Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Лапенко Галина Николаевна

Игровые  упражнения  для развития физиологического и  речевого дыхания.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т.д. Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

       Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще этого. Но при обследовании  детей выявляется, что более чем у половины нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, гипертрофия небных миндалин 2,3 степеней).

Установлена связь между способом дыхания и успехами в обучении. От того,  правильно дышит ребенок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие.

     Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
       Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
         Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.
Запомните параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Перечисленные ниже игры и упражнения помогут педагогам и родителям научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

2.Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции. 
  Правильное  носовое  дыхание  способствует  тренировке  дыхательной  мускулатуры, улучшает  местное  и  мозговое  кровообращение, препятствует  разрастанию  аденоидов, предохраняет  от  переохлаждения.

3.В  дошкольном  учреждении  дыхательным  упражнениям  необходимо  уделять  особое  внимание. Правильное  речевое  дыхание – основа  для  нормального  звукопроизношения, речи  в  целом. Некоторые  звуки  требуют  энергичного  сильного  выдоха, сильной  воздушной  струи.

 4При  занятиях  необходимо  соблюдать  следующие  требования:

- выполнять  упражнения  каждый  день  по  3-6 минут, в  зависимости  от  возраста  детей;

- проводить  упражнения  в  хорошо  проветренном  помещении  или  при  открытой  форточке;

- заниматься  до  еды;

- заниматься  в  свободной, не  стесняющей  движения  одежде;

- дозировать  количество  и  темп  проведения  упражнений;

- вдыхать  воздух  через  рот  и  нос, выдыхать – через  рот;

- в  процессе  речевого  дыхания  не  напрягать  мышцы  в  области  шеи, рук, живота, груди (плечи  не  поднимать  при  вдохе  и  опускать  при  выдохе);

- после  выдоха  перед  новым  вдохом  сделать  остановку  на  2-3  секунды.

Игровые  упражнения  для развития физиологического и  речевого дыхания

.  

«Задуй  упрямую  свечу» - в  правой  руке  держать  цветные  полоски  бумаги; левую  ладонь  положить  на  живот; вдохнуть  ртом, надуть  живот; затем  длительно  выдыхать, «гасить  свечу».

  «Паровоз» - ходить  по  комнате, имитируя  согнутыми  руками  движения  колес  паровоза, произнося  при  этом  «чух-чух»  и  изменяя  скорость  движения, громкость  и  частоту  произношения.

«Пастушок» - подуть  носом  в  небольшую  дудочку  как  можно  громче, чтобы  созвать  разбежавшихся  в  разные  стороны  коров; показать  ребенку, что  необходимо  вдохнуть  через  нос  и  резко  выдохнуть  в  дудочку.

«Гуси  летят» - медленно  и  плавно  ходить  по  комнате, взмахивая  руками, как  гуси; руки-крылья  на  вдохе  поднимать, на  выдохе  опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).

   «Кто  громче» - выпрямить  спину, сомкнуть  губы, указательный  палец  левой  руки  положить  на  боковую  сторону  носа, плотно  прижимая  левую  ноздрю, глубоко  вдохнуть  правой  ноздрей (рот  закрыть)  и  произносить  (выдыхать)  «м-м-м», одновременно  похлопывая  указательным  пальцем  правой  руки  по  правой ноздре  (в  результате  получается  длинный  скандированный  выдох); выполнить  такие  же  действия, прижимая  правую  ноздрю.

   «Аист» - стоять  прямо, поднять  руки  в  стороны, одну  ногу, согнув  в  колене, вынести  вперед  и  зафиксировать  положение  на  несколько  минут, удерживая  равновесие; на  выдохе  опустить  ногу  и  руки, тихо  произнося  «ш-ш-ш»  (6-7 раз).

«Маятник» - сесть  по-турецки, руки  на  затылке; спокойно  вдохнуть  (пауза  

3 секунды), наклониться  вперед – выдох, возвратиться  в  исходное  положение – вдох (3-4 раза).

«Охота» - закрыть  глаза и  по  запаху  определить, что  за  предмет  перед  вами  (апельсин, духи, яблоко, варенье  и  т.д.)

   «Шарик» - представить  себя  воздушным  шариком; на  счет  1,2,3,4, сделать  четыре  глубоких  вдоха  и  задержать  дыхание. Затем  на  счет  1-5  медленно  выдохнуть.

   «Каша» - вдыхать  через  нос, на  выдохе  произнести  слово  «пых». Повторить  не  менее  6  раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателей над развитием физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающей непрерывное снабжение всех органов и тканей кислородом....

Проведение артикуляционной гимнастики и развитие физиологического дыхания

Тема:  Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики и развитию физиологического дыханияЦель: систематизировать знания педагогов по проблеме, вооружить практическими нав...

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

              Дыхательная гимнастика в детском саду.                Физиологическое, или жиз­ненн...

Учебно-методическое пособие" Игры и пособия для развития физиологического и речевого дыхания"

Речь ребенка не будет полноценной без речевого дыхания. Дыхательная система является энергетической базой для устной речи....

Артикуляционные и дыхательные упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи

В помощь логопедам материал по развитию у детей артикуляционной моторики и дыхания....

"Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания"

Рекомендации воспитателям по проведению игровых упражнений для развития физиологического  и речевого дыхания....