Памятка логопеда в таблицах
материал по логопедии по теме

Зорина Инна Николаевна

Памятка логопеда в таблицах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_logopeda_v_tablitsakh.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка логопеда в таблицах.

Критические периоды в развитии речевой функции у детей

Первый критический период
1-2 года жизни

Второй критический период
3 года

Третий критический период
6-7 лет

Формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие; складываются основы коммуникативного поведения; движущей силой развития речи становится потребность в общении

Интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной;

Начало развития письменной речи

Интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности центра Брока
 

Рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции

«Срывы» нервной деятельности из-за возрастания нагрузки на ЦНС

Задержка речевого развития, недоразвитие речи

Заикание, мутизм, отставание речевого развития

Заикание

Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития

( по материалам Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой)

Возраст

(месяцы)

Основные показатели довербального и вербального развития

1

Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком

2

Улыбка при общении

3

Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление

4

Дифференцированность комплекса оживления, смех

5

Дифференциация направления звука, певучее гуление

6

Лепет

7

Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик – вызванная реакция

8

Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов: ба-ба-ба

9

Общение с помощью жестов, игра в «ладушки»
 

10

Ситуативное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослым, использование 1-2 лепетных слов, понятных при соотнесении с ситуацией

11

Использование 3 лепетных слов с соотнесением

12

Использование 3-4 лепетных слов с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой

15

Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста

18

Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов

21

Показывает три части тела, использует фразу из 2 слов, словарный запас – 20 слов

24

Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения я, ты, мне; предложения строит из 2 слов

30

Адекватно использует местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один»

36

Словарный запас 250 слов; использует предложения из 3 слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «полож

и кубик в коробку»



Недостатки произношения отдельных звуков

Дефектный звук

Фонетический дефект

Фонематический дефект

Название дефекта произношения

Виды дефектного произношения

Название дефекта произношения

Виды замен

Звук Р
 

Ротацизм

Велярное, увулярное, боковое, щечное, одноударное, «кучерское»;

Параротацизм

Р – Р’
Р – Л’
Р – J
Р – Г
Р - Д

Звук Л
Звук Л’

Ламбдацизм

Двугубное, смягченное;

Параламбдацизм

Л – Ы
Л – Г
Л – Л’
Л - Р

Звуки С, С’
Звуки З, З’
Звук Ц

Сигматизм

Межзубное, губно-зубное, боковое, призубное, шипящее;

Парасигматизм

С, З, Ц – Ш
С, З, Ц – Ф
С, З, Ц – Т
С, З, Ц – Щ
С – З; Ц - Ч

Звук Ш
Звук Ж
Звук Щ
Звук Ч

Сигматизм

Меззубное, щечное, боковое, «нижнее», заднеязычное, смягченное, укороченное, аффрикативное

Парасигматизм

Ш, Ж, Щ – Т
Ш, Ж, Щ – Ф
Ж – Ш
Ж – З
Щ – С’
Ш – Щ
Ч – Т’; Ч – Ш’

Звук j

Йотацизм

Мягкое нижней и верхней артикуляции
 

Парайотацизм

J – Л’

Звуки К, К

Каппацизм

Голосовое, гортанное
 

Паракаппацизм

К - Т

Звуки Г, Г

Гаммацизм

Фрикативное заднеязычное, фарингальное
 

Парагаммацизм

Г - Т

Звуки Х, Х

Хитизм

Голосовое, гортанное

Парахитизм

Х - Т

агностика дизартрии по локализации очага поражения

Дизартрия

Очаг поражения мозга

Патогенез

Синдромы фонетических расстройств и вторичной системной недостаточности

Бульбарная

Одностороннее (правое или левое) или двустороннее поражение периферических двигательных нейронов Y, YII, IX, X, XII черепно-мозговых нервов грудного уровня

Избирательные вялые параличи мышц языка, губ, мягкого неба, гортани, глотки, дыхательных мышц и мышц, поднимающих нижнюю челюсть.
Атрофия и атония этих мышц (язык вялый, дряблый)
Снижены или отсутствуют глоточный и нижнеглоточный рефлексы.
Расстройства непроизвольных движений в соответствующих группах мышц.
 

Голос слабый, глухой, истощающийся, гласные и звонкие согласные оглушены.
Тембр речи изменен по типу открытой гнусавости
Артикуляция гласных приближена к нейтральному звуку Э.
Артикуляция согласных упрощена: смычные и Р заменяются щелевыми, доминируют глухие плоскощелевые звуки.
Речь замедленная, монотонная, нарушена плавность, речь утомительна для больного.

Псевдобульбарная

Поражение центральных двигательных кортико-бульбарных и пирамидных нейронов, идущих к передним рогам шейно-грудного уровня. Поражение двустороннее, неравномерно латерализованное

Пирамидные спастические параличи мышц речевого апппарата.
Мышечных атрофий нет.
Гипертрофия мышц (язык напряжен, отодвинут кзади).
Глоточный и нижнеглоточный рефлексы усилены.
Насильственный смех и плач.
Параличи двусторонние, с возможным преобладанием симптомов с одной стороны.

Голос слабый, сиплый, хриплый.
Тембр речи изменен по типу закрытой гнусавости (преимущественно страдают гласные У, О и согласные Р, П, Ш, Ж, Ц.
Артикуляция гласных и согласных сдвинута назад.
Смычные согласные и Р заменяются щелевыми, щелевые преобразуются в плоскощелевые, артикуляция твердых согласных страдает больше, чем мягких.
Пропуски согласных при стечении, недоговаривание концов слов.
Замедленный темп речи, нарушение плавности и модулированности речи.
 

Корковая апраксическая постцентральная
 
 
 
 
 
Корковая апраксическая премоторная

Одностороннее поражениекоры доминантного полушария мозга (нижних отделов постцентральных полей)
 
 
 
Одностороннее поражение коры доминантного полушария мозга (нижних отделов премоторных полей)

Кинестетическая артикуляторная апраксия
 
 
 
 
 
 
 
 
Кинетическая артикуляторная апраксия

Расстройства выбора слогов, реализующих в речи языковые фонематические обобщения; смешения признаков согласных по способу и месту образования, по глухости – звонкости, по мягкости – твердости.
 
 
Распад ритмических слоговых структур слов.
Напряженность речи.
Замедленный темп речи.
Персеверации и замены щелевых согласных в составе слога на смычные, звонких – на глухие, мягких – на твердые.
Стечения согласных упрощаются за счет пропусков, аффрикаты расщепляются на составные звуки.
 

Подкорковая

Поражения экстрапирамидных ядер и их связей с другими структурами мозга

Распад или расстройства использования в акте речи врожденных синергий (что делает речь напряженной и неплавной)

Расстройства речевой просодики: темпа, плавности, громкости речи, высоты и тембра голоса, акцептуации и мелодики.
Нарушения звуковой стороны речи, внятности и членораздельности.

Мозжечковая

Поражения мозжечка и его связей с другими структурами мозга.

Статическая и динамическая атаксия речевых движений

Речь скандированная, недостаточно внятная.
Искажения нормативных речевых характеристик.

Диагностика псевдобульбарной дизартрии у детей с ДЦП

(По материалам М.А. Поваляевой)

Показатели

Стертая форма

Дизартрия средней тяжести

Тяжелая дизартрия

1. Мимика

Выразительная, симметричная; полный контроль за мимикой, управляемость ее

Маловыразительная; незначительная асимметрия лица; недостаточный контроль за положением губ – в покое рот приоткрыт

Стойкая гипомимия (амимия) лица, асимметрия; произвольные мимические движения затруднены; синкинезии.
Рот постоянно открыт, язык выходит за пределы ротовой полости

2. Дыхание

Тип дыхания смешанный (грудобрюшной). Обе половины диафрагмы работают равномерно

Дыхание поверхностное, ключичное, возможна аритмия

Дыхание слабое, поверхностное, аритмичное.
Выдох ослаблен, затруднено задувание спички.

3. Голосообразование

Голосоподача мягкая.
Голосодыхательная струя в полном объеме, длительная

Голосоподача жесткая, голос затухающий.
Голосовые складки полностью не смыкаются (порез)

Голос слабый, прерывистый, затухающий, до полного исчезновения, возможна афония.
Смыкание голосовых складок неравномерно, что отражается на голосе (от тихого до резких выкриков)

4. Рефлекторные движения языка

В полном объеме, достаточном темпе (жевание, облизывание губ)

Объем и темп несколько ограничены; истощаемость речевых функций

Стойкие ограничения движений, объема, темпа (жевание, облизывание)

5. Формоположения языка

По средней линии, кончик ярко выражен.

Широкий кончик не сформирован, девивации языка (отклоняется в здоровую сторону)

Стойкая ассиметрия, колообразный или паретичный с односторонней атрофией.

6. Удерживание артикуляционной позы

Без труда под счет до 10 и более. Цианичность отсутствует. Незначительная саливация.

Удерживается до 10, но наблюдаются элементы беспокойства, тремора, цианичности, саливации

Удерживается до 5 с трудом. При спастической и гиперкинетической формах ярко выражен тремор, возбуждение. При паретичной форме – язык выходит из ротовой полости
 

7. Произвольные движения языка

Все движения в полном объеме и темпе; незначительные нарушения дифференцированных артикуляторных движений

Легкая асимметрия; темп замедленный; затруднена смена артикуляционных движений; истощаемость речевых функций

Стойкая асимметрия языка.
Переход от одного артикуляционного уклада к другому затруднен настолько, что речь становится малоразборчивой.

8. Мягкое небо

Расположено по средней линии.
При кашле на твердой атаке активно сокращается.

Асимметрично, паретично.
Возможна легкая назальность.

Мягкое небо паретично; небно-глоточный затвор не образуется; отмечается утечка воздуха в носовую полость, сильная назализация

9. Произвольные движения губ: трубочка, вибрация, улыбка

Симметричны, осуществляются в полном объеме и темпе.
Возможны движения с сопротивлением.

Асимметричны в здоровую сторону, движения выполняются в замедленном темпе.
Движения с сопротивлением затруднены.

Асимметрия. Темп значительно замедлен. Объем резко ограничен. Сопротивление отсутствует.

10. Гиперкинезы

Отсутствуют.

Непостоянны

Постоянные, гиперкинезы затрудняют речь.
 

11. Оральные синкинезии

Отсутствуют

Непостоянны, слабо выражены

Постоянны, при попытке речи усиливаются, затрудняют общение.

12. Произношение

Изолированные звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается смазанность во всех фонетических группах

Возможно правильное, но отмечается неразборчивость; страдают определенные группы звуков.

Чаще наблюдаются искажения (межзубный, боковой сигматизмы).
Голос с назальным оттенком; страдает просодика: тембр, интонация, темп, выразительность речи.

Дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии и дислалии

(По материалам М.А. Поваляевой)

Дислалия

Стертая форма дизартрии

1.        У соматически ослабленных детей. Органики нет.
2.        Неврологическая симптоматика отсутствует.
 
3.        Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные.
4.        Страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный.
 
5.        Голос звонкий, громкий, богато модулированный.
6.        Речевая активность повышена.
7.        К своему дефекту ребенок критичен.
8.        Вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме кожи.
9.        Гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко; внешне ребенок опрятен.
10.    Сон спокойный без ночных страхов и сновидений.
11.    Диафрагмально-речевое дыхание в норме.
12.    В контакт ребенок входит легко, поведение адекватное.
13.    Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект – в норме, редко наблюдается ЗПР.
 
14.    Ребенок активен, подвижен, занимается охотно, без особого труда переключается с одного вида деятельности на другой.

1.        Связана с поражением центральной нервной системы.
2.        Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое приоткрыт из-за пореза губ; сглаженность носогубных складок.
3.        Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика.
4.        Наряду со звукопроизношением страдает просодика; поставленные звуки автоматизируются с трудом.
5.        Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый.
6.        Речевая активность снижена.
7.        К дефекту относится безразлично.
8.        Вегетативные нарушения грубо выражены: синюшные, холодные, влажные конечности.
9.        Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом, ребенок неопрятен.
10.    Наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения.
11.    Дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально-речевое – не сформировано.
12.    Поведение неровное, часты перепады настроения.
13.    Память снижена, кратковременна; внимание неустойчивое; низкая работоспособность; интеллект снижен (ЗПР, олигофрения)
14.    Медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.

Развитие  языка ребенка (по  Н.А Рыбников, А.Н. Гвоздев)

9,5месяцев –


 1год 6месяцев

Слова: ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя, тё-тё, ам-ам (есть) и т.д.

Звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т.п.

Все существительные употребляются в именительном падеже, в единственном числе.

1год 6месяцев-

1год8 месяцев

Попытки связать два слова в фразу («мама, дай!»).

Усваивается повелительное наклонение глаголов («иди, иди!», «дай,дай!» и т.п.), поскольку оно выражает желание ребенка и имеет для него важное значение.

1год8месяцев-

 1год10месяцев

Появляются формы множественного числа (так как разница между одним предметом и несколькими очень наглядна).

1год

10 месяцев-

2года

Словарь доходит до 300слов. Имена существительные составляют приблизительно 63%, глаголы – 23%, другие части речи – 14%. Союзов нет.

От 1года 6мсяцев до 2лет- первый период вопросов «Что это?»

Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи), во времени (глагольные времена). Сначала появляется винительный падеж, затем родительный, дательный, творительный и предложный. Однако полное овладение падежными формами происходит значительно позже.

3-й год

Появляются многословные фразы, придаточные предложения; к концу года – соединительные союзы и местоимения.

4 – 5 лет

Условная форма придаточных предложений.

Длинные фразы. Монологи. Заключительная фраза в развитии языка. Второй период вопросов: «Почему?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка логопеда родителям

Поможет родителям правильно сделать домашнее задание по заданию логопеда...

Памятка логопеда для родителей 5-6 лет

 Памятка логопеда для родителей 5-6 лет...

Памятка логопеда для родителей 6-7 лет

Памятка логопеда для родителей 6-7 лет...

Памятки логопеда

Конультаия для родителей...

Памятка "Логопед рекомендует"

В памятке представлены советы для родителей детей первой ясельной группы...

Родителям: памятка логопеда.

Любая работа по коррекции речи проводится в тесном контакте с воспитателями и родителями ребенка. Только в этом случае будут получены желаемые результаты!...

Памятки логопеда родителям

Рекомендации логопеда родителям детей дошкольного возраста....