Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на подготовительном этапе
план-конспект урока по логопедии по теме

Шайтурова Екатерина Сергеевна

Звук и буква [Р]. Дикие животные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_podgotovitelnyy_etap.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на подготовительном этапе.

Тема занятия: « Звук  и буква [Р]. Дикие животные».

Цель занятия: осуществлять подготовительную работу по развитию звукопроизносительной стороны речи и фонематического слуха по лексической теме       «Дикие животные».

Задачи:

-   обучающая: формирование кинестетического образа звука [р] (ощущения положения органов артикуляции); уточнение и расширение словарного запаса по теме «Дикие животные».

- развивающая: подготовка артикуляционного аппарата для постановки звука [р]; развитие грамматического строя речи; развитие мелкой моторики рук; развитие моторики артикуляционного аппарата; развитие нужных артикуляционных движений для данного артикуляционного уклада; развитие фонематического слуха.

- воспитательная: воспитание интереса к содержанию занятия; адекватного отношения к своему дефекту звукопроизношения.

-  коррекционная: устранение неправильного  артикуляционного уклада изучаемого звука в изолированном виде, преодоление речевого негативизма.

Речевой материал: рысь, волк, лиса, медведь, зебра, жираф, тигр, носорог, зубр, бобёр, заяц, ёж.

Оборудование: предметные картинки «Дикие животные», профили артикуляционного звука, карточки с артикуляционными гимнастиками.

Ход занятия.

Этапы занятия

Время

Деятельность логопеда

Деятельность ребенка

Орг. момент

1 мин

Давай сядем удобно, выпрямим спину, ноги поставим ровно на пол, приготовился?

Сегодня мы с тобой будем много играть, я знаю интересные игры, которым хочу научить и тебя.

Садиться за стол, слушает логопеда.

Развитие ручной и мелкой моторики.

2 мин

А где живут дикие звери?

Для того чтобы пойти в лес  нужно выйти за дверь, но на ней висит замок, который нужно открыть.

Замок

На дверях висит замок. 

Кто его открыть бы смог?

Мы замочком повертели,  

Мы замочком покрутили,  

Мы замочком постучали,

Постучали, и открыли! 

Молодец, отлично у нас получилось. Выходим.

Что нужно сделать прежде чем уйти из дома, для того чтобы в него не зашли дикие звери?

Правильно, но она закрывается с помощью кода, который знаю только я, хочешь, я тебе по секрету расскажу?

Тогда смотри и повторяй.

Игра «Ладонь-кулак-ребро».

Отлично, а теперь попробуй закрыть дверь самостоятельно.

Теперь мы можем смело идти дальше, в наш дом ни кто не войдет.

В лесу

Пальцы в замочек, слегка покачивать "замочком" вперед назад.


Повертеть "замочком".

Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.

 Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.

Разомкнуть пальцы и показать ладошки.

Закрыть дверь.

Да.

Выполняет движения вместе с логопедом.

Самостоятельно выполняет движения.

Артикуляционная гимнастика

6 мин

Мы пришли в лес и увидели диких животных. Давай  сделаем гимнастику, а они будут смотреть. Может они испугаются и не будут нас есть.

- «Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

- «Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперед.

Чередование.

- «Заборчик». Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

- «Окошко». широко открыть рот — «жарко»; закрыть рот - «холодно».

Чередование.

- «Грибок». Широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы «ножка грибка» (уздечка языка) натянулась.

- «Лопатка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 с.

-«Чашечка». Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.

Удерживать язык в таком положении 10 — 15 с.

- «Качели».  Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно к носу, к подбородку. Рот не закрывать. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

-«Громкий барабан».  Рот широко открыть. Широкий язык поднять вверх. Произносить громко, отрывисто, многократно, не опуская кончика языка: ДДДДДД. Звук "д" произносить медленно, постепенно ускоряя темп.

- «Лошадка». Присасывать кончик языка к нёбу. Максимально открыть рот, не отрывая языка от неба. Затем щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 — 15 раз.

- «Маляр». Широко раскрыть полость рта. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и обратно.

- «Вкусное варенье». Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им всю верхнюю губу и убрать вглубь рта.

Выполняет упражнения.

Формирование целенаправленного ротового выдоха.

2 мин

Упражнение «Фокус».

- Давай  покажем жирафу фокус, сдуем с носа ваточку.

Упражнение «Футбол». Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».

Выполняет упражнения.

Выполняет упражнения.

Развитие фонематического слуха.

3 мин

Игра «Поймай звук».

- Хлопни в ладоши, если услышишь звук р.

А) среди других звуков: Н,Г, Р, З,Р, Д,К, Р, Р, П, Л,Р.

Б) в слогах:

- РА, ПА, РУ, СО, РЫ, ЖА, РО, МЫ.

- ОТ, УР, УС, АС, АР, АМ, ИР.

- ОТО, УЗУ, УРУ, ОРО, АНА.

- ПРА, ПВА, ТРА, РВА.

В) в словах: носорог, жираф, бегемот, лиса, тигр, пантера, рысь.

Игра «Светофор». Определи место звука [Р] в слове.

    звук в начале слова

звук в середине слова

 

в конце слова

Рысь

Зубр

Жираф

 Бобёр

Носорог

Молодец.

Выполняет хлопок на звук [Р]

Домашнее задание.

1 мин

 Повторить:

- «Улыбка»

- «Хоботок»

Чередование.

- «Заборчик»

- «Окошко»

Чередование.

- «Грибок»

- «Лопатка»

-«Чашечка»

- «Качели»

-«Громкий барабан»

- «Лошадка»

- «Маляр»

- «Гормошка»

- «Вкусное варенье»

Итог. Оценка деятельности ребенка

1мин.

Ты молодец! Очень старался .Мы продолжим в следующий раз. Занятие  закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]».

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения  и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]»....

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на подготовительном этапе.

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на подготовительном этапе.Тема: "Звук С. Овощи"Цель занятия: осуществлять подготовительную работу п...

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе постановки звука

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе постановки звукаТема: «Звук и буква [С]. «Овощи».Цель занятия. осуществлять работу...

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "С".

Тема: «Звук и буква [С]. «Овощи».Цель занятия. осуществлять работу по автоматизации звука [С], активизировать словарный запас по лексической теме «Овощи».Задачи занятияОб...

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков С-Ш.

Тема: "Звуки и буквы С -Ш. Посуда"Цель занятия. Осуществлять работу по дифференциации звуков «С», «Ш», активизировать словарный запас по лексической теме «Посуд...

Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука. Тема занятия: «Звук Л. Одежда»

Цель занятия: осуществление работы по автоматизации звука Л в обратных слогах и в конце слов, активизация словарного запаса по лексической теме «Одежда»....