Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) по теме

Евтюшкина Оксана Николаевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Серия «Наука — практике»

                     О.А. Безрукова О.Н. Каленкова

Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста

Москва Каисса 2008

                             УДК 373.216.71:811.161.1+811.161.1(075.3) ББК 81.2Рус-9 Б39

                       Серия основана в 2008 году

Ответственн ый редактор серии О.А. Безрукова Художники: Н.Н. Бутусова, В.М. Серебряков, С.Ю. Сухов, О.П. Отрошко

Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России»

Безрукова О.А., Каленкова О.Н.

Б39        Методика определения уровня речевого развития детей

дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. — М.: Каисса, 2008. — 95 с. — (Серия «Наука — практике»/отв. ред. О.А. Безрукова)

ISBN 978-5-9901-088-9-9 978-5-9901-088-7-5

В работе изложена концепция междисциплинарного подхода к диагностике речи, а также представлены разработанные на ее основе тестовые задания для определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста: 4-5, 5-6, 6-7 лет. К тестовым заданиям прилагается иллюстративный материал отличного полиграфического качества и CD-диск с протоколами обследования речи детей разного возраста, сводными таблицами результатов обследования речи детей и бланком речевой карты. В методичке есть описания технологии обработки полученных результатов.
В итоге проведения диагностики, складывается целостная картина речевого развития ребенка, позволяющая спрогнозировать и оценить дальнейшую перспективу формирования его коммуникативной компетенции.
Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.
Для логопедов, педагогов дошкольных учреждений, преподавателей русского языка как иностранного.

В работе изложена концепция междисциплинарного подхода к диагностике речи, а также представлены разработанные на ее основе тестовые задания для определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста: 4—5, 5—6, 6—7 лет. К тестовым заданиям прилагаются иллюстративный материал и описание технологии обработки полученных результатов.

Для логопедов, педагогов дошкольных учреждений, преподавателей русского языка как иностранного.

УДК 373.216.71:811.161.1+811.161.1(075.3)

ББК 81.2Рус-9

© Безрукова О.А., Каленкова О.Н., 2008
© Бутусова Н.Н., Серебряков В.М.,
Сухов С.Ю., Отрошко О.П.,
ISBN 978-5-9901-088-7-5        иллюстрации, 2008

978-5-9901-088-9-9       © Оформление. «Каисса», 2008

Введение

Определение уровня речевого развития ребенка — одна из наиболее актуальных тем целого ряда научных дисциплин, так или иначе связанных с проблемами обучения и образования подрастающего поколения: дошкольной педагогики, лингводидактики, дефектологии в целом и логопедии в частности, онтолингвистики, когнитивной психологии, нейропсихологии и мн.др.

Способность владеть языком и речью является необычайно значимой в жизни каждого человека. Она необходима для нормального вхождения ребенка в общество, его воспитания, обучения, становления личности, т.е. социокультурной адаптации. Пронизывая все без исключения сферы человеческой жизни, речь является залогом полноценного развития каждой из них. Своевременное выявление и грамотная интерпретация речевых возможностей (достижений) ребенка позволяют эффективно решать целый комплекс образовательных, развивающих и коррекционных задач, так как состояние речи является важным диагностическим признаком общепсихического развития ребенка.

Однако исследование столь уникальной способности человека, как способность к речевой деятельности, относится к самым сложным областям научного знания, в силу того что здесь приходится иметь дело с объектом, развитие которого происходит как системогенез (по П.К. Анохину): это значит, что разные элементы (блоки, модули) системы развиваются неодновременно и неравномерно. Одни из них, первичные, необходимы для формирования других, вторичных, осуществляющих более сложные и тонко дифференцированные функции. Поэтому концентрация исследовательского интереса лишь на отдельных, хотя и очень значимых, аспектах развития речи и усвоения языка оказывается неоправданной с точки зрения общепризнанной системной методологии.

Поиск унифицированных методик исследования детской речи предпринимался специалистами практически с самого начала изучения этой проблематики. Анализ источников, содержащих описание различных подходов, методов и приемов исследования речи детей, проведенный Т.Н. Ушаковой, показал, что уже на самых ранних этапах становления этой области научного знания специалисты говорили о бесперспективности узконаправленных, фрагментарных исследований отдельных звеньев речевого процесса (регистрационный учет голосовых реакций, фонетической составляющей речевого потока, описания детских слов и др.). Еще в 1927 г. известный исследователь детской речи Н.А. Рыбников подчеркивал важность и значимость систематических методов, позволяющих дать целостную картину непрерывного развития ребенка.

Во второй половине ХХ в. исследования детской речи получили интенсивное развитие, и здесь особое место заняли темы врожденности/приобретаемости речеязыковых навыков и умений, зависимости речевого развития от интеллектуальных способностей, периодизации усвоения родного языка и мн. др. Возникли новые методические подходы и технические возможности исследований.

Во многом это было обусловлено появлением на свет такой интегративной научной дисциплины, как психолингвистика, которая нашла свое применение в обучении   родному   и   иностранному   языкам,   речевом воспитании дошкольников, логопедии, реабилитационной работе после мозговых травм, судебной психологии, криминалистике и мн.др.

В качестве "инструментальной" науки психолингвистами была выбрана системология[1], дающая возможность моделировать процесс речепроизводства.

Именно моделирование позволило психолингвистам приблизиться к осознанию сущности речеязыкового феномена человека, выделив в процессах понимания и продуцирования речи отдельные звенья, определенным образом связанные между собой.

Психолингвистика оказала известное методологическое влияние на все науки, объектом изучения которых является речь ребенка.

Так, например, в логопедии были разработаны и приняты различные классификации речевой патологии, в одной изкоторых нарушения внешней (фонационной) стороны речи отделялись от нарушений, возникающих на более ранних, глубинных этапах речепроизводства (клинико-педагогическая классификация); а в другой нарушения усвоения языковых средств общения (язык) противопоставлялись нарушениям применения этих средств (речь) (психолого-педагогическая классификация). Также на основе психолингвистических разработок Р. Е. Левина впервые доказала наличие корреляции между определенными нарушениями в устной речи и соответствующими специфическими ошибками в письменной речи. А в лингводидактике (теории обучения языку) ключевыми понятиями стали: языковая компетенция, речевая компетенция и коммуникативная компетенция[2]. Виды речевой деятельности были классифицированы по принципу различия их психофизиологического механизма.

Под влиянием психолингвистических идей к оценке речи ребенка стали подходить уже на основе оценки не только звуковой стороны высказывания, а всего комплекса используемых ребенком языковых средств: лексических, морфологических, синтаксических, фонетических и др. Структурно эти методы исследования нашли отражение в виде уровневого деления речевого развития ребенка. Наиболее известной, является классификация уровней речевого развития, созданная Р. Е. Левиной.

Уровневое деление речевого развития ребенка позволило добиться определенной унификации в речевой диагностике, предоставляя логопедам возможность методически более грамотно осуществлять свою деятельность. Однако описательный характер этой классификации, по сути затрагивающей лишь внешние проявления глубинных мысле-речеязыковых процессов,  а не саму коммуникативную деятельность, на современном этапе развития науки уже не может полностью удовлетворить специалистов. Результатом такой неудовлетворенности явились многочисленные публикации, в которых в качестве основных критериев определения уровня речевого развития ребенка предлагались: состояние языковой способности как психолингвистической универсалии (Н.В. Микляева), состояние высших психических функций, выявляемое на основе нейропсихологического исследования (Т.В. Ахутина, А.В. Семенович, Л.С. Цветкова), уровень владения языковыми средствами (О.Е. Грибова, Т.П Бессонова), состояние когнитивной сферы и потенциальных возможностей овладения речью (О.Н. Усанова, Н.Я. Семаго) и др.

Безусловно, эти наработки позволили существенно расширить и углубить представления об устройстве и функционировании речеязыкового механизма в условиях нормы и речевой патологии. Однако практикующему педагогу бывает достаточно сложно без специальной теоретической подготовки разобраться в методологии той или иной диагностики (очень часто эти методики представлены исключительно как сборник тестовых заданий различной направленности). В настоящее время профессионалы нуждаются в универсальных, верифицированных, удобных в применении, гуманных по отношению к ребенку диагностических методиках, позволяющих оценить речь ребенка с позиции сформированности ее главной функции — функции коммуникации.

Мы разделяем мнение специалистов, которые считают бесперспективным изучение отдельных психических процессов или функций, различных видов деятельности в отрыве от общепсихического развития ребенка, ибо изучение такой важной сферы психики, как речевая, не может осуществляться с помощью хаотичного набора концептуально не связанных между собой проб или заданий.

Цель данной работы — создание методики определения уровня речевого развития детей дошкольноговозраста с обязательным учетом возрастного параметра, с позиции междисциплинарной методологии,интегрирующей базовые положения таких смежных научных дисциплин, как структурная и функциональная лингвистика, когнитивная психология, общая и возрастная психолингвистика (онтолингвистика), логопедия, лингводидактика.

                     Глава 2

  Технология определения уровня речевого развития

              детей  дошкольного    возраста

Тестовые задания предлагаемой методики определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста разработаны с междисциплинарных позиций, что позволяет интегрировать в единое диагностическое пространство множество различных параметров, которые следует учитывать при оценке речи детей.

Однако необходимо помнить, что речевая продукция, возникающая в результате выполнения того или иного задания, предоставляет материал для анализа по многим параметрам, например: количественный состав словаря и объем вербальной памяти; уровень сформированности системных связей в лексиконе и словообразовательных процессов; концентрация и распределение внимания, словесно-логическое мышление и словоизменительные навыки. Кроме того, при обследовании необходимо дифференцировать виды речевой деятельности: продуктивные (говорение) и репродуктивные (аудирование, восприятие).

Оценить речевую продукцию ребенка во время проведения диагностической процедуры, учитывая сразу все параметры в комплексе, очень сложно. Поэтому каждое тестовое задание предполагает оценку речи ребенка не более чем по двум-трем определенным параметрам.

Наиболее четкому структурированию в практическом применении поддаются задания, позволяющие оценить речь по таким параметрам, как:

  • сформированность лексической системности;
  • сформированность грамматической компетенции;
  • сформированность фонологической компетенции. Психологическая     база     речи     (оперативная     и

долговременная память, способность концентрировать и распределять внимание, когнитивные процессы), а также смысловая адекватность высказывания оцениваются по результатам выполнения всех диагностических заданий в целом.

Инновационная сущность предлагаемой методики заключается прежде всего в том, что определение уровня речевого развития не сводится собственно к его квалификационной оценке (уровень А; Б; С ... или уровень 1; 2; 3... и т.п.), так как она малоинформативна с точки зрения прогнозирования перспектив дальнейшего речевого развития ребенка. Не говоря уже о том, что оценка речи в "чистом виде", т.е. безотносительно к конкретным ситуациям (уровень притязаний, бытовые условия жизни, социальная среда, соматическое состояние и др.), не представляется эффективной.

Оценка речевой продукции проводится на основе качественных характеристик. Параметры, выведенные в сводных таблицах для каждого возраста, легко комбинируются в модульные ряды в зависимости от интересующего аспекта речи. Таким образом, результаты тестирования могут дать и общую оценку речевого развития ребенка в баллах относительно максимально возможного, и детальную описательную характеристику отдельных звеньев речеязыкового механизма, которые порой развиты у детей весьма неравномерно. В подобных ситуациях одинаковое общее количество баллов у детей вовсе не отражает истинную картину их речевого развития и тем более не определяет единый маршрут их логопедического сопровождения.

Использование этих тестов позволяет проанализировать динамику речевого развития по определенным параметрам.

Особенно хотелось бы подчеркнуть, что результаты данного тестирования следует рассматривать в описательном плане как развернутую характеристику речевого развития ребенка.

В итоге проведения диагностической процедуры должна сложиться целостная картина речевого развития ребенка, позволяющая спрогнозировать и оценить дальнейшую перспективу формирования его коммуникативной компетенции.

Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.

                         ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

                        (возраст ребенка от 4 до 5 лет)

Собственно языковое тестирование целесообразно предварить небольшим собеседованием, для того чтобы убедиться, не являются ли возможные ошибки в речи лишь следствием обедненного представления об окружающем мире.

  1. Как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет?

Давай поговорим, как ты проводишь день.

  1. Когда ты завтракаешь? (Утром.)
  2. Когда ты обедаешь? (Днём.)
  3. Когда ты ужинаешь? (Вечером.)
  4. Для чего нужен светофор?
  5. Что нужно делать, если горит красный свет?
  6. Что нужно делать, если горит зелёный свет?
  7. Какое сейчас время года?

  1. Когда дети катаются на лыжах, санках и коньках?
  2. Когда птицы вьют гнезда и выводят птенцов?

12.        Кто поздравляет детей с Новым годом и дарит им
подарки?

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный ответ — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 12.

1 блок

Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.

Задание 1

Назови то, что ты видишь на рисунках.

A.        Рисунки: санки, цыпленок, полотенце, бусы, замок,
автобус, апельсин, земляника, скамейка / лавочка (лист 1).

Б. Рисунки: шапка, жук, ежик, ножницы, лягушка, душ, шляпа, вишня, шкаф (лист 2).

B.        Рисунки: чашка, очки, чемодан, щетка, котенок,
утенок, щенок, велосипед, щука (лист 3).

Г. Рисунки: майка, юбка, елка, яблоко, лимон, платье, лестница, самолет (лист 4).

Д. Рисунки: сковорода, кастрюля, крокодил, верблюд, воробей, дятел, трамвай, вертолет, светофор (лист 5).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 44.

Задание 2

Рассмотри рисунки. Назови все предметы, изображенные в каждой рамке, одним словом.

Рисунки: земляника, малина, вишня, туфли, сапоги, ботинки, яблоко, груша, лимон

роза, ромашки, тюльпаны (лист 6).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.

Задание 3

Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.

Рисунки: веник, удочка, топор, ножницы, половник, сачок, иголка швейная, лопата, карандаш (лист 7).

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный ответ — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 9.

Задание 4

Рассмотри рисунки и скажи, что на них изображено.

Рисунки: стул — табурет; варежки — перчатки; кофта—свитер; гнездо — скворечник, автобус — трамвай (лист 8).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.

Задание 5

Рассмотри рисунки и скажи, что общего между парами предметов, изображенных на них, и чем они различаются.

Рисунки: стул — табурет; варежки — перчатки; кофта—        свитер; гнездо — скворечник, автобус — трамвай (лист 8).

ОЦЕНКА: правильно указано только общее — 1 балл, правилно указано общее и различия — 2 балла, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.

Задание 6

Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает.

Рисунки: бабушка вяжет носок, мальчик ловит рыбу, девочки подметают пол, мальчик умывается, тетя поливает цветы (лист 9).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 7

Рассмотри рисунки и покажи: письменный стол, мужские сапоги, железную лопату, женский зонт.

Рисунки: письменный стол, обеденный стол, мужские сапоги, женские сапоги, железная лопата, деревянная лопата, зонт мужской, зонт женский (лист 10).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.

Задание 8

Какие цветы называют комнатными? Какую куртку называют детской? Какой мяч называют футбольным? Какую лампу называют настольной? Какую обувь называют уличной?

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

2 блок

Основная цель тестовых заданий этого блока  заключается в определении уровня грамматической
компетенции. Основным критерием оценки грамматическойкомпетенции        является        сформированность

словоизменительных и словообразовательных навыков и умений.

Задание 9

Послушай предложения и ответь на вопросы:

Если бочку сделали из дуба, какая это бочка, как ее можно назвать?

Если дом построили из кирпича, какой это дом, как его можно назвать?

Если кораблик сделали из бумаги, какой это кораблик, как его можно назвать?

Если варенье сварили из малины, какое это варенье, как его можно назвать?

Если ложку сделали из серебра, какая это ложка, как ее можно назвать?

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 10

Внимательно послушай пары слов, которые я буду произносить, и объясни, почему я их произношу вместе.

Пары слов: хлеб — хлебница, сахар — сахарница, корм — кормушка, велосипед — велосипедист, фокус — фокусник.

ОЦЕНКА: адекватный ответ (правильная смысловая связь) — 1 балл, неадекватный (не удалось установить адекватную смысловую связь) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 11

Закончи предложение:

Хлеб хранят в хлебнице, а масло в ... Свиньи живут в свинарнике, а куры живут в . Двор убирает дворник, а за садом ухаживает . Сапожник чинит сапоги, а часовщик — ... Суп из рыбы — рыбный суп, а суп из мяса — ...

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 12

Рассмотри рисунки и скажи, как называются детеныши этих животных.

Рисунки: курица, медведь, белка, тигр, корова, собака (лист12).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

Задание 13

Рассмотри рисунки и покажи, где: А. куклы, мяч, молотки, ведра, дом (лист12). Рисунки: кукла — куклы, мяч — мячи, ведро — ведра, молоток — молотки, дом — дома;

Б. чайки над водой, кошка под деревом, птица на клетке.

Рисунки: чайки над водой, чайки на воде, кошка под деревом, кошка на дереве, птица в клетке, птица на клетке (лист13).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

Задание 14

Найди нужную картинку и ответь на вопрос:

Чем забивают гвозди? Чем пилят доски? Чем вытирают посуду? На чем дети любят кататься зимой? Из чего делают яблочный сок? В чем люди ходят в холодную погоду? Рисунки: молоток, пила, полотенце, санки, коньки, яблоки, варежки, сапоги (лист 14).

ОЦЕНКА: правильно (нужная грамматическая форма) — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

Задание 15

Рассмотри рисунки и скажи, чем они различаются.

Рисунки:

Собака залезает (влезает, забирается ...) в конуру — собака вылезает (выбегает, выползает ...) из конуры.

Кошка сидит (находится ...) на стуле — кошка сидит (прячется ...) под стулом.

Птица сидит (живет, находится ...) в клетке — птица сидит (находится, поет ...) на клетке.

Кошка сидит (прячется, находится ...) на дереве — кошка сидит (прячется, находится ...) за деревом (лист 15).

ОЦЕНКА: адекватный ответ (грамматически правильное употребление предлога и соответствующего окончания существительного) — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

Задание 16

Послушай предложения и ответь на вопросы.

Бабушка читает книгу своим внукам.

Кому бабушка читает? Что бабушка читает? Осенью птицы улетают на юг.

Когда улетают птицы? Куда улетают птицы?

Лена и Катя подарили маме букет васильков.

Какие цветы подарили Лена и Катя? Кому подарили цветы?

ОЦЕНКА: правильный ответ на первый вопрос — 1 балл, правильный ответ на второй вопрос — 1 балл.

Максимальное количество баллов — 6.

3 блок

Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического и просодического оформления речи.

Задание 17

Повтори слова (по одному).

Бульдозер, аквариум, мотоциклист, чертежник, баобаб, милиционер.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов (неправильным ответом считаются пропуски, искажения, перестановки). Максимальное количество баллов — 6.

Задание 18

Повтори слоги:

та-да-та; сы-сы-ши; ка-га-ка, жо-зо-жо, ма-мя-ма.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 19

А. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [Ш]. (5 баллов)

Слова: шуба, санки, самокат, подушка, шкаф, бусы, душ, карандаш.

Б. Послушай слова и скажи, какие из них начинаются со звука [С]. (2 балла)

Слова: шуба, санки, самокат, подушка, шкаф, бусы, душ, карандаш.

В. Послушай слова и скажи, какие из них оканчиваются на звук [Ш]. (2 балла)

Слова: шуба, санки, самокат, подушка, шкаф, бусы, душ, карандаш.

Рисунки: шуба, санки, самокат, подушка, шкаф, бусы, душ, карандаш (лист 16).

Г. Сколько звуков в слове "душ"? (правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов)

Максимальное количество баллов — 10.

Задание 20

Повтори слоги с различным ударением:

Та-та-та, Та-та-та, Та-та-та; Ля- ля-ля, Ля-ля-ля, Ля-ля- ля.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

Задание 21

Повтори это предложение за мной с разной интонацией.

Миша / купил цветы? Миша / купил / цветы? Миша купил / цветы?

ОЦЕНКА: правильное воспроизведение интонации — 1балл, неправильное — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.

Задание 22

Дай утвердительные ответы на вопросы.

Миша / купил цветы?

(Да, Миша или Цветы купил Миша.)

Папа / ходил / в магазин? (Да, ходил.)

Бабушка сварила / суп? (Да, суп.)

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.

     ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

       (возраст ребенка от 5 до 6 лет)

Собственно языковое тестирование целесообразно предварить небольшим собеседованием, для того чтобы убедиться, не являются ли возможные ошибки в речи лишь следствием обедненного представления об окружающем мире.

  1. Как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет?
  3. В каком городе ты сейчас живешь?
  4. В какие дни недели мы отдыхаем?
  5. Какие звери живут в лесу? (35 слов)
  6. Кого поздравляют 8-го марта?
  7. С каким праздником нас поздравляет Дед Мороз?
  8. Когда перелетные птицы улетают на юг?
  9. На каком этаже ты живешь?
  10. Что нужно делать, если ты собрался переходить улицу, но горит желтый свет светофора?
  11. Какой сейчас месяц?
  12. Какие ты знаешь сказки? (23 сказки)

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 12.

Блок I

Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.

Задание 1. Назови то, что ты видишь на рисунках.

Рисунки:

А. скворечник, люстра, гнездо, гиря, кувшин, клещи, портфельль (лист 5-1).

Б. клен, рябина, колокольчики, одуванчик, дуб, ромашка, ландыш (лист 5-2).

В.синица, снегирь, ласточка, индюк, дятел, носорог, бегемот, рысь (лист 5-3).

Г. смородина, вишня, малина, редис, баклажаны, свекла, кабачокк (лист 5-4).

Д. кепка, панама, комбинезон, пиджак, галстук, туфли, сандалии (лист 5-5).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 36.

Задание 2. Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.

Рисунки: холодильник, хлебница, отвертка, кормушка, сети, половник, носилки (лист 5-6).

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов Максимальное количество баллов — 7.

За да н и е 3. Рассмотри рисунки и скажи, почему их поместили рядом

 Рисунки (парами): сахарница — сахар; шуруп — отвертка; свитер — клубок; самокат — велосипед  (лист 5-7).

ОЦЕНКА: установлена смысловая связь — 1 балл, не установлена —

  1. баллов. Максимальное количество баллов — 4.

Задание 4. Рассмотри рисунки и скажи, чем различаются предметы, изображенные на них. Рисунки: шуруп—гвоздь; кофта—свитер; пальто—шуба; табурет—стул. (лист 5-8)

ОЦЕНКА: адекватный ответ (выделение существенных признаков I —

  1. балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4

Задание 5. Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает. Рисунки:

Девочка поливает сметаной вареники.

Мальчик раскрашивает картинку.

Девочка посыпает маком (солью, сахаром) печенье.

Мальчик выбивает ковер.

Девочка выливает воду. (лист 5-9)

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 6. Послушай слова и скажи, какое лишнее. Объясни свой выбор. Слова:

вишня, малина, крыжовник, ромашки, земляника;

морковь, огурцы, репа, яблоко, кабачок.

ОЦЕНКА: верный ответ — 1 балл, неверный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.

Задание 7. Растолкуй значения слов: маслёнка, пелёнка, селёдочница, дрессировщица, воротник, лыжник, шахматист, турист.

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

Задание 8. Как называется профессия человека, который: работает на тракторе, убирает двор и улицу, показывает фокусы, играет на гитаре, на скрипке, охраняет лес?

ОЦЕНКА: правильный ответ — 1 балл, неправильный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

Задание 9 .Догадайся, какое слово будет следующим.

Образец: Курица — цыплёнок; свинья — поросёнок.

Корова — телёнок; собака — ?

Ворона — гнездо; муравей — ?

Лётчик — самолёт; шофёр — ?

Коза — козёл; курица — ?

Рыба — удочка; бабочка — ?

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Блок II

Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизменительных и словообразовательных навыков и умений.

Задание 10. Ответь на вопросы.

Какой мяч мы называем футбольным?

Какую бочку мы называем дубовой?

Какую змею мы называем ядовитой?

Какую ветку мы называем сосновой?

Какие лыжи мы называем горными?

Какие очки мы называем солнцезащитными?

Какую машину мы называем снегоуборочной?

 ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов Максимальное количество баллов — 7.

Задание 11. Как изменится слово, если этих предметов будет ше, чем один?

Образец: лист—листья.

Слова: колесо, ухо, перо, молоток, пень, леденец.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимально е количество баллов — 6.

Задание 12. Рассмотри рисунки и скажи, что на них изображено и сколько.

Рисунки: шесть чашек, пять пуговиц, пять кисточек, пять карандаше* шесть топоров, пять кукол (лист 5-10).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимально е количество баллов — 6.

Задание 13. Назови иначе.

Образец: Лист дуба — это дубовый лист.

Куст сирени — это...

Сок черники — это...

Ствол берёзы — эта…

 Косточка вишни — это...

Варенье из земляники — это...

 Сок абрикоса — это...

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

Задание 14. Закончи предложение.

Тигр живет с тигрицей, а лев ...

Шерсть козы — козья шерсть, а шерсть овцы ...

На гитаре играет гитарист, а на скрипке ...

Из клубники варят клубничное варенье, а из смородины ...

Хвост кошки — кошачий хвост, а хвост лисы ...

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

3ада н ие 15. Догадайся, какое слово будет следующим.

Перец — перечница, мыло — ?

Сосна — сосновый, земляника — ?

Лётчик — летать, дрессировщик — ?

Длинный — длиннее, короткий — ?

Рыбный — рыба, мясной — ?

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 16. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся и что делают животные.

Рисунки: кошка под стулом, кошка на заборе, кошка за деревом, собака перепрыгивает барьер (через барьер), кошка спрыгивает со стула (лист 5-11).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 17. Послушай и повтори предложение, не меняя слов.

Наступила осень, и перелётные птицы улетели на юг.

На баяне играет баянист, а на скрипке — скрипач.

Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.

Задание 18. Послушай предложение и ответь на вопросы. Катя старше Иры на два года. Кто младше: Катя или Ира? Петю провожал дедушка. Кто уезжал?

После завтрака дедушка прочитал газету. Что дедушка сделал раньше: позавтракал или прочитал газету?

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.

Блок III

Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического оформления речи.

Задание 19. Повтори слова: экскаватор, эскалатор, архитектор, кораблекрушение, водопроводчик, аэропорт.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно (неправильным ответом считаются пропуски, искажения, перестановки) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

Задание 20. Повтори слоги:

па-ба-па; аши-асы-аши; шва-шва-жва; кра-гра-кра; сан-цан-цан.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 21.

А. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [с]. Слова: ваза, жёлудь, жук, коса, замок, шкаф, кактус, кувшин, галстук_

ОЦЕНКА: правильно (назвал все слова) — 1 балл, неправильно (; пустил хотя бы одну ошибку) — 0 баллов. Максимальное количество ба»2 ] лов — 1.

Б. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [з]. Слова: ваза, жёлудь, жук, коса, замок, шкаф, кактус, кувшин, галстук.

ОЦЕНКА: правильно (назвал все слова) — 1 балл, неправильно^ пустил хотя бы одну ошибку) — 0 баллов. Максимальное количество \ лов — 1.

Максимальное количество баллов за все задание — 2.

Задание 22.

  1. Послушай слова и скажи, какой звук слышится первым. Слова: ваза, жёлудь, коса, утка, галстук.

ОЦЕНКА: правильно (назвал все начальные звуки) — 1 балл, не правильно (допустил хотя бы одну ошибку) — 0 баллов. Максимальное  количество баллов — 1.

Б. Сколько звуков в слове «жук»?

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 1.

  1. Сколько звуков в слове «ваза»?

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 1.

Максимальное количество баллов за все задание — 3.

Задание 23. Повтори слоги с различным ударением:

дон-дон-дон, дон-дон-дон, дон-дон-дон; тя-тя-тя, тя-тя-тя,тя-тя-тя.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

Задание 24. Повтори предложения с разной интонацией.

Мама ходила вчера в магазин?

Мама ходила вчера в магазин?

Мама ходила вчера в магазин?

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.

Задание 25 .Дай утвердительный ответ на вопрос.

 Дедушка ходил вчера в аптеку? (Да, в аптеку.)

Брат вчера получил письмо?(Да, вчера.)

Лена ходила вчера в театр? (Да, ходила.)

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.

Блок IV

Основной целью заданий этого блока является оценка уровня сформированное™ связного речевого высказывания (текстовой деятельности), которая складывается в результате совокупного анализа понимания и самостоятельного продуцирования/репродуцирования текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом.

Задание 26. Послушай рассказ и ответь на вопросы.

Как ежик в лесу гулял

Пошел темной ночью серый ежик по лесу гулять. Увидел листик и наколол на иголочки. Увидел ягодку и тоже наколол. Заметил он в луже голубую звезду. Хотел и ее наколоть, но ничего не вышло. Подумал ежик, подумал и решил накрыть ее лопухом — пусть до утра полежит. А утром вместо голубой звезды обнаружил он в луже большое красное солнышко.

Вопросы:

Когда ежик пошел гулять?

Что видел ежик в лесу?

Чем ежик накрыл звезду?

Что увидел ежик в луже утром?

Почему вместо звезды в луже оказалось солнышко?

ОЦЕНКА: за каждый правильный ответ — 1 балл, неправильный — О баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 27. Разложи картинки в нужной последовательности, так, чтобы получился рассказ. Картинки (даны вперемешку):

  1. На улице весна. Мальчик с девочкой вышли из школы и пошли домой. Перед ними на дороге оказалась большая лужа.
  2. Мальчик перепрыгнул через лужу и пошел дальше, а девочка остановилась около нее.
  3. Мальчик оглянулся, а девочка плачет.
  4. Мальчик вернулся, принес дощечку и перекинул ее через лужу.
  5. Мальчик помог девочке перейти через лужу.

ОЦЕНКА: самостоятельно выполнил задание — 2 балла, выполнил задание с небольшой помощью — 1 балл, не справился с заданием — О баллов. Максимальное количество баллов — 2.

Задание 28. Составь рассказ по этим картинкам (картинки те же).

ОЦЕНКА:

2 балла:

а)        в рассказе верно передан сюжет;

б)        в рассказе присутствует как основная, так и дополнительная информация;

в)        тема раскрыта полностью;

г)        ребенок не испытывает трудностей в формулировании содержания.

  1. балл:

а)        сюжет передан частично;

б)        логическая последовательность событий не нарушена;

в)        в рассказе присутствует только основная информация (тема раскрыта частично);

г)        ребенок испытывает некоторые трудности в формулировании содержания.

  1. баллов:

а)        рассказ не передает предложенный сюжет;

б)        нарушена логическая последовательность событий;

в)        ребенок испытывает значительные трудности в формулировании содержания текста.

Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 8.

Задание 29. Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил.

Лев и медведь

Лев и медведь добыли мясо. Решили они полакомиться, но не смогли поделить добычу. Никто из них не хотел делиться. Стали они из-за мяса драться. Долго дрались, а потом ослабели оба и легли на землю.

В это время мимо пробегала лиса. Она увидела мясо, тихонько подкралась к нему и утащила к себе в нору.

Так из-за своей жадности лев и медведь остались голодными.

ОЦЕНКА:

  1. балла:

а)        в пересказе полностью передано содержание текста;

б)        пересказ включает как основную, так и дополнительную информацию;

в)        при пересказе используется вариативность речи.

  1. балл:

а)        содержание текста передано частично;

б)        в пересказе присутствует только основная информация;

в)        использованы лексика и синтаксические конструкции оригинала.

О баллов:

а)        пересказ не соответствует оригиналу;

б)        нарушена смысловая организация текста;

в)        значительные трудности в языковом оформлении текста. Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 6.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (возраст ребенка от 6 до 7 лет)

Собственно языковое тестирование целесообразно предварить небольшим собеседованием, для того чтобы убедиться, не являются ли возможные ошибки в речи лишь следствием обедненного представления об  окружающем мире.

  1. Как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет?
  3. Как зовут твоих родителей (маму и папу)?
  4. Какой сегодня день недели?
  5. Какой день недели был вчера?
  6. Какой день недели будет завтра?
  7. Назови своих любимых сказочных героев.
  8. Почему некоторые птицы осенью улетают на юг?
  9. Какие города ты знаешь?
  10. Какие деревья растут в лесу?
  11. Какие животные дают нам молоко?
  12. Для чего нам нужен холодильник? Почему некоторые продукты мы храним именно в нем?
  13. Когда на улице раньше темнеет (становится темно): летом или

зимой?

  1. Что мы говорим людям, которые сидят с нами за столом, перед началом завтрака, обеда или ужина?

ОЦЕНКА: адекватный ответ - 1 балл, неадекватный - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 14.

Блок 1

Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.

Задание 1 Назови то, что ты видишь на рисунках.

 Рисунки:

А. скалка, отвертка, фонарь, рубанок, ящик, скрепка, гиря, метла (лист 6-1).

Б. шляпа, кепка, фуражка, сарафан, жилетка, сандалии, босоножки (лист 6-2).

В. крыжовник, слива, смородина, малина, ландыш, васильки, гвоздики (лист 6-3).

Г. барсук, рысь, пингвин, пантера, крот, леопард (лист 6-4).

Д. гитара, аккордеон, балалайка, скрипка, скрипач, балерина, пианист (лист 6-5).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 35.

Задание 2. Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.

Рисунки: солнцезащитные очки, клещи, ласты, сито, дуршлаг, соковыжималка, спицы, дрель (лист 6-6).

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

Задание 3. Рассмотри рисунки и скажи, почему их поместили рядом.

Рисунки: люстра—фонарь, спицы—свитер, рубанок—доски, чемодан—портфель (лист 6-7).

ОЦЕНКА: установлена смысловая связь — 1 балл, не установлена — О баллов. Максимальное количество баллов — 4.

3 ада н и е 4. Догадайся, какое слово будет следующим. Слова:

Корова — бык, курица — ?             Утка — утёнок, лошадь — ?

 Птица — гнездо, пчела — ?                 Гвоздь — молоток, шуруп — ?

Длинный — короткий, широкий — ?

ОЦЕНКА: правильный ответ — 1 балл, неправильный — 0 баллов Максимальное количество баллов — 5.

Задание 5. Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает. Рисунки:

Девочка раскатывает тесто. Девочка пришивает пуговицу. Мальчик вырезает фигурку (бабочку). Мальчик сворачивает ковер.

Мальчик расчищает дорожку от снега. (лист 6-8)

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов Максимальное количество баллов — 5.

Задание 6. Назови то, что ты видишь на рисунках, и скажи, чем различаются предметы, изображенные на них. Рисунки:

письменный стол — обеденный стол;

деревянный стол — стеклянный стол;

пассажирский вагон — товарный вагон(лист 6-9)

ОЦЕНКА: адекватный ответ (выделение существенных признаков) — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.

Задание 7. Закончи предложения.

Курам нужен курятник, а муравьям — ...

На гармони играет гармонист, а на балалайке — ...

Хлеб хранят в хлебнице, а соль — ...

Двор убирает дворник, а часы чинит — ...

Белка живёт в дупле, а пчёлы — ...

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 8. Ответь на вопросы.

Какие носки мы называем шерстяными?

Какую шишку мы называем еловой?

Какое платье мы называем бальным?

Какую одежду мы называем домашней?

 Какой суп мы называем вермишелевым?

 Какой сок мы называем томатным?

Какой торт мы называем ореховым?

Какое дупло мы называем беличьим?

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

Блок II

Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизменительных и словообразовательных навыков и умений.

Задание 9. Послушай слова и скажи, почему эти предметы так называются.

Слова: пылесос, мышеловка, снегокат, землеройка, носорог, соковыжималка, сороконожка.

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.

Задание 10 Растолкуй значение слов:

печник, коровник, виноградник, воротник;

 соусница, учительница, больница;

водитель, зритель, победитель, выключатель.

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 балла. Максимальное количество баллов — 11.

Задание 11. Рассмотри рисунки и скажи, что на них нарисовано и сколько.

Рисунки: пять молотков, шесть гвоздик, шесть яблок, пять стульев, пять баклажанов, пять шишек (лист 6-10).

ОЦЕНКА: грамматически правильно — 1 балл, грамматически неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

Задание 12. Рассмотри рисунки и скажи:

А. Какие букеты здесь нарисованы?

Рисунки: букет тюльпанов, букет ландышей, букет роз (лист 6- )

Б. Из каких цветов сплетены эти венки?

Рисунки: венок из колокольчиков, венок из гвоздик, венок из ромашек, венок из незабудок (лист 6-12).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.

3 а да н и е 13. Назови иначе.

Образец: Хвост лисы — лисий хвост.

Голова барсука — ...

Уши зайца — ...

Шерсть овцы — ...

Голова осла — ...

Хвост белки — ...

Грива льва — ...

Уши телёнка — ...

Лапы индюка — ...

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — О Максимальное количество баллов — 8.

Задание 14. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся животные. Скажи и покажи, откуда вылезают котёнок, щенок, собака.

      Котёнок под диваном, щенок под шкафом, собака под столом. Котёнок вылезает из-под дивана, щенок — из-под шкафа, собака - из-под стола (лист 6-13).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

Задание 15. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся дети и животные.

Скажи и покажи, откуда выглядывает мальчик, откуда выглядывают девочки, откуда выглядывает собака, откуда вылезает котёнок.

А. Одна девочка за креслом, другая — за шторой, собака за стулом, мальчик за шкафом, котёнок за диваном.

Б. Одна девочка выглядывает из-за кресла, другая из-за шторы, собака — из-за стула, мальчик — из-за шкафа, котёнок — из-за дивана (лист 6-14).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.

Задание 16. Догадайся, какое слово будет следующим.

Сахар — сахарница, масло — ...

 Очки — очечник, мыло — ...

Трактор — тракторист, экскаватор — ...

 Гитара — гитарист, скрипка — ...

Летать — лётчик, учить — ...

Носить — носильщик, строить — ...

Тигр — тигрица, заяц — ...

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.

Задание 17. Повтори предложения, не меняя слова местами.

Бабушка попросила Катю принести книгу, которая стояла на полке.

Вася заболел, и поэтому мама не повела его в среду в детский сад.

Несмотря на дождь, мы с папой поехали за город на дачу

Наташа вспомнила, что мама очень любит пирог с грибами и рисом.

Пока я собирал свои вещи, моя сестра сходила в магазин за хлебом.

ОЦЕНКА: точное воспроизведение — 2 балла, воспроизведение с незначительным изменением (пропуск слов или их замена, не искажающие общий смысл) — 1 балл, неправильный ответ — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.

Задание 18. Закончи предложения.

Лена ходила в лес, чтобы ...

Автобус сломался, поэтому...

Ребята ходили в цирк, который ...

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.

Блок III

Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического и просодического оформления речи.

Задание 19.

А. Повтори слова и словосочетания:

слесарь, чертёжник, эквилибрист, аэродром, эскалатор, шлагбаум; ремонтировать радиоприёмник, пишущая машинка, смеющийся мальчик.

Б. Повтори предложение: Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно (пропуски, искажения, перестановки) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.

Задание 20. Повтори слоги:

па-ба-па; ася-аща-ася; шва-шва-жва; кра-гра-кра; сан-цан-цан; мё-мо-мо; аня-ана-аня.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.

Задание 21.

А. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [с]. Слова: цыплёнок, светофор, цапля, роза, чашка, чемодан, кактус, утюг, кольцо.

Б. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [ч]. Слова: цыплёнок, качели, цапля, роза, чашка, чемодан, кактус, утюг.

ОЦЕНКА: правильно (назвал все слова) — 1 балл, неправильно (допустил хотя бы одну ошибку) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.

Задание 22. А. Сколько звуков в слове «чашка»? Б. Сколько звуков в слове «кактус»?

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.

Задание 23. Повтори слоги с различным ударением: дон-дон-дон, дон-дон-дон, дон-дон-дон; ся-ся-ся, ся-ся-ся, ся-ся-ся.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

Задание 24. Повтори предложения с разной интонацией. Паша принёс книгу в воскресенье.

Паша принёс книгу в воскресенье?

Паша принёс книгу в воскресенье?

Паша принёс книгу в воскресенье?

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.

Задание 25 Дай утвердительные ответы на вопросы.

Лена была вчера в школе? (Да, была.)

Папа принес эти цветы? (Да, папа.)

Коля купил спелый арбуз? (Да, спелый.)

Бабушка сварила варенье из вишни? (Да, из вишни.)

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный ответ — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.

Блок IV

Основной целью заданий этого блока является оценка уровня сформированности связного речевого высказывания (текстовой деятельности), которая складывается в результате совокупного анализа понимания и самостоятельного продуцирования/ репродуцирования текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом.

Задание 26. Послушай рассказ и ответь на вопросы

Любопытная обезьяна

Обезьяны очень любопытные животные. Этим часто пользуются охотники.

Чтобы поймать обезьяну, берут тяжелый кувшин с узким горлышком, насыпают в него немного орехов и оставляют его в лесу.

Обезьяна замечает кувшин, и ей очень хочется узнать, что в нем. Она подходит к кувшину, заглядывает внутрь. Затем она просовывает в него руку и хватает орехи. Вытащить их она не может: горлышко очень узкое, и рука, сжатая в кулак, не пролезает. Унести кувшин с собой ей тоже не под силу.

Даже когда появляется охотник, обезьяна не убегает: ей жаль бросить орехи, и она не разжимает кулака.

Так за свою жадность обезьяна расплачивается свободой.

Вопросы:

  1. Что охотники используют при ловле обезьян?
  2. Можно ли брать любой кувшин, чтобы поймать обезьяну?
  3. Какой кувшин используют при ловле обезьян?
  4. Почему обезьяна не убегает, когда к ней приближается охотник?

ОЦЕНКА: за каждый правильный ответ — 1 балл, неправильный — О баллов. Максимальное количество баллов — 4.

Задание 27. Разложи картинки в нужной последовательности, чтобы получился рассказ.

Картинки (даны вперемешку):

  1. Кухня. На полу кошка с двумя котятами: черным и белым. Мама замешивает тесто. На столе бутылка с молоком и миска с мукой.
  2. Мама выходит из кухни, а котята забираются на стол.
  3. Котята на столе. Один опрокидывает молоко, другой забирается в миску с мукой.
  4. Белый котенок на полу лакает молоко, черный вылезает из миски почти весь в муке.
  5. Заходит мама на кухню и видит, что молоко и миска с мукой опрокинуты, а около кошки на полу два белых котенка.

ОЦЕНКА: самостоятельно выполнил задание — 2 балла, выполнил задание с небольшой помощью — 1 балл, не справился с заданием — О баллов.

Максимальное количество баллов — 2.

Задание 28. Составь рассказ по картинкам (картинки те же).

ОЦЕНКА: 2 балла:

а)        рассказ соответствует предложенному сюжету;

б)        в рассказе присутствует как основная, так и дополнительная информация;

в)        тема раскрыта полностью;

г)        ребенок не испытывает трудностей при формулировании содержания.

1 балл:

а)        рассказ частично соответствует предложенному сюжету;

б)        логическая последовательность событий не нарушена;

в)        в рассказе присутствует только основная информация (тема раскрыта частично);

г)        ребенок испытывает некоторые трудности в формулировании содержания.

О баллов:

а) рассказ не соответствует предложенному сюжету

б)        нарушена логическая последовательность событий;

в)        ребенок испытывает значительные трудности в формулировании содержания текста.

Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 8.

Зада н ие 29. Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил.

Сиротка

Собачку Жучку, которая жила в деревне, заели волки. У нее остался маленький слепой щенок. Прозвали его Сиротка.

Его подложили кошке, у которой были маленькие котята. Кошка обнюхала Сиротку и лизнула его в нос. Кошка ухаживала за щенком так же, как и за своими котятами: вылизывала его, давала молока. Щенок подрос и вместе с котятами играл во дворе.

Однажды на Сиротку набросилась бродячая собака. Щенок завизжал. Тут появилась кошка. Она быстро схватила Сиротку зубами и запрыгнула вместе с ним на дерево. Кошка прикрывала щенка собой, пока хозяин не прогнал собаку со двора.

ОЦЕНКА:

2 балла:

а)        пересказ соответствует оригиналу;

б)        пересказ содержит как основную, так и дополнительную информацию;

в)        при пересказе используется вариативность речи.

1 балл:

а)        пересказ частично соответствует оригиналу;

б)        пересказ содержит только основную информацию;

в)        используются лексика и синтаксические конструкции оригинала.

О баллов:

а)        пересказ не соответствует оригиналу;

б)        нарушена смысловая организация текста;

в)        значительные трудности в языковом оформлении текста.

Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 6.


                                                          Приложение

Сводная таблица результатов обследования речи ребенка от 4 до 5 лет

№ тестовых заданий

Параметры оценки

1 блок

2 блок

3 блок

Количество баллов

0

1

2

3

4

5

6

7

8

СО

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Макс.

Реальн.

Знания об окружающем мире

X

Состояние лексикона

Объем словаря

аудирование

X

говорение

X

X

X

X

X

Системная организация словаря

аудирование

X

говорение

X

X

X

Грамматическая компетенция

Словообразование

аудирование

X

X

X

говорение

X

X

X

X

Словоизменение

аудирование

X

X

говорение

X

X

Синтаксис

аудирование

X

X

X

говорение

X

X

Фонологическая компетенция

Фонематика

аудирование

X

X

говорение

X

X

Просодика

аудирование

X

X

говорение

X

X

Звуковой анализ и синтез

X

X

Звукопроизношение*

Психологическая база речи

Вербальная память

X

X

Словесно-логическое мышление

X

X

X

X

X

Речевое внимание

X

X

X

X

X

X

Максимально

Реально

ИТОГО

Максимально

Реально

*Оценка звукопроизношения в силу своей специфики не может быть отражена в этой таблице. Здесь более уместным представляется использование традиционного для логопедической практики способа анализа этого аспекта речи (см. таблицу 2).

№ тестовых заданий Параметры оценки        

1 блок

2 блок

3 блок

Количество баллов

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Макс.

Реальн.

Знания об окружающем мире

12

12

Состояние лексикона

Объем словаря

аудирование

4

101

говорение

44

10

5

5

5

Системная организация словаря

аудирование

9

говорение

4

10

5

Грамматическая компетенция

Словообразование

аудирование

4

5

5

96

говорение

5

5

5

5

Словоизменение

аудирование

8

6

говорение

8

8

Синтаксис

аудирование

5

8

6

говорение

5

8

Фонологическая компетенция

Фонематика

аудирование

8

10

60

говорение

6

5

Просодика

аудирование

3

3

говорение

6

3

Звуковой анализ и синтез

6

10

Звукопроизношение

Психологическая база речи

Вербальная память

44

10

118

Словесно-логическое мышление

4

9

10

5

8

Речевое внимание

5

6

5

6

3

3

Максимально

12

187

119

69

Реально

ИТОГО

Максимально — 387

Реально


Сводная таблица результатов обследования звукопроизношения и

состояния артикуляционного аппарата

Таблица 2

Звуки Произнесение

свистящие

шипящие

сонорные

переднеязычные

заднеязычные

губно-зубные

тип нарушения

С

СЬ

3

зь

Ц

ш

ж

ч

Щ

Л

ЛЬ

Р

РЬ

н

нь

м

мь

j

т

ть

Д

ДЬ

к

кь

г

гь

X

хь

в

вь

ф

фь

Изолированно

В словах

В спонтанной речи

Состояние артикуляционного аппарата

Семиотика нарушений строения артикуляционного аппарата

зубочелюстные аномалии: нарушения прикуса (прогнатия/прогения; глубокий/открытый/перекрестный прикус); неправильное положение зубов и изменение их формы (адентия, диастема, сверхкомплектные зубы, зубы измененной формы (шиловидные, бочковидные, клиновидные и др.) и величины ( макро- и микродентия); аномалии языка (макро- и микроглоссия); аномалии уздечек верхней/нижней губы и языка; пороки развития челюстно-лицевой области и системные аномалии мягких тканей и костей лица (расщелины губы, твердого и мягкого неба, альвеолярного отростка неба, деформации челюсти, несмыкание губ и др.)

Семиотика двигательных нарушений артикуляционного аппарата

парезы/параличи: спастический (центральный)/вялый (периферический); двусторонние/односторонние: девиации языка, сглаженность носогубной складки, провисание небной занавески; дистонические расстройства: гиперкинезы, тики; стереотипии, апраксия; сопутствующая симптоматика: повышенная салевация, гиперреклефсия (небный и глоточный рефлекс) и др.

Семиотика нарушений голосообразования и речевого дыхания

афония, дисфония: нарушения высоты (очень низкий или очень высокий (писклявый) голос; силы (очень тихий/излишне громкий голос), тембра (охриплость, "дребезжащий", "скрипучий" голос и др.), повышенная утомляемость голоса, нарушения ритма речевого дыхания и др.)

 

                           Содержание

Глава 1. Речевое развитие ребенка как объект научного

§ 1. К вопросу об истории развития научного интереса

к детской речи         9

§ 2. Многоаспектность изучения речеязыкового

феномена ребенка        12

§ 3. Речевые ошибки как источник информации о

речемыслительном механизме        32

Глава 2. Технология определения уровня речевого

развития детей дошкольного возраста         41

Тестовые задания

(возраст ребенка от 4 до 5 лет)        44

(возраст ребенка от 5 до 6 лет)        54

(возраст ребенка от 6 до 7 лет)        65

Приложение. Сводные таблицы результатов
обследования речи детей        78


[1]Появление этой науки было детерминировано осознанием того, что определенный ряд научных направлений очень часто исследует лишь различные качества одного и того же целостного объекта — системы, изучение которой и заключается в установлении связей и иерархии отношений между ее элементами (системный анализ). В отличие от точных дисциплин применение математического инструментария в гуманитарных областях не всегда оказалось возможным и оправданным в силу их феноменологического, описательного характера. Проблемы и задачи, стоящие перед гуманитарными науками, трудно формализуемы, а потому часто нестрого и неточно поставлены. Ключевым понятием системологии является понятие "система", а основными методами — системный анализ и моделирование. Только эти методы удается применить в тех случаях, когда объект исследования недоступен для прямых контактов, непосредственных измерений или такие контакты затруднены или невозможны. Например, очень затруднены прямые контакты и измерения в психике человека в целом и отдельных ее функций: когнитивных, аффективно-волевых, речевых и др. Применение этих методов очень эффективно и в том случае, когда исследуемый объект обладает таким количеством параметров, настолько сложен, что не поддаается без них целостному осмыслению. Применение системного анализа позволяет избежать эффекта, названного учеными "проклятием многомерности". Нормальному человеку в процессе принятия решения более или менее легко удается оперировать пятью—семью (максимум девятью) одновременно меняющимися параметрами (обычно это связывают с объемом кратковременной, оперативной памяти, 7+2 параметра — так называемое магическое число Миллера). Осмыслить же функционирование реальных систем, самые простые из которых порой характеризуются сотнями меняющихся параметров, практически невозможно. Именно для этого существуют специальные приемы, например метод иерархического моделирования, позволяющий преодолеть трудности манипулирования параметрами.

[2]Термины "языковая компетенция", "речевая компетенция" и "коммуникативная компетенция" как ключевые в настоящее время приняты в лингводидактике в категориально-терминологическом аппарате. Языковой, речевой и коммуникативный виды компетенции коррелируются соответственно с понятиями "знания", "навыки", "умения" (Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М., 2007)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика определения уровня речевого развития детей группы коррекционной направленности

Диагностика является неотъемлемой частью коррекционной работы учителя-логопеда.Мной разработана диагностическая карта, а также критерии оценки при определении уровня речевого развития....

Методика обследования уровня физического развития детей дошкольного возраста

Подборка доступных методик для определения уровня физического развития детей дошкольного возраста: в подготовительной к школе группе, старшей и средней группах детского сада....

Определение уровня речевого развития детей дошкольного возраста (по О.А.Безруковой, О.Н. Каленковой)

Многие учителя-логопеды используют  методику определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста авт. О.А.Безруковой, О.Н.Каленковой.  Для того, чтобы было удобно подсчитывать ре...

Тестовые задания для определения уровня физического развития детей дошкольного возраста

Тестовые задания для определения уровня физического развития детей дошкольного возраста...

Определение уровня речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Материал по Определение уровня речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Самообразование по теме: «Использование приемов мнемотехники как средство повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста».

Индивидуальный план по самообразованиюВоспитателя (специалиста) МАДОУ ДСКН №1 г.СосновоборскаФИО Дроздова Ирина АлександровнаНа 2019-2020 учебный год. Тема: «Использование приемов мнемотехн...

Определение уровня речевого развития детей 5-6 лет (по методике Безруковой О.А. и Каленковой О.Н.)

Диагностическая методика определения уровня речевого развития детей 5-6 лет с использованием ИКТ....