Логопедический словарь.
учебно-методическое пособие по логопедии по теме

КАБАТОВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskiy_slovar.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический словарь.

Артикуляция – (articulare-чётко произносить; лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка.

Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.

 Алалия – (a-lalia-нет речи; лат.) отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранных умственных способностях. Причина – повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребёнком в доречевой период жизни. Тяжёлые степени алалии выражаются полным отсутствием речи или наличием отрывков слов; в более лёгких случаях есть начатки речи, характеризующиеся ограниченным запасом слов, затруднениями в усвоении чтения и письма.  Алалия моторная – нарушение экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарём и грамматическим строем языка при сохранном понимании речи. Основа алалии: расстройство аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми. Причина – поражение коркового конца речедвигательного анализатора.  

Алалия сенсорная – недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковым выражением слов. Нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи. Причина – поражение коркового конца слухоречевого анализатора.

Алексия – (a-lego-не читаю; лат.) неспособность овладеть процессом чтения.

 Афазия – (a-phasis-нет речи; лат.) утрата речи – полная или частичная, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха. Афазия отличается от алалии тем, что при афазии происходит утрата уже развившейся речи, тогда как при алалии нарушается сам процесс развития речи.

 Автоматизация звука – один из этапов при исправлении неправильного звукопроизношения. Направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи.

Артикуляционный аппарат – органы, обеспечивающие образование звуков речи – артикуляцию. Включают: голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щёк и нижней челюсти, зубы и др.  

 Артикуляционная гимнастика – упражнения для речевых органов, которые производятся ежедневно; можно – самостоятельно.

Аграмматизм – нарушение психофизиологических процессов, отвечающих за грамматическую упорядоченность речи. Наблюдается потеря предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, падеже. Так называемый, телеграфный стиль. Возникает в связи с афазией или алалией.

 Грамматический строй – строение слова и предложения, присущее данному языку.

 Дефекты звукопроизношения – неверная артикуляция и неверное произнесение в речи определённых звуков речи.

Дисграфия – (dis-grapho-плохо пишу; латин.) нарушение письма; так называемое, косноязычие в письме. При дисграфии наблюдаются стойкие ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов, аграмматизмы на письме.  Дислексия – (dis-lego-плохо читаю; латин.) нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Чтение замедленное, угадывающее с фонетическими искажениями; непонимание смысла прочитанного.

Дислалия – (dis-lalia-плохо говорю; латин.) расстройство устной речи, выражающееся в нарушении произношения звуков речи. У детей, как правило, сопровождается нарушениями письменной речи.

Дизартрия - (dis-arthron-расстройство сочленения; латин.) нарушение произношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ограничена, связана подвижность органов речи, поэтому произношение затруднённое. Часто речь плохо развита в целом.

 Задержка психического развития – нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов.  

 Заикание – логоневроз, нарушение плавного течения речи судорожными запинками.

 Коррекция произношения – исправление недостатков произношения.

Логопедия - (logos-слово,учение, paideia-воспитание; греч.) отрасль дефектологии, в задачу которой входит изучение развития речи, недостатков речи, разработка путей профилактики и преодоления недостатков речи; создания условий для наилучшего развития речи.  

 Логопед – специалист со специальным высшим образованием, занимающийся изучением, диагностикой и устранением недостатков речи у детей и взрослых.

 Лексика – вся общность слов, входящих в состав языка или диалекта.  

Лексико-грамматический – соединяющий лексические и грамматические свойства.

Логоневроз – невроз, проявляющийся в форме расстройства речи (заикание невротическое).

 Общее недоразвитие речи – отставание в развитии всех сторон речи: грамматической, лексической, произносительной, скудный словарный запас и пр.

  Органы артикуляции- губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.

 Речевой слух – способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха:   Звуковысотный слух – способность слышать и воспринимать мелодику речи;   Ритмический слух – способность ощущать и воспроизводить в речи её внутренний темп;   Тональный слух – способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений;   Физический слух – способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты;   Фонематический слух – способность различать и воспроизводить звуки речи.

 Речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи и хранения информации.

Внешняя – речь для других, слышимая и понимаемая окружающими людьми; состоит из речи письменной и устной; Внутренняя – речь для себя, лишённая звукового оформления, мысленная речь.

Словарь пассивный – запас понимаемых слов. Может использоваться в письменной речи.  

Словарь активный – запас слов, которыми данный человек пользуется в своей устной речи.

 Темп речи – скорость речи, может измеряться количеством слов в единицу времени.

 Уздечка короткая – врождённый дефект, заключающийся в укорочении подъязычной связки. При этом дефекте движения языка затруднены. Это обычно служит причиной нарушений звукопроизношения.

 Фонема – звук речи. В русском языке – 42 фонемы – 6 гласных и 36 согласных.  

 Фонематический слух – способность к слуховому восприятию звуков речи – фонем. Фонематический слух играет огромную роль в овладении письменной речью.

Чистота речи – чистой называется такая речь, в которой нет дефектных звуков; чужеродных литературному языку элементов: жаргонизмов, диалектизмов, вульгаризмов, слов-паразитов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический словарь

Для правильного произношения слогов...

Логопедический словарь

Работа над правильным произношением звуков...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ...

Логопедический словарь

Логопедические термины, так необходимые при работе воспитателя логопедической группы...

Логопедический словарь

Термины и определения в логопедии...

Логопедический словарь для родителей.

Уважаемые родители! В процессе работы вашего ребенка с логопедом, вы можете встретиться с разными непонятными терминами. Для того, чтобы работа была продуктивнее, предлагаю познакомиться с некоторой т...

2021 год. Консультация для родителей: «Логопедический словарь для родителей»

Консультация для родителей:«Логопедический словарь для родителей»...