КОНСПЕКТ фронтального занятия по формированию звукопроизношению и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "Р".
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Ковригина Екатерина Борисовна

КОНСПЕКТ фронтального ЗАНЯТИЯ ПО формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "Р".

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ фронтального ЗАНЯТИЯ ПО формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "Р".

Выполнила: воспитатель

 Ковригина Екатерина Борисовна

Омск-2017 г.

Дата: 08.12.2017

Тема: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях. Одежда.

Тип занятия : фронтальное ( подгрупповое)

Цель занятия: Осуществлять работу по автоматизации звука [Р], активизировать словарный запас по лексической теме «Одежда».

Обучающие задачи занятия: 

  • закрепить навык правильного произношения звуков "Р";
  • закрепить обобщающее понятие «одежда»;

Развивающие задачи занятия:

  • развивать мелкую моторику;
  • развивать фонематический слух.

Воспитательные задачи занятия:

  • воспитывать бережное отношение к предметам гардероба.

Коррекционные задачи занятия:

  • устранить неправильный артикуляционный уклад звука [Р]  в изолированном виде.

Оборудование:

  • предметные картинки с изображением одежды, мяч, черно-белые картинки, цветовые карточки, картинки с изображением артикуляционной гимнастики.

Речевой материал: Рубашка, воротник, сарафан, рукав, карман, перчатка, шорты, выкроила, стирала.

Ход занятия

Этапы занятия

Время

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1.Орг. момент

1

-Здравствуйте, ребята.

Здравствуйте.

2.Сообщение темы занятия

1

Мы сегодня будем учиться правильно произносить звук [Р].

3.Артикуляционная гимнастика

3

Упражнение «Улыбка-трубочка»

Упражнение «Иголочка-лопаточка»

Упражнение «Лошадка»

Язычком пощёлкай громко - стук копыт услышишь звонкий.

 Упражнение  «Качели»

На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз,

Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

Упражнение  «Вкусное варенье»

Ох, и вкусное варенье!

 Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу

Упражнение  «Чашечка»

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки.

Упражнение  «Чистим зубки»

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

- Теперь наш язычок готов к работе. 

Выполняют упражнения

4.Анализ артикуляции звука

5

-Давай  вспомним, как правильно  мы учились произносить  звук [Р]. (Артикуляционный профиль звука [Р])

- Какое положение принимают губы в улыбке или округлены?

-А зубы  при произнесении звука  [Р] сомкнуты или разомкнуты?

- А где находится кончик языка?

- Что делает горлышко?

- Какая воздушная струя сильная или слабая?

-Теплая или холодная?

Ротик свой мы открываем,

Язычок приподнимаем,

В бугорочки упираем,

Краешки к зубам прижмём,

Да и сильно дуть начнём.

Язычок наш задрожит

Никуда не убежит.

Всем он так и говорит:

«Эта сильная струя

Дрожать заставила меня.

Не от страха я дрожу,

Лишь мотор свой завожу».

- Правильно.

Губы в улыбке, полураскрыты.

Зубы разомкнуты.

Кончик языка поднят вверх и дрожит, слегка касается бугорков за верхними зубами.

Работает, поет.

Сильная.

Тёплая.

5.Физкультминутка

1

Будем маме помогать,

Одежду будем мы стирать.

Быстро тазики берем.

Стирку мы сейчас начнем.

Раз, два, раз, два,

Быстро спорятся дела!

Отжимаем и встряхнем,

И на сушку отнесем!

Повторяют движения

6. Характеристика звука

2

- С артикуляцией звука вы справились, а с характеристикой звука сможете?

-Звук [Р] гласный или согласный?

- Почему звук [Р] согласный?

- Звук [Р] глухой или звонкий?

- Почему звук  [Р] звонкий, как вы это поняли?

-Звук [Р] твердый или мягкий?

- Почему он твердый?

- Молодцы, и с этим заданием справились.

Сможем.

Согласный.

Воздушная струя встречает преграду.

Звонкий.

Голосовые складки работают.

Твердый.

Спинка языка опущена.

7.Закрепление звука в изолированном виде

1

Упражнение «Моторчик»

- Как заводится моторчик?

Р-Р-Р-Р

8.Связь звука с буквой

1

-Ребята скажите мне чем отличается звук [Р] от буквы «Р».

Логопед демонстрирует опорную схему.

-Ребята, а из каких элементов состоит буква «Р»,

-Сколько элементов?

- Давайте выложим букву «Р» ниткой на бумаге.

-Какие красивые буквы у вас получились, а на что похожа буква «Р»?

Логопед показывает картинки.

Звук мы слышим и произносим, а букву пишем и читаем.

Палочка и полукруг

Два.

На парус, флажок, топор

9.Развитие фонематического слуха.

2

 Игра «Поймай звук» 

- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Р].

Р, Н, Г, Р, З, Р, Р, В, Р, Д, Р

РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО

Рубашка, пальто, рукав, шарф,платье, перчатки

10. Закрепление звука в слогах.

3

- Я буду произносить слоги, а вы повторяйте за мной.

ра - ро - ру - ры

ар - ор - ур - ыр

11. Закрепление звука в словах.

3

-Ребята, а что изображено на картинках, назовите что это?

- Как можно назвать, одним словом?

Игра «Один - много» (с мячом)

 - Я буду бросать мяч, и называть один предмет, а вы много.

Рубашка, рукав, воротник шарф, карман,  перчатка, сарафан

Рубашка, сарафан, шарф, перчатки.

Одежда.

Рубашки, рукава, воротники, шарфы, карманы, перчатки, сарафаны.

12. Закрепление звука в предложении.

3

-Расставьте, пожалуйста, правильно слова в предложении.

Рая, сарафан, выкроила, ткани, из, красивой.

Тазу, перчатки, Егор, и, шарф, стирал, в.

Оторвал, шортах, на, Рома, карман, красных.

Рая выкроила сарафан из красивой ткани.

Егор стирал в тазу перчатки и шарф.

Рома оторвал  карман на красных шортах.

13.Домашнее задание

1

-Дома выполните  гимнастику для языка «Горочка», «Маляр», «Индюк».

15.Итог занятия

2

- Ребята, чему мы сегодня учился на занятиях?

- Что было сложно?

- Какое задание больше понравилось?

Отвечают.

15.Оценка деятельности детей

1

-Спасибо за занятие, все сегодня хорошо поработали молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]».

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения  и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]»....

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе постановки звука

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе постановки звукаТема: «Звук и буква [С]. «Овощи».Цель занятия. осуществлять работу...

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "С".

Тема: «Звук и буква [С]. «Овощи».Цель занятия. осуществлять работу по автоматизации звука [С], активизировать словарный запас по лексической теме «Овощи».Задачи занятияОб...

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "О".

Тема. Звук [О]. Буквы О, о.Цель: осуществлять работу по закреплению звука [О] в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучаю...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.

Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Б-БЬ] – [П-ПЬ]. Буквы Б, б, П, п.

Цель: обучение дифференциации звуков [Б-БЬ] – [П-ПЬ]  и букв Б, б, П, п в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи1) Обучающие: - закреплять знания об...

Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука. Тема занятия: «Звук Л. Одежда»

Цель занятия: осуществление работы по автоматизации звука Л в обратных слогах и в конце слов, активизация словарного запаса по лексической теме «Одежда»....