Использование мяча на этапе автоматизации звуков.
презентация к уроку по логопедии по теме

Михайлова Екатерина Васильевна

В презентации представлены игры и игровые упражнения с мячом, которые сочетаются с текущей логопедической работой и являются дополнительным коррекционным средством, способствующим речевому и психомоторному развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ispolzovanie_myacha_na_etape_avtomatizatsii_zvukov.ppt2.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составитель: Михайлова Екатерина Васильевна, учитель-логопед, первая квалификационная категория МБДОУ №95 «РАДУГА» компенсирующего вида г. Северодвинск

Слайд 2

Особенностью психофизического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата является сочетание двигательных нарушений (общая моторная неловкость, недостаточность мелкой и артикуляционной моторики, вялость мускулатуры), речевой недостаточности (задержка развития речи, различные речевые нарушения, недоразвитие фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи) и органической симптоматики (ММД) (Иванова Ю.И., Ратнер А.Ю., Рогова А.А.). Современные научные данные указывают на взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики. Она изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как Павлов И.П., Леонтьев А.А., Лурия А.Р. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (Кольцова М.М., Антакова-Фомина Л.В., Исенина Е.И.) была доказана прямая зависимость речевых реакций от тренированности пальцев. Чем лучше у детей развита моторика, тем лучше будет развита речь. Речевые игры и упражнения, связанные с движением, способствуют развитию двигательной сферы и самостоятельности. На необходимость использования подвижных игр в практике работы с детьми, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата, указывают ряд авторов: Сидорова Ю.В., Отрошко Г.В., Илюхина Т.Ф. Исходя из вышеперечисленного мы включили в организованную логопедическую деятельность игры с мячом.

Слайд 3

Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению. Помогают отрабатывать правильное произношение, автоматизировать звуки. Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях. Формируют правильную осанку у детей. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве. Регулируют силу и точность движения. Активизируют непроизвольное внимание и формируют произвольное, развивают мышление, память и восприятие. Развивают и нормализуют эмоционально – волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей. Развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ. Развивают коммуникативные навыки, снижающие проявление робости и застенчивости.

Слайд 4

Фитбол Резиновые мячи Массажный мяч Мяч-прыгун Мяч-ёжик Су-джок Пластмассовые мячи, теннисные Звуковые мячи Мячи из бросового материала (фольга, поролон)

Слайд 5

Упражнения с массажными мячиками Обхват пальцами Прокатывание на ладошке, столе Прокатывание между пальцами Разминание между ладонями Сжимание мячика Самомассаж кистей и пальцев рук – развивающий массаж, выполняемый ребенком. Массажные движения сопровождаем произнесением автоматизируемых звуков, слогов, слов.

Слайд 6

Пособия выполнены в виде панно из ткани, дорожки выложены из тесьмы. С помощью таких пособий успешно автоматизируются звуки, развивается мелкая моторика, тактильные ощущения. Разноцветные шары Дождик Пальчиковый лабиринт (авторское)

Слайд 7

Спираль Забавные дорожки усложненной конфигурации (авторское) Пальчиковые дорожки Ребенок прокатывает мячик по дорожкам пальцами правой и левой руки. Движения пальцев можно сопровождать: пропеванием обозначенных гласных звуков, гласных-согласных, превращая дорожки в звуковые; произнесением слогов, слов, чистоговорок, стихов на автоматизацию, дифференциацию звуков.

Слайд 8

Используются для автоматизации звуков, профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии. Выполняя задания по инструкции логопеда ребенок проговаривает речевой материал на автоматизируемый звук. «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти». Мяч прокатывается от логопеда к ребенку. Инструкция: «Кати мяч прямо (вправо, влево) и четко произнеси слоги (СА, СА-СО-СЫ); логопед: «Я достану карандаш», ребенок: АШ-АШ-АШ, слова (шум-шуба-шутка). «Мячик прыгает ко мне - по груди и по спине». Дети выполняют задание по инструкции логопеда с теннисными мячами или мячиками-ежиками («В правую руку свой мячик возьми и звук С произнеси, над головою его подними – с анки произнеси , перед грудью…, за спину…, к левой ступне и т.д.»). «Справа, слева, впереди в обруч точно попади». Задания: «Стукни 3 раза мячом в правый(левый) обруч одновременно произнеси слог (слово) –СА (санки)», «Стукни мячом два, четыре раза перед собой и одновременно произнеси слова-скороговорки (Мы ш ка- ш алуни ш ка), фразы- рифмовки ( Ш и ш ки у ми ш ки, ш а ш ки у Па ш ки. )». «Я вдоль обруча иду, в каждый обруч попаду, слово (слог) произнесу». Дорожка из 2-3 обручей, резиновые мячи средней величины. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч и проговаривая речевой материал на автоматизируемый звук.

Слайд 9

Используются для автоматизации звуков с передачей мяча (Мяч передавай слово называй), с перебрасыванием мяча (Мяч поймай чистоговорку повторяй), с подбрасыванием мяча, с ударом мяча об пол. «Веселый счет» - сколько их, всегда мы знаем – хорошо мы все считаем (одна о с а, две о с ы, пять о с ) . «Скажи ласково» - мячик маленький поймай да словечком приласкай ( с амолёт – с амолётик, ми с ка – ми с очка). «Один-много» - мы – волшебники немного: был один, а станет много ( с амокат– с амокаты, ко с а–ко с ы, но с –но с ы). «Звуковая цепочка» ( с ад- с обака- с амокат- с амолет- с анки). «Скажи наоборот» ( Ночью темно, а днем – ( с ветло); мухомор несъедобный, а подосиновик – ( с ъедобный)).

Слайд 10

Это «мяч для опоры", который используется в оздоровительных целях. Фитбол - эффективный тренажер для самых разных проблемных зон. Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, способствуют лечению остеохондроза, сколиоза, стимулирует влияние на обмен веществ организма. В нашей практике мы используем фитбол в следующих вариантах: как альтернативную мебель, т.к. упражнения на мячах позволяют создать оптимальные условия для правильного положения туловища; как динамический сед, эффективен при автоматизации звуков в слогах, словах, помогает выдержать ритмический рисунок, используется в динамических паузах.

Слайд 11

Игровые упражнения и игры с мячом сочетаются с текущей логопедической работой и являются стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим речевому и психомоторному развитию детей. Игры с мячом несут оздоравливающее и тонизирующее воздействие (устранение психической напряженности, восстановление бодрого настроения, благотворное влияние на нервную систему). Сочетание физических упражнений, “пропевание” звуков, проговаривание стихов в ритм движений развивает речь, ритмическое чувство, динамическую координацию, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия. Игры с мячом удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат и могут быть рекомендованы учителям-логопедам, воспитателям и родителям.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники на этапе автоматизации звуков при проведении индивидуальных логопедических занятий.

Специально разработанные игры с использованием приемов мнемотехники, применяемые при автоматизауии звуков у детей старшего дошкольного возраста....

Презентация "Использование игровых приемов на этапе автоматизации звуков"

Предлагаемые игровые приемы и задания помогут поддержать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции, стать основой для установления контак...

Конспект НОД на этапе автоматизации звука I Ш I с использованием здоровье сберегающих технологий с детьми подготовительной группы

конспект НОД на этапе автоматизации звука Ш с использованием здоровье сберегающих технологий с детьми подготовительной группы. Занятие Проводилось как открытый урок на районом Методическом объединении...

Консультация для педагогов: «Использование наглядно – игровых приемов на этапе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи»

Консультация для педагогов: «Использование наглядно – игровых приемов на этапе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи»...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ на этапе автоматизации звука [Ш] в словах “Путешественники”.

Тема занятия : автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и в предложениях.Цели:Коррекционно-образовательные:1. Формирование понятия о звуке [ш], механизме его образования и акустических особе...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ на этапе автоматизации звука [Ш] в словах “Путешественники”.

Тема занятия : автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и в предложениях.Цели:Коррекционно-образовательные:1. Формирование понятия о звуке [ш], механизме его образования и акустических особе...