Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе постановки звука
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ронкина Наталья Викторовна

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе постановки звука

Тема: «Звук и буква [С]. «Овощи».

Цель занятия. осуществлять работу по постановке звука [С], активизировать словарный запас по лексической теме «Овощи».

Задачи занятия.

Обучающие задачи занятия:

 • знакомство с механизмом образования звука;

• обогащение словаря существительных по изучаемой лексической теме.

Развивающие задачи занятия:

 · развитие моторики артикуляционного аппарата;

· развитие нужных артикуляционных движений для данного артикуляционного уклада (комплекс специальной артикуляционной гимнастики);

 · развитие силы голоса и длительного плавного выдоха;

 · развитие фонематического слуха. Воспитательные задачи занятия:

· воспитание интереса к содержанию занятия;

· воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту звукопроизношения.

Коррекционные задачи занятия:

· устранение неправильного артикуляционного уклада изучаемого звука в изолированном виде;

· преодоление речевого негативизма.

Оборудование.

Зеркало, зонд №1 и №2, антисептические средства, профиль артикуляции звука «С», предметные и сюжетные картинки тема.

 Речевой материал.

Свекла, капуста, салат, патиссон, редис, чеснок, морковь, перец, лук, помидор.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_2.docx561.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе постановки звука

Тема: «Звук и буква [С]. «Овощи».

Цель занятия. осуществлять работу по постановке звука [С], активизировать словарный запас по лексической теме «Овощи».

Задачи занятия.

Обучающие задачи занятия:

 • знакомство с механизмом образования звука;

• обогащение словаря существительных по изучаемой лексической теме.

Развивающие задачи занятия:

  развитие моторики артикуляционного аппарата;

 развитие нужных артикуляционных движений для данного артикуляционного уклада (комплекс специальной артикуляционной гимнастики);

  развитие силы голоса и длительного плавного выдоха;

  развитие фонематического слуха. Воспитательные задачи занятия:

 воспитание интереса к содержанию занятия;

 воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту звукопроизношения.

Коррекционные задачи занятия:

 устранение неправильного артикуляционного уклада изучаемого звука в изолированном виде;

 преодоление речевого негативизма.

Оборудование.

Зеркало, зонд №1 и №2, антисептические средства, профиль артикуляции звука «С», предметные и сюжетные картинки тема.

 Речевой материал.

Свекла, капуста, салат, патиссон, редис, чеснок, морковь, перец, лук, помидор.


Этапы занятия

Время

Деятельность логопеда

Деятельность ребенка

1. Орг. момент

1

-Здравствуй. Присаживайся за стол. Спинка прямая, руки на стол.

Ребенок здоровается, присаживается за стол.

2. Сообщение темы занятия

2

- Посмотри сколько у меня картинок. (Логопед перечисляет названия овощей, которые изображены на картинках.) Свекла, капуста, салат, патиссон, редис, чеснок. Одним словом, все это можно назвать овощи.

Во всех этих словах есть звук «С». Над этим звуком мы с тобой будем сегодня работать.https://pngicon.ru/file/uploads/redis.png

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1706591/e8a68741-d063-43b0-844d-16add653e744/s1200?webp=falsehttps://vogue.ua/cache/gallery_x750/upload/photogallery/73813_medium.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/401063/d26a7a71-ae85-43df-9d17-09dccfc805dd/s1200

                https://itsfresh.ru/upload/iblock/59f/59f368ba81f386372138c91486821cd8.jpg

https://nemaloknig.com/picimg/267/2675/26757/267575/imgaf07.jpg

Ребенок внимательно слушает логопеда.

3. Анализ артикуляции звука

3

- Скажи при произнесении звука «С» у нас губы находятся в улыбке или округлены? (Логопед произносит звук «С»)

- При произнесении звука «С» зубы сомкнуты или разомкнуты? (Логопед произносит звук «С»)

- При произнесении звука «С» кончик языка находится в низу или в верху? (показать профиль при произнесении звука «С» там видно, что язычок находится в низу.)

- При произнесении звука «С» голосовые связки работают или не работают? (Логопед прикладывает руку ребенка к своему горлу, произносит звук «С».)

- При произнесении звука «С» воздушная струя теплая или холодная? Плавная или прерывистая? Широкая или узкая? (Логопед подносит пальчик ребенка ко рту произносит звук «С»)

https://s3.amazonaws.com/pix.iemoji.com/images/emoji/apple/ios-12/256/bell-with-slash.png

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1349008/pub_5c90f9db48001d00b4f6054e_5c90fc2045330c00b239af09/scale_1200https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/04ca/00058309-cd8d6783/hello_html_27901e80.jpghttps://img2.freepng.ru/20180422/bee/kisspng-lip-smile-clip-art-mouth-smile-5adccd611c48a9.2205317115244199371159.jpg

https://img2.freepng.ru/20180422/bee/kisspng-lip-smile-clip-art-mouth-smile-5adccd611c48a9.2205317115244199371159.jpghttps://cdn1.iconfinder.com/data/icons/weather-elements/128/Weather_Breeze.png

        https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/931085/d58ec790-fa63-4c6b-9390-e42eeb230d57/s1200?webp=false

При произнесении звука «С» губы находятся в улыбке.

При произнесении звука «С» зубы разомкнуты.

При произнесении звука «С» кончик языка находится внизу.

При произнесении звука «С» голосовые связки не работают.

При произнесении звука «С» воздушная струя холодная, плавная, узкая.

4. Характеристика звука

3

- Молодец. Скажи, а звук «С» гласный или согласный?  Почему? (Если ребенок затрудняется с ответом, рассказываем, что звук называется гласный если воздушная струя при произнесении звука не встречает преграды. Приводим пример произносим звук «А».

А если воздушная струя при произнесении звука встречает преграды (язык, зубы, губы) то этот звук согласный. Приводим пример произносим звук «С».)

- Звук с глухой или звонкий? Почему? (Логопед подносит руку к горлу и произносит звук «С». Горлышко не работает, значит это глухой звук.)

- Звук с твердый или мягкий? Почему? (Посмотреть по профилю положение спинки языка. При произнесении звука «С» нет дополнительного подъема средней части спинки языка к твердому небу. А при звуке «С`» дополнительный подъем средней части спинки языка к твердому небу наблюдается. Показ профиля положение спинки языка при произнесении звука «С`»)

C:\Users\наташа\Desktop\img2.jpg

- Предлагаю встать и немного подвигаться.

Динамическая пауза «Овощи»

Овощи.

В огород пойдем,

(шаги на месте)

Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем                              

  ( «таскают»)

И картошки накопаем.                                  

  («копают»)

Срежем мы кочан капусты,                            

(«срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный,                  

(показывают круг руками три раза)

Щавеля нарвем немножко                            

 («рвут»)

И вернемся по дорожке.                                

  (шаги на месте)

Звук «С» согласный.

Потому, что при произнесении звука «С» воздушная струя встречает преграду.

Звук «С» глухой.

Потому, что не работает горлышко.

Звук «С» твердый.

Потому что при произнесении звука «С» нет дополнительного подъема средней части спинки языка к твердому небу.

Ребенок выполняет движения за логопедом.

5. Постановка звук.

6

1 этап. Зонтом номер 1 показать ребенку основание нижних резцов. https://static.tildacdn.com/tild3964-3034-4931-a337-613235633135/IMG_20190803_091403_.png

2 этап. Зондом номер 1 прижать кончик языка к основанию нижних резцов.

3 этап. Установить зонд номер 2 на кончике языка по направлению средней линии (желобка) https://static.tildacdn.com/tild6436-6139-4532-b638-383635656164/IMG_20190803_091404_.png

4 этап. Сжать зубы.

5 этап. развести губы в улыбку.

6 этап. на слабой длительной воздушной струе. Произнести звук «С».

7 этап. Убрать зонд. Продолжать произносить звук с при контроле за воздушной струей указательного пальца.

6. Закрепление звука в изолированном виде

1

- Посмотри, дяденька качает колесо на велосипеде. Хочешь ему помочь? (Показ картинки)

- Как насос качает воздух? Давай попробуем. С-С-С-С-С-С-С. (Произносим прерывистый звук «С». Имитируем движения качаем колесо.)

- Ой колесо сдувается. Как сдувается колесо? СССССССССС

(Произносим протяжный звук «С»)

- Давай накачаем колесо еще раз. (Произносим прерывистый звук «С». Имитируем движения качаем колесо.)https://images.clipartlogo.com/files/istock/previews/1607/16075601-pumping-up-bike.jpg

- Молодец, помогли накачать колесо.

Ребенок произносит звук «С» прерывисто.

Ребенок произносит звук «С» протяжно.

7. Связь звука с буквой

2

- Ты знаешь, чем отличается буква от звука? Посмотри на картинку, звуки мы произносим и слышим, а буквы видим, читаем, пишем. https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/48747/pub_59e7ad5c1aa80c2691597909_59e7af8a168a915bf034c575/scale_1200

- А теперь ты мне расскажи, чем отличается звук от буквы?

- Посмотри, как выглядит буква «С»? Подумай, на что она похожа? (После того, как ребенок выскажет свое мнение, показываем картинку.)

- Посмотри, сколько помидор. Давай попробуем из них выложить букву «С». (вырезные картинки помидоры.)https://fs.znanio.ru/methodology/images/e7/fc/e7fc1f3918680e52c1db5cb9fee8bd77bdf0854c.jpghttp://3.bp.blogspot.com/_XuTQI-8Rm2M/S4Vl3blKMZI/AAAAAAAABHo/W_NTSuYhnOI/s320/%D0%9F%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D1%80.JPG

Букву мы видим, читаем и пишем, а звук произносим и слышим.

Ребенок рассказывает свои ассоциации с буквой «С».

Ребенок из вырезных картинок выкладывает букву «С».

8. Развитие фонематического слуха

3

- Предлагаю немного подвигаться.

Динамическая пауза «Урожай»
В огород пойдём, (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Урожай соберём.
Мы морковки натаскаем («Таскают».)
И картошки накопаем. («Копают».)
Срежем мы кочан капусты, («Срезают».)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками-3раза)
Щавеля нарвём немножко («Рвут».)
И вернёмся по дорожке. (Идут по кругу)

-Предлагаю поиграть.  Я буду произносить разные звуки, а ты внимательно слушай и как только услышишь звук «С» хлопни в ладоши.

(За экраном логопед произносит звуки: ф, с, ш, х, с…)

- у тебя хорошо получается! Теперь я буду произносить слоги. Как только услышишь слог со звуком «С» хлопни.

(За экраном логопед произносит слоги: ша, са, жа, зо, сы…)

- Молодец теперь попробуем поиграть со словами. Как услышишь слово со звуком «С» хлопни.

(За экраном логопед произносит слова:.)

- Молодец, какой ты внимательный! Посмотри поезд опять приехал за овощами. Его нужно загрузить. В первый вагончик положим овощи где звук «С» в начале слова, во второй вагончик загрузим овощи где звук «С» в середине слова, а в третий вагончик положим овощи где звук «С» в конце слова.

Слушай слова внимательно и клади овощ в нужный вагончик. (Свекла, патиссон, редис, капуста, салат, чеснок)

https://pngicon.ru/file/uploads/redis.pnghttps://itsfresh.ru/upload/iblock/59f/59f368ba81f386372138c91486821cd8.jpghttps://vogue.ua/cache/gallery_x750/upload/photogallery/73813_medium.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1706591/e8a68741-d063-43b0-844d-16add653e744/s1200?webp=false

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/401063/d26a7a71-ae85-43df-9d17-09dccfc805dd/s1200

https://nemaloknig.com/picimg/267/2675/26757/267575/imgaf07.jpg

https://clip.cookdiary.net/sites/default/files/wallpaper/transportation-clipart/105885/transportation-clipart-kindergarten-105885-4569371.png

Ребенок повторяет движения за логопедом.

Ребенок хлопает как услышит звук «С».

Ребенок хлопает как услышит слог со звуком «С».

Ребенок хлопает как услышит слово со звуком «С».

Ребенок кладет картинки с изображением овощей в нужный вагон.

9. Домашнее задание

1

Прописать изученную букву в прописи.  Артикуляционная гимнастика. Игра звукоподражание «Насос».

10. Итог занятия

2

- Ты большой молодец. А теперь давай повторим, о чем мы с тобой сегодня говорили.

- Какую букву мы сегодня изучили?

- При произнесении звука «С» у нас губы находятся в улыбке или округлены?

- При произнесении звука «С» зубы сомкнуты или разомкнуты?

- При произнесении звука «С» кончик языка находится в низу или в верху?

- При произнесении звука «С» голосовые связки работают или не работают?

- При произнесении звука «С» воздушная струя теплая или холодная? Плавная или прерывистая? Широкая или узкая?

- Звук «С» гласный или согласный?

- Звук «С» глухой или звонкий?

- Звук «С» твердый или мягкий?

- Молодец. А ты помнишь, как свистит насос и сдувается колесо? Давай попробуем еще раз. (Повторяем прерывистый и протяжный звук «С».)

Букву «С».

В улыбке.

Разомкнуты.

В низу.

Не работают.

Холодная, плавная, узкая.

Согласный.

Глухой.

Твердый.

Ребенок произносит протяжный и прерывистый звук «С».

11. Оценка деятельности детей

1

Какой ты молодец. У тебя все получилось.  

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]».

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения  и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]»....

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "С".

Тема: «Звук и буква [С]. «Овощи».Цель занятия. осуществлять работу по автоматизации звука [С], активизировать словарный запас по лексической теме «Овощи».Задачи занятияОб...

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков С-Ш.

Тема: "Звуки и буквы С -Ш. Посуда"Цель занятия. Осуществлять работу по дифференциации звуков «С», «Ш», активизировать словарный запас по лексической теме «Посуд...

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "О".

Тема. Звук [О]. Буквы О, о.Цель: осуществлять работу по закреплению звука [О] в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучаю...

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Э] – [Е]. Буквы Э, э, Е, е.

Цель: обучение дифференциации звуков [Э] – [Е] и букв Э, э, Е, е в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...

Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука. Тема занятия: «Звук Л. Одежда»

Цель занятия: осуществление работы по автоматизации звука Л в обратных слогах и в конце слов, активизация словарного запаса по лексической теме «Одежда»....