Нужно ли ребёнку правильное звукопроизношение?
консультация по логопедии по теме

Данная консультация помогает  в первую очередь понять родителям:

- нужно ли ребёнку правильное звукопроизношение?;

- кратко изложены основные причины нарушения звукопроизношения;

- приведены примеры людей имеющих нарушения звукопроизношения.

Консультация рассчитана на родителей, логопедов, воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nata.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         

В логопедической практике приходится встречаться с различными нарушениями речи. В одних случаях речь может отсутствовать, в других мы наблюдаем общее недоразвитие речи, но основная масса обратившихся за помощью приходится на тех, у кого страдает звукопроизношение.

Причём, у некоторых детей можно наблюдать нарушение произношения многих звуков, а у части детей страдают всего 1 – 2 звука.

Каковы же причины нарушений звукопроизношения у детей и взрослых с нормальным интеллектом и без выраженных отклонений в поведении?

Основными причинами являются следующее:

  • Нарушения слуха и умения на слух различать звуки речи;
  • Нарушения строения артикуляционного аппарата:
  • Недостаточная подвижность артикуляционных органов;
  • Неправильная речь окружающих ребёнка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи.

В своей  повседневной жизни мы часто встречаемся с тем, что не только дети, но и некоторые взрослые произносят отдельные звуки речи необычно, «не так, как все». При этом в одних случаях такое своеобразие в произношении звуков выражено резко и буквально «режет ухо», в других оно менее заметно, но всё же обращает на себя внимание.

Наличие у ребёнка тяжёлого нарушения звукопроизношения во многих случаях приводит к появлению у него неумения различать звуки на слух в этом случае на письме звуки заменяются сходными по звучанию. Из – за трудности в общении могут появиться такие недостатки речи, как бедность словаря и неправильное построение предложений. К дополнительным возникающим проблемам можно отнести вторичные психические наслоения, связанные с переживанием ребёнком своей речевой неполноценности. Появление неуверенности и различных комплексов является результатом многократно испытанных ребёнком неудач во время общения, а также неправильной реакции окружающих на его речевой дефект («выговоры», насмешки, передразнивания  и т.д.).

Но стоит ли переживать, если у ребёнка нарушения одного только звука? Этот вопрос каждый родитель решать вправе самостоятельно. Одним может нравиться искажённое произношение, они могут это объяснить по разному: «Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит и ничего страшного». «Многие дети говорят значительно хуже, чем ты, а учатся на четвёрки и пятёрки». «Посмотри сколько знаменитых людей не выговаривают какие – то звуки: певцы, писатели телеведущие и их дефект им не мешает.»,  другие просто не замечают того, что ребёнок что – то произносит не так чётко, как надо. Но факт остаётся фактом, а с возрастом исправить недостаток звукопроизношения становится всё труднее.

Вырастают такие дети и выбирают профессию, продолжают жить так,  как все… . Возможно, часть из них даже не задумывается о том, что какой – то звук у него не получается так, как у всех. Возможно, это не повредит ему достичь определённых вершин в жизни. Но кто знает, скольким людям мешает неправильное произношение всего лишь одного звука? Какие мысли иногда приходят им в голову по поводу своего такого  «странного произношения»?  

Именно из – за вторичных психических наслоений иногда даже сравнительно небольшие дефекты речи (на которые нормально говорящие люди практически не обращают внимания) страдающие этими дефектами воспринимают как самое настоящие несчастье. Нередко появление таких резко выраженных переживаний может даже затруднить само преодоление речевых расстройств. Это одна из многих причин, по которым преодолевать расстройства речи лучше всего в  более раннем возрасте, пока вторичные психические наслоения ещё не успели появиться или слабо выражены.

В пример можно привести письмо от девушки, имеющей неправильное произношение только одного звука. Однако вот как это преломляется в её сознании: «Мне 21 год. Дело в том, что я не  выговариваю  букву  Р,  меня это  очень тревожит и угнетает. Вы не представляете, как страшно, иногда  нужно выступать на собраниях, семинарах, в такие минуты хочется умереть. В разговоре стараюсь всегда избежать этой злосчастной буквы, постоянно чувствуя недосказанность мысли… В детстве дразнили ребята, но может оттого, что меньше понимала, легче переносила насмешки… Я даже со своими родителями не могу поделиться так, как с Вами. Потому что на них у меня тоже обида. У детей я знаю, легко можно исправить речь. Вы же работаете над проблемами искоренения дефектов, неужели мне нельзя как- то помочь?».

На последнюю часть этого письма хочется обратить особое внимание родителей. Постарайтесь сделать так, чтобы Ваши дети, если они страдают какими – то речевыми расстройствами, не таили на вас обид в течение всей их дальнейшей жизни. Сделайте всё от Вас зависящее, чтобы своевременно привести речь ребёнка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить.

И ещё один случай, о котором хочется рассказать…  Недавно ко мне обратилась за помощью знакомая, которая до 28 лет картавила, с просьбой помочь ей,  у неё растёт дочь, и она переживает из – за того, что девочка слышит неправильное звукопроизношение мамы… .  

Думаю, что эти примеры дают ответ на поставленный вопрос о том «Нужно ли правильное произношение детям?»   да  и  взрослым  тоже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему:«Будим ребёнка правильно: как разбудить ребёнка,чтобы он не устраивал капризы.»

Тот, кто рано проснулся, вчера вовремя лёг спать. Организм, приученный засыпать и просыпаться в одно и тоже время, легко и привычно переходит из одного состояния в другое. Обязательным является соблюд...

"Будим ребёнка правильно. Как разбудить ребёнка, чтобы он не устраивал капризы"

Знакомое всем родителям действо разыгрывается каждое утро практически в каждом доме, где есть маленькие дети – утреннее пробуждение. Сделать его приятным  поможет эта статья....

ФОРМИРУЕМ ПРАВИЛЬНЫЙ ЗАХВАТ (как научить ребёнка правильно держать карандаш, ручку)

Есть несколько простых и эффективных способов, которые позволяют малышу освоить правильное положение пальцев и кисти руки для дальнейшего письма....

консультация для родителей "Хвалим ребёнка правильно"Рекомендации как правильно хвалить ребёнка

рекомендации как правильно хвалить ребёнка, не льстите, не преувеличивайте, будьте всегда искренне. Хвалите за старание, а не за природный дар. Тогда ребёнок вырастит, добрым, трудолюбивым. Сможет пра...

Как научить ребёнка правильно задавать вопросы, и зачем это нужно?

Когда обычно развивающийся ребенок спрашивает «что это»? обычно это первый случай, когда он использует в своей речи вопросы. Одно из объяснений этого поведения — у ребенка появ...

Нужно ли ребёнку учиться рисовать, для чего это нужно?

У каждого ребенка есть те или иные отличные художественные способности, которые делают их уникальными....

«Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию» Зачем нужно обучать детей правильно дышать

laquo;Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию»Зачем нужно обучать детей правильно дышать...