Подготовила
Учитель-логопед: Цедрик Т. А.
г. Ангарск, 2012 г.
Подгрупповая работа с детьми
по автоматизации звуков [С] в словах, словосочетаниях, предложениях на тему: «Зоопарк»
Цель: уточнение артикуляции и отработка четкого произнесение звука [С] в словах, словосочетаниях, чистоговорках, предложениях.
Задачи:
1. Коррекционно-обучающие:
- учить точно и полно отвечать на вопросы;
- формировать лексико-грамматический строй;
- совершенствовать умения и навыки детей выделять заданный звук, чётко его артикулируя, пользоваться силой, высотой голоса, выделять ударный слог, изменять темп, тембр речи.
- уточнить правильное произнесение звука [С] в словах, словосочетаниях, предложениях.
- Упражнять в определении наличия и места звука [С] в словах.
- Продолжать учить составлять предложения по опорным словам – картинкам.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- развивать артикуляционную моторику, мимику.
- развивать логическое мышление, внимание;
3. Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительные установки на участие в занятии;
- умение слушать логопеда;
- воспитывать доброжелательные отношения.
Материалы и оборудование: картинки: самокат, лук, овощи, носки; игрушки слон, лиса, тигр, обезьяна, жираф и т.д., спортивное оборудование, модули – имитация входа в зоопарк, картинки с изображением животных с о звуком [С],
Кукла бибабо «Попугай», пальчиковый театр, зеркала, фишки для определения места звука.
Характеристика группы:
Дети с тяжелыми нарушениями речи: ОНР – 6 детей
Занятие соответствует третьему этапу работы над поставленными звуками.
Предполагаемый результат: дети уточнят и отработают четкое произнесение звука С в словах, словосочетаниях, предложениях.
План занятия:
- Организационный момент. кинезиологические упражнения, самомассаж ушных раковин Развитие умения правильно ставить словесное ударение. Игра « Отхлопай слово».2 минуты.
- Гимнастика для мышц шеи и плечевого пояса, дыхательная гимнастика,2 минуты
2– Артикуляционная гимнастика 2 минуты
- Повторение пройденного материала – 3 минуты.
- Знакомство с новой темой:
- Игра с зеркалами – 2 мин.
- Работа с картинками - 7 минут
- Дидактические игры - 3 минуты
- Физминутка – 2 минуты
- Игра Пальчиковый театр - 3 минуты
- Составление рассказа, работа с разрезной картинкой– 5-7 минут
- Итог занятия – 2 минуты
Дидактическая структура занятия (НОД) | Методическая подструктура занятия (НОД) | ||||
Задачи деятельности | время | Деятельность педагога (методы и приемы) | Воспитанников с НР (самостоятельные виды деятельности детей) | Дидактический материал (иллюстрации, схемы, таблицы, плакаты, опорные символы, видеоролики, презентации) | |
1. Вводная часть. | Настроить детей на занятие. Способствовать межполушарному взаимодействию Стимуляция слухового внимания. Развитие умения правильно ставить словесное ударение. Игра « Отхлопай слово». | 4-5 | Приветствие, построение детей в круг. Массаж ушных раковин | Игровая Коммуникативная Дети называют свои имена, деля их на части. Двигательная | «Солнышко» с прищепками Модули Имитация ворота «Зоопарка» |
2.Основная часть. Сообщение темы занятия. Повторение пройденного материала актуализация знаний о звуке С. Характеристика звука С Произнесение в словах, словосочетаниях и предложениях | Актуализировать знания детей, полученные на прошлых занятиях. Формировать у детей воображение, выразительные средства мимики и движений. Развитие речедвигательного аппарата. Напомнить о характеристике звука С. Закрепить правильную артикуляцию звука С. Формирование умения и навыка правильно пользоваться речевым дыханием. Выработка силы вдоха и выдох. Закрепление навыка правильного произнесения звукаС, в словах, чистоговорках, предложениях. | 20 | «Сообщение детям о том, что сегодня играем со звуками С» Мимическое упражнение. «Звероаэробика» Артикуляционная гимнастика. Звукоподражание – фонетическое упражнение. Описание звука С обозначение твердости - син. Цветом Дыхательная гимнастика Подбор слов со звуком [С] «Кто умылся в зоопарке?» «Кто летает в зоопарке?» Чистоговорки на звук С. «Кто в зоопарке самый – самый?» Составление рассказа по опорной схеме. Работа с разрезными картинками. | Игровая, Двигательная коммуникативная, | Схемы, зеркала, картинки, куб с изображением эмоций, картинки – символы для артикуляционной гимстики. |
Заключительная часть способствует закреплению полученных знаний, у детей. | Закрепить навык правилього произнесения звука С Снятие напряжения, создание положительных эмоций; Мотивация на объективную оценку. | 5 | Подведение итогов; Рефлексия детей | Игровая Коммуникативная | «Солнышко» с прищепками, солнышки разных цветов. |
Ход занятия
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята я узнала, что сегодня в вашу группу, только на один день приехал зоопарк. Давайте его посетим вместе, но сначала познакомимся.
Солнышко утром
Рано встаёт.
Лучики тянет – тепло нам дает./Дети прицепляют прищепку на круг – солнышко, называя свое имя/
Развитие умения правильно ставить словесное ударение.
Игра « Отхлопай слово».
Детям предлагается назвать свое имя, правильно выделяя голосом ударный слог, с одновременным выполнением движений рук: на слог выполняется хлопок ладонями на ударный – хлопок по коленям.
Замечательно, теперь отправляемся на экскурсию.
Мы шагаем в зоопарк,
Побывать там каждый рад!
Друг за другом мы встаем.
Дружно в зоопарк идем,
То налево, то направо,
То вперед, все прямо, прямо.
ЗООПАРК. Зоопарк – сложное слово, оно состоит из двух частей: зоо и парк. Кто знает, что значит зоо? (зоологический, животный). А что такое парк? Получается зоопарк – парк для животных.
Войти в эти ворота мы сможем, когда отгадаем, какое слово здесь зашифровано. Прочитаете слово по первым звукам названий предметов. В этом помогут картинки. (Самокат, лук, овощи, носки - слон).
Молодцы! Правильно отгадали слово.
В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот, серый он
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает.
У Слонёнка самый любимый звук [С]. Сегодня, мы будем правильно произносить его в словах, словосочетаниях, предложениях и выполнять все задания нашего экскурсовода.
Правило:
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
Приглашение посетить зоопарк. Слоненок: "Дорогие ребята, приглашаю вас на экскурсию в зоопарк":
Чтение стихотворения:
Здесь увидите вы много
Удивительных зверей.
Из различных континентов,
Из далеких жарких стран,
Со всего большого света.
Не коллекция — мечта.
Всюду в клетках и в вольерах.
Полным ходом жизнь идет.
Представление. Премьера...
Зоопарк бурлит, живет.
2. Мимическое упражнение. Пришли в зоопарк – радостное выражение лица. В зоопарке появилось много новых зверей – удивленное выражение лица.
Тигренок сердитый. Горилла обиженная. Лев спокойный.
3.Упражнение на верхний плечевой пояс, мышцы шеи.
Звери:
По утрам нравиться нам делать зарядку и все движения выполнять по порядку. «Звероаэробика»
Сова: вращение головы слева и направо. Вдох носом, выдох ртом на полном повороте. Глаза зажмурить. Моргание глазами.
Носорог: движение головой вперед имитация "бодания".
Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом! Маршак С.Я.
Кенгуру: поднимание и опускание плеч.
Кенгуру так быстро скачет,
Словно мой любимый мячик.
(Дети сгибают руки в локтях и начинают выполнять легкие прыжковые движения вправо-влево, вперед-назад)
Вправо-влево, поворот,
Прыжок назад, потом вперед.
(Движения соответствуют тексту)
Страус: наклонить голову вперёд - вниз (выдох носом), поднять в исходное положение и откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходное положение (выдох ртом).
Лиса: одновременное прищуривание глаз; нюхательное движение.
Артикуляционная гимнастика
Слоненок говорит:
Чтобы чисто говорить
Надо с язычком дружить.
Будем с ним сейчас играть,
Упражнения выполнять.
«Лягушка»
Подражаем мы лягушкам
Тянем губы прямо к ушкам. «УЛЫБКА»
«Хоботок»
Буду подражать слону
Губы хоботом тяну
«Обезьянка»
Дразнит с ветки обезьянка –
Вот какая хулиганка. «ВЫСУНИ ЯЗЫЧОК»
«Киска сердится»
Рассердилась киска:
«Не подходите близко». «ГОРКА»
«Чистим зубки»
Зубы вычистить охота
И слону и бегемоту. «ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБЫ»
Звукоподражание – фонетическое упражнение.
Зверята очень любят умываться. Служитель зоопарка приглашает по очереди зверей со звуком [С] на водные процедуры. Поможем служителю.
Шум воды из шланга: С-С-С-С…
Уточнение артикуляции звука: губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка прячется за нижние зубки, струя воздуха идет посередине языка.
Автоматизация звука [С] в словах, словосочетаниях, чистоговорках.
Подбор слов со звуком [С]
«Кто умылся в зоопарке?» (называние животных, по схематическому изображению)
Слон, слонёнок, слоны, носорог, косуля, лиса.
Упражнение на развитие фонематического слуха. Игра «Кто лишний?» Слоненок спрашивает: «Отгадайте кто лишний?»
Слоны, носорог, косуля, слоненок, лиса, черепаха. /Слово черепаха лишнее, так как в этом слове нет звука [С] /.
Слоник играет и птиц со звуком [С] называет:
«Кто летает в зоопарке?»
/сокол, ястреб, сова, аист, стриж, ласточка /
Какая птица не умеет летать? /страус/
Чистоговорки на звук С.
Чтобы чисто и красиво
Научиться говорить
Чистоговорку много раз
Внятно и понятно нужно повторить.
Попугай Кеша говорит:
Мы учим звук С:
са-са-са – в клетке бегает лиса
сы-сы-сы – пышный хвостик у лисы
су-су-су – рыбку я лисе несу.
Произнести быстро как стрекоза, медленно как черепаха, громко, тихо, грустно, удивленно, радостно.
Приёмы логопедической работы с чистоговорками
1.Скажи с различной интонацией
Цель: учить ребенка произносить чистоговорку с вопросительной и восклицательной интонацией.
Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, развивать интонационную сторону речи.
Взрослый произносит чистоговорку, ребенок повторяет ее.
Сейчас надо сказать её весело, чтобы в конце можно было поставить восклицательный знак.
Если ребенку трудно, взрослый дает образец.
Теперь надо сказать чистоговорку так, как будто ты спрашивать, и чтобы в конце можно было поставить вопросительный знак.
2. Скажи как…
Цель: учить ребенка произносить чистоговорку голосом, разным по тембру.
Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, учить проговаривать фразу с необходимым тембром голоса.
Игра проводится с использованием кукол пальчикового театра.
Взрослый показывает маску или куклу(например, лису) и говорит чистоговорку так, как бы её сказал попугай. Потом просит ребёнка повторить чистоговорку за попугаем.
А сейчас попробуй сам сказать чистоговорку, как лиса (заяц, волк, мышка).
Если ребенок затрудняется в выполняется в выполнении задания, то взрослый должен объяснить ему, какой голос может быть у этого животного и почему.
Скажи тихо – громко
Цель: учить ребенка менять силу голоса.
Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, развивать силу голоса.
Взрослый проговаривает чистоговорку и просит ребенка повторить её с той же силой голоса.
А сейчас скажи тихо, вот так.
//-//-ла – ла – острая пила.
Скажи медленно – быстро
Цель: учить ребенка менять темп речи.
Задача: автоматизировать звук в слове и во фразе, работать над темпом речи. Взрослый произносит чистоговорку и просит ребенка повторить её с той же скоростью.
Если ребенок затрудняется в выполнении задании задания, взрослый «выкладывает» чистоговорку фишками, делая между ними соответствующие расстояния. Чем медленнее проговаривается чистоговорка, тем больше расстояние между фишками.
Например:
/ / / / - медленно
Ла ла острая пила
/ / / / - быстро
Ла ла острая пила
10. Физминутка «Веселый зоопарк»
Все мы весело играем И движенья выполняем (Руки на поясе. Полуприседания с поворотами вправо-влево) Это - лев. Он царь зверей, В мире нет его сильней. Он шагает очень важно, Он красивый и отважный. (Дети идут неторопливо, размеренно, с гордо поднятой головой. Шаг выполняют грациозно, с легким подъемом ноги на носок и небольшим разворотом туловища. Руки находятся на поясе) А смешные обезьяны Раскачали так лианы, (Исходное положение: стоя на месте, ноги на ширине плеч, руки с расставленными в стороны пальцами согнуты в локтях. Дети выполняют небольшие полуприседания) Что пружинят вниз и вверх И взлетают выше всех! (Прыжки с хлопками над головой) А вот добрый, умный слон (Дети ставят ноги на ширине плеч, руки сгибают в локтях, приподнимают и разводят их в стороны) Посылает всем поклон. Он кивает головой И знакомится с тобой. (Пальцы рук прижать к голове. Дети выполняют наклоны туловища вперед - вправо, вперед - влево) |
Игра «Кто в зоопарке самый – самый?» формирование интонационной выразительности речи.
На площадке молодняка я слышу спор «Кто в зоопарке самый – самый?» Возьмите любое животное из театра и представьте, что вы детеныши этих животных.
Кто самый – самый короткохвостый? Длинноносый? Пушистохвостый? И т.д.
Я самый - самый короткохвостый заяц. Когда я вырасту, я буду самый - самый короткохвостый заяц.
А теперь, наоборот, расскажите своему животному какие вы?
Упражнение на автоматизацию звука С во фразе: Слоненок любит фотографировать. Он отснял целую плёнку, но ещё не напечатал фотографии. Попробуйте узнать, глядя на негатив, кого он сфотографировал.
Слонёнок спрашивает, какие картинки висят: «Кто рядом?»
Рядом с совой сокол и страус.
Рядом с косулей носорог и слон.
«Собери фотографию птицы» развитие зрительного внимания.
Упражнение на автоматизацию звука С в связной речи.
Рассказ с опорой на схему./для сильной подгруппы/
Слава увидел слона.
У слона длинный нос.
Нос у слона называется хоботом.
Длинный нос еду берет
И кладет мне прямо в рот!
13. Итог. Попрощаемся с обитателями зоопарка и со Слонёнком: «До свидания!»
Вот и вечер наступает,
Зоопарк наш засыпает,
Засыпает до утра,
Нам уже домой пора.
Источники:
Стихотворение «Зоопарк» http://www.scribd.com/doc/25780855/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82-%D0%A7%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B7%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BA
Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с http://detsadclub.ru/index.php/bag/494-fizminutka-veselyi-zoopark
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звука [Ж] в словах и чистоговорках. III тип слоговой структуры слова.
Презентация выполнена по методическому пособию Курдвановской Н.В., Ванюковой Л.С. "Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания". Представлены односложные слова из зак...
Презентация "Автоматизация звука "С" в словах со слогом "СО" и предложениях с этими словами".
Презентация предназначена для детей дошкольного возраста с трудностями автоматизации завука "С" в сочетании с гласным "О"....
Индивидуальное занятие "Автоматизация звука "Л" в словах и предложениях. Путешествие в страну звука "Л".
Занятие по автоматизации звука [Л] проходит в занимательной форме - путешествия. Ребёнок путешествует по стране звука "Л" вместе с пчёлкой Стеллой. Для Стеллы ребёнок на протяжении в...
Автоматизация звука /ЛЬ/ в словах при обучении детей словообразованию: образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -К, -ИК.
Речевая игра "Большой - маленький" упражняет детей в умении образовывать слова с помощью суфиксов -К, -ИК и автоматизировать звук /ЛЬ/ с словах. Речевой материал подобран, исходя...
Автоматизация звука Р в словах, где звук в начале слова
Презентация к индивидуальному логопедическому занятию по автоматизации звука Р...
Конспект ООД для детей средней группы с недостатками слухового восприятия по теме: "Автоматизация звука К в словах и фразах. Дифференциация звуков Л, Н в словах и фразах. Интонация".
Данный материал будет полезен воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (с недостатками слухового восприятия) и студентам специальности "Специальное дошкольное образо...
Автоматизация звука /Ж/ в словах: в позиции начала и середины слова. Дифференциация звуков /Ж-З-ЗЬ/ в словах.
Речевой материал содержит слова со звуком /Ж/ для его автоматизации в разных позициях: звук в начале слова, звук в середине слова. Не содержит оппозиционных звуков /С, СЬ, З, ЗЬ, Ц/, что значительно о...
Комментарии
Конспект занятия по логопедии по автоматизации звука [С]
Данное занятие можно использовать с применением презентации
Конспект занятия по логопедии по автоматизации звука [С]
Данное занятие можно использовать с применением презентации