Главные вкладки

    Обогащение словаря ребёнка в домашних условиях (консультации для родителей)
    консультация по логопедии (старшая группа) по теме

    Чичикина Надежда Михайловна

     

    Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются игры. Цель их - сформировать у детей навыки складывать из отдельных вещей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильно называть.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №62

    Обогащение словаря ребёнка

    в домашних условиях

    (консультации для родителей)

    Воспитатель:

    Чичикина Н.М.

    г. Липецк


    Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно- печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их - сформировать у детей навыки складывать из отдельных вещей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильно называть.

    Купив игру, не стоит сразу давать её ребёнку, так как он, не понимая правил, теряет к ней интерес. Вначале родители сами должны познакомиться с игрой, а потом, сидя за столом, но не на полу или ковре, объяснить её ребёнку. Первый раз на протяжении 10-15 минут необходимо поиграть вместе с ребёнком.

    В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно сначала рассмотреть целые картинки- образцы и спросить: “Что нарисовано на картинке?”, “Как можно назвать их одним словом?”, “Где растут фрукты?”, “Что можно сделать из фруктов?”. После беседы объяснить:” Вот перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета слива, какие у неё листья, и подбери необходимые картинки”.

    Родители могут начать складывать картинку, а далее ребёнок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков. Если они посвящены содержанию знакомых сказок, то сначала необходимо провести беседу или попросить рассказать содержание картинки.

    Словесные игры.

    Что в мешочке?

    В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т. д.). Ребёнок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает.

    Ребёнок вытаскивает предмет и говорит, например, про мяч. Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол.

    Что из чего сделано?

    Взрослый (говорит ребёнку). В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, например, стол из чего сделан?

    Взрослый. При обследовании некоторые дети ответили: “ Из досок”.

    Взрослый. Какой стол, если он сделан из дерева?

    Дети. Деревянный.

    Взрослый. Стакан из стекла?

    Дети. Стеклянный.

    Взрослый. Ключи из стали?

    Дети. Стальные и т. д.

    Кто как работает?

    Взрослый рассказывает детям, что есть очень много профессий.

    Взрослый. Что делает врач?

    Дети. Врач лечит больных. Делает операции. Выезжает на “ скорой помощи” и т. д.

    Можно спросить у детей, знают ли они, кто взрослый по профессии, где работает? Выслушайте рассказ ребёнка, а затем поправьте его.

    Что я не так сказала?

    Взрослый (ребёнку). Внимательно слушай, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, заяц.

    Ребёнок исправляет ошибки.

    Придумай предложения

    Взрослый называет предложение, а ребёнок должен придумать ещё несколько, сочетающихся с данным.

    Взрослый.” Солнце греет”.

    Ребёнок.” Солнце греет, птички поют”. “Солнце греет, снег тает”.

    Скажи наоборот

    .Мама произносит фразу с эпитетом, ребёнок повторяет её, называя антоним эпитета.

    Мама. Я вижу высокий дом.

    Ребёнок. Я вижу низкий дом.

    Мама. У меня тупой нож.

    Ребёнок. У меня острый нож.

    Дидактические упражнения

    Во время прогулок, одевания, раздевания,  купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребёнком дидактические упражнения.

    Во время обеда, ужина использовать можно такие пословицы: ”Кашу маслом не испортишь”, “Дорога ложка к обеду”, “Захочешь кушать - руку протянешь”.

    Если ребёнок выполняет поручения без желания, отказывается, следует сказать: “Без труда ничего не сделаешь”, “Поспешишь – людей насмешишь”, “Без труда не вытянешь рыбку из пруда”, “Что посеешь, то и пожнёшь”, “Лентяю всё некогда”.

    Выходные дни желательно проводить на природе, так как она открывает много возможностей для пополнения знаний и словаря дошкольника пословицами, например: «Много снега – много хлеба», «Зимой солнце светит, да не греет», «Осенняя муха больно кусается», «Без ветра и трава не шелестит», «Синица пищит, зиму вещает», «Летний день год кормит».

    Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать, играя с ребенком, во время принятия пищи (про продукты питания).

    «Белый камень в воде тает». (Сахар.)

    «В одной бочке два  теста». (Яйцо.)

    «В воде растет, в воде любуется, а кинь в воду – испугается». (Соль.)

    «Без окон, без дверей, полна горница людей». (Огурец, тыква.)

    Во время прогулки можно загадывать загадки про явления природы:

    «Сам не бежит, а стоять не велит». (Мороз.)

    «Невидимка ходит в лесу, все деревья раздевает». (Осень.)

    Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера загадок и пословиц. Выигравший получает приз – книжку, конфетку, игрушку.

    Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению («шить», «пришить», «вышивать», «зашивать»), которые дети нередко путают объяснять переносные значения («золотые руки», «каменное сердце»). Некоторые дети используют прилагательные, которые обозначают материал, заменяя их другими словами: вместо «деревянный» говорят «сделанный из дерева», вместо «шелковый» - «сшитый из шелка», вместо «шерстяной» - «связанный из шерсти».

    В речи детей мало употребляемых слов-признаков. На вопрос «какая лиса?» ребенок должен ответить: «Рыжая, хитрая». «Какой помидор?» - «Красный, круглый».

    Словами «хорошая», «красивая» дети характеризуют всё что им нравится. Взрослому необходимо их поправить: не «хорошая», а «интересная» книга, «высокое» дерево, а не «большое».

    Обогащение бытового словаря

    В семье планируется, например, уборка: нужно навести порядок в серванте. Мама просит ребенка ей помочь. Протирая посуду, она спрашивает, как называется каждый предмет, и уточняет сама: «Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо – борщ, суп. Это мелкие тарелки, в них кладут второе – котлеты с гарниром, а это салатница – её используют для салатов».

    Следует попросить ребенка подать взрослому посуду и назвать то, что он подает.

    Мама. Что ты поставил в сервант?

    Ребенок (отвечает обобщающим словом). Посуду.

    Так непринужденная беседа обогащает детский активный словарь.

    Если мам садится за швейную машинку, то тут же подзывает к себе ребенка: «Сегодня я буду шить тебе шерстяное платье. Посмотри, какая красивая шерстяная ткань. Теплое и красивое тебе выйдет платье. Ты поможешь мне кроить. Я буду резать ножницами, а ты подержишь ткань. А теперь я буду шить на машинке».

    Таким же образом можно познакомить ребенка со звонком, холодильником, утюгом и т.д. Очень важно, чтобы ребенок слушал внимательно. Следует предложить ему самому что-нибудь сделать, например, закрутить шуруп или погладить платочек. Ребенку будет интересно. Выходя на прогулку, необходимо обратить его внимание на деревья, траву, птиц; спросить знает ли он, например, чем отличается береза от дуба; рассказать ему новое.

    Гуляя по улице, полезно знакомить ребенка с машинами, светофорами, людьми. Важно: с раннего детства ребенок должен знать правила уличного движения.

    Resource id #2922

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как проводить дидактические игры по развитию сенсорных способностей ребенка в домашних условиях.(Консультация для родителей)

    Консультация для родителей содержит ряд специальных обучающих заданий, использование которых даст дополнительный результат в развитии сенсорных способностей ребенка....

    "Как правильно организовать физкультурные занятия в домашних условиях" консультация для родителей

    Данный материал представлен для родителей. Здесь они смогут узнать, какие правила необходимо соблюдать при составлении комплекса физических упражнений для занятий физкультурой, что необходимо помнить ...

    «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». (консультация для родителей)

    Задача родителей – развивать любознательность ребят, увлечь их самим процессом познания....

    «Закаливание ребенка в домашних условиях»(консультация для родителей)

    Воспитать физически, нравственно и духовно здорового человека.Правила закаливания....

    Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях? Консультация для родителей

    В ней представлены рекомендации по организации  детского экспериментирования  в домашних условиях?...

    "Закаливание дошколят в домашних условиях» Консультация для родителей

    Смысл закаливания в многократно повторяющихся однотипных нагрузках, чаще всего холодовых, в результате чего вырабатывается тренированность в отношении этих нагрузок, включаются защитные реакции иммунн...

    "Организация дидактических игр в домашних условиях" Консультация для родителей

    laquo;Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлении, понятии об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и лю...