Главные вкладки

    Картотека дыхательных упражнений
    картотека по логопедии по теме

    Царегородцева Елена Юрьевна

    В картотеке представленны игры и упражнения на развитие физиологического дыхания, а также выработке плавного и продолжительного речевого выдоха

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kartoteka_dykhatelnykh_uprazhneniy.doc50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дыхательные упражнения и игры

    "Мой воздушный шарик".

    Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.

    Оборудование: воздушные шары.

    Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.

    Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:

    Вариант 1.

    Мой воздушный шарик, раз, два, три.

    Легкий, как комарик, посмотри.

    Носом я вдыхаю, не спешу,

    За своим дыханием слежу.

    Вариант 2.

    Каждый день я в шарик дую,

    Над дыханием колдую.

    Шарик я надуть стремлюсь

    И сильнее становлюсь.

    "Дыхание".

    Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.

    Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений.

    Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:

    Носиком дышу свободно,

    Тише - громче, как угодно.

    Без дыханья жизни нет,

    Без дыханья меркнет свет.

    Дышат птицы и цветы,

    Дышим он, и я, и ты.

    (Вдохи всем телом после каждой строчки).

    "Воздушный футбол". 

    Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

    Оборудование: "мячи" из ваты, кубики.

     Из кусочков ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками.

    "Снегопад". 

    Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

    Оборудование: "снежки" из ваты.

    Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.

     "Снегопад". 

    Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

    Оборудование: "снежки" из ваты.

    Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.

    "Листопад". 

    Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

    Оборудование: листочки из тонкой бумаги.

    Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" - сдувать листочки с ладони.

    "Кораблик". 

     Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

    Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

    Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

    Ветерок, ветерок, натяни парусок!

    Кораблик гони до Волги-реки.

    "Лети, перышко!". 

    Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

    Оборудование: перышки небольшого размера.

     Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело

    "Лесная азбука". 

    Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.

    К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку:

    "У-У-У" - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).

    "А-У-У" - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).

    "Ы-Ы-Ы" - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

    "Яблоня". 

    Цель: развивать слуховое внимание, умение координировать носовое и ротовое дыхание, выполнять согласованные движения руками.

    Педагог  читает сказку, дети выполняют движения по тексту:

    Есть сказка новая у нас - интереснейший рассказ.

    Про то, как яблоня росла, и каждый год весной цвела,

    Все лето яблоки висели и потихоньку дружно спели.

    А эта яблоня какая? Да, да, красивая, большая,

    И много у нее ветвей, совсем как руки у детей.

    (Дети встают в круг, тесно прижавшись друг к другу. Поднимают вверх соединенные руки, покачивают ими).

    Солнце ласково нас греет, быстро яблоки поспеют.

    Вы посмотрите-ка на них, как много яблок здесь больших.

    (Дети разъединяют руки, сжимают их в кулачки).

    Что-то ветер разыгрался и раздулся, разгулялся.

    (Дети покачивают руками из стороны в сторону).

    Надо ветру помогать, тоже будем поддувать,

    Носом воздух набираем, через ротик выпускаем.

    (Дети дуют все вместе).

    Сразу яблоки упали и о землю застучали,

    Вдруг, откуда ни возьмись, здесь зверята собрались,

    Быстро яблоки съедают, в лес обратно убегают.

    (Топают ногами).

    Одно яблоко осталось, повисело еще малость,

    Дальше с яблони свалилось, по дорожке покатилось.

    Посмотреть на белый свет, хочешь верь, а хочешь нет.

    (Движение "веретено" согнутыми в локтях руками).

    "Дует ветерок".

    Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.

    Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:

    Золотое солнышко по небу катается

    С утра улыбается,

    А улыбки-лучи очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой  руке, изображая "солнышко" и встают в круг).

    Что было дальше?

    Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку").

    Вдруг подул ветерок,

    А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).

    "Комар". 

    Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

    Оборудование: предметная картинка "комар".

    (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "з").

    Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук "з". Взрослый произносит рифмовку:

    З-з-з - комар летит,

    З-з-з - комар звенит.

    "Жуки".

    Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

    Оборудование: предметная картинка "жук".

     (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж").

    Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит рифмовку:

    Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

    Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

    "Рычалка".

    Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

     (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "р").

    Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе

    "Варим кашу".

    Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.

    Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.

    Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова:

    Раз, два, три,

    Горшочек, вари!

    ("Продукты" поочередно входят в круг - "горшочек").

    Каша варится.

    (Дети , выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш").

    Огонь прибавляют.

    (Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).

    Раз, два,три,

    Горшочек, не вари!

    "Мычалка".

    Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

    Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе.

    Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".

    "Дирижер".

    Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, зрительное внимание.

    Оборудование: палочка для дирижера, фишки для обозначения звуков (красные - гласные; синие с колокольчиком - согласные, звонкие, твердые; зеленые с колокольчиком - согласные, звонкие, мягкие; синие без колокольчика - согласные, глухие, твердые; зеленые без колокольчика - согласные, глухие мягкие).

    Педагог выступает в роли дирижера, дети стоят перед ним. Взяв в одну руку одну из фишек, а в другую руку - палочку, дирижер делает палочкой жест и призывает детей произносить предлагаемый звук, сделав предварительно вдох через нос.

    Методические указания. Необходимо дать детям установку на произнесение конкретного звука, который, например, изучается в настоящее время на занятии по формированию фонематической стороны речи.

    "Дразнилка" или "Изобрази животное".

    Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.

     Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:

    Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.

    Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:

    Кар-кар, гав-гав, жу-жу,

    Бе-бе, ме-ме, ква-ква.

    "Эхо".

    Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе звуков, слогов, слов.

    Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово), а другая повторяет его тихо.

    Рекомендуется употреблять гласные звуки и их сочетания, открытые слоги, двух- и трехсложные слова без стечения согласных: "А", "АУ", "МАМА", "КУБИКИ".

    "Поезд".

    Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз.
    Оборудование: схемы слов - "вагончики", предметные картинки из серий: "Игрушки", "Овощи" и др.

    Показывается предметная картинка и педагог проговаривает фразу типа: "Это яблоко" и выставляет два вагончика.

    Детям предлагается дополнить фразу одним новым словом - добавить к поезду "вагончик".

    Например, ребенок может сказать: "Это большое яблоко". Следующий ребенок скажет: "Это большое красное яблоко".

    На каждое добавленное слово присоединяется "вагончик".

    Важно помнить, что перед началом фразы необходимо сделать вдох.

    Фразы из 3-4 слов произносятся на одном выдохе, более длинные фразы - с паузой через 3-4 слова.

    " Полет на шарике".

    Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, ритм и выразительность речи; умение сочетать речь с движениями.

    Оборудование: разноцветные мячи.

    Дети двигаются по кругу с мячами в руках и произносят стихотворный текст:

    Все дети во сне летают.

    (Дети поднимаются на носочки и тянут руки с мячом вверх).

    К звездам полететь мечтают.

    Мы подрастаем, пока летаем.

    (Дети двигаются по кругу с мячами в руках).

    Мы подрастаем, пока мечтаем.

    (Дети поднимаются на носочки, тянутся мячом вверх и делают вращения вокруг себя).

    "Веселые движения".

    Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, умение сочетать речь с движениями.

    Я люблю играть в футбол,

    Забивать в ворота гол. (Имитация удара ногой по мячу).

    Я играю в баскетбол, (Имитация броска мяча в кольцо).

    И, конечно, в волейбол. (Имитация паса в волейбол).

    Методические указания. Каждая стихотворная строка произносится на выдохе, перед произнесением следующей строки делается вдох.

    "Потягушеньки".

    Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, мимику, умение сочетать речь с движениями.

    Дети произносят стихотворный текст, сопровождая его движениями:

    Потягушеньки моей душеньке.

    Тянем ноженьки, тянем рученьки. (Поднимание стоп на носки, руки расходятся через стороны вверх).

    Сон скорее уходи, сила, приходи. (Руки напряжены, согнуты в локтях в положении поднятой штанги).

    Улыбнись, дружок, хоть один разок. (Улыбка).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека дыхательных упражнений для работы с коррекционными группами

    В данном документе представлена подборка дыхательный упражнений, применяемых на занятиях в коррекционных группах....

    Картотека дыхательных упражнений.

    Картотека дыхательных упражнений используется мной на логопедических занятиях с детьми, а так же дается воспитателям для отработки....

    Картотека дыхательных упражнений для детей раннего возраста

    Дыхательные упражнения. Цель, оборудование, ход упражнения, стихи....

    Картотека Дыхательные упражнения

    Картотека Дыхательные упражнения поможет улучшить работу с детьми в области улчшения певческих навыков....

    Картотека дыхательных упражнений

    Картотека дыхательных упражнений...