Жители леса готовы к зиме.
план-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) по теме

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с заключением ПМПК - общее недоразвитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oktyabr_2013_konspekt_zanyatiya.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Дикие животные поздней осенью».


Задачи: 
Коррекционно-образовательные: 
- учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки;

- учить составлять рассказ - описание по схеме синквейна;

-  развивать слуховое внимание. 
Коррекционно-развивающие:  
-  систематизировать знания детей о поведении животных поздней 
осенью; 
-  активизировать словарь по теме «Поздняя осень» 
-  закреплять умение образовывать имена существительные во 
множественном числе; 
-  закреплять умение изменять существительное по падежам. 

Оборудование: 

- аудиозапись отрывка из сказки Н.Сладкова «Осень на пороге»,

- картинки для доски: ворон, белка, лиса, барсук, ёж, медведь, волк, 

улетающие птицы, 

- картинки для ребуса (лист, иголка, сани, арбуз)

-мяч. 

Ход занятия.


Организационный момент. 
Отгадайте загадки. 

Кто по елкам ловко скачет 
И взлетает на дубы? 
Кто в дупле орехи прячет, 
Сушит на зиму грибы? (Белка)  
 
На овчарку он похож. 
Что ни зуб – то острый нож! 
Он бежит, оскалив пасть, 
На овцу готов напасть. (Волк) 
 
Сердитый недотрога 
Живет в глуши лесной. 
Иголок очень много, 
А нитки ни одной. (Ёж) 
 



 
Роет норы он умело 
Знает, любит это дело. 
Потому кроту и друг, 
А зовут его …(Барсук) 
 
Летом ходит без дороги 
Возле сосен и берез, 
А зимой он спит в берлоге, 
От мороза прячет нос. (Медведь) 
 
1.  Сообщение темы.  
Как вы думаете,  о ком мы сегодня будем говорить? 
Мы будем говорить о диких животных. А чем поздней осенью

 занимаются звери в лесу? (Готовятся к зиме.) Как они готовятся к зиме? 


 А сейчас послушайте отрывок из сказки Н.Сладкова «Осень на пороге»  
2.  Пересказ рассказа с опорой на серию картинок.  
(Выбираются только картинки животных, о которых говорилось в 
рассказе, а также отдельно ставим картинку ворона и улетающих птиц). 
Что мы узнали из рассказа о подготовке диких животных к холодам? 
Какие животные меняют свои шубки? Какие ложатся в спячку до самой 
весны? Какие животные прячутся в норы? Что делают перелётные птицы? 
Давайте перескажем рассказ. 
3.  Игра «Чей дом». 
 Я начинаю предложение и бросаю мяч. Вы ловите мяч,  повторяете моё 
предложение полностью  и заканчиваете  его. 


К зиме все звери готовят себе дома. 
Медведь выбирает…(берлогу).  
Белка ищет в лесу…(дупло)  
Лиса роет…(нору) 
Волк устраивает ….(логово). 
Барсук роет глубокую…(нору). 
Берлога – дом…(медведя). 
Дупло – дом…(белки). 
Нора – дом …(лисы и барсука). 
Логово – дом…(волка). 
 
4.  Дидактическая игра «Кого не стало?» 
Перед детьми выставляются картинки с изображениями животных,

 просим запомнить, затем одну убираем.

 Дети должны назвать,  кого не стало. 


5.  Физкультминутка «Ёжик» 
По сухой лесной дорожке-          (Шаркаем ногами, как бы по сухим 
                                                                 листочкам.) 
Топ – топ – топ –топочут ножки           (Топочем ногами.) 
Ходит, бродит вдоль дорожек               (Идём друг за другом.) 
Весь в иголках серый ёжик                   (Складываем руки и топорщим 
                                                                         пальцы) 
Будет ёжик в холод спать                        (Складываем руки ладонь к 
                                                                       ладони и кладём под щёку.) 
А во сне грибы считать.                                  (Делаем из рук грибок.) 

 6. Создание синквейна совместно с учителем - логопедом.


Ребята, давайте попробуем отгадать слово, которое зашифровано у нас на доске. Из первых звуков слов, которыми называются картинки, составьте новое слово. Что у вас получилось? (лиса)

Посмотрите, на нашей доске размещены карточки-символы, по которым мы с вами составим рассказ о лисе. (На доске размещены: в первом ряду карточка-символ для слова-предмета, во втором ряду – две карточки-символы для слов-признаков, в третьем ряду – три карточки-символы для слов-действий, в четвёртом ряду – графическая схема предложения, в пятом ряду карточка-символ для слова-предмета).

 Начнем: назовите слово-предмет. (Лиса.)
Вспомните слова – признаки, которые подходят к слову
лиса, назовите два слова-признака. (Хитрая, рыжая.)
Вспомните слова-действия. Выберите и назовите три слова-действия, подходящих к слову
лиса (Прячется, охотится, догоняет) 
Дети вспомните или придумайте предложение о
 лисе. (Лиса хитрее всех зверей в лесу.)

Дети назовите слова-предметы, которые вы вспоминаете, говоря слово лиса. (Хищница.)

7. Создание собственного синквейна и рассказа по нему.

Ребята, а сейчас выберите себе картинку животного, которое вам 
понравилось, и присаживайтесь на ковер. 

 Пользуясь схемой на доске, расскажите о вашем животном.

Дети выполняют. (Ребёнок встаёт и рассказывает свой рассказ, другие дети внимательно его слушают; по окончании рассказа оценивают, говоря комплименты).


8. Игра «Один-много» 


Давайте ещё раз поиграем в мяч. Я буду называть одно животное, а вы 
называете  много  этих животных. 
Один барсук, а много…(барсуков). 
Один медведь, а много…(медведей). 
Один ёж, а много…(ежей). 
Один заяц, а много… (зайцев). 
Один волк, а много… (волков). 
Одна лиса, а много…(лис). 


9. Итог занятия с использованием  синквейна. 

Давайте попробуем уточнить, о чем мы сегодня беседовали, с помощью нашей схемы.

Какое слово предмет больше всего подходит к нашему занятию? (Животные)

Какие слова - признаки вы можете назвать? (Дикие, испуганные)

Какие слова действия? (Готовятся, запасаются, прячутся).

Какое предложение можно составить? (Дикие животные  строят убежища.)

Каким словом завершим всю тему? (Скоро зима)


Итак, сегодня мы с вами говорили о диких животных и о том, как они себя ведут и  что делают в лесу перед наступлением зимы.  
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Этажи" и "жители" леса

конспект Нод  по экологии в старшей группе...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Интеграция областей: Познание. Формирование целостной картины мира. Природное окружение. Коммуникация. «Жители леса» (для детей 2-3 лет)

Формирование у детей знаний по теме "Дикие животные". Электронный образовательный ресурс в виде презентации может оказать большую помощь в овладении необходимыми знаниями по теме....

Жители леса

Познавательное развитие детей...

Групповое коррекционное занятие с ребенком старшего дошкольного возраста с ФФНР, стёртая дизартрия (первый год обучения, конец первого периода обучения). Тема: «Звуки [Л], [Л\']». Лексическая тема: «Жители леса зимой».

Тема: «Звуки [Л], [Л᾽]».Лексическая тема: «Жители леса зимой».Цель: дифференциация звуков [Л], [Л᾽].Данное занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (то есть, помимо коррекционной, указан...

Конспект занятия в области Коммуникация (развитие связной речи с помощью тактильных дощечек) в подготовительной группе по теме: «Жители леса готовы к зиме».

Цель: Систематизировать  знания детей о поведении  диких животных поздней осенью. Побеседовать с детьми о внешнем виде диких животных, закрепить представления о том, чем они питаются, как го...

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Спасём жителей леса!» Тема: «Значение опавшей листвы для леса осенью»

В старшей группе "Одуванчики" воспитатель МКДОУ 35, пгт.Приладожского,  Соболева Ольга Владимировна, провела экологическое мероприятие "Спасем жителей леса". Перевоплощение пе...

Презентация "Как зимуют жители леса"

Презентация "Как зимуют жители леса" предназначена для детей средней группы в качестве дистанционного обучения.Цель:Формирование знаний детей об образе жизни диких животных зимой.Задачи:Позн...