Консультация для родителей "Им нужен собеседник"
консультация по логопедии по теме

Рекомендации для родителей по развитию связной речи детей, воспитанию у них общительности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл im_nuzhen_sobesednik.docx15.37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Им нужен собеседник

Ребенок заговорил – кого из домашних не порадует это событие! Они с жадным вниманием вслушиваются в каждое слово малыша, переводят на «взрослый» язык и комментируют его высказывания, делятся ими с близкими и знакомыми. Но проходят дни, и мало-помалу языковые открытия малыша уже воспринимаются взрослыми как нечто обычное и не привлекают прежнего внимания. Иногда взрослые поправят ребенка, если он, на их взгляд, говорит неправильно. Иногда, напротив, порадуются и посмеются, когда двухлетний сынишка, например, круглый навес назовет абажуром, а карусель – беседкой. А в общем, если его произношение в пределах нормы и не надо обращаться к логопеду, взрослые не видят особой необходимости заботиться о речи ребенка; он и так говорит столь активно, что не всегда уймешь. А правильно ли это? Приглядимся.

…Малыш играет в песочнице. Папа читает. Проходит полчаса. Малыш продолжает играть, папа продолжает отбывать дежурство. Другой пример.

…Мама гуляет с дочкой во дворе. Они о чем-то разговаривают. Но вот вышла еще одна мама, и с девочкой уже никто не говорит – взрослые начинают обсуждать свои проблемы.

…Сын пришел из детского сада. На сон грядущий ему читают сказку, читают быстро (скорей бы уснул) – уставшей маме не до эмоций, не до пояснений. Зачем? В детском саду с ним уже занимаются!

Подобных ситуаций можно припомнить множество. Нам кажется, что мы много говорим с детьми, а на поверку выходит, что ребенку, а потом и подростку очень недостает взрослого собеседника.

Почему же иные родители так мало говорят со своими детьми? Почему за целый вечер ничего им не прочли, не рассказали? Ответ будет, вероятно, единодушным: некогда! Однако это слово в переводе на более правдивый язык означает: я не считаю это дело важным, самым важным. Следовательно, первая задача, которая стоит перед родителями, – убедить себя в важности, ценности развития речи детей, в необходимости об этом заботиться.

Нередко можно услышать: в век научно-технической революции телевидение, кино, радио, книги, журналы поставляют ребятам огромную массу информации – что еще к этому могут прибавить домашние разговоры? Но ведь ребенку нужна не только книга или радиопередача, но, самое главное, ваша оценка этой книги, этой передачи; и тут имеет значение и интонация, и выражение лица, не говоря уже о репликах, замечаниях и т.п.

Дефицит речевого общения со взрослыми не может восполнить и детский сад. Это понятно: на одного взрослого собеседника в садике приходится даже не …надцать, а …дцать ребятишек.

Итак, родители осознали важность речевого развития ребенка. Что они могут сделать? Каждую свободную минуту использовать для общения, разговора с ребенком, сделать и своей обязанностью, и своим отдыхом беседы с детьми и не считать это время потерянным: сторицей окупится впоследствии труд вашей души. Очень важно не упустить тот благодатный, «эластичный» возраст, когда малышу два, три, четыре года; в это время ребенок, по словам К. И. Чуковского, «гениальный лингвист». Обладая великолепной речевой памятью, малыш жадно, с наслаждением впитывает новые слова-понятия, экспериментирует с ними, играет в слова, увлекается их ритмом, звучанием, запоминает целые выражения, осознает конструкции, «чертежи» предложений. Новые слова расширяют горизонты детского мышления, развивают его. А это обогащает, усложняет игровую деятельность ребенка, разнообразит переживаемые им эмоции, что в свою очередь, требует слов, слов и слов. Так во взаимодействии идет развитие речи, мышления, эмоциональной сферы ребенка.

Говорите с малышом как можно больше, как можно чаще. Темы разговоров могут быть самыми разнообразными, но при этом не подлаживайтесь под ребенка: называйте вещи своими именами, не переводите свой язык на детский.

Беседы с малышом во время прогулок и дома, ваш серьезный интерес к личности ребенка создадут прочный контакт между вами и ребенком. Не забывайте только об одной особенности малышей: их быстрой утомляемости. Один и тот же вид деятельности в течение долгого времени, пусть даже это увлеченное чтение, разговор, игра в слова – труден для ребенка. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – писал Анатоль Франкс. Не ждите симптомов усталости; наблюдательность и интуиция подскажут вам, когда прекратить игру или чтение. Отложите книгу, выберите что-нибудь полегче, придумайте новую игру. В любом случае следует стремиться к многообразию игр и занятий.

Чем разнообразнее ваше воздействие на развитие речи малыша, тем оно эффективнее. Развитие речи, помимо всего, связано и с развитием памяти. Дошкольники, как правило, охотно и быстро запоминают стихи, песенки, считалки, загадки, сюжеты сказок, рассказов.

Мы коснулись лишь некоторых вопросов речевого развития ребенка. От культуры речи к культуре мышления – так, в общем виде, можно определить направление этого развития. Пробелы, задержки, недостатки речевого развития дошкольников могут усугубляться с годами – это одна из причин лексической бедности и стилистической беспомощности школьных сочинений, неумения вести беседу, спорить, отстаивать свое мнение, четко выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителеей "Возрастные особенности детей 6-7 лет. Гтовность к школе."

Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность ег...

Консультация для родителеей

Консультация  "Взаимодействие педагогв и семьи в познавательно - речевом развитии детей" поможет родителям в работе с детьми по развитию словаря....

Консультация для родителеей "Дорожная азбука"

Информация для родителей по расширению возможностей семьи в обучении дошкольников правилам поведения на дороге с целью предупреждения ДТП с участием детей....

Консультация для родителейи "Воспитание патриотических чувств"

Консультация для родителей.« Воспитание патриотических чувств»...