Главные вкладки

    Цикл логопедических выступлений на родительских собраниях в группах для детей с общим недоразвитием речи
    методическая разработка по логопедии по теме

    Красовских Татьяна Ивановна

    Подборка материала для проведения собраний учителя-логопеда в группах для детей с общим недоразвитием речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kak_by_ni_byl_khorosh_detskiy_sad.docx58.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ГРУППЕ ОНР

    Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей и родителей. В настоящее время в логопедической практике существуют стабильные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными. Первая организованная встреча  логопеда с родителями проводится в конце сентября. На этом собрании логопед освещает в доступной форме следующие вопросы:

    1. Необходимость специального направленного
      обучения детей в условиях логопедической группы.
    2. Анализ результатов психолого-педагогического обследования детей.
    3. Организация работы логопеда и воспитателя в течение года.
    4. Информация о содержании логопедических и воспитательских занятий в первый период обучения.

    На этом собрании полезно предоставить родителям возможность прослушать магнитофонные записи речевых высказываний детей при первичном обследовании.

    Опыт общения с родителями показывает, что их отношение к речевым дефектам детей неоднозначно: одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков (р, л, с, ш), другие считают, что все «само исправится к школе» и лишь под давлением специалистов они привели ребенка в группу. Поэтому особое значение приобретает первая беседа логопеда, когда он должен в доступной и убедительной форме рассказать и показать (используя образцы письменных работ учащихся с дисграфией) негативное влияние недостаточно сформированной речи на процесс овладения детьми грамотой. При этом необходимо подчеркнуть мысль о том, что именно раннее выявление речевой патологии и оказание детям своевременной помощи поможет предупредить затруднения при обучении в школе. Тем самым логопед обосновывает необходимость открытия и существования дошкольных логопедических групп.

    Далее он рассказывает об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны, обращая внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения.

    Большое внимание уделяется освещению вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях специального детского сада. Родители должны знать режим работы в группе, требования к детям на протяжении всего времени пребывания в саду. Раскрывая задачи и содержание логопедических занятий, логопед знакомит (выборочно) с приемами педагогического воздействия, необходимыми для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку. Особо логопед отмечает роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий:

    а)единство требований к ребенку;

    б)контроль за выполнением заданий;

    в)помощь в оформлении тетради ребенка, игр,
    дидактического материала;

    г) активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, праздники, родительские собрания, оформление групповой комнаты, стендов для родителей и т.д.).

    Таким образом, логопед создает установку для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.

    На протяжении учебного года систематически проводятся консультации для родителей. Логопед показывает приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, подчеркивает его трудности и успехи, подсказывает, на что необходимо обратить внимание дома. У каждого ребенка имеется своя тетрадь, где фиксируется содержание логопедической работы. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание переводных картинок, запись стихотворений, рассказов и т.д.). Тетрадь всегда должна быть аккуратной и хорошо оформленной. Это также один из моментов педагогического воздействия.

    Рекомендуется провести цикл бесед для родителей по тематике, связанной с особенностями воспитания и обучения детей.

    Примерные темы бесед:

    1.Речевые нарушения и причины их возникновения.

    1. Психологические особенности детей с системными нарушениями   речи.
    2. Краткие советы родителям, имеющим детей с ОНР  1-го уровня. Воспитание и обучение ребенка с общим недоразвитием речи.
    1. Учите детей наблюдать.
    2. Что делать, если у ребенка плохая память?
    3. Как развивать слуховое восприятие у детей.
    4. Подвижные игры в системе коррекционной
      работы.
    5. Игра лучший помощник в занятиях с детьми дома.
    6. Нужно ли родителям спешить с обучением
      детей чтению?

    1. Как учить запоминать стихотворения?
    1. Как и что читать детям с общим недоразвитием речи?
    2. Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику ребенка.
    3. Труд важнейшее средство в коррекционно-воспитательной работе с детьми дома.

    14.        Мы учим детей рассказывать.


    Полезным для родителей является посещение открытых занятий логопеда и воспитателя. Они проводятся систематически 1 раз в 2-3 месяца. Родители получают возможность следить за успехами детей, видеть их трудности в общении с товарищами, наблюдать за проведением режимных моментов, организацией игровой деятельности и т.д. В середине учебного года проводится 2-е родительское собрание. На нем подводятся итоги работы за 1-ое полугодие. Кратко освещается динамика речевого продвижения каждого ребенка, определяются задачи и содержание занятий в последующий период обучения, требования к речи детей. Оценивается роль каждой семьи в системе комплексного воздействия. В это время логопед уже может дать прогноз конечного итога логопедической работы, сориентировать родителей в отношении дальнейшего пребывания ребенка в детском саду или школе.

    3-е родительское собрание планируется в конце года. На нем подводятся итоги всей коррекционной работы. Дается анализ повторного обследования речи детей, рекомендации к их дальнейшему обучению (в детском саду, в школе). Организуется торжественный выпуск детей, где каждый имеет возможность продемонстрировать свои успехи.

    Цикл логопедических выступлений на родительских собраниях в старшей логопедической группе.

    Родительское собрание № 1.
    Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
    Время проведения: I период обучения, октябрь.
    План проведения:
    1. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед?
    2. Особенности логопедической работы:
    - содержание логопедической работы;
    - формы логопедической работы.
    3. Ознакомление родителей с результатами обследования речи детей старшей логопедической группы.
    4. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.
    5. Положительные стороны обучения и воспитания детей в логопедических группах.
    6. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».
    Содержание.
    1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
    Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.
    2. Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?
    В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

    - формирование правильного звукопроизношения;
    - развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
    - совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
    - совершенствование грамматического строя речи;
    - обогащение, активизация словарного запаса речи;
    - развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
    - развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
    - совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

    Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.
    3. Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке. Что же выявило обследование речи?
    Конечно, нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р). Но, кроме того, общим для всех детей группы является нарушение, называющееся Общее Недоразвитие Речи III уровня. Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов. Конечно, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный. Подробнее узнать о результатах обследования можно в индивидуальном порядке после собрания.
    4. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
    Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

    - не ругать ребенка за неправильную речь;
    - ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
    - не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
    - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

    Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.
    Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

    - тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
    - задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
    - весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
    - задания должны быть прочитаны ребенку;
    - все задания выполняются до конца.

    Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
    5. Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу? Это:

    - коррекция звукопроизношения;
    - формирование грамотной, выразительной речи;
    - обучение чтению (с III периода старшей группы) и письму в подготовительной группе;
    - развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
    - усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;
    - индивидуальный подход к ребенку;
    - совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

    Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.
    6. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».
    Артикуляционная гимнастика проводится с ребенком перед зеркалом. Ребенок повторяет за взрослым артикуляционные упражнения, зеркало служит средством контроля над собственной артикуляцией.
    На тренинге родители повторяют за логопедом основные артикуляционные упражнения, подготавливающие речевой аппарат ребенка к постановке нарушенных звуков и развивающие его подвижность.
    Родительское собрание № 2.
    Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда».
    Время проведения: II период обучения, февраль.
    План:
    1. Структура логопедической работы:

    - лексико-грамматические занятия;
    - занятия по развитию связной речи;
    - занятия по звукопроизношению;
    - индивидуальная работа с детьми.

    2. Особенности работы с домашним заданием в детских тетрадях.
    3. Результаты логопедической работы на данном этапе.
    4. Вопросы родителей, индивидуальные беседы с родителями.
    Содержание.
    1. Логопедическая работа с детьми проводится ежедневно: 4 дня в неделю логопедические фронтальные занятия со всеми детьми; индивидуальные занятия проводятся ежедневно. График индивидуальной работы с детьми находится на информационном стенде в группе.
    Что представляют фронтальные занятия, вы могли увидеть на открытом занятии по развитию связной речи в ноябре. Во втором периоде (декабрь–март) проводятся следующие виды фронтальных занятий:
    Лексико-грамматические занятия. На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:

    - по расширению и активизации словаря детей;
    - по отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение существительных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже);
    - по выделению предлогов в речи, формированию пониманию их значения;
    - по обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т.д.

    Занятия по развитию связной речи включают обучение детей пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание и заучивание загадок.
    По сравнению с первым периодом, добавились занятия по звукопроизношению, на которых дети изучают звуки и буквы. Существует разница между понятиями звука и буквы: «Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем». Звуки бывают гласными и согласными. На занятиях дети учатся отличать гласные и согласные звуки. Кроме того, вводятся понятия слова и слога (слово-часть речи, имеющая смысловое значение; слог-часть слова, в которой есть гласный звук, но не имеющая смыслового значения).
    На таких занятиях осуществляется развитие фонематического слуха (т.е. дети учатся различать звук на слух, вычленять его из речи) в форме упражнений. Например. «Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке», «Скажи наоборот» (глухой - звонкий или твердый - мягкий звуки) и пр.
    Игра с родителями.
    «Поймай звук» (выделение звука из звукоряда, слогоряда, словоряда).
    «Как только услышите звук «К», хлопните в ладоши, поймайте его:
    - А, У, К, Т, М, П, К;- ПА, МА, КА, ИТ, ИШ, ИК;
    - ДОМ, ТОМ, КОМ.
    Внимание! Согласные звуки и буквы называем не «КЭ, МЭ, СЭ…», а «К, М, С…». Правильное название предотвратить ошибки при обучении чтению («МАМА, а не «МэАМэА»).
    Развитие мелкой моторики рук происходит на фронтальных занятиях и в индивидуальной работе в форме пальчиковых гимнастик, на занятиях по ИЗО-деятельности, на занятиях воспитателей по графике в старшей группе, по письму в подготовительной к школе группе.
    Игра с родителями.

    Пальчиковая игра «Семья»:
    Этот пальчик – дедушка,
    Этот пальчик – бабушка,
    Этот пальчик – папа,
    Этот пальчик – мама,
    Этот пальчик – я,
    Вот и вся моя семья!

    Начиная с мизинца, загибаем пальцы по - одному. Ритмично сжимаем пальцы в кулак. Движения обязательно должны сопровождаться словами. Сначала гимнастику делаем одной рукой, затем другой, затем обеими руками.
    Еще одной целью логопедической работы является развитие речедвигательных умений и навыков у детей, которые проводятся в форме логоритмических упражнений и динамических пауз. Например, на занятиях по теме «Дикие живо...


    Родительское собрание № 1.
    Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
    Время проведения: I период обучения, октябрь.
    План проведения:
    1. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед?
    2. Особенности логопедической работы:
    - содержание логопедической работы;
    - формы логопедической работы.
    3. Ознакомление родителей с результатами обследования речи детей старшей логопедической группы.
    4. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.
    5. Положительные стороны обучения и воспитания детей в логопедических группах.
    6. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».
    Содержание.
    1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
    Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.
    2. Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?
    В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
    - формирование правильного звукопроизношения;
    - развитие артикуляционных движений,
    -движений органов речи (губ, щек, языка) ;
    - совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
    - совершенствование грамматического строя речи;
    - обогащение, активизация словарного запаса речи;
    - развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
    - развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
    - совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
    Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.
    3. Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке. Что же выявило обследование речи?
    Конечно, нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р). Но, кроме того, общим для всех детей группы является нарушение, называющееся Общее Недоразвитие Речи III уровня. Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов. Конечно, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный. Подробнее узнать о результатах обследования можно в индивидуальном порядке после собрания.
    4. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
    Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
    - не ругать ребенка за неправильную речь;
    - ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
    - не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
    - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
    Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.
    Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:
    - тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
    - задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
    - весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
    - задания должны быть прочитаны ребенку;
    - все задания выполняются до конца.
    Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
    5. Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу?
    Это: - коррекция звукопроизношения;
    - формирование грамотной, выразительной речи;
    - обучение чтению (с III периода старшей группы) и письму в подготовительной группе;
    - развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
    - усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;
    - индивидуальный подход к ребенку;
    - совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.
    Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.
    6. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».
    Артикуляционная гимнастика проводится с ребенком перед зеркалом. Ребенок повторяет за взрослым артикуляционные упражнения, зеркало служит средством контроля над собственной артикуляцией.
    На тренинге родители повторяют за логопедом основные артикуляционные упражнения, подготавливающие речевой аппарат ребенка к постановке нарушенных звуков и развивающие его подвижность.
    Родительское собрание № 2.
    Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда».
    Время проведения: II период обучения, февраль.
    План:
    1. Структура логопедической работы:
    - лексико-грамматические занятия;
    - занятия по развитию связной речи;
    - занятия по звукопроизношению;
    - индивидуальная работа с детьми.
    2. Особенности работы с домашним заданием в детских тетрадях.
    3. Результаты логопедической работы на данном этапе.
    4. Вопросы родителей, индивидуальные беседы с родителями.
    Содержание.
    1. Логопедическая работа с детьми проводится ежедневно: 4 дня в неделю логопедические подгрупповые занятия со всеми детьми; индивидуальные занятия проводятся ежедневно. График индивидуальной работы с детьми находится на информационном стенде в группе.
    Что представляют подгрупповые занятия, вы могли увидеть на открытом занятии по развитию связной речи в ноябре. Во втором периоде (декабрь–март) проводятся следующие виды подгрупповых занятий:
    Лексико-грамматические занятия. На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:
    - по расширению и активизации словаря детей;
    - по отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение существительных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже);
    - по выделению предлогов в речи, формированию пониманию их значения;
    - по обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т.д.
    Занятия по развитию связной речи включают обучение детей пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание и заучивание загадок.
    По сравнению с первым периодом, добавились занятия по звукопроизношению, на которых дети изучают звуки и буквы. Существует разница между понятиями звука и буквы: «Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем». Звуки бывают гласными и согласными. На занятиях дети учатся отличать гласные и согласные звуки. Кроме того, вводятся понятия слова и слога (слово-часть речи, имеющая смысловое значение; слог-часть слова, в которой есть гласный звук, но не имеющая смыслового значения).
    На таких занятиях осуществляется развитие фонематического слуха (т.е. дети учатся различать звук на слух, вычленять его из речи) в форме упражнений. Например. «Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке», «Скажи наоборот» (глухой - звонкий или твердый - мягкий звуки) и пр.
    Игра с родителями.
    «Поймай звук» (выделение звука из звукоряда, слогоряда, словоряда).
    «Как только услышите звук «К», хлопните в ладоши, поймайте его:
    - А, У, К, Т, М, П, К;
    - ПА, МА, КА, ИТ, ИШ, ИК;
    - ДОМ, ТОМ, КОМ.
    Внимание! Согласные звуки и буквы называем не «КЭ, МЭ, СЭ…», а «К, М, С…». Правильное название предотвратить ошибки при обучении чтению («МАМА, а не «МэАМэА»).
    Развитие мелкой моторики рук происходит на подгрупповых занятиях и в индивидуальной работе в форме пальчиковых гимнастик, на занятиях по ИЗО-деятельности, на занятиях воспитателей по графике в старшей группе, по письму в подготовительной к школе группе.
    Игра с родителями.
    Пальчиковая игра «Семья»:
    Этот пальчик – дедушка,
    Этот пальчик – бабушка,
    Этот пальчик – папа,
    Этот пальчик – мама,
    Этот пальчик – я
    Вот и вся моя семья!
    Начиная с мизинца, загибаем пальцы по - одному. Ритмично сжимаем пальцы в кулак. Движения обязательно должны сопровождаться словами. Сначала гимнастику делаем одной рукой, затем другой, затем обеими руками.
    Еще одной целью логопедической работы является развитие речедвигательных умений и навыков у детей, которые проводятся в форме логоритмических упражнений и динамических пауз. Например, на занятиях по теме «Дикие животные наших лесов», можно провести такую динамическую паузу:
    Мы как зайчики поскачем,
    Как лисята побежим,
    И как рысь на мягких лапах,
    И как лось большой рогатый.
    Двигаясь по кругу, дети имитируют движения животных, обязательно сопровождая их речью. Это способствует эффективному развитию речи, закреплению слов в активном словаре детей.
    Что касается индивидуальной работы, то она проводится в следующих направлениях:
    - проверка, отработка домашних заданий;
    -закрепление материалов фронтальных занятий;
    - развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;
    - артикуляционные упражнения;
    - коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его дифференциацию от близких по звучанию звуков.
    Звуки ставятся и автоматизируются в определенном порядке: С – З – Л – Ш – Ж – Р.
    2. Работа в домашних тетрадях.
    Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они новые, поэтому должны быть прочитаны родителями до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.
    Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
    3. В целом, по прошествии промежутка времени с сентября по февраль, уже заметен прогресс в речевом развитии детей. Это исправленные звуки в речи детей; это желание детей работать на занятиях, высказываться, отвечать на вопросы (что называется речевой мотивацией); дети учатся слушать и слышать обращенную к ним речь. Как вы считаете, изменилось ли речевое развитие детей? В чем это проявляется?
    4. Вопросы родителей к логопеду. Индивидуальные беседы с родителями по работе в домашних тетрадях. Работа с экраном звукопроизношения, как средством мониторинга работы по звукопроизношению.
    Родительское собрание № 3.
    Тема: «Результаты логопедической работы за 2007/2008 учебный год».
    Время проведения: III период обучения, май.
    План:
    1. Итоги работы за год.
    2. Задания на лето.
    3. Индивидуальные беседы с родителями.
    Содержание.
    1. На конец учебного года в группе 12 детей, из них 1 ребенка выпускаются в массовый сад с исправленной речью. Результаты работы по коррекции звукопроизношения следующие.
    Ротацизм (нарушение произношения звука «Р»): было 10, исправлено 5, в стадии автоматизации 3; Ламбдацизм (нарушение произношения звука «Л»): было 8, исправлено5, в стадии автоматизации 4;
    Сигматизм свистящих (нарушение произношения звуков «С, З»): было 8, исправлено 5, в стадии автоматизации 3;
    Сигматизм шипящих (нарушение произношения звуков «Ш, Ж»): было 12, исправлено 6, в стадии автоматизации 2.
    В течение года плановая работа проводилась на, подгрупповых, индивидуальных занятиях по звукопроизношению, по развитию связной речи, по развитию лексико-грамматической стороны речи. Закрепление полученных на занятиях знаний происходило при выполнении домашних заданий.
    К концу учебного года дети научились основам звукобуквенного анализа (выделению звука в начале, середине, конце слов), научились чтению слогов и простых слов. Усовершенствовалась связная речь детей: они научились определять последовательность событий в рассказе, составлять рассказ с опорой на план, отвечать полными предложениями на поставленный вопрос. В следующем году эти умения будут совершенствоваться. На занятиях дети упражнялись в правильном употреблении грамматических форм речи (словесные игры «Чего не стало?», «1, 2, 5», «Один – много», «Назови ласково» и др.). На каждом занятии проводились игры на развитие мелкой моторики рук и речедвигательные упражнения. В процессе логопедической работы проводились упражнения на развитие правильного дыхания и темпо – ритмической стороны речи.
    В целом наблюдаются позитивные изменения в речевом развитии детей, в развитии психических процессов. Так, исчез речевой негативизм в поведении детей. Дети не боятся речевых ошибок, охотно идут на речевой контакт, активно участвуют в занятиях.
    2. Летом рекомендуется продолжать развитие речи в домашних условиях.
    Это:
    - Чтение сказок, рассказов, стихотворений детских писателей А.С. Пушкина, А.Н. Толстого, С.Я. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, Дж. Родари, Г.Х. Андерсена, братьев Гримм и др.
    - Развитие мелкой моторики рук, т.е. выстригание ножницами, работа с пластилином, рисование в «раскрасках», работа со специальными прописями для детей 5-6 лет
    - Звукопроизношение закрепляется в работе по тетрадям, кроме того, родители осуществляют контроль автоматизированных звуков в обычной речи ребенка.
    3. Индивидуальные беседы с родителями. Работа с экраном звукопроизношения, как средством мониторинга работы по звукопроизношению.

    Материалы родительского собрания

    "Что нужно знать родителям о проблемах речевого развития детей?"

    Цель: педагогическое просвещение родителей по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста

    План проведения:

    1. Вступительное слово.
    2. Причины задержки речевого развития.
    3. Проблемы речевого развития дошкольников.
    4. Речевая азбука для родителей и дошкольников (советы логопеда).
    5. Педагогическая шкатулка.

    1. Из толкового словаря: речь - это один из видов коммуникативной деятельности человека -использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

    2. Овладение речью - сложный многосторонний психический процесс. Ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат достигли определенного уровня развития.

    Для того, чтобы у ребенка появилась - а в дальнейшем и развивалась - речь, необходима речевая среда. Кроме того, важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью.

    Многие родители считают, что у их малыша созданы все необходимые условия для развития, но почему же, какие-то проблемы все-таки возникают.Понятно одно - "какие-то" проблемы с речью- задержка речевого развития.

    В идеале к двум годам у ребенка уже приличный словарный запас (от 100 до 300 слов), он активно строит предложения из двух-четырех слов,употребляет различные части речи. Иногда речь отсутствует вообще, либо словарный запас очень мал.

    Для внимательных родителей диагноз "задержка речевого развития" ставят малышам до трех лет.Кроме очевидных социальных причин такой задержки (с детьми просто никто не общается столько, сколько это необходимо для полноценного развития), причины могут быть и соматические.Ребенок может какое-то время отставать в речевом развитии, если у матери было неблагоприятное течение беременности или родов (например,гипоксия или асфиксия плода, стремительные или затяжные роды). Если в первые годы жизни малыш часто болел, имел сниженный иммунитет или хронические заболевания, значительно отстает от сверстников по весу, росту или показателям моторного развития - тоже попадает в группу риска по ЗРР. Черепно-мозговые травмы и серьезные интоксикации также влияют на развитие речи.

    3. Задержка речевого развития у ребенка - это отставание от нормы речевого развития детей в возрасте до четырех лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи, так же как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

    К сожалению, задержка речевого развития иногда является залогом речевых проблем и в более старшем возрасте, но даже в этом случае раннее начало занятий с ребенком, если и не решит все его проблемы, то, как минимум смягчит проявление речевых недостатков в будущем.

    ОНР - общее недоразвитие речи.

    Это совсем не диагноз, а скорее логопедическое заключение.Недоразвитие речи может быть у любого ребенка. В целом, ОНР представляет собой нарушение всех компонентов речи - фонетики, грамматики,лексики: нарушена слоговая структура слов(ребенок переставляет слоги "коломо" вместо"молоко", "титики" вместо "часики"),неправильно произносятся звуки (не один-два, а пять, десять, двенадцать). ОНР бывает трех уровней.

    1 уровень речевого развития

    характеризуется полным или почти полным отсутствием средств общения у детей с ОНР в том возрасте, когда у нормально развивающегося ребенка навыки речевого общения в основном сформированы.Фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует; при попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или 1-2 сильно искаженных предложения.

    Основной контингент дошкольников в группах ОНР составляют дети с 2 и 3 уровнями речевого развития.

    На 2 уровне речевого развития

    общение осуществляется не только с помощью жестов и несвязных слов, но и путем употребления достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать со взрослым по картинке о знакомых событиях окружающей жизни. Однако дети с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют.

    Наиболее распространен у детей 5-6 летнего возраста с ОНР 3 уровень речевого развития. Дети уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи - описание, пересказ,рассказы по серии картин и др.

    Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи,переход от диалогической формы речи к контекстной.

    Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи бьют тревогу по поводу недоразвития речи,ориентируясь на то, что от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Так же от развития речи зависит и развитие познавательных процессов ребенка: память, мышление, внимание,воображение.

    Фонетико-фонематическое недоразвитие -нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети,страдающие недоразвитием фонематического слуха,являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

    Чем же мы взрослые можем помочь детям, имеющим различные речевые нарушения?

    4. Советы логопеда.

    Артикуляционная гимнастика

    - это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот,поднимать вверх язык, делать его широким и узким,удерживать в правильном положении.

    Быстрая речь не приемлема в разговоре с ребенком

    . Говорите ясно, четко, называя предметы правильно, используя как "детские",так и "взрослые" слова (Это машина - би-би. А вот собака - ав-ав!). Контролируйте речь малыша,не позволяйте говорить быстро.
    Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите.Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает,нужно знакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок растет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.

    Главные составляющие красивой речи:правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

    Дыхательная гимнастика

    важна в становлении речи дошкольников. Научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!)

    Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года - о грубых нарушениях общего развития.

    Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместоречи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать "жестовую" речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

    "Золотая серединка" - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме.Присмотритесь к ребенку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный.

    Иллюстрации в детских книгах

    ,соответствующих возрасту ребенка, - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто?) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: где?кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы?Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.

    Леворукость

    - это не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию.

    Мелкая моторика

    - так обычно называют движение кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть это будет массаж пальчиков, игры типа "Сорока,сорока", затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т.д.

    Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение

    . Лучше отложить занятие и в том случае, если малыш чем-то расстроен или болен.Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

    Режим дня

    очень важен для маленького ребенка,особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению,что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если малыш плохо спит, у изголовья можно положить саше (мешочек) с корнем валерианы. Можно использовать также натуральные масла, обладающие успокаивающим действием.

    Соска вредна

    , если малыш сосет ее долго и часто. Во-первых, у него формируется высокое(готическое) небо, которое отрицательно влияет на формирование правильного звукопроизношения.Во-вторых, соска мешает речевому общению. Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов и пантомимики.

    Умственное развитие

    неотделимо от речевого,поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь,восприятие.

    Фольклор

    - лучший речевой материал,накопленный народом веками. Потешки, поговорки,скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются.Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.

    Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова -после 2 лет, фраза - после 3. Можно говорить об ОНР,когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи.

    Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения(особенно заикание!).

    Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, воспитатели,родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения - заикание,алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию.

    ВНИМАНИЕ, родители! Чем раньше будет начата работа по преодолению речевых нарушений у детей,тем эффективнее будут результаты!

    5. Педагогическая шкатулка.

    Памятка для родителей.

    Уважаемые родители! Предлагаем Вашему вниманию ряд игр, которые можно использовать для развития речи детей!

    Развитие слухового внимания и фонематического слуха

    Определение звучания игрушек. Возьмите 3 - 5звучащих по - разному игрушек (колокольчик,дудочка, погремушка, пищащие и заводные игрушки:), предложите ребенку рассмотреть их и послушать, какие звуки они издают. Затем отведите ребенка в сторону (3-5 метров), поверните спиной к игрушкам и воспроизведите звучание одной из них.Малыш должен подойти и указать на звучащую игрушку (назвать) (воспроизвести ее звучание.

    • Определение голосов членов семьи, птиц, животных.
    • Определение звуков и шумов, доносящихся с улицы (машины, трамвай, дождь:)
    • Перемещение предметов по заданию, например, взять со стола мишку и поставить его на диван (на стул, на полку, под шкаф :)
    • На столе разложены знакомые игрушки, картинки, предметы. Предложите ребенку посмотреть на них внимательно, а затем подать Вам сразу 2 предмета. В дальнейшем задание можно усложнить: попросите подать одновременно 4 предмета и т.д.
    • Повторение сочетаний звуков и слогов: А,У,И, А-У, А-И, О-А, ТА, ПА, ТА-ТА, МА-МА-МА, ТА-МА-СА и т.д.
    • Повторение слов, словосочетаний, небольших предложений. Для усложнения: ребенок стоит спиной к говорящему и повторяет за ним все словосочетания, сохраняя их количество и порядок.

    Дыхательные и голосовые упражнения

    • Сдуть со стола мелко нарезанные цветные бумажки, ватку:.
    • Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной формы и длины, стараясь сдвинуть их с места
    • Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазике, тарелке, миске с водой
    • Надувать резиновые шарики, бумажные и целлофановые мешочки, дуть в дудочку, свистульку.
    • Надувать мыльные пузыри

    Артикуляционные упражнения

    - для лица: надуть щеки, сделать лицо веселое,удивленное:

    - для губ: выпячивание губ трубочкой, щелконье плотно сжатыми губами

    - для языка: показать широкий и узкий язык,облизывание верхней и нижней губы, движение языком вправо и влево, пощелкивание языком("лошадка")

    Развитие правильного звукоподражания

    Звуковое подражание: укачиваю ребенка (а-а-а),гудит паровоз (у-у-у), плач ребенка (уа-уа-уа), крик в лесу (ау-ау)

    Подражание голосам птиц, животных (мяу, му, ква,пи-пи, га-га)

    Подражание звукам транспорта (би-би, тук-тук,тик-так)

    Упражнения на развитие мелкой моторики

    Перебирание крупы, гороха, фасоли, выбирая мусор, испорченные зерна.

    Разложить пуговицы по величине, цвету, форме:

    Разобрать монеты по величине.

    Надевать и снимать перчатки, рукавички.

    Нанизывать на толстую нитку, проволоку бусинки,ягоды рябины.

    Работа с пластилином, карандашами, кистью.Конструирование.

    Игры со сказками

    В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.

    "Отгадай название сказки"

    Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.
    Сивка: Заюшкина: Конек: Гадкий: Мороз:Царевна: Гуси: Мальчик: Красная: Крошечка:Дюй: Цветик:
    Аленький: Золотой: Бременские: Доктор:

    "Что лишнее?"

    Один из игроков называет несколько слов,которые встречаются в задуманной сказке, а одно не относится к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.
    Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка"Лиса и заяц").
    Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка"Репка").
    Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси - лебеди(сказка "Гуси - лебеди").
    Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья -царевна (сказка "По - щучьему веленью").
    Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто( "Сказка о рыбаке и рыбке").

    Веселое азбуковедение.

    Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас,знания о языке.

    Игра с мячом "Скажи наоборот".

    Зима - лето, Жара - холод, Правда - ложь, Богач- бедняк, Горький - сладкий, Полезный -вредный:

    "Волшебная палочка феи Словарины"

    Для игры необходима "волшебная" палочка.Один конец палочки уменьшает, а другой -увеличивает.
    Взрослый игрок называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим в зависимости от конца палочки,которой дотронулись до ребенка.
    Дом - домик - домище, Мост - мостик - мостище,Дождь - дождик - дождище, Кот - котик - котище:

    Желаем приятного досуга!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

    Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

    Экологический познавательно-игровой проект "Домашние животные и их детёныши\'\' в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи

    Игровые экологические проекты встречают большой интерес со стороны четырехлетних малышей, буду рада, если мой опыт пригодится кому-то......

    Цикл логопедических выступлений на родительских собраниях в старшей логопедической группе.

    Родительское собрание № 1.Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».Родительское собрание № 2.Тема: «Логопеди...