Формирование звукопроизношения и фонематического слуха как важнейшее условие усвоения детьми грамматического строя русского языка, морфологической системы и подготовки к обучению грамоте.
консультация по логопедии по теме

Иванова Ирина Анатольевна

В консультации рассмотрены этапы формирования звукопроизношения и фонематического слуха у детей в тесной взаимосвязи с процессом усвоения грамматического строя русского языка, морфологической системы и подготовки к обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование звукопроизношения и фонематического слуха как важнейшее условие усвоения детьми грамматического строя русского языка, морфологической системы и подготовки к обучению грамоте.

Подготовила Антошкина Ирина Анатольевна,

учитель-логопед МБДОУ № 24 «Космос» г. Сургута

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.д. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки и только в словах, служат целям общения его со взрослым, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде, чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Если к малышу обратиться со словами неодобрения, но произносить их ласково, он будет улыбаться. И наоборот, ласковые, доброжелательные слова, произнесенные сердитым тоном, вызовут у него отрицательные эмоции. Два слова, одно из которых выражает одобрение, а второе – угрозу, но произнесенные одинаково, ребенок будет и воспринимать одинаково, не различая их по смыслу.

Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставлять их заучивание, пытаться повторять их, он также начинает слышать и различать звуки родного языка, т.е. обращать внимание на звуковую сторону слова. Уже на третьем году жизни малыши способны заметить неправильность произношения у своих сверстников и даже делают попытки исправлять их. Со временем у детей формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи.

Ребенок не всегда может сразу правильно воспроизвести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки («Де лепи» вместо «Дети лепят»). Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной дефектов произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, сужен и касается кончиком верхних резцов и т.д.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счет правильного произношения согласных звуков. Овладение этим навыком происходит в течение нескольких лет. Сначала дети овладевают наиболее простыми в артикуляционном отношении звуками: гласными (но не все, в основном а, у, и), согласными: м ,п, б, к, г и др. На следующем этапе это звуки: ы, э, х; твердые свистящие: с, з; звук л’. И в последнюю очередь дети усваивают звуки, требующие более сложной работы артикуляционного аппарата: ц, ш, ж, ч, щ, л, р, р’. Своевременное и правильное овладение звуками зависит от многих факторов.

Большое значение для правильного развития произносительной (звуковой) стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает необходимое звукоголосообразование. Например, некоторые дошкольники неправильно произносят звук р лишь по тому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении.

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на выдохе, неэкономное расходование воздуха и т.д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи и т.п.

Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т.е., умения отличать одни речевые звуки (фонемы) от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал – мял, том – дом. Недостаточная сформированность фонематического восприятия может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.

Таким образом, для того, чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произнесение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове. Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение. Опираясь на слух, малыш контролирует свою артикуляцию и стремиться приблизить, «подогнать» свое произношение к произношению окружающих.

Усвоение ребенком звуковой стороны слова – сложный процесс, который можно условно разделить на такие этапы: вслушивание в звучание слова, различение и правильное произношение звуков, самостоятельное вычленение их из слова, анализ его звуковой и слоговой структуры, активные действия со словами. Усвоение и совершенствование звуковой стороны языка происходит на основе общения ребенка с окружающими в различных видах деятельности.

В раннем возрасте общение ребенка со взрослыми ограниченно рамками семьи. Но уже в младшем дошкольном возрасте круг общения ребенка быстро растет: малыши вступают в контакт с персоналом дошкольного учреждения, разговаривают со сверстниками. Дети среднего и старшего дошкольного возраста часто объединяются для совместных игр, у них появляется потребность рассказать что-либо товарищам, поделиться с ними своими впечатлениями.

Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно тогда, когда он внятно и чисто произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их непонимания. Конечно, неправильное произношение одного или нескольких звуков не мешает детям общаться, но затрудняет их взаимопонимание.

Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправдано физиологическими особенностями формирования детской речи. Но если старшие дошкольники неправильно произносят звуки или недостаточно отчетливо произносят слова, взрослые должны обязательно обратить на это внимание. Дети с недостатками произношения часто бывают замкнутыми, робкими.

Речь взрослого является образцом для ребенка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, четко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.

К 5-6 годам большинство детей обычно правильно произносят все звуки; у них становится достаточно развитый фонематический слух. Это позволяет проводить дальнейшую работу по ознакомлению со звуковой стороной речи, которая в конечном счете направлена на осознание детьми звукового строения слова, словесного состава предложения.

В процессе речевых занятий логопед учит детей понимать и употреблять термины «слово» и «звук», выделять слова их общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове осознавать звуки и слоги как составляющие части слова. Внимание детей специально обращается на такую особенность звуковой стороны слова, как длительность звучания (короткие и длинные слова). Знакомясь со звуковой формой слова, ребенок учится анализировать его слоговое строение, выделять ударение.

В школе процесс изучения звуковой структуры слова потребует от ребенка уже сформированного восприятия звучащей речи, четких знаний о звуковом строении слова как основной единицы языка.

Ознакомление детей со звуковой стороной слова – это не просто подготовка к обучению грамоте, но и важнейшее условие ими грамматического строя русского языка, морфологической системы. Умение вслушиваться в звучащее слово является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными словами, попыток самостоятельно объяснить значения слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Усвоение детьми грамматического строя речи Подготовительная группа.

Усвоение детьми грамматического строя речиПодготовительная группа....

Игры на формирование грамматического строя русского языка (старший возраст).

Игры на формирование грамматического строя русского языка (старший возраст)....

Игра на формирование грамматического строя русского языка

Игра на формирование грамматического строя русского языка. Картотека дидактических игр. ...

Консультация "Усвоение детьми грамматического строя речи по возрастам"

Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое – то общее значение. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формирует...

Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка

Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка...