Буклет " использование организационных моментов на коррекционных занятиях учителя-логопеда для развития психических процессов у дошкольников с ОНР"
методическая разработка по логопедии на тему

Рашкинене Наталья Владимировна

В буклете подобраны игры и игровые упражнения на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие зрительной, слуховой памяти; на развитие элементов логоческого мышления и логической памяти;на развитие зрительного и пространственного восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволяет нам сделать выводы о некоторых чертах, характерных для мыслительной деятельности данной категории детей:

- недостаточно развитое наглядно-образное мышление, что в свою очередь говорит не о дефектах мышления (как при умственной отсталости), а пробелах в сфере восприятия, представления, пространственного воображения, которые должны служить базой для становления мышления;

- трудности в овладении мыслительными операциями: сравнение, анализ, синтез,

классификация. Детям требуется постоянная направляющая помощь взрослого при овладении данными операционными компонентами мышления.

- ригидность мышления, которая прослеживается в трудностях применения усвоенных мыслительных операций в новых условиях;

- низкий уровень обобщающей деятельности мышления, то есть способность обобщать и дифференцировать в соответствующих понятиях предметы и явления окружающего мира;

- низкий уровень ассоциативного мышления, что выражается в трудностях при подборе слов-синонимов, антонимов или однокоренных слов и понимании их значений;

- слабое понимание переносного смысла пословиц и поговорок;

- часто невозможность мотивации своего способа действия (например, при выборе картинки в игре «4 лишний»);

- слабый уровень развития сукцессивных способностей, то есть способности к воспроизведению последовательности и как следствие:

- неточное понимание логико-грамматических конструкций (характерны персеверации),

- отсутствие причинных связей в речи ребенка (причина часто меняется со следствием).

Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, однако отставание в дальнейшей учебе неизбежно. Именно поэтому  в работе с детьми с ОНР логопеду важно постоянно использовать серии специальных игр и упражнений для развития  всех психических  процессов.

В своей работе мы постоянно используем различные виды заданий на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления дошкольников с ОНР,  в частности, в процессе проведения организационных моментов коррекционных занятий:

Игры и упражнения на развитие слухового восприятия:

  • Откуда звучит сигнал сирены (пение птицы)?
  • Покажи направление звука дудочки (игра с закрытыми глазами).
  • «Глухой телефон»
  • «Чей голос звучит?» (магнитофонные записи)
  • «Что за звук?» (предметы, издающие звуки за ширмой)

Развитие зрительной памяти:

  • Д/и «Посмотри, запомни и назови»
  • Д/и «Чего (кого) не стало?
  • Д/И «Что прибавилось, появилось?»
  • Д/И «Запомни что где находится – разложи картинки так же, найди пары среди перевёрнутых картинок и пр.»

Развитие слуховой памяти:

  • Запомни и повтори слова в том же порядке (работа с автоматизируемым звуком).
  • Повтори слова в обратном порядке.
  • Послушай слова и скажи какое слово я пропустила при повторе? (упрощённый вариант: посмотри на картинки, запомни их, убери и послушай слова, какое слово потерялось?) Какое слово новое появилось?
  • «Пароль» (повторить пары слов, три, четыре слова).
  • «Телеграф» (отбивание ритмов карандашом, музыкальным молоточком).
  • «Повтори  цепочки слогов» (звуковую цепочку).
  • Выполнение простых и многоступенчатых инструкций логопеда (сядет тот, кто выполнит моё задание в заданном порядке…).

Развитие логической памяти и мышления:

  • Воспроизведение слов-названий картинок по слову-подсказке, связанному по смыслу.
  • Подбор пары к картинке по смыслу.(с ориентировкой на лексическую тему недели).
  • Продолжи логический ряд (назвать третье, четвёртое слово с ориентировкой на общность признаков первых названных предметов).
  • Работа по словесной инструкции (логические задачки типа Маша бежит от медведя, кто вереди?, кто позади? Волк догоняет зайца. Кто убегает?)
  • Д/и «Найди лишний предмет» (упражнение в классификации по различным признакам).
  • Отгадывание загадок (загадки-складки, обманки, рифмовки…).
  • Д/и «Отгадай  предмет по частям» (полка, стенки, дверцы, ручки, дно, ножки – шкаф).

Развитие внимания и зрительного восприятия:

  • Д/у «Найди фрагмент или предмет на картинке?»
  • Сосчитай предметы (наложенные или в зашумлённом пространстве).
  • Д/у «Называем по цепочке» (в соответствии с темой занятия: дни недели, времена года, предлоги, «живые» слова, домашних животных и т.д. с ориентировкой на зрительные образы).
  • Игра «Повторяй все упражнения за мной, но руки вверх не поднимай» (как пример).
  • Д/у «Узнай спрятанную букву»  (игры на развитие константности восприятия– буквы разного шрифта, предметные изображения букв).
  • Д/и «Что перепутал художник?»

Развитие пространственного восприятия

  • Посмотри и скажи, где находится бабочка (кошка, гусь и др. игрушка, предмет) – перед тобой или за тобой? Посмотри, кто (что) находится за тобой? Какую птицу (другой предмет) ты видишь слева, справа?
  • Повернись так, чтобы картинка, изображающая берёзу, оказалась сзади тебя. Где я нахожусь – справа или слева от тебя?
  • Поставь игрушку (предмет) справа, слева от белочки (тетради и пр.).
  • Откуда показался самолёт (слева, справа)?
  • «Куда пойдёшь- что найдёшь. Направо пойду - … подосиновик найду  (фразы строить в соответствии с картинным материалом расположенным на столе перед ребёнком).
  • «Магический квадрат» и «Цветные квадратики» - выложить предмет, ориентируясь на тему занятия.
  • Игра по типу пробы Хеда (покажи правой рукой левую коленку, закрой левой рукой правое ухо).

Систематическое использование игр и упражнений на развитие психических процессов позволяет повысить познавательный интерес ребенка с ОНР к занятиям, активизировать его речевую деятельность. Что в свою очередь, положительно сказывается на результате работы, повышая эффективность коррекционных занятий логопеда.

                 


учитель-логопед

МДОУ №5

« Солнышко»

г. Малоярославец

Рашкинене Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Буклет " использование организационных моментов на коррекционных занятиях учителя-логопеда для развития психических процессов у дошкольников с ОНР"

В буклете подобраны игры и игровые упражнения на развитие слухового внимания и восприятия; на развитие зрительной, слуховой памяти; на развитие элементов логоческого мышления и логической памяти...

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Буклет "Использование метода биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками"

Буклет адресован учителям-логопедам, воспитателям и родителям детей, имеющих нарушения звукопроизношения. В буклете описаны преимущества метода биоэнергопластики, этапы работы над артикуляционными упр...

Выполнение нейромоторных упражнений с использованием теневого театра на коррекционных занятиях учителя-логопеда

Работая с детьми с ОВЗ часто очень сложно удержать их внимание, теряется интерес, концентрация рассеивается. Поэтому, как часть коррекционного занятия выполняем нейромоторные упражнения с использовани...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе организации коррекционных занятий учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи)

Самым популярным и наиболее ёмким является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучи...