Учим стихи по картинкам в старшем дошкольном возрасте.
методическая разработка по логопедии по теме
Материал подобран и систематизирован для детей старших логопедических групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stihi_po_kartinkam.doc | 46.5 КБ |
mishka.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧИМ СТИХИ ПО КАРТИНКАМ.
М.Н.Бакаева – учитель-логопед МДОУ ЦРР №310 г.Ростова-на-Дону.
В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле и радиопередачи (4). Тем более это актуально для детей с речевыми нарушениями, которые отличаются низким уровнем внимания, сниженной вербальной памятью и продуктивностью запоминания, низкой активностью припоминания, отстают в развитии наглядно-образного мышления, что значительно обедняет и сокращает их пассивный и активный словарь.
Могучим и действенным средством разностороннего воспитания детей служит художественная литература, оказывающая огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка .
Стихотворная речь лучше запоминается. В поэтических образах – стихах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию : в них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают её ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк . (4)
Заучивание стихов – один из испытанных приемов развития речи. И легко запоминать стихи могут дети с хорошей памятью. В это понятие входит объем запомненной информации и быстрота запоминания. Имеется в виду точность запоминания, а также время хранения информации. Память ребёнка – дошкольника развивается постепенно. С возрастом увеличивается роль опосредованной памяти. Чем старше становится ребёнок, тем большее количество материала усваивается именно благодаря этому виду памяти . С 5 лет уже можно развивать опосредованную память, которая представляет собой особую деятельность ума, специально направленную на запоминание чего-либо, и связанную с использованием особых приемов запоминания. (2,6)
Исследования психологов подтверждают, что для запоминания текста дошкольнику нужно 8 – 10 раз повторить стихотворение, но не на одном занятии, и раза 2 – 3 припомнить в дальнейшем. Р.Бэндлер, В.Макдональд, занимаясь нейро – лингвистическим программированием, отмечают, что воспоминания есть прямое следствие визуального образа, который мы «держим» глазами своего воспоминания (5).
Учитывая это, продуктивным , на наш взгляд, является использование дополнительных приёмов, облегчающих запоминание предлагаемого материала, то есть проводить заучивание дошкольниками стихов с опорой на наглядно – иллюстративный материал, с помощью зрительных опор. Интересен в этом плане опыт педагогов Н.М.Гордеевой, Н.Е.Васюковой, которые представили для детей 3-5 и 5-7 лет стихи Г.Лагздынь и песенки народов мира сериями картинок – иллюстраций.
Поэтому, чтобы речь ребёнка с проблемами в речевом развитии к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной, мы активно проводим работу по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно – иллюстративный материал. Наше внимание привлекли разнообразные стихи отечественных поэтов.
За многолетний опыт работы нам удалось накопить и систематизировать для детей старшего дошкольного возраста целую серию великолепных стихов отечественных поэтов. Для большей эффективности мы классифицировали их с учётом лексических тем и представили методом иллюстраций, подобрали наглядно – иллюстративный материал, используя его в качестве зрительных опор. Накопленный материал мы распределили по возрастным группам :
- старшая группа – Г.Лагздынь «Цыплёнок.», В.Бардадым «В гости дождик зачастил…», И.Михайлова «Осень длинной тонкой кистью…», Л.Сорокин «Слышит мишка косолапый…» и другие,
- подготовительная к школе группа – А.Барто «Я у мальчиков спросила…». Я.Аким «Апрель.», Г.Ладонщиков «Приглашение.», А.Шибаев «Капризный жучок.», С.Коган «Что бывает выше неба?» и другие.
Полный перечень стихов по возрастным группам и их содержание представлены в приложении №1,2.
Отбирая стихи для заучивания, мы следили, чтобы они «воспитывали в ребёнке благородные чувства, были изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнили»(японский учёный Масару Ибука). В отобранных стихах строки понятны и нравятся детям, так как они чаще весёлые , насыщены действиями и событиями, в них живой язык, весёлые картинки, простые рифмы и позитивный настрой. (1)
На наш взгляд, при заучивании стихов в работе с детьми-логопатами, опираясь на классическую методику заучивания стихов, наиболее эффективным является использование метода иллюстраций, позволяющего логически запоминать текст через смысловое соотнесение – один из способов логического запоминания текста.. Интенсификация такой работы приобретает особую значимость в связи с тем, что дети с речевыми нарушениями испытывают большие трудности в ситуациях, предполагающих использование опосредованной памяти.
Этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой. Картинка помогает ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. (2)
Согласно этого метода – метода иллюстраций, содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.
Для детей старшей группы подобранные стихи изображаются 4 – 5 картинками, для детей подготовительной к школе группы – 7-8. Покажем это на примере стихотворения Л. Сорокина «Слышит мишка косолапый…»
Текст стиха картинка -зрительная опора
- Слышит мишка косолапый – медвежонок
- Близкой бури грозный свист,– дующий ветер
- Он зовёт на помощь папу – медведь
- Удержать последний лист… - лист на ветке
- Папа шепчет : - Это осень…- осень
А осеннею порой
Расстается лес с листвой.
Иллюстрированный вариант стихотворения Г.Лагздынь «Мишка» мы представляем в приложении №3.
Так через зрительные опоры – картинки - иллюстрации мы материализовываем для детей содержание стихотворения. Такой подход помогает детям вспоминать сюжет и не перепутать в нём порядок событий , поддерживая опосредованную память : существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность.
На этапе заучивания стихотворение представляем цельной «лентой», на которой последовательно серией картинок – зрительных образов отражено его содержание . На последующих этапах работы с целью усложнения стих-иллюстрацию можно разрезать на отдельные картинки – фрагменты, позволяющие детям самостоятельно воспроизводить эту последовательность.
Таким образом, мы учим детей быстро и без особых усилий запоминать стихотворный текст и рассказывать его с опорой на картинки – иллюстрации, так как стихотворение заучивается целиком, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти (3).
Наш опыт работы подтверждает, что заучивание стихов методом иллюстрации, с помощью зрительных опор позволяет поддерживать у детей с проблемами в развитии речи интерес к авторским стихам даже при их многократном повторении. Такая работа со стихами активно развивает понимание текста детьми-логопатами, что является важнейшим условием хорошего осмысленного запоминания, совершенствования долговременной памяти (2).
Использование данного метода в работе с детьми-логопатами повышает эффективность заучивания стихов : значительно сокращается время заучивания, облегчается его процесс , увеличивается длительность запоминания стихов, то есть качество кратковременной и долговременной памяти. Вместе с тем у детей развивается ассоциативное мышление, способности к замещению. Данный метод активизирует речь детей в целом : пассивный словарь переводит в разряд активного, побуждает к самостоятельному воспроизведению стихотворения, обогащает словарный запас.
Мы считаем, что заучивание стихотворений с дошкольниками, используя зрительные опоры в виде картинок – иллюстраций, значительно облегчает запоминание детям, позволяет сократить энергетические и временные затраты со стороны детей и взрослых : педагогов и родителей, оказывает существенную помощь им в ходе данной работы.
ЛИТЕРАТУРА.
- Г.Р.Лагздынь, Н.М.Гордеева. «Учим стихи.» Учебно – методическое пособие. Для чтения взрослыми детям. ИД «Карапуз». г. Дмитров, 18 с.
- Н.Е.Васюкова. «Он знал все песни наизусть». Учебно – методическое пособие. Для чтения взрослыми детям. ИД «Карапуз». г. Дмитров, 16 с.
- А.М.Бородич. «Методика развития речи детей.» М. «Просвещение.» 1981г. 225с.
- «Развитие речи детей дошкольного возраста.» Под редакцией Ф.А.Сохина. М. «Просвещение.» 1984г. 222с.
- В.Макдональд. «Руководство по субмодальностям.» Воронеж. НПО «МОДЭК» 1994г. 89с.
- 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе.- М.. ООО «Издательство АСТ», «Издательство Астрель», 2004г.,126с.
Предварительный просмотр:
Мишка
Бродит мишка у берлоги,
В жёлтых листьях вязнут ноги.
- Ты чего вздыхаешь, мишка?
Прошуршала тихо мышка.
Отвечает косолапый,
Промокнув глазёнки лапой: - Матушка-медведица
На меня всё сердится;
Я прошу: «Дай, мама, мёда!», А она: «Поспи полгода...»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихи о весне для старшего дошкольного возраста
Картотека стихов о весне...
Речевая карта ребенка старшего дошкольного возраста (с 5-до 7 лет) (для логопункта МДОУ)
Речевая карта ребенка старшего дошкольного возраста (с 5-до 7 лет) (для логопункта МДОУ)...
Использование базового набора «Учись учиться» в лего-конструировании в старшем дошкольном возрасте.
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методо...
Военные профессии в стихах и картинках. Для детей дошкольного возраста
Презентация для дошкольников....
УЧИМСЯ ПЕТЬ ВМЕСТЕ Мастер-класс Старший дошкольный возраст
Программа «УЧИМСЯ ПЕТЬ ВМЕСТЕ»1. Учимся петь – система упражнений для развития музыкального слуха, голоса и вокально-хоровых навыков1....
Математика в стихах для среднего и старшего дошкольного возраста
На что похожи цифры?С. Я. Маршак....
стихи - инсценировки для детей старшего дошкольного возраста
стихи - инсценировки для детей старшего дошкольного возраста...
- Мне нравится (1)