Доклад на тему "Паралингвистические средства общения"
учебно-методический материал по логопедии по теме

Сусликова Ольга Семеновна

Доклад на тему "Паралингвистические средства общения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_paralingvisticheskikh_sr.obr_.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №20»

ДОКЛАД

На тему:

«Использование паралингвистических (невербальных)

Средств общения в работе с детьми с нарушениями речи»

г. Арзамас, 2011г.

   Паралингвистические или невербальные средства общения – это мимика, пантомимика, жест, интонация, поза.

   У здоровых людей с нормальной речью паралингвистические средства обращения идут за словом. Они лишь подчеркивают мысль, выражаемую словами.

   Интенсивность использования паралингвистических средств, сопутствующих речи, зависит от многих факторов, а именно: от национальности человека (итальянец), от профессиональной принадлежности (артист, учитель, дефектолог), а также в случае патологического развития.

   При некоторых обстоятельствах мимико-жестовой речью пользуются люди с нормальным слухом, владеющие речью (когда один собеседник знаком с языком другого, в условиях сильного шума, или при разговоре с человеком, потерявшим слух).

   Для людей, владеющих языком слов, мимика и жести являются своеобразным способом перевода вербальной речи. Для них мимико-жестовая речь – самостоятельная и очень примитивная форма общения и мышления.

   Основной мимико-жестовой речи является система жестов, каждый из которых имеет свое значение. В ряде случаев значение жеста сходно со значением слов. Однако в большинстве случаев такого сходства нет. Так глагол «летит» изображается по-разному, в зависимости от того, сто летит (самолет, птица, пыль).

    Вместе с тем один и тот же жест может обозначать предмет и действия (пила - пилить, топор - рубить, утюг - гладить и т.п.)

   Общее число жестов неизмеримо меньше числа имеющихся в языке слов.

Нет жестов, обозначающих многие рядовые понятия (одежда, транспорт), близкие понятия не дифференцируются (огонь, костер, пожар). В жестах нет морфологического членения, они неизменяемы.

   Мимика – движение мышц лица, выражение глаз, отражающие психические состояния, чувства человека. Условно отличают мимику непроизвольную, наблюдаемую в повседневной жизни человека и произвольную – как элемент актерского искусства.

   Произвольной мимикой широко пользуются глухонемые в общении между собой.

   Пантомима включает в себя также и позу, то есть определенное положение тела человека в пространстве.

   Пантомима – вид театрального представления без слов, содержание которого раскрывается в изображаемых актерами действиях. Это так же способ изображения действий, событий, применяемый в общении с глухими детьми, не владеющими речью. Пантомима используется с самого раннего этапа общения и в качестве одного из приемов пояснения нового материала.

   Мимика, пантомима восполняют и уточняют жест. Они не только выражают чувства, состояние, но и изменяют значение жеста.

   Так один и тот же жест может означать и утверждение, и вопрос, и одобрение в зависимости от выражения лица.

   И, наконец, интонация. Интонация в речи – это совокупность языковых средств, которые фонетически организуют речь, устанавливают между частями фразы смысловые отношения, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, выражают разные эмоции.

   Фонетические средства интонации: распределение динамического (эскалаторного) ударения между словами, мелодика речи, паузы, темп, эмоциональные оттенки голосового тембра.

   Паралингвистические средства общения занимают определенное место в процессе развития речи ребенка не только с ОВЗ, но и нормального.

   Так в раннем возрасте общение является основной формой воспитательного и языкового воздействия. Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка:

    - эмоциональное общение;

    - общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, движений, действий;

    - речи взрослого и собственно речевое общение.

   Эмоциональное общение – это первичные психические связи взрослого с  ребенком. В основе его лежат разнообразные чувства положительного характера, которые выражаются при непосредственном контакте с ребенком.

  Со второго полугодия 1-го года жизни возникает общение на основе понимания ребенком интонации, мимики, жестов, движений и действий взрослого.

  По мере формирования зрительных и слуховых ориентировок, различения и узнавания разных предметов, малыш начинает выделять их из окружающего и связывать с определенными словами.

   По мере взросления ребенка паралингвистические средства общения отходят на второй план, уступая место речи, но не исчезают совсем, становясь дополнением и оформлением речи.

   Ребенок должен уметь правильно использовать средства выразительности, чтобы передавать в собственной речи различные чувства и переживания.

   В логопедической практике невербальным средствам общения придается большое значение. Особенно это необходимо в работе со слабослышащими детьми, детьми, страдающими заиканием, ОНР, алалией и другими тяжелыми речевыми нарушениями.

 

Литература:

  1. И.Н. Горелов «Невербальные компоненты коммуникации» М.1980г.

  1. В. Биркинбил «Язык интонации, мимики, жестов». С.-П. 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

Доклад на тему: "Развитие речи, как средство общения детей"

Развитие речи детей подготовительной группы осуществляется в разных видах деятельности и в повседневной жизни. Важнейшей предпосылкой для развития речи является организация обстановки в группе, в кото...

Доклад на тему: Формирование неречевых средств общения у детей с общим недоразвитием речи

         Развитие ребёнка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состоян...

Доклад Тема “Дидактические игры как средство общения взрослых и детей»

Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют предста...

Доклад на тему"Игра, как средство общения дошкольников с нарушением слуха и речи".

Игра- это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения. Сюжетно-ролевая игра – способ познания детьми с нарушением слуха и речи социальн...

Доклад "Развитие речи у детей как средство общения, начиная с раннего возраста"

Доклад "Развитие речи у детей как средство общения, начиная с раннего возраста"...

Доклад на тему: «Развитие речи как средство общения детей»

Одной из главных задач подготовительной к школе группы является формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа....