Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кведер Ирина Алексеевна

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения  и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_avtomatizatsiya_r.docx521.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения  и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]».

Цель: Закрепить правильное произношение звука [р] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

1. Образовательная: уточнить артикуляцию и характеристику звука [р], автоматизировать его произношение в слогах, словах и предложениях, закрепить умение образовывать форму множественного числа имен существительных в именительном падеже.

2. Коррекционная: развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, фонематический слух, зрительное восприятие.

3. Воспитательная: воспитывать у ребенка усидчивость и желание следить за правильным звукопроизношением.

Оборудование:

Звуковичок [р], плоскостные изображения вороны и зонтика, картинки для проведения артикуляционной гимнастики, металофон, разноцветные фишки, дидактические игры «Один - много», «Фотографии вороны».

Ход занятия

Этапы занятия

Время

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1.Орг. момент

1

Ребенок заходит в кабинет и садится перед зеркалом.

Логопед. В одной маленькой сказочной стране жила-была необычная ворона. Необычная, потому что она умела красиво говорить, а не каркать, как другие вороны. Сегодня ворона захотела прилететь к тебе в гости. Ты хочешь ее увидеть? Чтобы она появилась, нужно сказать волшебные слова:

Раз, два, три!

Ворона в гости прилети!

Логопед ставит ворону на стол.

Ребёнок произносит слова и встречает гостью.

2.Сообщение темы занятия.

2

Логопед. Посмотри, какая красивая ворона! Мне ворона шепнула на ушко, что хочет, чтобы ты исполнил некоторые желания. У нее есть цветик-семицветик. Как только она оторвет один лепесток, скажет волшебные слова, ты должен постараться выполнить ее пожелание. А заодно пусть ворона послушает, как ты умеешь красиво произносить звук [р].

Ребёнок слушает и выполняет  задания логопеда.

3.Анализ артикуляции звука.

2

Мы с тобой рассмотрим положение губ, зубов, языка, проверим звенит ли колокольчик в горле, определим характер воздушной струи при произношении звука [Р].

Губы открыты.

 Зубы разомкнуты.

Кончик языка поднят к  бугоркам у верхних зубов и вибрирует.

  Колокольчик в горле работает. (тактильно –вибрационный приём)Описание: Колокольчики в векторе

Воздушная струя тёплая, и с силой подаётся на кончик языка, заставляя его вибрировать.

А сейчас мы отдохнём. Выходи из-за стола.  Физкультурная минутка   «Дождик».Описание: http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQavvXU8vTPW_dnhEbZUg06kCTbjTuCZpEoqtvl-hFSpyymMxJ1ZrR-42g

Логопед. Вороне очень нравится зонтик. У нее поднялось настроение, и она придумала еще одно интересное пожелание. Ворона отрывает пятый лепесток и говорит:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Облети вокруг Земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы Саша показал для меня какие-нибудь движения под стихотворение.

Логопед. Давай покажем вороне физминутку «Дождик».

Логопед и ребенок выходят из-за стола в центр кабинета и выполняют физминутку.

Капля раз, (прыжок на носочках, руки на поясе.)

Капля два. (прыжок.)

Очень медленно сперва.     

 (4 прыжка.)

А потом, потом, потом    

 (8 прыжков.)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли

(руки развести в стороны.)

От дождя себя укрыли.  

(руки полукругом над головой.)

Молодец. Садись, продолжим нашу работу.

Ребёнок слушает логопеда и выполняет соответствующие движения.

4. Характеристика звука.

2

Давай определим, какой звук [Р].

Он согласный (преграда зубы и язык).

Описание: http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTa3bg1F49XW1AqffPvSPo2OtZkcB-IW-JXTzuqoq1mPK66yEAlОписание: http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTHyrr7CKDVsPFSclkBI3Sydh35m4nEZmP0FGbGm9wgFU32eNyi5w

Звонкий (звоночек звенит).Описание: Колокольчики в вектореОписание: Колокольчики в векторе

Твёрдый и имеет мягкого братца [Р’].  

[Р]                        [Р’

Ребёнок слушает логопеда.

5.Закрепление звука в изолированном виде.

1

Упражнение «Внимательные ушки».

Логопед. Ворона с собой принесла красивый металлофон (логопед ставит металлофон на стол). Она хочет, чтобы ты выполнил третье желание. Ворона отрывает третий лепесток и говорит:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Облети вокруг Земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы Саша произнес звук [р] столько раз, сколько я постучу по металлофону.

Ребенок отворачивается. В это время логопед за спиной у ребенка стучит палочкой по металлофону. Ребенок внимательно слушает, запоминает, затем поворачивается и произносит звук [р] нужное количество раз.

Выполняет задания логопеда.

6.Связь звука с буквой.

1

Давай вспомним, чем отличаются буквы от звуков?

буквы мы видим,                     пишем, читаем

Описание: http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRP4rUqX3R9w9qQacPz3kwNxEtFwP0CkZ0t0XuaoPBHOACgs1qrKAОписание: http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQfznW4Rw7SOJfTaNfvG3rgVQ4OJGT8NotjPhW9lP9IVWa1Kc2e

звуки мы говорим и слышим

Давай пропишем букву (Р) пальцем в воздухе (поворачиваюсь спиной к ребенку и пишу в воздухе букву (Р). На что похожа буква Р?

Слушает логопеда.

Пишет букву в воздухе. На флажок, на палочку и овал.

7.Развитие фонематического слуха.

2

Игра «Поймай звук «Р». Если, услышишь звук «Р», хлопни в ладоши

Ребёнок выполняет задание логопеда.

8. Закрепление звука в слогах.

3

Дидактическая игра «Укрась зонтик».

Логопед. Вороне очень понравилось, как ты красиво произносил звук [р], поэтому она решила показать тебе свой любимый зонтик.

Логопед показывает ребенку плоскостное изображение белого зонта.

Логопед. Ой! Ну что же случилось? Зонтик вороны совсем белый, а ведь он был в красивый разноцветный горошек. Наверное, когда ворона в последний раз гуляла под дождем, горошины на зонтике смыло. Ворона отрывает четвертый лепесток и говорит:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Облети вокруг Земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы Саша починил мне зонтик.

Логопед. У меня есть разноцветные фишки, которыми ты можешь украсить зонтик. Чтобы получить одну фишку, тебе нужно правильно произнести два слога со звуком [р]. Ты готов помочь вороне?

Логопед произносит цепочки слогов: ар-ор, ор-ур, ур-ир, ир-ар, ра-ро, ро-ру, ру-ры, ры-ра, ара-оро, оро-уру. Ребенок повторяет и после каждой цепочке слогов получает одну фишку, которой украшает зонтик.

Ребёнок выполняет задание логопеда.

9. Закрепление звука в словах.

3

Дидактическая игра «Вороньи фотографии».

Логопед. Вороне очень нравится, как ты выполняешь все ее желания. Поэтому она решила показать тебе свои фотографии (логопед раскладывает на столе картинки). Перечисли, что на них изображено.

Логопед. Эти фотографии ворона сделала совсем недавно. Она еще не успела поместить их в рамки. Об этом ворона хочет попросить тебя. Она отрывает последний лепесток и говорит:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Облети вокруг Земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы Саша поместил все фотографии в рамки.

Ребенок выполняет задание.

Логопед. Саша, скажи, что у вороны на фото?

Саша. У вороны на фото роботы.

Аналогичная работа проводится со всеми картинками.

Ребёнок выполняет задание логопеда.

Ребенок: дорога, комары, гора, топоры, роботы, радуга.

10. Закрепление звука в предложении.

6

Дидактическая игра «Друзья вороны».

Логопед. Ворона очень довольна твоей работой. А у тебя есть друзья? Как их зовут? У вороны тоже есть друзья  - птицы (логопед раскладывает на столе картинки: воробей, скворец, ворона).

Логопед. Послушай, какие предложения о птицах составил Незнайка, и помоги исправить допущенные ошибки.

Юркий воробей собирать крошки.

Хитрый ворона размочить корку черствого хлеба.

Черный скворец поселиться в скворечнике.

Она отрывает последний лепесток и говорит:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Облети вокруг Земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы Саша исправил предложения..

Ребенок выполняет задание.

 

Ребёнок выполняет задание логопеда.

Ребенок:

Юркий воробей собирает крошки.

Хитрая ворона размочила корку черствого хлеба.

Черный скворец поселился в скворечнике.

11. Закрепление звука в тексте

3

Взял Егор в углу топор,

С топором пошёл во двор,

Стал чинить Егор забор,

Потерял Егор топор.

Вот и ищет до сих пор …..

Поищи и ты топор!

Ребёнок повторяет стихотворение.

12.Домашнее задание

1

Дома повтори артикуляцию звука [р]. Дашь характеристику этому звуку. Порычишь как тигр, выучишь стихотворение:

По бревну бобры бредут,

Брёвна грызть бобры идут.

13.Итог занятия

2

Логопед. Молодец, Саша! Ты очень хорошо выполнил последнее задание вороны, все время старался красиво произносить звук [р]. Посмотри, у цветика-семицветика не осталось ни одного лепестка. Это говорит о том, что ты выполнил все пожелания вороны. За это она награждает тебя медалью. Вороне пора возвращаться в свою волшебную страну. Мои слова помогут вороне вернуться домой:

Раз, два, три, четыре, пять!

Пора вороне улетать.

Логопед убирает ворону со стола, прощается с ребенком и провожает его в группу.

Рассказать вороне стихотворение.

14.Оценка деятельности ребенка

1

Логопед. Молодец, Саша! Ты очень хорошо выполнил последнее задание вороны, все время старался красиво произносить звук [р]. Посмотри, у цветика-семицветика не осталось ни одного лепестка. Это говорит о том, что ты выполнил все пожелания вороны. За это она награждает тебя медалью. Вороне пора возвращаться в свою волшебную страну. Мои слова помогут вороне вернуться домой:

Раз, два, три, четыре, пять!

Пора вороне улетать.

Логопед убирает ворону со стола, прощается с ребенком и провожает его в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи на этапе автоматизация и дифференциация звуков [л], [л`].

Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи направлено на автаматизацию звуков "Л" и "ЛЬ" в игровой форме....

КОНСПЕКТ фронтального занятия по формированию звукопроизношению и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "Р".

КОНСПЕКТ фронтального ЗАНЯТИЯ ПО формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "Р"....

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе постановки звука

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе постановки звукаТема: «Звук и буква [С]. «Овощи».Цель занятия. осуществлять работу...

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "С".

Тема: «Звук и буква [С]. «Овощи».Цель занятия. осуществлять работу по автоматизации звука [С], активизировать словарный запас по лексической теме «Овощи».Задачи занятияОб...

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "О".

Тема. Звук [О]. Буквы О, о.Цель: осуществлять работу по закреплению звука [О] в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучаю...

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Э] – [Е]. Буквы Э, э, Е, е.

Цель: обучение дифференциации звуков [Э] – [Е] и букв Э, э, Е, е в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...

Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука. Тема занятия: «Звук Л. Одежда»

Цель занятия: осуществление работы по автоматизации звука Л в обратных слогах и в конце слов, активизация словарного запаса по лексической теме «Одежда»....