Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания
материал по логопедии по теме

 

                Дыхательная гимнастика в детском саду.

            

    Физиологическое, или жиз­ненное, дыхание складывает­ся из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. 

    Речевое дыхание призвано участвовать в создании голо­сового звучания на равномер­ном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это уп­равляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длин­ный. Поэтому количество вы­дыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыха­ние считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заме­тен для окружающих.Наиболее правильное, целе­сообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыха­ние.

          Регулярные занятия дыха­тельной гимнастикой способ­ствуют воспитанию правильно­го речевого дыхания с удли­ненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыха­тельных путей. Такие заболе­вания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полос­ти часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правиль­ного речевого дыхания, меня­ют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуля­ции.

            Правильное носовое дыха­ние способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятству­ет разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлажде­ния.

          В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное рече­вое дыхание — основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воз­душной струи.Данный материал предлагает игровые упражнения для дошкольников на развитие физиологического и речевого дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika_v_detskom_sadu.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

                Дыхательная гимнастика в детском саду.

               Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

    Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.

    Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.

          Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

            Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

          В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание — основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

                На занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

1. Выполнять упражнения каждый день по 3-6 мин, в зависимости от возраста детей.

2. Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при  

    открытой форточке.

3. Заниматься до еды.

4. Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.

5. Дозировать количество и темп проведения упражнений.

6. Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот.

7. Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.

8. В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук,

    живота, груди. Плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.

9. После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 -3 сек.

        Игровые упражнения для развития физиологического

                                и речевого дыхания.

1. «Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

2. «Паровоз» — ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

3. «Пастушок» — подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

4. «Гуси летят» — медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси, руки – крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).

5. «Кто громче» — выпрямить спину, сомкнуть губы,  указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м- м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия прижимая правую ноздрю.

6. «Аист» — стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося

 «ш-ш-ш» (6— 7 раз).

7. «Маятник» — сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 с), наклониться вперед — выдох, возвратиться в исходное положение — вдох. Повторить 3— 4 раза.

8. «Охота» — закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т.д.).

9. «Шарик» — представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1—5 медленно выдохнуть.

10. «Каша» — вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

11. «Ворона» — сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх — вдох, медленно опустить руки — выдох. Произнести: кар!

12. «Покатай карандаш» — вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

13. «Греем руки» — вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

14. «Пилка дров» — встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох.

15. «Дровосек» — встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6—8 раз.

16. «Сбор урожая» — встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, — вдох (пауза 3 с). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз — выдох. Повторить 3—4 раза.

17. «Комарик» — сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик — «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.

18. «Сыграем на гармошке» — встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 с). Наклон в левую сторону — медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение — вдох (пауза 3 с). Наклон в правую сторону — медленно выдохнуть. Повторить 3—4 раза.

19. «Трубач» — поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произносить «ту-ту-ту» (10—15 с).

20.  «Жук» — сесть, руки развести в стороны, немного отведя назад, — вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук — «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

21. «Шину прокололи» — сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине — «ш-ш-ш».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания"

Рекомендации воспитателям по проведению игровых упражнений для развития физиологического  и речевого дыхания....

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще этого. Но при обследовании слабоуспевающих учеников выявляется, что более чем у половины детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический рин...

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.

Игровые  упражнения  для развития физиологического и  речевого дыхания. ...

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания...

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

Предлагаю вашему вниманию видео презентацию дыхательной гимнастики, которую в дальнейшем вы можете выполнять дома вместе со своим ребенком....

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.

laquo;Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».&laq...