Развитие звуковой культуры речи. Практический материал в помощь логопедам и родителям.
методическая разработка (логопедия, старшая группа) по теме

Банникова Светлана Анатольевна

В материалах представлена подборка заданий по звуковой культуре речи для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал предлагается использовать родителям  для закрепления знаний детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_pechati.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие звуковой культуры речи.

Практический материал в помощь логопедам и родителям.

Особенность формирования речи ребенка напрямую зависит от его способности слышать, узнавать и различать речевые звуки.

 Существует определенная последовательность работы над звуком.

  1. Знакомство со звуком (выделение его на слух).
  2. Определение характеристик звука (гласный – согласный, глухой - звонкий, твердый - мягкий (согласные звуки)).
  3. Определение места звука в слове.
  4. Составление слогов, слов из заданных звуков.
  5. Дифференциация звуков ( происходит в процессе выделения заданных звуков, определения их характеристик, определения места в слове и составлении слогов и слов).
  6. Знакомство с буквой (рассматривание, сравнение с окружающей действительностью (на что похожа), прослушивание стихотворения о букве, прорисовывание буквы в воздухе и на листе бумаги, чтение слогов с заданной буквой, печатание слогов и слов).

На логопедических занятиях эта работа ведется систематически в течение двух лет. Каждому ребенку требуется разное количество времени на освоение данного материала. Для закрепления знаний, полученных на занятиях, я предлагаю родителям повторять уже пройденный материал в игровой форме. Мной разработаны карточки с подборкой заданий по закреплению звуковой культуры слова.

Приведу примеры таких заданий для детей старшего дошкольного возраста.

Звуки А,О, И, У

  1. Выучить характеристику звуков А,О,И, У (гласные, потому что их можно петь и тянуть, воздух во рту не встречает преграду, обозначаются фишкой красного цвета),
  2. Выучи чистоговорку:

У-у-у – губы хоботком тяну,

А-а-а – шире ротик, детвора,

И-и-и – ротик к ушкам растяни,

О-о-о – губки «бубликом» давно.

  1. Найти и вклеить по 1 картинке с каждым звуком, определить позицию гласного звука в слове(в начале, в середине или в конце).

Звуки П – П`

  1. Выучить характеристику звука П (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; глухой, потому что мы его произносим без голоса, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),
  2. Д/И «Поймай звук» (хлопни на звук П)

П, м, т, па, мы, оп, ум, Паша, Катя, Маша, Павлик, Соня, Ваня, Поля.

  1. Отгадать загадки, нарисовать отгадки, назвать первый звук в отгадках.

Наткет, наплетет,

Сядет и добычи ждет. (паук)

                Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу (петух)

Набита пухом,

Лежит под ухом (подушка)


Звуки М-М`

1) Выучить характеристику звука М (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; звонкий, потому что мы его произносим с голосом, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),

2) Вклеить в тетрадь картинки в два столбика с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки М, М`.

3) Составить цветными карандашами схемы слов:

пума, мама, пуп, мим.


Звуки К – К`

1) Выучить характеристику звука К (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; глухой, потому что мы его произносим без голоса, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),

2) Д/И «Найди лишнее слово» (по месту звука К в слове)

корова, клумба, крыса, мак

рак, мак, каша, лук

3)Д/У «Скажи наоборот»

ка – кя, ко -…, ку -…, ки - …, кё - …

  1. Составить схемы слов цветными карандашами:

Ком, мука, маки.


 

Звуки Т – Т`

1) Выучить характеристику звука Т (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; глухой, потому что мы его произносим без голоса, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),

2) Д/И «Кулак-ладошка»

Взрослый произносит слова со звуками Т или Т`. Дети на звук Т ударяют кулаком по столу, а на звук Т` мягко прикасаются к столу ладошкой.

Тир, туфли, тыква, тюль, рот, Тимур, плот, тарелка, локоть.

3)Д/И «Закончи слово» (звуком Т или T`)

бин… (т), крова… (ть), бан…, кис…, самока…, кос…, хобо…, лапо.., ко…

4)Д/И «Какое слово длиннее?» Сделать звуковой анализ слов цветными карандашами, посчитать количество звуков и частей (слогов), определить, какое слово длиннее и почему: Кот - котик.


Звуки Х – Х`; К-Х

1) Выучить характеристику звука Х (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; глухой, потому что мы его произносим без голоса, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),

2) Д/И «Запомни - повтори»

ха-ха-ка                        ок-ох-ох                                 хи-ки-хи

Ку-ху-ку                их-ик-ик                                ке-ке-хе

3)Д/И «Измени слово»

Заменить звук Х на К в словах:

Мах – мак, мох – мо…, пух – пу…, сох – со…, муха – му…а, махал – ма…ал,

Составить 3 предложения с любыми из вышеперечисленных слов. Нарисовать схемы предложений.


Звуки Б – Б`; Б -П

1) Выучить характеристику звука Б (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; звонкий, потому что мы его произносим с голосом, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета)

2) Чем похожи и чем отличаются: а) звуки Б-П? б) слова быть – бить? (нарисовать схемы слов)

3) Д/И «Кулак - ладошка»

Взрослый произносит слова со звуками Б или Б`. Дети на звук Б ударяют кулаком по столу, а на звук Б` мягко прикасаются к столу ладошкой.

Ба, би, батон, бусы, белка, бананы, боты, Бим, бизон, береза, быки.

4)Выучи скороговорку:


Бык тупогуб, тупогубенький бычок.


У быка бела губа была тупа.


5) Составить предложение с маленьким словом (предлогом) ПОД. С использованием слов из задания 3.



Звуки Н – Н`, М-Н

1) Выучить характеристику звука Н (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; звонкий, потому что мы его произносим с голосом, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),

2) Д/И «Четвертый лишний» (Назвать лишнее слово в ряду по наличию звуков Н, Н`)

ноги, небо, нос, нора                 нитки, Николай, ноты, Нюша

3)Д/И «Подари картинку звуку» Вклеить по 2 картинки в 2 столбика: первый – со звуком М, второй – со звуком Н. Определить место звука (в начале, середине, конце)

4)Составить предложение с маленьким словом (предлогом) НА, используя слова из задания 2. Нарисовать его схему.


Звуки В – В`

1) Выучить характеристику звука В (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; звонкий, потому что мы его произносим с голосом, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),

2) Д/И «Отгадай загадку, нарисуй отгадку». Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, разделить слова на части (слоги)

Кто зимой холодной                                Кругла, как шар,

Ходит злой, голодный?                                Красна как кровь,

                        (волк)                                Сладка, как мед (вишня)

3)Д/И «Путаница»

Составить предложение по опорным словам. Найти маленькое слово (предлог В). Составить схему предложения.

Дом, мальчик, идти, в.                В, живет, лесу, волк.

Самостоятельно придумать предложение с маленьким словом В. (Взрослый записывает в тетрадь).


Звук Ы. Звуки Ы-И

1) Выучить характеристику звука Ы (гласный, потому что его можно петь и тянуть, воздух во рту не встречает преграду; обозначается фишкой красного цвета)

2) Д/И «Один - много» Образовать множественное число в И.п. назвать последний звук в получившихся словах.

Сапог – сапоги                топор – топоры                кулак -                стол –

Мак -                         кит -                        бант -                книга -

3)Д/И «Наоборот» (замени Ы на И, проговори, что получится. Как влияют эти звуки на согласный, который стоит перед ними ( И – смягчает, Ы - нет)).

Пы-пы-пы – пи-пи-пи                        ты-ты-ты -                        кы-кы-кы –

Бы-бы-бы -                мы-мы-мы -                ны-ны-ны -                вы-вы-вы -

4)Сделать звуковой анализ слов ВЫТЬ – ВИТЬ цветными карандашами. Чем отличаются эти слова?


Звуки Д – Д`; Т-Д

1) Выучить характеристику звука Д (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; звонкий, потому что мы его произносим с голосом, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),

2) Чем похожи и чем отличаются: а) звуки Т-Д? б) слова том – дом? (нарисовать схемы слов)

3)Д/И «Исправь ошибку» (Какие звуки перепутаны)

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Мальчик уточкой ловит рыбу.

Удочка плывет по озеру.

4)Выучи скороговорку, научись ее произносить быстро:

Тёма и Тома у тёти дома.

Найди в скороговорке слова со звуком Т, звуком ТЬ, звуком Д.


Звуки С – С`

1) Выучить характеристику звука С (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; глухой, потому что мы его произносим без голоса, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),

2) Д/И «Закончи слово» (звуком С или Сь)

гу…, но…, поя…, ло…, голо…

3)Д/И «Добавь звук С к слову»  (в начало слова)

тройка – стройка, наряд-,         клад-,         мех-,                 мешок-

4)Вклеить картинки в 2 столбика: первый со звуком С, второй – со звуком СЬ. Определить место звука в слове (в начале, середине, конце)


Звуки З – З`

1) Выучить характеристику звука З (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; звонкий, потому что мы его произносим с голосом, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета)

2) Д/И «Закончи слово»

слогом ЗА: ва-за, ко-.., гла…, сле…

3)Д/И «Подари подарки Зое и Зине»

Подобрать слова со звуками З и ЗЬ, записать их в 2 столбика. Определить место звука в слове.

4)Д/И «Путаница»Составить предложение с маленьким словом (предлогом) ЗА по опорным словам.


Коза, стоять, куст, за.


Лиза, стол, за, села.


Зоя, спряталась, стул, за.


Каким по счету стоит маленькое слово в вашем предложении? Сколько всего слов в предложениях. Нарисовать схемы предложений.


Звуки С – З

1) Повторить характеристики звуков С – З.

2) Чем похожи и чем отличаются: а) звуки С-З?

3)Д/И «Замени звук С на З в словах:

Соя – Зоя, сайка -, суп -, коса-, лиса -, косы-, Сима-

Составить 2-3 предложения с этими словами, используя знакомые маленькие слова. (Взрослый записывает в тетрадь)

4)Д/И «Поймай звук»

На звук С хлопнуть, на звук З топнуть.


С, з, за, су, зуб, сова, коза, сок, нос, сумка, зайка


  1. Проговори чистоговорку:

Голос спит – са-са-са,                                звенит голос: за-за-за,


Санки, сало, колбаса.                                Зайка, запах и коза.


Звуки Л – Л`

1) Выучить характеристику звука Л (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; звонкий, потому что мы его произносим с голосом, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),

2) Д/И «Запомни, повтори»

Ла-ло-лу-лы                ло-лу-лы-ла                ля-ле-лю-ли        ле-лю-ли-ля

Лу-лы-ла-ло                лы-ла-ло-лу                лю-ли-ля-ле        ли-ле-лю-ля

3)Д/И «Закончи слово звуком Л

Пена..        за…        сто…        упа…        вокза…                щего…

3)Придумай по 3 слова со звуком Л и ЛЬ (взрослый записывает в тетрадь)


Звуки Г – Г`; К - Г

1) Выучить характеристику звука Г (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; звонкий, потому что мы его произносим с голосом, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета)

2) Чем похожи и чем отличаются: а) звуки К-Г? б) слова кол – гол (нарисовать схемы слов)

3) Д/И «Кулак - ладошка»

Взрослый произносит слова со звуками К или Г. Дети на звук Г ударяют кулаком по столу, а на звук К мягко прикасаются к столу ладошкой.

Корова, краски, магазин, гараж, курица, гантели, берлога, лук.

4)Д/И «Вставь пропущенную букву К или Г»


…ород        ..        онь                …олубь                …ом                        …ороб        …остер


5)Придумай предложения со словами: книги, Гена. Напиши схемы предложений.


Звук Ф; звуки В-Ф

1) Выучить характеристику звука Ф (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; глухой, потому что мы его произносим без голоса, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),

2) Чем похожи и чем отличаются: а) звуки В-Ф? б) слова фата – вата? (нарисовать схемы слов)

3)Д/И «Замени звук» (последний и первый звуки заменить на звук Ф)

Мир (миф)                 грач                шарм                

Пара (фара)                бантик                марш

4)Выучи скороговорку, научись ее произносить быстро:

Влас у вас, Афанас у нас.

Найди в скороговорке слова со звуком В, звуком Ф.


Звук Ш

1) Выучить характеристику звука Ш (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; глухой, потому что мы его произносим без голоса, всегда твёрдый, обозначается фишкой синего цвета)

2) Д/И «Небылицы» (исправь ошибки)

С другом мы играли в чашки

Пили чай из белой шашки.

Мы с сестрой посуду шили

И наряды кукле мыли.

Вылезла из норки шишка

На нее упала мышка.

3)Д/И «Составь предложение» (из заданных слов)

Шкаф, вешать, в Миша, шуба.

Штанишки, Маша, Миша, шить.

В, писать, Маша, школа, буква.


Звук Ж

1) Выучить характеристику звука Ж (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; звонкий, потому что мы его произносим с голосом, всегда твёрдый обозначается фишкой синего цвета)

2) Придумай и запиши слова, начинающиеся на:

ЖА

ЖУ

ЖИ

3) Д/И «Закончи слогом ЖИ»

Эта…                гара…                чи…                черте…                мор…


4)Д/И «Произнеси по звукам»


Взрослый произносит слово, а ребенок произносит его по звукам:


Жук (ж, у, к), жаба (ж, а, б, а) Сделать письменный анализ слов (схема).


5) Составить предложения со словами из зад. 4. Написать схемы этих предложений.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картинный материал в помощь логопеду

У логопеда картинок много не бывает! Героев мультфильмов всегда можно использовать и на занятии, и в игре, и в авторских пособиях. Дети должны знать русские мультфильмы и их героев, они такие трогател...

Консультация для родителей "Игры для развития звуковой культуры речи"

Консультация для родителей "Игры для развития звуковой культуры речи"...

Практические упражнения для развития звуковой культуре речи для родителей.

Актуальность   Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и воспри...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...