Речь+музыка+движение=Логоритмика!
календарно-тематическое планирование по логопедии по теме

Кишиневская Марина Александровна

Статья ориентирована на учителей-логопедов и музыкальных руководителей, которые понимают важность грамотного взаимодейсвтия специалистов для успешной коррекции речевых нарушений у дошкльников. в статье рассказывается о логоритмике. её целях и задачах, структуре занятий, приводится примерное календарное планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_pedagogov_logoritmika.doc66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Успешное преодоление речевых расстройств зависит от многих факторов, в том числе от взаимодействия всех участников коррекционного процесса: родителей, воспитателей, специалистов детского сада.

Взаимодействие специалистов с логопедом сада может принимать самые разные формы: совместные занятия, досуги, праздники и развлечения, выездные мероприятия, разработка комплексной коррекционной программы, обмен данными по результатам диагностики и т.д.

В этой статье мы рассмотрим формы и структуру взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем и наиболее подробно поговорим о логоритмике.

Для эффективной коррекционно-развивающей работы можно порекомендовать следующие формы сотрудничества указанных специалистов:

  1. Обсуждение результатов диагностики в рамках педагогического консилиума;
  2. Перспективное планирование коррекционной работы по музыкальному воспитанию с учетом ведущего дефекта;
  3. Индивидуальная и подгрупповая работа музыкального руководителя с детьми коррекционной группы по запросу логопеда (просодическая сторона и темпо-ритмическая стороны речи);
  4. Индивидуальная и подгрупповая работа учителя-логопеда с детьми коррекционной группы по запросу музыкального руководителя (набор словаря, произносительная сторона речи, просодические компоненты);
  5. Использование сходного музыкального и лексико-грамматического материала на занятиях специалистов;
  6. Совместное написание сценариев к праздникам, досугам и развлечениям и адаптация речевого материала к речевым возможностям детей;
  7. Проведение логоритмических занятий.

Отметим, что проведение занятий по логоритмике – наиболее эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя, не имеющая себе равных по результативности и положительной эмоциональной окраске.

Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанная на связи движения, музыки и слова. Благодаря логоритмическим занятиям  активизируется собственная речь ребёнка, улучшается фонематическое восприятие и музыкальный слух, развиваются просодическая и темпо-ритмическая стороны речи, автоматизируются поставленные звуки, расширяется и закрепляется словарь, улучшаются показатели психомоторного развития.

Основная цель логоритмики – коррекция и профилактика имеющихся речевых нарушений у ребёнка.

Данная цель достигается в процессе решения следующих задач:

  1. развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  2. формирование правильного дыхания;
  3. развитие способности ориентироваться в пространстве, коллективе, схеме собственного тела;
  4. выработка чётких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  5. развитие фонематического и музыкального слуха;
  6. развитие просодических компонентов речи;
  7. формирование навыка релаксации;
  8. развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.

Занятия логоритмикой проводятся 1-2 раза в неделю в течение 20-25 минут во второй половине дня. Содержание занятий определяется изучаемыми лексической и фонетической темами, соответствующим грамматическим материалом, коррекционными потребностями детей. Все упражнения выполняются по подражанию и предварительно никакая часть занятия не выучивается.

Структура занятия может изменяться в зависимости от текущего педагогического момента, способностей и пожеланий детей, предпочтений педагогов, возможностей музыкального сопровождения и т.д.

Однако, чтобы  логоритмика выполняла свою коррекционную функцию, в структуре занятия обязательно должны присутствовать следующие элементы:

  1. музыкально-ритмические движения, перестроения, игры на внимание, комплекс общеразвивающих упражнений, дыхательные упражнения;
  2. игры на развитие фонематического и музыкального слуха;
  3. пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мимической и артикуляционной мускулатуры;
  4. оркестр, пение, музыкальные игры, танцы;
  5. релаксационная пауза.

Предлагаем примерное планирование работы в течение года, начиная с октября – к этому времени у детей заканчивается адаптационные период, а учитель-логопед завершает речевую диагностику и планирование коррекционной работы, что позволяет планировать последовательность введения речевого материала.

Календарно-тематический план  работы   с  детьми  3-7   лет  

№ недели

     Месяц

   Тема занятия,  

Лексическая   тема.

Фонетическая тема

1

Октябрь

Путешествие в лес

«Деревья»

(а)

2

Октябрь

Подарки  огорода

  «Овощи»

(о)

3

Октябрь

В гости к Фруктоежке

«Фрукты»

(э)

4

Октябрь

Здравствуй, белочка-соседка.

«Грибы, ягоды»

(и)

5

Ноябрь

Золотая  осень.

 «Осень »

(ы)

6

Ноябрь

Где же наши ручки?

«Я и моё тело»

(м, м’)

7

 Ноябрь

Магазин  игрушек

  «Игрушки»

(н, н’)

8

Ноябрь

Семья  и  детский  сад.

  «Моя  семья»

(п, п’)

9

Декабрь

Зимний лес

«Дикие животные»

(т, т’)

10

Декабрь

Ах,  как весело зимой!

«Зима, зимние  забавы»

(к, к’)

11

Декабрь

Что такое доброта

«Зимующие птицы»

(х, х’)

12

Декабрь

Новогодний  оркестр

«Новогодний  праздник»

(ф, ф’)

13

Январь

Зайчик  в  гостях у ребят

«Мебель»

(j)

14

Январь

Одеваемся  зимой

«Зимняя одежда и обувь»

Дифтонг (ё)

15

Январь

Идём с мамой в магазин

«Продукты»

(л, л’)

16

Январь

Куда прячется время?

«Дни недели»

(ч’)

17

Февраль

Птичий  двор

«Домашние птицы»

(щ’)

18

Февраль

        Ферма

«Домашние животные»

Дифтонг (е)

19

Февраль

С друзьями вокруг света

«Мой город»

(д, д’)

20

Февраль

На страже Родины

«День защитника Отечества»

(с, с’)

21

Март

Маму  поздравляем

  «Мамин  день»

(ц)

22

Март

Веселые  поварята

   «Посуда»

Дифтонг (ю)

23

Март

Просыпайся, мир!

«Весна»

(з, з’)

24

Март

На концерте

«Музыкальные инструменты»

(ш)

25

Апрель

Кем быть?

    « Профессии»

(ж)

26

Апрель

Ловись, рыбка…

«Рыбы»

(р, р’)

27

Апрель

Зачем нужен сапожник?

«Обувь»

(б, б’)

28

Апрель

Мастер на все руки

«Инструменты»

(г, г’)

29

Май

Пусть всегда будет солнце

«День Победы»

Дифференциация звонких и глухих

30

Май

Мы  едем, едем, едем…

 «Транспорт»

Дифференциация свистящих и шипящих

31

Май

Юные цветоводы

«Цветы»

Дифференциация твёрдых и мягких

32

Май

Здравствуй, лето

«Летний отдых»

Звуки и слова

Заметим, что фонетические темы уместно вводить, начиная с 5-ти лет, а грамматический материал должен соответствовать не только лексической теме и но и особенностям речевых нарушений в группе.