Артикуляционная гимнастика
материал по логопедии по теме

Максименкова Татьяна Валерьевна

Артикуляционная гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika.doc937.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Всем понятно для чего нужна гимнастика для рук и ног. Но для чего тренировать язык, он ведь и так «без костей»? На самом деле все не так просто. Язык – основная мышца органов речи, и гимнастика для него просто необходима. Кроме того, для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные губы и мягкое нёбо. Для того, чтобы не возникло проблем со звукопроизношением и нужна артикуляционная гимнастика, т.е. комплекс специальных упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата, для развития силы, подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Первый комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков с, з, ц.

-  Загнать мяч в ворота

 1.Вытянуть губы вперед трубочкой

 2.Длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками

 

           -  Месим тесто

 1.Улыбнуться

 2.Немного приоткрыть рот

 3.Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…»

                    4.Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5

         

               -  Блинчик

 1.Улыбнуться

 2.Приоткрыть рот

 3.Положить широкий язык на нижнюю губу

                   4.Удерживать под счет от 5 до 10

 

           -  Остудим блинчик.

1.Улыбнуться

2.Положить широкий язык на нижнюю губу

3.Произнести звук Ф, воздух должен быть холодным. Щеки не надувать.

             -  Чистим зубки

1.Улыбнуться 

2.Показать зубы, приоткрыть рот

3.Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы

              -  Заборчик

1. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

 

 

              -  Дудочка

1. С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

2. Выполнить динамические упражнения заборчик-дудочка 10-15 раз

               -  Киска сердится

1. Губы в улыбке, рот открыт

2. Кончик языка упирается в нижние зубы

3. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

4. Покатили верхние зубки с горки «гладим киску» со звуком «ссс», зубки закрыли в красивый забор «ссс…»

 

Второй комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков ш, ж, щ, ч.

            -  Вкусное варенье

 1.Слегка приоткрыть рот

 2.Улыбнуться

 3.Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).

           -  Месим тесто

 1.Улыбнуться

 2.Немного приоткрыть рот

 3.Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…»

 4.Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5

          

               -  Блинчик

 1.Улыбнуться

 2.Приоткрыть рот

 3.Положить широкий язык на нижнюю губу

                   4.Удерживать под счет от 5 до 10

           -  Остудим блинчик.

1.Улыбнуться

2.Положить широкий язык на нижнюю губу

3.Произнести звук Ф, воздух должен быть холодным. Щеки не надувать.

              -  Заборчик

1. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

 

 

              -  Дудочка

1. С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

2. Выполнить динамические упражнения заборчик-дудочка 10-15 раз

              - Лошадка

1. Вытянуть губы

2. Приоткрыть рот

3. Поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

  4. Лошадка спотыкается: губы-«заборчик»  -  губы-«Дудочка» продолжаем цокать.

   

               -  Грибочек

 1.Улыбнуться

 2.Показать зубы, приоткрыть рот

 3.Поцокать языком, будто едешь на лошадке

 4.Присосать широкий язык к небу, широко открыть рот (язык будет напоминать шляпку грибка, растянутая подъязычная связка – его ножку).

                -  Гармошка

 1.Улыбнуться, приоткрыть рот

 2.Сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к небу)

 3.Не отрывая языка открывать и закрывать рот (зубы не  смыкать)

                -  Парашютик

 1.Улыбнуться, приоткрыть рот

 2.На кончик носа положить ватку

 3.Широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней  губе, сдуть ватку с носа вверх

               -  Чашечка

1. Улыбнуться

2. Широко открыть рот

3. Высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)

Третий комплекс артикуляционной гимнастики для звука Л

  

           -  Месим тесто

 1.Улыбнуться

 2.Немного приоткрыть рот

 3.Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…»

                    4.Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5

 

            -  Вкусное варенье

 1.Слегка приоткрыть рот

 2.Улыбнуться

 3.Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).

 

            -  Качели 

 1.Улыбнуться

 2.Приоткрыть рот, показать зубы

 3.Кончик языка упереть за верхние зубы (удерживать под счет)

                   4.Кончик языка упереть за нижние зубы (удерживать под счет). Поочередно менять положение

 

           -  Часики 

1. Улыбнуться, открыть рот 

2. Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

                          -  Орешки

1. Рот закрыт

2. Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки 

3. На щеках образуются твердые шарики - "орешки"        

            -  Пароход гудит

 1.Губы в улыбке

 2.Рот приоткрыт

 3.Длительно произнести звук «ы-ы-ы»

            -  Индюки болтают

 1.Приоткрыть рот

 2.Положить язык на верхнюю губу

 3.Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл»

  Четвертый комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р

              -  Чистим зубки

1.Улыбнуться 

2.Показать зубы, приоткрыть рот

3.Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы

            -  Маляр

 1.Губы в улыбке

 2.Приоткрыть рот

 3.Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая  движения языком вперед-назад

           

               -  Блинчик

 1.Улыбнуться

 2.Приоткрыть рот

 3.Положить широкий язык на нижнюю губу

                   4.Удерживать под счет от 5 до 10

           -  Остудим блинчик.

1.Улыбнуться

2.Положить широкий язык на нижнюю губу

3.Произнести звук Ф, воздух должен быть холодным. Щеки не надувать.

  

           -  Часики 

1. Улыбнуться, открыть рот 

2. Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

                          -  Орешки

1. Рот закрыт

2. Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки 

3. На щеках образуются твердые шарики - "орешки"        

            -  Вкусное варенье

 1.Слегка приоткрыть рот

 2.Улыбнуться

 3.Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).

            -  Индюки болтают

 1.Приоткрыть рот

 2.Положить язык на верхнюю губу

 3.Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл»

             -  Барабанщик

 1.Улыбнуться

 2.Открыть рот

 3.Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять  темп). Нижняя челюсть неподвижна. (Можно попытаться ватной палочкой под языком во время частого произнесения д-д-д создать искусственную вибрацию языка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...