Статья на тему: "Особенности обучения грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи".
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Ремицан Виктория Николаевна

В статье говорится о проблемах  дошкольников старшего возраста с диагнозом общее недоразвитие речи при обучении грамоте и путях их преодоления в системе коррекционной логопедической работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Особенности обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста                                        

                                    с диагнозом Общее недоразвитие речи.

Поступление ребёнка в школу – важный этап в его жизни, который меняет социальную ситуацию  его развития. К обучению в первом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7 – летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, определённым объёмом знаний и умений.

Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению ребёнка в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи и фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислектиками (детьми с нарушениями чтения и письма).

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу и синтезу слова, установление различительной роли звука, основных качественных его характеристик. Так же понятие готовности к обучению грамоте старших школьников включает в себя сформированность и развитие таких необходимых компонентов как: общая и мелкая моторика, координация движений, пространственно-временные представления, чувство ритма, зрительно-пространственные представления, сформированность фонематической системы. Несформированность данных компонентов может привести к проблемам при освоении грамоты и вызвать негативное отношение старших дошкольников к обучению грамоте.

Дети с общим недоразвитием речи – это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения грамоте. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения и письма существует тесная взаимосвязь.

На сегодняшний день очень возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу с диагнозом: общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению и письма. Не во всех школах дети могут  продолжить занятия у логопеда, так как нет широкой сети школьной логопедической помощи. Поэтому обучение грамоте этих детей необходимо начинать в дошкольном возрасте и проводить по специальной методике.

Анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети с общим недоразвитием речи, при обучении чтению показывает, что нарушение чтения чаще всего возникает вследствие недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического.

Дети с третьим уровнем недоразвития речи, как правило, овладевают элементарными навыками чтения и письма, но при этом делают большое количество специфических ошибок, обусловленных отклонениями в развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя речи. Для таких детей необходимы систематические занятия по формированию устной речи, обучению правильному словоизменению и словообразованию, совершенствованию навыков звукового анализа и синтеза.

У здорового ребёнка овладение звуковой системой происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений пальцев рук.

Нарушения моторики у старших дошкольников с ОНР носят широкий характер: наблюдается некоторая общая моторная неловкость, неуклюжесть, страдает мелкая моторика. Дети испытывают трудности при одевании, обувании, рисовании. Задерживается развитие готовности руки к письму, т.к.дети долго не проявляют интереса к рисованию и другим видам ручной деятельности. Моторная несостоятельность этих детей особенно заметна на занятиях по физкультуре и на музыкальных занятиях, где они отстают  в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.

Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчёркивается многими исследователями. Поэтому необходимо развивать двигательный анализатор, который является стимулирующим фактором развития речи и нервно-психических процессов.

Для правильного формирования звуковой стороны речи ребёнок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляционный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи. Нарушение чёткости артикулирования во время речи, невнятная в целом речь дошкольников с общим недоразвитием речи не позволяет формироваться чёткому слуховому восприятию. Часто дети не контролируют своё произношение.

Как показывают данные ряда авторов А.Н. Корнев (1995г.), Г.А. Глина (1996г.), Т.А. Ткаченко (2000г.) в среднем у старших дошкольников с ОНР готовность к обучению грамоте почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Общее недоразвитие речи проявляется в значительном отклонении от нормы формирования фонематической, фонетической систем, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации и чувства ритма.

Поэтому обучению грамоте старших дошкольников с ОНР должна предшествовать определённая логопедическая работа, а также проводиться параллельно с обучением грамоте. Направления этой работы следующие:

  1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различие высоты, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
  2. Работа над устранением неправильного звукопроизношения.
  3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза
  4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.
  5. Развитие грамматических навыков.
  6. Развитие связной речи. Работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыка  пересказа небольших текстов.
  7. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а так же графических навыков и умений.
  8. Развитие чувства ритма и зрительно-пространственной ориентации.

Для детей с ОНР наиболее приемлем звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, так как он более полно отражает закономерности фонетической системы русского языка.

Большое количество старших  дошкольников, страдающих ОНР, составляют группу риска по дислексии и дисграфии. Вот почему так важно преодолеть недостатки фонематического слуха, пространственных представлений, общую и мелкую моторику для предотвращения дальнейших проявлений в будущем.

Подводя  итог можно сделать вывод, что при обучении старших дошкольников грамоте необходимо комплексное развитие всех сторон речи, высших психических функций и анализаторных систем, так как теоретически обосновано взаимовлияние и взаимодействие всех этих компонентов на процесс овладения грамотой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Проблема подготовки детей к овладению грамоты в старшем дошкольной возрасте является одной из наиболее сложных и актуальных в специальной педагогике....

ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко...

Методические рекомендации «Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи путем обучения рассказыванию».

Построение системы работы по развитию монологической речи у старших дошкольников с ОНР требует совершенствования традиционных приемов и методов диагностики и коррекции нарушений связной речи, взаимоде...

Условия, обуславливающие результативность подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье ставится задача рассмотреть условия  эффективной подготовки детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению элементарными навыками чтения и письма...

Использование специальных символов звуков на занятиях по обучению грамоте у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Развивая фонематическое восприятие детей с ОНР с помощью зрительных символов, мы создаём базу, на которой происходит дальнейшее формирование звукового анализа и синтеза....

Статья на тему: «Изучение фонематической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством экспериментальных заданий

Тема: «Изучение фонематической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством экспериментальных заданий...