Нетрадиционные методы и формы и работы с детьми, имеющими нарушения речи.
статья по логопедии на тему

Нетрадиционные методы и формы и работы с детьми, имеющими нарушения речи.

 

Р.Ф.Жданова, г. Нижневартовск, МБДОУ ДСКВ №50

 

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании  фундамента физического и психического  здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление  функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая  тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует  необходимость поиска механизмов, позволяющих  изменить эту ситуацию.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием.

Хорошо развитая речь ребенка является одним из важнейших условий для успешного школьного обучения. Различные речевые нарушения отрицательно влияют на все психические функции дошкольника, отражаются на его деятельности и поведении.

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обусловливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день в научных исследованиях содержатся убедительные данные, подтвержденные практикой, о том, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии речи ребенка имеют период раннего дошкольного возраста, т.к. в этот период психика наиболее пластична.

Проблема речевых нарушений у детей  волнует сегодня и родителей и специалистов, как детских садов, так и школ. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Именно таких детей все больше и больше приходит в детские сады. Таким образом, наша задача, выявить детей такой категории и помочь им как можно раньше.

Какие же пути и средства существуют для преодоления речевых дефектов у детей с нарушениями речи?

При работе с детьми необходим комплексный подход, что предполагает согласованную работу разных специалистов: логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя, врачей разного профиля (психиатра, невропатолога).

Работать с детьми логопатами обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим детям обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_zhdanovoy_r.f._dou_50.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные методы и формы и работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Р.Ф.Жданова, г. Нижневартовск, МБДОУ ДСКВ №50

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании  фундамента физического и психического  здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление  функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая  тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует  необходимость поиска механизмов, позволяющих  изменить эту ситуацию.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием.

Хорошо развитая речь ребенка является одним из важнейших условий для успешного школьного обучения. Различные речевые нарушения отрицательно влияют на все психические функции дошкольника, отражаются на его деятельности и поведении.

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обусловливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день в научных исследованиях содержатся убедительные данные, подтвержденные практикой, о том, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии речи ребенка имеют период раннего дошкольного возраста, т.к. в этот период психика наиболее пластична.

Проблема речевых нарушений у детей  волнует сегодня и родителей и специалистов, как детских садов, так и школ. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Именно таких детей все больше и больше приходит в детские сады. Таким образом, наша задача, выявить детей такой категории и помочь им как можно раньше.

Какие же пути и средства существуют для преодоления речевых дефектов у детей с нарушениями речи?

При работе с детьми необходим комплексный подход, что предполагает согласованную работу разных специалистов: логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя, врачей разного профиля (психиатра, невропатолога).

Работать с детьми логопатами обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим детям обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.

Одним из нетрадиционных методов работы с детьми  является пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.

У многих детей, поступающих в логопедические группы, наблюдается нарушение пространственной ориентации, ориентировки на листе бумаги.

Письмо представляет собой сложную форму речедвигательной деятельности, в которой принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, зрительный, речедвигательный, общедвигательный. Психофизиологической основой письма является совместная работа акустического, кинетического, кинестетического, проприоцептивного, оптического и пространственного анализаторов.

При использовании пескотерапии на занятиях у ребенка повышается не только эмоциональный фон, этот метод позволяет значительно повысить результативность коррекции оптико-пространственных нарушений.

Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму (выкладывание букв, рисование пальчиком по песку), счету, грамоте, звукопроизношению (поиск мелких игрушек на заданный звук); познавательные дают возможность узнать о многообразии окружающего мира.

Широкое распространение получили игры с пальцами «Пальчиковая азбука»- это система изображении букв русского алфавита с помощью пальцев рук. Игры закрепляет зрительно-пространственный образ буквы, способствует развитию  психических функции, необходимых для изучения школьной программы. Её использование способствует профилактики оптической дисграфии (специфическое нарушение письма) и дислексии (специфическое нарушение чтения) эффективной подготовке ребенка к школе. Интерес к выполнению заданий  в целом значительно повышается при ознакомлении детей со стихами В.А.Ракитиной посвященными каждой букве пальчиковой азбуки.

Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяется  метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти руки. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.

Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

В свете изучения взаимосвязи и взаимозависимости речевой и моторной деятельности используются разнообразные упражнения и игры по совершенствованию мелкой моторики у детей.

Кроме традиционной пальчиковой гимнастики широко используются модифицированные и новые упражнения, игры с пальчиками: «Разноцветные прищепки», «Пальчиковый бассейн», различные виды массажа (самомассажа) кистей рук: грецкими орехами, шестигранными карандашами, массажными щетками и мячами, перебирание четок, бус, элементы Су-Джок терапии. Применение разного вида массажа - стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).

 Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. В Японии массаж пальцев проводят во всех дошкольных учреждениях, начиная с 2 лет.

Применение вышеперечисленных методов способствует достижению положительных результатов в короткие сроки. У детей-логопатов:

-нормализуется мышечный тонус органов артикуляции;

-стимулируются двигательные функции артикуляционного аппарата;

-активизируется речевая функция;

- развивается мелкая  моторика, тем самым готовим руку к письму;

-повышается работоспособность;

- улучшается соматическое состояние;

- снижается гиперактивность;

- улучшается качество коррекционно-образовательного процесса.

Используемая литература:

1. В.М.Акименко Развивающие технологии в логопедии.

2. Л.С. Выготский. Мышление и речь.

3.Козинова Л.В. Нетрадиционные логопедические технологии.

4.Е.Н.Рыжанкова, В.А.Ракита. Пальцы развиваем, буквы составляем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи

Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Им требуется помощь логопеда, который работает над звуковой стороной, общим развитием речи, и педагога-психолога, который помогает справиться с...

«Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Практический материал для педагога по работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи....

Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании ок...

Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи

Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи.Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних малышей это быстро проходит, у других затягивается, и тогда, чтобы...