Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями на коррекционных занятиях учителя-логопеда ДОУ.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме

Митенкова Татьяна Владимировна

В современных условиях развития общества проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер и является как никогда ранее актуальной, т.к. достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок. Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает оздоровительную  и коррекционную направленность деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел: Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста.

Оптимизация двигательной активности

детей дошкольного возраста  с речевыми нарушениями

на коррекционных занятиях учителя-логопеда ДОУ.

                                                                       Митенкова Т.В., учитель-логопед,

              МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 81 «Лесная полянка»,

                                                                                                  г. Прокопьевск.

   В современных условиях развития общества проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер и является как никогда ранее актуальной, т.к. достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок. Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает оздоровительную  и коррекционную направленность деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу — до 73% от всех детей 4-5 лет — сегодня составляют дошкольники с отклонениями в речевом развитии.          

               Мониторинговые исследования устной речи детей 4-5 лет.        

   Дети с речевыми нарушениями нуждаются в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий: соблюдении режима дня, закаливании организма, водных процедурах, физиотерапии, физическом воспитании. Огромное  значение имеют развитие двигательных функций и коррекция двигательных нарушений. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых – это болезни родом из детства. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит» - гиподинамию, то есть количество движений, проводимое ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависят от двигательной активности. Известным отечественным физиологом профессором И.А.Аршавским установлено, что, двигаясь, организм не только расходует энергию, но и  восполняет то, что израсходовал. При этом он старается накопить энергию с некоторым избытком, запасом на будущее. И вот такой запас является необходимым условием дальнейшего развития. За счет этого растет и развивается детский организм. Поэтому чем больше ребенок двигается, тем успешнее происходит весь сложный процесс биологического формирования организма. С каждым годом наблюдается тенденция к увеличению количества соматических заболеваний у детей, снижение иммунитета. Поэтому одной из актуальных является проблема организации двигательной активности дошкольников  в течение дня.

   Задачи развития двигательной активности у ребенка дошкольного возраста:

- воспитывать  потребность в здоровом образе жизни;         

- формировать жизненно-необходимые двигательные умения и навыки в   соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка;

- формировать моральные  качества (выносливость, сила воли);

- развивать  интерес к физическим упражнениям и подвижным играм;

- создать условия для реализации потребности детей в двигательной активности;

- проводить коррекционно-восстановительную работу, направленную на предупреждение отклонений в физическом развитии;

- выявить интересы, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализовывать  их через систему коррекционно-оздоровительной работы.

   Необходимо формирование у дошкольников активной деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании, получении удовольствий от игр, упражнений, танцев. Надо сделать так, чтобы ребенок хотел быть здоровым, ловким, сильным, смелым. Любил играть в подвижные игры, больше бывать на природе, проявлять волевые усилия, преодолевать трудности физического и психологического характера.

   Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих известных ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

   Для полноценного физического развития и укрепления здоровья, коррекции речи  детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим. Как  элемент двигательной активности детям предлагаются физкультурные  минутки, которые проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения у дошкольников. Умственное утомление распознается, прежде всего, по снижению внимания. В результате длительного статического напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье ребенка. 

   В состав физкультминуток, проводимых в игровой форме,  я включаю: 

- упражнения для развития общей моторики;

- упражнения для развития пальцевой моторики;

- упражнения на мышечное расслабление;

- психогимнастику.        

   Развитие общей моторики.

   Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, настраивая детей на игру.    

   В начале обучения предлагаю детям самые простые, доступные стихи. Нельзя ставить перед дошкольниками трудновыполнимую задачу. Чем дальше, тем сложнее движения, а также  стихотворный текст. Необходимо прочитать стихи несколько раз, сопровождая их соответствующими движениями. Сначала ребенок захочет повторить мои действия. Помогаю ему в этом. Никогда не требую от детей с первого раза выполнять движения и произносить текст. Ребенок сам попытается произнести последнее слово в каждой строчке. В следующий раз он произнесет и всю строчку, а затем  полностью стихотворный текст.

   Чтобы подражать движениям людей, животных и даже растений, изображать действия с предметами, ребенок должен сначала увидеть их в реальной жизни, в книге или по телевизору. Ребенку нужно получить четкое представление о свойствах предмета или явления, обозначаемого тем или иным словом. Только в этом случае можно говорить о точном понимании значения слова и его полном усвоении, а это — одно из необходимых условий овладения произношением слова.

   Развитие пальцевой моторики.

   В настоящее время рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. М.И.  Кольцова пишет: «Движения пальцев рук в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией…  Таким образом,  есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

   В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев».

   Умелая работа пальчиков ребенка  помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку дошкольника к письму.

   Оптимальным является проведение на логопедических занятиях физкультминуток, в которые включаются упражнения для развития пальцевой моторики. Можно проводить пальцевую гимнастику стоя, тогда она послужит сразу двум важным целям: смена статической позы и развитие мелкой моторики пальцев рук. Традиционно такие физкультминутки проводятся в сочетании пальцевых движений с речью детей. И, как показывает опыт, это сочетание позволяет достичь высокого обучающего эффекта и играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями  речи. Такой подход позволяет:

1.Регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

2.Совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью.

3.Формировать графомоторные навыки, что в дальнейшем поможет будущим школьникам в усвоении навыков письма.

   Мышечное расслабление.

   Большинству детей с речевыми нарушениями свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.

   Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди остальных начинается с расслабления наиболее знакомых крупных мышц рук, ног, шеи, корпуса. Дети могут лучше почувствовать расслабление указанных мышц, если сначала дать им ощутить некоторое напряжение этих же мышц. Затем следует продемонстрировать, как неприятно состояние напряженности, и, наоборот, подчеркнуть, как непринужденно мы себя чувствуем, когда наши мышцы не напряжены, расслаблены. Ведь только ненапряженные руки легко выполняют любое действие по нашему желанию. При этом необходимо обращать внимание на то, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление - длительным. В каждом упражнении логопед проверяет напряжение и последующее расслабление мышц, касаясь руки, ноги, шеи ребенка. Затем предлагает детям самим проконтролировать расслабление после напряжения.

   Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает, если мышцы в достаточной степени расслаблены. Некоторым, особенно возбужденным, отвлекаемым детям не удается сосредоточиться на занятии и успокоиться во время проведения расслабляющих упражнений. Не следует их заставлять непременно повторять упражнения. Можно разрешить детям спокойно посидеть на занятии, посмотреть,  как расслабляются остальные. Пребывание в позе покоя уже само по себе окажет на них положительное воздействие.    

   Психогимнастика.

   Многие дети дошкольного возраста, а особенно дети с проблемами в речевом развитии,  нуждаются в помощи психолога, но такая возможность есть не во всех ДОУ. Важно, чтобы методами  психопрофилактики  и психокоррекции  владели не только педагоги-психологи, но и учителя-логопеды, воспитатели и использовали их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные особенности и проблемы. Психогимнастика  доступна в применении для педагогов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.

   В книге М.И. Чистяковой  «Психогимнастика» дано такое определение психогимнастики:  это курс занятий  (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

   Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, возбудимостью. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

   Дошкольники  изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика  помогает им преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

   Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Особенно в этом случае страдают дети с неврозами, органическими заболеваниями головного мозга, речевыми нарушениями. Дети с бедной экспрессией, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом другими людьми, неправильно оценивают и их отношение к себе, что, в свою очередь, может быть причиной углубления у них астенических черт характера и появления вторичных невротических наслоений.

Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций в психогимнастике  ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя.  Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, а эмоции у него становятся более дифференцированными. Психологи считают, что резервы повышения действенности нравственных представлений ребенка лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых, в использовании ими оценок личностных свойств, оценок-состояний, оценок-предвосхищений и других форм эмоциональных отношений, соответствующих уровню нравственного развития дошкольника. 

   

   На эффективность проведения физкультминуток влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа учителя-логопеда по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Музыкальное сопровождение (аудиозапись, бубен, барабан) оставляет  неизгладимое впечатление в памяти дошкольников и способствует  наиболее яркому восприятию движений и, соответственно, речевому развитию.

   Результаты диагностики устной речи дошкольников на момент окончания курса обучения в логопедической группе свидетельствуют об эффективности проводимой коррекционной работы и доказывают необходимость оптимизации двигательной активности, способствующей  речевому развитию детей.

Библиографический список:  

1.Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М., 2003.

2.Андриевская Т.Н., Беззубцева Г.В. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. -  М., 2003.

3.Лопухина И. Логопедия - речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей. -  СПб., 1997.

4.Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1998.

5.Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. -  СПб., 1999.

6. Туманова Т.В., Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. -  М., 1999.

7.Чистякова М.И. Психогимнастика. -  М., 1995.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет " использование организационных моментов на коррекционных занятиях учителя-логопеда для развития психических процессов у дошкольников с ОНР"

В буклете подобраны игры и игровые упражнения на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие зрительной, слуховой памяти; на развитие элементов логоческого мышления и логической памяти...

Буклет " использование организационных моментов на коррекционных занятиях учителя-логопеда для развития психических процессов у дошкольников с ОНР"

В буклете подобраны игры и игровые упражнения на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие зрительной, слуховой памяти; на развитие элементов логоческого мышления и логической памяти...

Презентация "Здоровье сберегающие технологии на коррекционных занятиях учителя - логопеда с детьми дошкольного возраста"

Актуальность использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя –логопеда с детьми дошкольного возраста...

Здоровье сберегающие технологии на коррекционных занятиях учителя – логопеда с детьми дошкольного возраста»

Презентация на тему здоровья сбережения, использование здоровьесберегающих технологий...

Конспект индивидуального коррекционного занятия учителя-логопеда с ребенком среднего дошкольного возраста, имеющим глубокое нарушение зрения

Данный конспект занятия раскрывает основные приемы и специфику коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, страдающими глубокими зрительными расстройствами....

Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями на коррекционных занятиях учителя-логопеда ДОУ

В современных условиях развития общества проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер и является как никогда ранее актуальной, т.к. достичь необходимого уровня интел...

Коррекционное занятие учителя-логопеда «Сказка-путешествие в страну Грамматики». Дифференциация звуков [c] и [з]» с дошкольниками подготовительной группы.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 компенсирующего вида Красногвардейского района  Санкт-Петербурга        Кор...