Конспект фронтального логопедического занятия (старшая группа для детей с заиканием)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект разработан в рамках тематической декады "Моя семья" в соответствии с этапом работы над речью (этап вопросно- ответной речи)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС КВ № 2 «Россияночка»

Конспект

фронтального

логопедического занятия

на тему:

«СЕМЬЯ.

ВОПРОСНО –

ОТВЕТНАЯ РЕЧЬ»

составила

учитель-логопед

Ковина С.Ю.

логопедической

группы № 4

(заикание)

Смоленск 2012

Тема: Отработка вопросно-ответной речи по теме «Семья»

Цель: Развитие диафрагмального дыхания, фонационного выдоха.

Отработка ритмичной речи.

Отработка лексико-грамматических категорий.

Отработка диалогической речи.

Усвоение временных понятий.

Воспитание умения и желания пользоваться «вежливыми словами»

Оборудование: «Вежливое солнышко», домик,  предметные картинки (члены семьи), сюжетные картинки «Семья», игрушечный Чебурашка.

План.

1. Орг.момент – дыхательная гимнастика (111 этап, упражнения 1 – 2).

Упражнение 1.

        Выполнение пары «быстрых вдохов» и пропевание на выдохе гласного звука.

И.П.: стоя, подбородок слегка приподнят, руки на поясе, ноги почти на ширине плеч.

        «Сейчас будем петь звук А (О, У, И, Э)

        Нужно не кричать, а петь красиво, долго. Делаем два вдоха: «нюх-нюх» и поем: «А-А-А».

        Теперь вы будете петь, а я послушаю, кто поет красиво  и дольше всех. Следите за моей рукой».

        Вначале рука взрослого быстро поднимается вверх, что служит сигналом к выполнению пары «быстрых вдохов», затем в процессе пения звуков рука медленно опускается.

        Упражнение повторяется 3-5 раз.

Упражнение 2.

        Выполнение ротового выдоха (замена пары «быстрых вдохов» одним быстрым вдохом через рот).

И. П,: произвольное.

        «Давайте представим, что к нам в комнату на цветном парашюте спустился Чебурашка. Мы обрадовались и удивились (взрослый изображает радостное удивление, приподнимает руки, приоткрывает рот, быстро и бесшумно вдыхает ртом воздух). Давайте вместе порадуемся и удивимся, только очень тихо, чтобы не испугать Чебурашку».

2.Актуалиация имеющихся знаний, отработка вопросно-ответной речи «Расскажем Чебурашке о своих семьях»- наш гость сначала жил совсем один и ему хочется знать, с кем вы живете.

- С кем ты живешь?

Самостоятельное называние детьми членов своей семьи (Я живу с мамой, папой и сестрой)

3. Отработка вопросно-ответной речи - беседа по сюжетной картине «Семья»:

- Кто нарисован на картине? (На картинке нарисована мама…На картинке нарисованы мама, папа и дети) ответы детей в соответствии с речевыми возможностями.

- Что делает мама? Чем занят папа?... (Мама читает книгу дочке. Папа читает газету…)

- Как члены семьи относятся друг к другу? (Мама любит детей. Дети любят родителей)

- Какие добрые слова говорят маме (папе, бабушке, дедушке, брату, сестре)? (Спасибо, мама! Пожалуйста, дедушка! До свидания, дочка!) В случае затруднений предлагаются разные ситуации общения, например: если внучка помогла найти бабушкины очки. Что ей скажет бабушка?

4. Упражнение в диалогической речи, усвоение понятий «утро, день, вечер, ночь», координация речи с движением:

а) Игра «Вежливое солнышко» - давайте вспомним, как в течение дня наше солнышко говорило с нами (по демонстрации действий):

- Доброе утро, дети (солнце показывается из-за крыши домика)

- Доброе утро, солнышко.

- Добрый день, дети (солнце поднимается высоко).

- Добрый день, солнышко.

- Добрый вечер, дети (солнышко опускается).

- Добрый вечер, солнышко.

- Приятного аппетита, дети.

- Приятного аппетита солнышко.

- Спокойного сна, дети.

- Спокойного сна, солнышко.

б) Отработка ритмичной речи - заучивание стихотворения - дети заучивают стихотворение, сопровождая текст подходящими движениями:

В яркой шляпе золотой                        А потом снимает шляпу

Ходит солнце над землей,                И прощается со мной:

                        - До свидания, спокойной ночи!

5. Развитие мелкой моторики, ритмичности речи, координация речи с движением:

а) Пальчиковая гимнастика «Наша семья»:

У нас живет большая        сжимать, разжимать кулачки; соединить одноименные пальцы рук, образуя шар;        

И дружная семья:        соединить пальцы обеих рук в рукопожатии;

Папа, мама, бабушка,                сгибать пальцы правой руки, начиная с большого;

Дедушка и я.

На меня похожий,                сгибать пальцы левой руки, начиная с большого;

Забавный младший брат.

Он подрос и ходит                разжать кулаки, пальцы поднять вверх;

Со мною в детский сад.        

б) Речевая игра «Семейная зарядка»:

Осенью, весною, летом и зимой

Мы во двор выходим дружною семьей.

Встанем в круг и по порядку.

Каждый делает зарядку:

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает.

Повороты вправо – влево

Делает братишка Сева,

Я сама бегу трусцой

И качаю головой.

6. Отработка лексико-грамматических категорий:

а) Упражнение «Назови ласково» - на каждом столе по 2 картинки (бабушка и внучка, мама и сын) – дети принимают на себя роли этих членов семьи и называют друг друга ласково (бабушка, бабуля, бабуленька, внучка, внученька) Чебурашка (при необходимости) дает варианты названий: дочь – доченька, дочурка, дочка.

б) Упражнение «Кто старше, кто младше?» - разложите картинки по порядку – сначала: кто старше, потом – кто младше и скажи: Папа старше, а сын младше. Дети выполняют упражнение по парам. Второй участник меняет картинки местами и составляет свою фразу: Сын младше, а папа старше.

в) Упражнение «Человек растет» - сначала человек был кем? – дети выстраивают на наборном полотне две «линии жизни» (мужскую и женскую), показывая, как менялся человек по мере роста (Он был младенцем, Она была младенцем. Он стал малышом (дошкольником, школьником, юношей, мужчиной). Она стала малышкой (дошкольницей, школьнице, девушкой, женщиной0

7. Итог – прощание с героями, участвующими в занятии - Чебурашкой и солнышком: какие слова мы можем сказать нашим гостям? (До свидания, Чебурашка! Спасибо, солнышко! До новых встреч! Приятно было познакомиться!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие (старшая группа ФФН) на тему: "Наши органы чувств - глаза"

Занятие помогает узнать строение  и функции органа зрения - глаза....

"Вопрос на засыпку" план-конспект итогового фронтального логопедического занятия в группе для детей с ОНР (третий год обучения).)

"Вопрос на засыпку"  - любимая многими малышами передача канала "Карусель". Вот почему я решила провести итоговое фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе именно в форме игры-...

Фронтальное логопедическое занятие (старшая группа ФФН) на тему: "Звуки Б - Бь" " "

Фронтальное логопедическое занятие на тему; "Звуки Б - Бь" для детей старшей логопедической группы с ФФН, составлен с использованием авторских мнемодорожек и мнемотаблиц....

Конспект подгруппового логопедического занятия старшая группа для детей с общим недоразвитием речи Тема: «Гласные звуки» (закрепление)

Цели:Коррекционно-образовательные:1.  Закрепить понятие «гласные звуки», характеристику, обозначение; правильное произношение и различение гласных звуков «А», «У», «И», «О»;2.  Продолжить ра...

конспект фронтального логопедического занятия старшая группа

Занятие по лексической теме с использованием аудиосказки....

Конспект фронтального логопедического занятия в группе детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Тема:«Профессии. Ткач»

Основные образовательные потребности детей с ОНР – это развитие всех компонентов устной речи с параллельным решением мыслительных задач, т.е. развитием полноценного мышления и всех психических п...