Условия, обуславливающие результативность подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Лапутина Наталья Алексеевна

 В статье ставится задача рассмотреть условия  эффективной подготовки детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению элементарными навыками чтения и письма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laputina_n.a.-statya.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376.37

Н.А. Лапутина

магистрант СмолГУ,

г. Смоленск, РФ

Е-mail: laputina.natalya@yandex.ru

                                                   

УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, элементарные навыки чтения и письма, условия  результативной подготовки  к обучению грамоте.

 В статье ставится задача рассмотреть условия  эффективной подготовки детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению элементарными навыками чтения и письма.

Проблема подготовки к школьному обучению, несмотря на многоаспектное ее рассмотрение в литературе, не теряет своей актуальности и  значимости. Наибольший интерес у исследователей вызывают вопросы формирования готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Среди воспитанников указанной категории серьезные трудности при овладении элементарными навыками чтения и письма испытывает достаточно многочисленная и разнородная  по своим проявлениям группа  –  это дошкольники с  общим недоразвитием речи (далее – ОНР).

Для детей с ОНР характерны отставание в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления, неустойчивое внимание, замедленность процесса  овладения языковым анализом и синтезом, недоразвитие тонкой моторики кистей и  пальцев рук, недостаточная сформированность пространственно-временных представлений, особенности проявления которых оказывают влияние на  эффективность коррекционно-развивающего обучения этих дошкольников.

Одной из приоритетных задач комплексного психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР является осуществление подготовки к овладению элементарными навыками чтения и письма. [2, с.4].

В современных исследованиях, посвященных проблемам письменной речи, подчеркивается, что письмо и чтение представляют собой сложноорганизованные когнитивные навыки  интегративного характера, «… объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические познавательные функции –   внимание, восприятие, память, мышление и т.п.». Характеризуя уровневую организацию навыка письма (чтения), М.М. Безруких определяет начальную его ступень  как уровень  элементарного письма (чтения) соответственно и формулирует ряд условий, обеспечивающих результативность процесса формирования элементарных навыков письма и чтения:

- достаточный  уровень сформированности базовых познавательных функций;

 - учет педагогом индивидуальных особенностей развития ребенка;

-  выбор соответствующей методики обучения;

- адекватность требований и критериев оценки формирования навыка;

-  раннее выявление предрасположенности к нарушениям письма и чтения.  [1, с. 44].

Итак, большинство из перечисленных условий определяет оптимальные сроки начала обучения грамоте (6-7 лет) и указывает на обязательное соблюдение методических подходов к организации работы в данном направлении.

Далее подробнее рассмотрим перечисленные нами условия.

          Первое условие гласит, что для эффективного овладения элементарными навыками чтения и письма, необходим достаточно сформированный уровень базовых познавательных функций (память, внимание, зрительное и слуховое  восприятие, интеллектуальные навыки, регуляция поведения).  Трудности в обучении наблюдаются, если какой-либо из этих компонентов недостаточно развит.  

Как показывают исследования А. Н. Корнева, М. З. Кудрявцевой, Т. А. Ткаченко [3, с.152], у большинства дошкольников с ОНР готовность к обучению грамоте существенно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. Это связано со значительными отклонениями от нормы фонематической, фонетической систем, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации и чувства ритма.

Также, согласно определению М. Е. Хватцева, фонематический слух представляет собой «способность воспринимать звуки речи как смысловые единицы, которая является основным качеством человеческого слуха» [4, с.38]. Это означает, что правильное и полноценное восприятие звуков речи и смысла отдельных слов возможно только при наличии фонематического слуха. В свою очередь, фонематический слух является основой фонематического восприятия как анализа звукового состава слова, что в дальнейшем благотворно влияет на овладение элементарными навыками чтения и письма.

У детей с трудностями формирования элементарных навыков письма и чтения нередко отмечается выраженная неравномерность психического развития, недостаточная сформированность высших психических функций (внимания, памяти, мышления), дисгармония в развитии отдельных интеллектуальных функций.

Следующим условием является учет педагогом индивидуальных особенностей развития ребенка в процессе обучения и воспитания. Одним из важных принципов обучения и воспитания является индивидуальных подход.  К.Д. Ушинский заложил научные основы индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания, в своей работе «Человек как предмет воспитания» «Для того, чтобы всесторонне воспитать человека, его нужно узнать во всех отношениях». [5, с. 64 ]. Индивидуализация в развитии ребенка позволяет педагогу улучшить качество подготовки к обучению грамоте, так как учитывается принцип доступности   и посильности обучения. Учитывается реальный запас знаний, умений и навыков; показатели  подготовки к обучению грамоте; уровень развития дошкольника; особенности процессов восприятия, мышления, воображения, памяти, эмоционально-волевых качеств и др.

   Выбор соответствующей методики обучения должен  соответствовать естественным возможностям и потребностям ребенка. Необходимо учитывать степень сформированности познавательных функций и механизмов организации деятельности ребенка на определенном этапе возрастного развития.  Одним из важных условий для выбора методики для детей с ОНР является учет состояния психофизиологических механизмов и закономерностей формирования этих сложных когнитивных навыков в процессе обучения.

 Это означает, что при обучении, прежде всего, необходимо исключить принцип механического копирования, форсирования скорости и вести обучение с самых начальных этапов осознанно.

Важно подобрать методику обучения так, чтобы несовершенная (несформированная) техника письма и чтения не тормозила развитие письменной речи – умения письменно выражать свои мысли. А само «письмо должно быть осмысленно для ребенка, должно быть вызвано естественной потребностью, надобностью, включено в жизненную, необходимую для ребенка задачу. Только тогда мы может быть уверены, что оно будет развиваться у ребенка не как привычки руки и пальцев» [Выготский 1983: 196].

Выбранную методику для обучения грамоте, необходимо адаптировать применительно к особенностям структуры развития детей с ОНР.

В противном случае, дети данной категории неизбежно столкнутся с серьезными трудностями, выражающимися в неспособности полноценно  овладеть навыками чтения и письма.

Методика подготовки к обучению грамоте может включать комплексное всестороннее развитие дошкольников, а так же направленная на развитие конкретных навыков и умений.

Для того чтобы адекватно оценить сформированность навыков у дошкольников, необходимо иметь представление о возрастных особенностях психологических компонентов, закономерности развития, хорошо знать специфику структуры дефекта при ОНР. Для определения уровня сформированности навыков у дошкольников можно предложить схему наблюдения. Схема отображает качественный и количественный анализ уровня сформированности навыков у дошкольников. В схеме представляются основные параметры. Определяющие сформированность навыков  в соответствии с концепцией Д.Б. Эльконина [6, с.74].

Отечественные исследователи (Корнев А. Н., Грибова О. Е., Бессонова Т. П., Спирова Л. Ф. и др.) отмечают значимость своевременного выявления предрасположенности дошкольников к нарушениям чтения и письма. Данная предрасположенность основывается на обнаружении отклонений в психическом, речевом и моторном развитии детей с ОНР, которые в дальнейшем препятствуют эффективному овладению элементарными навыками грамоты.  В настоящее время подтверждена генетическая  склонность (наследственная отягощенность по дислексии и дисграфии) к патологическому овладению письмом и чтением. В связи с этим, при обследовании ребенка, необходимо выявить наличия аналогичных нарушений у его ближайших и дальних родственников.  

Раннее выявление предрасположенности к дислексии и дисграфии позволит провести пропедевтическую работу по предотвращению возможных трудностей обучения или снизить их.

Таким образом, проанализировав все условия для успешного овладения элементарными навыками чтения и письма, можно сделать вывод о том, что отсутствие любого из этих компонентов не просто затрудняет обучение детей с ОНР, а также делает ее формальной и малоэффективной.

© Н.А.  Лапутина,2017

Список используемой литературы:

  1.  Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины,                диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. – М.: Эксмо, 2009.– 464 с.
  1.  Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в   подготовительной логопедической группе. –  М., 1998.
  2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей  - СПб.:

     МиМ, 2004. - 286 с.

  1. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия / Т. А. Ткаченко.-М.: ООО ТД «Издательство Мир книги»,2008.-248с.
  2. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Том II / К.Д. Ушинский – М.: Книга по Требованию,

     2014.– 628 с.

  1. Эльконин Д. Б. Избр. психологические труды. М., 1989. Гл.8 «Период детства» 560 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Проблема подготовки детей к овладению грамоты в старшем дошкольной возрасте является одной из наиболее сложных и актуальных в специальной педагогике....

Статья на тему: "Особенности обучения грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи".

В статье говорится о проблемах  дошкольников старшего возраста с диагнозом общее недоразвитие речи при обучении грамоте и путях их преодоления в системе коррекционной логопедической работы....

ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко...

ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко...

ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко...

ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко...

Использование специальных символов звуков на занятиях по обучению грамоте у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Развивая фонематическое восприятие детей с ОНР с помощью зрительных символов, мы создаём базу, на которой происходит дальнейшее формирование звукового анализа и синтеза....