ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа) по теме

Келина Светлана Ивановна

В материале предложены игры и упражнения для детей с подробным их описанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_fonematich_slukha_avtosokhranennyy2.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

Красный - белый. 

Цель.Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Игровой материал.

По два кружка на каждого ребёнка (красный и белый).

Описание игры.

Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый.

Где  звук?

Цель. Нахождение места звука в слове.

Игровой материал.

Полоска из цветного картона, разделённая на три части яркими линиями, фишка (флажок

или кружок).

Описание игры.

Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Можно ограничиться только одной

большого формата полоской на столе педагога или раздать каждому ребёнку полоски фишки.

Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они всё это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук находится в середине.

Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный

должен быть ударным (аист, река, мак).

Кто больше? 

Цель.Нахождение звука в названиях предметов по картинке.

Игровой материал.

Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определённым звуком.

Описание игры.

Педагог показывает детям картину, например «Огород». После рассматривания картины предлагает рассказать, что растёт на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать,

в названии каких предметов имеется звук «Р». За каждое слово даётся картонный кружок, выигрывает тот, у кого больше кружков.

Цель. Активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков.

Игровой материал.

Металлические   скрепки,   небольшие  предметные   картинки   (изображённый   предмет вырезан   по   контуру),   коробка   и   удочка   с   магнитом.   Скрепки   прикрепляются   к предметным картинкам.

Описание игры.

Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука, его место в слове. За правильный ответ ребёнок получает очко. Выигрывает тот, кто наберёт больше очков.

 «Кто быстрее соберёт вещи».

Цель. Упражнять детей в дифференциации звуков.

Игровой материал. Большая карта, посередине которой изображены 2 чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук «С» или «Ш»: шуба, шапка, шляпа, ушанка, шарф, шаль; свитер, сарафан, сапоги, сандалии, костюм, рубашка. Между предметами - кружки в количестве от одного до четырёх; 2 фишки разного цвета, кубик; по 10 квадратиков разного цвета.

Описание игры.

Играют двое детей. Один ребёнок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук «С», другой - вещи со звуком «Ш». Дети поочерёдно бросают кубик и передвигают свою фишку на столько кружков, сколько их обозначено на верхней грани кубика. Если фишка попадает на предмет, который имеет в названии нужный ребёнку звук, он кладёт на свой чемодан картонный квадратик. Выигрывает тот, кто больше вещей соберёт в свой чемодан.

«Определи первый звук в слове».

 Цель. Упражнять детей в выделении первого звука в слове, составление по этим звукам новых слов.

Игровой материал.

Карточки с предметными картинками.

Описание игры.

На каждой карточке задумано какое-нибудь слово, например «пила», значит, на карточке должно быть изображено: платье, индюк, лыжи, автобус. Ребёнку предлагают определить, с какого звука начинается название предмета и по этим звукам отгадать загаданное слово.

«Построим пирамиду». 

Цель. Упражнять детей в определении количества звуков в словах.

Игровой материал.

Рисунок пирамиды из квадратов, выполненный на листе бумаги. В основании пирамиды -

5 квадратов, выше - 4, потом 3 и 2, заканчивается пирамида треугольной верхушкой.

Предметные  картинки  тех же  размеров,  что  квадраты  у  пирамиды,  содержащие  в названиях от двух до пяти звуков: ёж, уж; мак, рак, жук, сыр, сом; рыба, ваза, роза, лиса, утка; сумка, шапка, чашка, кошка, мышка.

Описание игры.

Играющим раздаются картинки. Карта с пирамидой лежит на середине стола.

«Эту пирамиду мы будем строить из картинок. В самом верху у нас должны быть

картинки с короткими названиями, состоящими всего из двух звуков, ниже - из трёх, ещё ниже - из четырёх звуков, а в основании пирамиды должны быть помещены картинки из пяти звуков».

Дети   определяют  количество   звуков   в   названиях  предметов   изображённых  на  их картинках, и кладут эти картинки на соответствующие квадраты.

Замени звук другим. 

Цель. Развитие фонематического и речевого слуха.

Описание игры.

Педагог просит сказать, из каких звуков состоит слово «мышка» (какой звук первый,второй, третий и т.д.) затем предлагает заменить в слове один звук другим так, чтобыобразовалось новое слово: мышка - мишка - мошка - мышка.

Мышка в норке росла, мышка грызла корки,

Только грызла тоска мышку в этой норке.

И решила от тоски: «Я меняю «Ы» на «И»!»

Какое получилось новое слово?

Мишка в норке живёт, мишка лапу сосёт. Косолапый тужит: «Очень скудный ужин! В этой норке тесно, жить не интересно, Как-то сыро и темно... я меняю «И» на «О»!»

Какое же теперь образовалось слово?

Мошка в норке живёт, мошка крошку сосёт.

Неуютно дома - целые хоромы.

От кровати до ворот - очень длинный перелёт.

Это не годится: «Я ведь вам не птица!

Нет ни в чём моей вины, я меняю «О» на «Ы»!».

Мышка в норке сидит, у неё довольный вид.

А теперь какое образовалось слово?

«Кто внимательнее?»

Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Игровой материал.

Картинки на определённый звук.

Описание игры.

Детям показывают картинки и предлагают послушать и отгадать, какой звук встречается во всех произнесённых словах. Затем дети называют картинки, в названии которых есть этот звук. Потом самостоятельно придумывают слова с этим звуком.

«Кто больше слов придумает?»

 Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

 Игровой материал. Мяч.

Описание игры. Педагог называет какой-нибудь звук и просит придумать слова, в которых встречается этот звук.

Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное выбывает из игры.

Какой звук пропал в слове? 

Цель,

Развитие фонематического и речевого слуха.

Описание игры.

Незнайка написал зайке письмо в стихах, но в некоторых словах он пропустил звуки.

Отгадайте, какие слова он хотел написать? Какой звук пропущен? Где находится этот звук (начало, середина, конец слова)?

Написал письмо я зайке, но забыл приклеить ... арки.

Своей младшей дочке Тосе заплетает мама ... осы.

Подарили нам игрушки: целый день палили ... ушки.

Землю роет старый к... от, под землёю он живёт.

В зоопарке живёт с... он, словно дом огромен он.

Мама кукле шар... вязала, ей Наташа помогала.

Серый вол... голодный, злой, ходит по лесу зимой.

Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче ла... пу.

Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие к... ошки.

На арену ... игры вышли, мы от страха все притихли.

«Какой звук в слове лишний?»

 Цель.Развитие фонематического и речевого слуха.

Описание игры.

Незнайка написал новые стихи, но в некоторых словах у него оказался лишний звук. Какое слово Незнайка написал неверно? Какой звук оказался лишним? Где он находится? Говорит Володя Коле: «Стройку получил я в школе». В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки. Владик спит и видит слон, что летит в ракете он.

«Найди ошибку и назови слово правильно».

 Цель. Развитие фонематического и речевого слуха.

Описание игры.

В других стихах Незнайка в словах перепутал звуки. Какой надо поставить звук, чтобы было правильно?

Ой! - кричат вокруг хозяйки - в огород забрались майки.

Доску на гору везём, будем строить новый ком.

Между гор издалека течёт бурная щека.

Мишка плачет и ревёт: просит пчёл, чтоб дали лёд.

Писем мы не написали - тучку целый день искали.

Любопытные мартышки собирают с ёлок фишки.

Здесь хорошее местечко - протекает мимо печка.

Слезы льются у Оксанки: у неё сломались банки.

Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери.

Прилетел из леса лук и залез под старый сук.

Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько норку.

Утром кости к нам пришли, всем подарки принесли.

Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки.

Под водою рак живёт, в поле красный лак растёт.

Подарила мама ночке разноцветные платочки.

Очень рада бочка маленьким платочкам.

«Найди место для своей картинки».

Цель. Активизация словаря, дифференциация разных звуков.

Игровой материал.

Картинки, в названии которых, например, есть звуки «Ш» и «Ж».

Описание игры.

Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинку, где изображён шар: «Когда

выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш....   Эту картинку я кладу с левой стороны

стола». Затем показывает им картинку, где изображён жук, и напоминает, как жужжит  жук: ж-ж-ж «Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать, и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук «Ш» или «Ж».

Если услышите звук «Ш», то картинку надо положить слева, а если услышите звук «Ж», то её надо положить справа». Дети поочерёдно называют показываемые картинки и раскладывают их.

«Звенит – жужжит».

 Цель. Дифференциация звуков «3 - Ж».

Описание игры. Дети придумывают каждый по одному слову, в названии которых есть звук «3» или «Ж». Водящий спрашивает у каждого ребёнка задуманное слово. Если он слышит в слове звук «3», то он говорит: «Звенит», если слышит звук «Ж», то говорит: «Жужжит».

«Отстукивание слогов.»

 Цель.Обучение слоговому анализу слов.

 Описание игры. Каждому ребёнку даётся слово, которое он должен отстучать или отхлопать. Слово произносится отчётливо и громко. Вызванный ребёнок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове.

«Телеграф». 

Цель. Обучение слоговому анализу слов.

Описание игры. Педагог говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете по очереди их передавать по телеграфу в другой город». Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям даются двусложные слова, подбирая их по степени трудности, затем постепенно вводятся трёхсложные и односложные. Только после такой предварительной работы можно дать детям самостоятельно придумывать слова, которые надо передавать по телеграфу.

«Угадай слово». 

Цель.Составление слов с определённым количеством слогов.

Описание игры. Педагог говорит: «Сейчас мы будем с вами отгадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу - отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова» если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог вызывает одного ребёнка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать.

«Найди пару». 

Цель. Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.

Игровой материал. Диск, разделённый на две половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги.  На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.

Предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на диске), подклеенные с

обратной стороны бархатной бумагой или фланелью:

Коза - коса, мишка - мышка, кит - кот, трава - дрова, крыша - крыса, усы - осы, катушка

- кадушка, каска - маска, ком - сом, уточка - удочка, мак - рак, дом - дым.

Описание игры.

Детям раздаются картинки - кружочки.

«Этот диск разделён на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая - на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка».

Педагог устанавливает одну стрелку на какой-либо картинке и называет изображённый на ней предмет. Дети смотрят на свои картинки, выбирают нужную. Проигрывает тот, у кого останется картинка.

«Как их зовут?»

 Цель. Закрепить у детей умение определять первый, последний, второй и третий звуки в словах,

а также составлять из них имена.

Игровой материал. Таблица с изображениями детей: девочка и мальчик. Сверху кармашки для предметных картинок, внизу - кармашки для букв.

Предметные картинки и карточки с буквами «а, о, у, с, л, м, ш, р».

Описание игры.

Педагог предлагает узнать, как зовут девочку и мальчика, изображённых на таблице.

Объясняет, что для этого нужно определить первые звуки в словах - названиях предметов, нарисованных на картинках в верхних кармашках.  Дети называют: рыба, осы,  мак, автобус - и приходят к выводу, что мальчика зовут Рома.

Так же  дети могут составлять  имена,  ориентируясь  на последние  звуки  в  словах, например: Маша (дом, сумка, ландыш, вилка). По второму звуку - Лара (слон, рак, арбуз, мак). По третьему - Шура (мишка, труба, марка, трава).

«Хор».

Цель. Развитие фонематического слуха, внимания.

Игровой материал. Карточки со словами из одного предложения.

(Шёл по улице солдат. Пошла коза за орехами. Вот два петуха. Стала жаба важно квакать.

Летела сорока высоко. Шла кукушка мимо сада. Повар готовил обед. Бедная кошка

порезала лапу. На болоте стоит пень. Жил на свете старичок. Слон шагает по дороге).

Описание игры.

В игре принимают участие 4-5 детей. Одного из играющих просят на некоторое время

выйти за дверь (или повернуться к играющим спиной), остальные получают карточки со словами из одного предложения, которые должны произнести по сигналу ведущего

одновременно, - каждый своё слово (слова должны произноситься медленно и чётко).

Задача  водящего - понять  и  произнести  предложение  целиком.   Если  водящий  не справится с задачей сразу, можно повторить. Выигрывает тот, для кого делалось меньше повторений.

«Испорченный телефон».

 Цель. Развитие фонематического слуха, автоматизация звуков.

Описание игры. .

Педагог подбирает какую-нибудь скороговорку, например «В живом уголке жили ежи да ужи», и тихо говорит её ребёнку сидящему первым в ряду. По сигналу ребенок передаёт её на ухо своему соседу, а тот дальше вдоль ряда. Последний ребёнок должен громко вслух сказать переданную ему «по телефону» скороговорку.

«Магазин».

 Цель. Упражнять детей в дифференциации звуков.

Игровой материал. Большая   карта,   разделённая   на  три   горизонтальные   полоски  -   «полки».   Полоски расчерчены на квадраты, в которых нарисованы предметы одежды, посуды. На первых двух - одежда, на третьей - посуда. В названия всех предметов имеются звуки «С, Ш, Р, Л», предметы, в названиях которых встречаются два звука («С» и «Р» или «Р» и «Ш»), представлены  в  двух  вариантах  (2  свитера,  2  сахарницы  и  т.д.).   Под  картинками нарисованы квадратики.

Деньги - бумажные карточки с буквами. Каждая буква должна быть в шести и более

экземплярах.

Описание игры.

«Деньги» - буквы лежат на столе изображениями вниз. Каждый играющий берёт себе по шесть любых монеток.

«Я буду продавцом, а вы покупателями. На свои деньги каждый из вас может купить в

магазине шесть разных предметов. Например, на деньги «С» можно купить те предметы, в

названиях которых есть этот звук. Монетку выкладывайте на квадратик под нужным вам

товаром. Выигрывает тот, кто быстрее израсходует свои деньги».

«Поезд».

 Цель. Учить детей определять наличие указанного звука в словах, упражнять в определении количества звуков и слогов в словах.

Игровой материал. Длинное панно с изображением паровоза и трёх вагонов. В каждом вагоне по три окна, на крышах вагонов  прорези,  куда вставляются таблички  с  кружками для  обозначения количества звуков (от 3 до 5), слогов (от 1 до 3) в словах, а также таблички с буквами для определения наличия звука в словах. Предметные картинки такого же размера, как окна с изображением животных (зверей и птиц, можно из набора к игре «Кто в домике живёт?»). Картинки на 1 заданный звук: «С» - слон, сова, собака; «Ш» - кошка, лошадь, мышка; и т.д. Картинки на 3 заданных звука: жук, рак, сом; на 5 звуков: кошка, баран, зебра. Картинки на односложные слова: лось, рысь, бык; на двухсложные: коза, заяц, жираф; на трёхсложные: курица, ворона, собака. Описание игры.

1. Педагог показывает детям паровоз и 9 картинок с изображениями животных. «Прибыл поезд для зверей и птиц, в нём три вагона. Каждое животное может ехать только в определённом ему вагоне. В первом вагоне поедут животные, в названиях которых есть звук «С», во втором - «Ш», в третьем - «Л»». Дети отбирают пассажиров.

2. Педагог вставляет в прорези на крышах вагонов таблички с кружками и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в словах.

Вызывает ребёнка, даёт ему картинку с изображением животного. Ребёнок отчётливо называет его, так чтобы был слышен каждый звук в слове, затем говорит, сколько звуков в данном слове, и вставляет картинку в кармашек соответствующего вагона: «Бык должен ехать в первом вагоне, потому что в слове «бык» три звука.

3. Педагог вставляет в прорези на крышах вагонов таблички с кружками. Объясняет детям, что в первом вагоне должны ехать животные, названия которых не делятся на части (односложные слова); те животные, названия которых можно разделить на две части, поедут во втором вагоне и т.д. На роль кассира назначается ребёнок, ему даются числовые карточки с одним, двумя и тремя кружками. Педагог берёт картинку и говорит: «Я волк. Дайте мне билет на поезд». Кассир определяет количество слогов и даёт числовую карточку: «Волк, ты поедешь в первом вагоне. Лиса, ты поедешь во втором вагоне» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические занятия и игры на развитие фонематического слуха

Данный материал содержит игры на развитие фонематического слуха у детей....

Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"

   Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...

консультация для воспитателей "Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения"

Овладение произношением фонем предполагает сопряжённую деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерны несформированнос...

Игры для развития фонематического слуха

Игры для развития фонематического слуха ребенка дошкольного и младшего школьного возраста...

Игры на развитие фонематического слуха

Развитие фонематического восприятия у детей....

Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

Представлены игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия...

Игры для игры для развития фонематического слуха

Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного....


 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Отличные игры для развития фонематического слуха.