картотека дыхательные упражнения и массажи
картотека (младшая группа) на тему

Шаманская Светлана Анатольевна

картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dykhatelnye_uprazhneniya_i_massazhi.doc378 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательные упражнения (Казьмин В.Д. 2000)

Дышите тихо, спокойно и плавно.

И.П.: стоя, сидя, лёжа (глаза лучше закрыть). Сделать медленный вдох через нос, пауза (кто, сколько сможет), затем плавный выдох через нос (5- 10 раз)

Подышите одной ноздрёй

И.П.: сидя, стоя, туловище выправлено, но не напряженно. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй сделать тихий продолжительный вдох. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки, через правую ноздрю сделать тихий вдох (3- 6 раз).

«Воздушный шар»

И.п.: лежа на спине, туловище расслабленно, глаза закрыты, ладони на животе. Сделать медленный плавный вдох без каких либо усилий; живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Сделать медленный плавный выдох; живот медленно втягивается (4- 10 раз).

«Воздушный шар» в грудной клетке.

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный ровный выдох. Медленно выполнять вдох через нос, руки должны ощущать растирание грудной клетки. При выдохе грудная клетка вновь  медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными (6- 10 раз).

«Воздушный шар» поднимается вверх.

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным  и плавным поднятием и опусканием плеч (4- 8 раз).

«Ветер»

И.п.: лежа, сидя, стоя, туловище расслабленно. Сделать полный вдох, выпячивая живот и грудную клетку; задержать дыхание на 3- 4 секунды; сквозь зажатые губы с силой выпустить воздух с несколькими отрывистыми выдохами.

«Радуга, обними меня».

И.п.: стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны; задержать дыхание на 3- 4 секунды; растягивая губы в улыбке, произносить звук «С» выдыхая воздух и втягивая в себя живот. Руки сначала вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи (3- 4 раза).

Повторить 3- 5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».

Комплекс самомассажа глаз:

а). Зажмуримся- посмотрим на человека (3 раза)

б). Постреляем глазами вверх, вниз (3 раза).

в). Посмотрим вдаль- на носик (3 раза)

г). Поморгаем (3 раза)

д). Глазки отдыхают. Потереть ладошки, приложить к глазкам (2 раза).

Массаж пальцев.

Дети растеряют каждый палец левой руки указательным и средним пальцами правой, сопровождая манипуляции словами:

Без пальто гулял глупышка,

И замер он кА ледышка.

Чтобы пальчики отогреть,

Будем мы его тереть.

Затем тоже - самое проделывают с пальцами правой руки со словами:

Жил на свете Алладин,

У него был в лампе Джин.

Чтоб позвать наружу Джина,

Трём мы лампу Алладин.

Гимнастика для пальцев с использованием карандашей.

Дети перекатывают между двух ладоней два карандаша, сопровождая действия словами:

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Гимнастика для глаз.

Закрыть глаза и сидеть в таком положении 10- 15 сек. затем выполнить движения глазами яблоками поочередно вправо- влево, вверх- вниз, вправо- вверх, вправо- вниз, влево вверх, влево вниз. Выполнять 18-20 сек, темп медленный. Далее закрыть глаза и выполнить самомассаж надбровных дуг и нижней части глазниц, делая пальцами, легкие круговые поглаживание движения от носа к вискам в течение 20 секунд. Затем посидеть спокойно с закрытыми глазами 10 секунд.

Точечный массаж и упражнение на дыхание.

Вперед рука, назад рука

Разогрели их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

( соединить ладони вместе и потереть ими до нагрева).

Подойдёт ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос! 

(слегка подергать кончик носа)

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь!

(указательным пальцем массировать точку под носом)

А мороз сильней- сильней!

(указательными пальцами нажимать точку у рта в местах соединения губ)

Ну - ка, ушки разогрей!

(растирать за ушами; «примазывать» уши, что бы не отклеились)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги!

(вдох, на выдохе слегка постукивать по ноздрям со звуком «м- м- м»).

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

(вдох через нос, выдох через рот на ладонь- «сдуваем снежинку с руки»).

Массаж спины «Свинка». (По М. Картушиной)

Как на пишущей машинке,

Две хорошенькие свинки.

Дети встают друг за другом в круг, и похлопывают ладонями по спине впереди стоящего ребёнка, на повторение поворачиваются на 180* и поколачивают кулачками, затем постукивают пальчиками и поглаживают ладонями.

Все постукивают,

Все похрюкивают:

Туки- туки- туки- тук!

Хрюки- хрюки- хрюки- хрюк!

Массаж тела «Заболела кисонька»

Кисонка - беляночка

Болит у кисы головушка,

Ой! КА болит.

Болит у кисы лапочка,

Ой! Как болит.

Болит у кисы ноженька,

Ой! Как болит.

Гладят голову движениями ото лба к затылку. Поглаживают поочередно руки от кисти к плечу. Поглаживают ноги с низу.

«Что бы горло не болело». Массаж.

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело

(поглаживание ладонями шеи мягкими движениями сверху, вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать надо носик растирать

(указательными пальцами растеряют крылья носа)

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком

(приклыдывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его)

«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты умело

( указательными и средними пальцами растирают точки перед и за ушами)

Знаем- знаем, да- да- да, нам простуда не страшна!

Закаливающее дыхание. «Поиграем с носиком».

«Найди и покажи свой носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

Подходи ко мне дружок,

И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди,

Светлане Алексеевне покажи.

«Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребёнок берёт свой носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

Надо носик очищать,

На прогулку собирать.

«Носик гуляет»

Предложить детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носику.

Ротик свой ты закрывай,

Только с носиком гуляй.

«Носик балуется»

На вдохе ребёнка оказывает сопротивление воздуха, надавливая большим и указательным пальцем на крылья носа.

Вот так носик- баловник!

Он шалить у нас привык.

«Носик нюхает приятный запах»

Ребёнок делает 10 вдохов- выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

Тише, тише не спеши,

Ароматом подыши.

«Носик поёт песенку»

На выдохе малыш постукивает по крыльям указательным пальцем по крыльям носа и поёт «ба- бо- бу».

Хорошо гулять в саду

И поёт нос «ба- бо- бу».

«Погреем носик»

Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.

Надо носик нам погреть,

Его немного потереть.

«Носик возвращается домой».

Дети убирают платки и салфетки, показывают, что их носик вернулся.

Нагулялся носик мой,

Возвращается домой.

Гимнастика «Весёлые котята».

Гимнастика «Весёлые котята» (на кровати). Игровая мотивация: приходит кошка и будит своих котят.

1. «Потягивание котят»

И.п.- лёжа на спине, руки вдоль туловища.

В - потягивание руками и ногами напрягая мышцы.

Мы проснулись.

Мы проснулись.

Наши глазки улыбнулись

Лапки потянулись. 

Они тоже ведь проснулись. (4- 5 раз)

2. «Покажем наши лапки»

И.п.- лёжа на спине, руки вдоль туловища.

В - повороты на правый, левый бок.

Уж ты Котенька, коток,

Повернись- кА на бочок! (по два раза на каждую сторону)

3. И.п.- стоя на четвереньках.

В - выгибая и прогибая спину («Кошечка»)

Вот и кошечка проснулась.

Всем котятам улыбнулась.

А потом нахмурилась. (4- 5 раз).

4. «Красивые котята»

И.п.- сидя на кровати по - турецки, руки на поясе.

В- поворот головы вправо, влево спина прямая.

Все у зеркала мы сели

И себя там рассмотрели. (4- 5 раз).

Массаж рук.

Растирание «Дружные ладошки».

Энергично потереть ладони, выполнять движения вверх, вниз.

Мы потрём ладони наши.

Чтобы были они краше.

Ладошкой ладошку погладим немножко.

Надавливание «Моя семья».

Поочередно надавливать на фаланги пальцев, начиная от их основания до кончиков пальцев, сильно надавив ноготь. Обязательно проговаривать название каждого пальца.

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я,

Вот Ир вся моя семья.

Массаж лица.

Поглаживание «Хомячок»

Поглаживающие движения щеки от носа до ушей.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок,

Хомка рано встаёт, щёчки моет, щёчки трёт,

Щёчки гладим, носик трём,

Губки улыбаются, у нас всё начинается.

Самомассаж биологически активных зон.

«Снеговик» дети произносят хором…

Раз и два, раз  и два-

Лепим мы снеговика

Мы покатим снежный ком

Кувырком, кувырком.

Мы его слепили ловко

Вместо носа есть морковка

Вместо глазок - угольки,

Ручки- веточки нашли, а на голову- ведро.

Посмотрите вот оно!

Массаж лица «Ёжик»

Жа- жа- жа

Мы нашли в лесу ежа (слегка касаясь пальцами, провести по лбу 7 раз),

Жу- жу- жу

Подошли мы к ежу (слегка касаясь пальцами, провести по щекам 7 раз),

Ужа- ужа- ужа

Впереди большая лужа (приставить ладони ко лбу, как бы сделав козырек и растереть лоб движениями в стороны - вместе).

Жок- жок- жок

Надень ёжик, сапожок (кулачками массировать крылья носа).

Массаж пальцев «Малина».

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю  (левая рука согнута в локте и поднята на уровне лица). Кисть опущена (пальцы - «ветка»). Правой рукой пальцы собраны в щепотку.

Ягод - полное лукошко!

Я попробую немножко (сложить ладони корзинкой)

Я поем ещё чуть-чуть,

Легче будет к дому путь.

Я поем ещё малинки.

Сколько ягодок в корзинке (собранными щепотью пальцами правой руки прикасаться к левой ладони и подносить ко рту)?

Раз, два, три, четыре, пять (поочередно массировать палец на одной руке, при повторение на другой)…

Снова буду собирать.

Хлопки в ладоши. Угостил нас ёжик малинкой и стал играть в догонялки.

Массаж биологически активных зон, (предотвращающий простудные заболевания).

Тили – тили - тили- бом!

Сбил сосну зайчишка лбом (приставить ладони козырьком ко лбу и энергично разводить их в стороны и сводить вместе),

Жалко мне зайчишку,

Носит зайка шишку  (кулачками продавить по крыльям носа от переносицы к щекам).

Поскорее сбегай в лес

Сделай заиньке компресс (раздвинуть указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак, массировать точки, находящиеся перед и за ухом).

Массаж тела «Лягушата».

Выполнять движения соответствуя тексту.

Лягушата встали, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки,

Спинки- тростинки.

Ножками затопали,

Ручками захлопали.

Постучим ладошкой

По ручкам мы немножко.

А потом, потом, потом

Грудку мы чуть- чуть побьём.

Хлоп- хлоп тут и там,

И немного по бокам.

Хлопают ладошки

Нас уже по ножкам.

Погладили ладошки

И ручки и ножки.

Лягушата скажут «Ква!»

Прыгать весело друзья.

Прыгал, прыгал лягушонок по тропинке, заметил землянику и тоже захотел есть.

Пыхтя, тащил домой грибок

Проворный маленький зверёк.

Ни головы, ни ножек,-

Конечно это…(ёжик)

Массаж «Лиса»

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась.

Лапкой влево потянулась,

Солнце нежно улыбнулось (движения выполняются соответственно тексту).

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала-

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота (все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру)

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Стала гладить руки, ножки

И бока совсем немножко.

Ну красавица- лиса (красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо- влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину).

До чего же хорошо!

Массаж лица «Пчела».

Ла- ла- ла

На цветке сидит пчела (провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам- 7 раз),

Ул- ул- ул

Ветерок подул (провести пальцами по щекам сверху- вниз- 7 раз),

Ала- ала- ала

Пчёлка крыльями махала (кулачками энергично провести по крыльям носа- 7 раз),

Ила- ила- ила

Пчёлка мед носила (растереть лоб ладонями, переставленными к нему козырьком).

Колокольчики, ромашки

Незабудки, васильки

Босиком и без рубашки

Ходим мы, плетём венки.

Массаж спины «Дождь».

Дети встают друг за другом паровозиком и выполняют следующие движения.

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам (хлопки ладонями по спине).

Гром. Гром, как из пушек.

Нынче праздник у лягушек (поколачивание кулачками)

Град.град.сыплет град.

Все под крышами сидят (постукивание пальчиками)

Только мой братишка в луже (поглаживание спины ладошками)

Ловит рыбу нам на ужин.

Массаж спины «Дождь»

По дороге золоченной

Осень в гости к нам пришла,

И зверятам, и ребятам-

Всем подарки принесла.

Массаж пальцев «Рукавицы»

Вяжет бабушка лисица

Всем лисятам рукавицы (поочередно потереть большим пальцем подушечки остальных пальцев).

Для лисёнка Саши,

Для лисички Маши,

Для лисёнка Коли,

Для лисички Оли (поочередный массаж пальцев левой руки, начиная с большого),

А маленькие рукавички

Для Наташеньки- лисички.

В рукавичках - да- да- да (потереть ладони друг о друга),

Не замерзнем ни когда

А у нас есть валенки.

Отвечали заиньки.

Что нам вьюга да метель?

Хочешь, Мишенька, примерь.

Массаж носа «Морковь»

Педагог: медведь начал морковь дергать, да так что она во все стороны полетела. Как раз мимо ёжик проходил, а одна морковка ему прямо в голову угодила и на колючках повисла.

-ф- ф- ф…- рассердился ёжик.- что это тут делается?

-морковку дергаем!- рявкнул медведь.

- а я за грибами в лес собрался. Насушу их на зиму.

Тут медведь решил, что грибы вкуснее, чем морковь. Оставил зайца одного морковку убирать, а сам с ёжиком в лес пошёл. А зайка собрал урожай и заплясал на радостях.

Массаж ног «Курочка и петушок»

Наседка нередко ругала цыплят (поглаживание подъёма ноги)

Кончайте клеваться, кому говорят!(массаж щиколоток)

Кто много клюётся, тот мало клюёт, (похлопывание пальцами по ноге от щиколотки вверх)

Кто мало клюёт, тот плохо растёт, (поколачивание кулачками по ноге снизу вверх)

Кто мало растёт, тот болен и худ, (поглаживание ноги ладонями)

Кто худ и бессилен, того заклюют!

Игровой массаж

Закаливающее дыхание.

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и с работой со старшими детьми. Проводить 2- 3 раза в день.

«Поиграем с носиком»

1. организационный момент.

А). «Найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

2. основная часть

Игровые упражнения с носиком.

Б). «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

В). «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, что бы он не мешал гулять и хорошо дышать носику.

Старшим детям можно предложить включить дыхание ртом, поджав кончик языка к твёрдому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

Г). «Носик балуется».

На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцем одной руки на крылья носа.

Д) «Носик нюхает приятный запах».

Ребёнок выполняет 10 вдохов- выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательными пальцами.

Е). «Носик поёт песенку»

На выдохе малыш постукивает указательными пальцами по крыльям носа и поёт «Ба - бо- бу».

Ж). «Погреем носик»

Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делает как бы растирание.

3. Заключительный этап.

З). «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослом,у что их носик вернулся.

Примечание: Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне дружок,

И садись ск5орей в кружок.

Носик ты быстрей найди,

Светлане Алексеевне покажи.

Надо носик очищать,

На прогулку собирать.

Ротик ты свой закрывай,

Только с носиком гуляй.

Вот так носик- баловник.

Он шалить у нас привык.

Тише, тише не спиши,

Ароматом подыши

Хорошо гулять в саду

И поёт нос «ба- бо- бу».

Надо носик нам погреть,

Его немедленно потереть.

Нагулялся носик мой,

Возвращается домой.

Массаж рук.

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическ4ому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

1.Подготовительный этап

Дети растирают ладони до приятного тепла.

2. основная часть

А) Большим и указательными пальцами одной руки массируем- растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланге мизинца другой руки.

Б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук

В) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг от друга, направляя ладони в противоположные стороны.

Г) Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

Д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

З) Заключительный этап.

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Примечание: упражнение можно сопровождать стихами.

Эй, ребята, все ко мне

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж

И начинай игру массаж.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми

Никого не обойду

С ноготками поиграю

Друг об друга патеру.

Потом руки «помочалю»

Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я сложу

На замочек их закрою

 И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут. Как зайчики

Раз- два, раз- два

вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра

Отдыхает детвора.

Массаж волшебных точек ушек.

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2- 3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

1. организационный момент.

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

  1. основная часть

Упражнения с ушками.

А). «Найдём и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому.

Б). «Похлопаем ушками».

Ребёнок заводит руки за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. При этом ребёнок должен ощутить хлопок.

В). «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

Г). «Покрутим козелком»

Ребёнок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок- выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20- 30 сек.

Д). «Погреем ушки»

Ребёнок прикладывает к ушам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.

  1. Заключительный момент

дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание: количество повторений каждого упражнений зависит от возраста детей. В среднем это составит 7- 8 раз, для малышей достаточно 5- 6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне дружок,

И садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди,

И скорей их покажи.

Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались.

А потом, а потом,

Покрутили козелком.

Ушко, кажется замерзло

Отогреть его так можно.

Раз- два, раз- два

Вот и кончилась игра

А раз кончилась,

Наступила тишина.

Закаливающий массаж подошв.

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошве ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массировать стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3- 10 мин, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

«Поиграем с ножками»

  1. Подготовительный этап.

А). Удобно сесть и расслабиться.

Б). смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1- 2 капли на ладошку)

2. Основная часть.

А) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.

Б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.

В) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцем.

Г) Похлопать подошву ладонью.

Д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.

Е) Показать ногами (подошвами) палку, не сильно нажимая на неё.

Ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

З. Заключительный этап

А) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.

Б) Посидеть спокойно, расслабиться.

Примечание: дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:

Мы ходили, мы скакали

Наши ноженьки устали.

Сядем, все мы отдохнём,

И массаж подошв начнём.

На каждую ножку крема понемножку

Хоть они и не машина

Смазать их необходимо.

Проведём по ножке нежно,

Будет ноженька прилежной.

Ласка, всем друзья нужна

Это помни ты всегда.

Разминка тоже обязательна,

Выполняй её старательно,

Растерей, старайся

И не отвлекайся.

По подошве, как граблями

Проведём сейчас руками.

И полезно, и приятно

Это всем давно понятно.

Рук своих ты не жалей

И по ножкам бей сильней.

Будут быстрыми они,

Потом, попробуй догони.

Гибкость тоже нам нужна,

Без нее мы не куда

Раз - сгибай, два- выпрямляй

Ну, активнее давай.

Вот работа, так работа

Палочку катать охота

Веселее ты катай

Да за нею поспевай.

В центре зону мы найдём,

Хорошенько разотрём.

Надо с нею нам дружить,

Чтобы все здоровым быть.

Скажем все! Спасибо!»

Ноженькам своим

Будем их беречь мы

И всегда любить.

Обширное умывание.

Обширное умывание как обширный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.

Проводиться после сна.

Суть обширного умывания заключается в следующем: ребёнок раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последующих действий.

«Умывай-ка»

«раз»- обмывают правой рукой левую кисть.

«два»- обмывают левой рукой правую кисть.

«три»- мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.

«четыре»- левой мокрой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.

«пять»- мокрые ладони кладёт сзади на шею и одновременно ведёт вперёд.

«шесть»- мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.

«семь»- мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.

«восемь» ополаскивает руки.

«девять»- отжимает их, слегка стряхивая.

«десять»- вытирает руки насухо.

Примечание: умывание можно сопровождать стихами:

Раз- обмоем кисть руки,

Два- с другою повтори.

Три- до локтя намочили,

Четыре- с другою повторили.

Пять- по шеи провели,

Шесть- смело по груди.

Семь- лицо своё обмоем,

Восемь- с рук усталость смоем.

Девять- воду отжимаем,

Десять- сухо вытирай.

Массаж биологически активных зон «Обезьяна Чи- чи- чи»

Обезьянка чи- чи- чи

Продавала кирпичи (провести ладонями по шее от затылочной части к основанию горла),

Прибежал тут к ней зайчонок,

- не продашь ли кирпичонок (указательным и средним пальцем провести по крыльям носа)?

- нет - сказала чи- чи- чи

Продаю я кирпичи (всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам).

Знай, Зайчонок!

Нет слова «кирпичонок» (раздвинуть указательный и средний пальцы, поставив их перед и за ухом и энергично растереть кожу около ушей).

Хоть красиво в магазине

Всем игрушкам на витрине,

Стало скучно им стоять,

Захотелось поиграть (дальше действия обыгрываются с куклами и мишкой).

Кукла в ванночке не плачет,

Просидит хоть целый час.

Любит мыться! Это значит-

Кукла умница у нас!

Массаж пальцев «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики (растирание ладоней),

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один. ( поочередное массирование пальцев с начало на одной руке, потом на другой)

Чок- чок- чок-

Закружился волчок.

Он жужжит, гудит, поёт

Поиграть ребят зовёт.

Массаж спины «Паровоз»

Дети встают друг за другом «паровозиком».

Паровоз кричит: «Ду - ду!

Я иду, иду, иду!» (поколачивание кулачками)

А вагоны стучат, а вагоны говорят:

«так- так- так- так- так- так! (похлопывание ладошками)

Так- так- так! Так- так- так»

Дети паровозиком уезжают из зала.

Массаж спины «Паровоз»

Паровоз привёз Мишане

Кошку с чёрными ушами.

А чего привёз он нам,

Это ты увидишь сам!

Массаж биологически активных зон «Наступили холода»

Ехать в поезде тепло

Поглядим - кА мы в окно.

А на улице зима,

Наступили холода.

Давайте сделаем массаж от простуды.

Да- да- да

Наступили холода (потереть ладошки друг от друга),

Да- да- да

Превратилась в лёд вода (мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз).

Ду- ду- ду

Поскользнулся я на льду (указательными пальцами помассировать крылья носа.).

Ду- ду- ду

Я на лыжах иду (растереть ладонями уши).

Ды- ды- ды

На снегу есть следы (приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны- к середине лба).

Ди- ди- ди (хлопки в ладоши)

Ну, заяц погоди! (погрозить пальцем)

Массаж биологически активных зон «Снеговик»

Раз- рука, два – рука (вытянуть вперед одну руку потом другую)

Лепим мы снеговика (имитировать лепку снеговика)

Три- четыре, три- четыре погладить ладонями шею)

Нарисуем рот пошире.

Пять- найдём морковь для носа,

Угольки найдём для глаз (кулачками растереть крылья носа),

Шесть- наденем шляпу косо,

Пусть смеется он у нас (приставить ладони ко лбу «козырьком» и растереть лоб),

Семь и восемь, семь и восемь

Мы плясать его попросим (погладить колени ладошками),

Снеговик зиме радуется, но придёт весна и он заплачет.

Снеговик на весну обижается,

Снеговик от тепла простужается.

У него, если нет мороза,

Капли капают с носа…

Дети проговаривают стихотворение, сопровождая его движениями.

Мы слепили снежный ком, (имитировать как лепят снежки)

Ушки сделали потом (приставить раскрытые ладони к голове)

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись для нас (указательными пальцами слегка прикасаться к уголкам глаз)

Кролик вышел как живой (поджать руки к груди, кисти опущены)!

Он с хвостом игловой (рукой показать хвост, положить обе ладони на голову)!

За усы не тяни (погрозить пальцем)

Из соломинок они!

Длинные, блестящие (развести руки от носа в стороны).

Точно настоящие (покачать головой).

А под ёлочкой сидят кролики и зайчики.

Поиграем, поиграем, девочки и мальчики.

Массаж рук « Строем дом»

Целый день тук да тук (похлопывание ладонью правой руки по левой руке от кисти к плечу.

Раздаётся звонкий стук (похлопывание ладонью по правой руке),

Молоточки стучат (поколачивание правым кулачком по левой руке от кисти к плечу),

Строим домик для зайчат.

Молоточки стучат, (поколачивание кулачком по правой руке)

Строим домик для бельчат.

Этот дом для белочек, (растирание правым кулачком левой руки круговыми движениями)

Этот дом для зайчиков (растирание кулачком правой руки),

Этот дом для девочек (быстро пробежаться пальчиками правой руки по левой от кисти к плечу),

Этот дом для мальчиков (пробежаться пальцами по правой руке),

Вот какой хороший дом (погладить ладонью левой руки от кисти к плечу),

Как мы славно заживём (погладить ладонью правую руку),

Будем песни распивать, (скользкие хлопки ладоней друг от друга).

Веселиться и плясать.

Массаж биологически активных зон «Труба» (для профилактики простудных заболеваний).

Ба- ба- ба (провести всеми пальцами по лбу от середины к вискам- 7раз)

На крыше есть труба.

Бу- бу- бу (кулачками провести по крыльям носа- 7 раз)

Надо чистить трубу

Бы- бы- бы (растереть ладонями уши)

Валит дым из трубы.

Всех зовём на новоселье!

Начинается веселье.

Упражнение для мышц шеи «Петушок».

Петя, Петя- петушок (наклоны головы вправо)

Целый день учил стишок.

А запомнил он строку (наклоны головы вперёд- назад)

Лишь одну: - «Ку- ка- ре- ку!» (на последнее слово- на каждый слог ударять руками по бёдрам)

Чтоб весело стало игрушкам сейчас,

Оркестр настоящий сыграет для вас.

Массаж пальцев «Орешки».

Наклонил орешник ветки (поглаживание ладонью правой руки кисти левой),

Дарит всем зверям орешки (круговые движения собранными вместе кончиками пальцев правой руки по ладони левой).

Вот орешек для бельчонка,

Вот орешек для мышонка, (поочередно массирование каждого пальца левой руки, начиная с большого)

Вот орешек хомячку,

Вот орех бурундуку,

И орешек для меня

Приготовил он друзья!

Потирание ладоней друг от друга. При повторении так же массировать пальцы правой руки.

Массаж биологически активных зон «Снегири»

Дети проговаривают чистоговорку.

Ра- Ра- Ра-

Погляди – ка, детвора  (приставить ладони ко лбу козырьком и растирать лоб движениями в стороны к центру).

Ря- ря- ря-

Взошла красная заря (раздвинуть указательный и большой пальцы и растирать точки перед и за ушами),

Ре- ре- ре-

Растёт рябина на горе (кулачками энергично провести по крыльям носа 7 раз),

Ри- ри- ри-

Клюют рябину снегири (пальчиками легко пробежаться по щекам).

Массаж спины «Барабан».

Дети встают друг  за другом.

Бам - бам- барабан, (похлопывание ладонями)

Что за шум и тарарам?

Дядя Барабан, мы так стучали, (постукивание пальчиками)

Что перебудили целый свет.

- пять копеек где-то потеряли (поколачивание кулачками)

Не купить теперь конфет.

- Бам- бам- барабан, (поглаживание ладошками)

Я конфетку куплю я сам.

Массаж биологически активных зон «Кисонька».

СА- СА- СА (поглаживание ладонями шеи)

Кисонька- краса,

Сы- сы- сы ( кулачками провести по крыльям носа 7 раз/)

Есть у кисоньки усы.

Исы- исы- исы- (провести пальцами по лбу от середины к вискам 7 раз)

Молоко для кисы.

Иса- иса- иса- (ладонями растирать уши)

Бантиком играет киса.

Массаж лица.

Носик, носик! (провести кулачками по крыльям носа 4 раза)

Где ты носик?

Лобик, лобик!

Где ты лобик? (всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам 4 раза)

Щёчка, щёчка! (пальцами погладить щёки сверху вниз 4 раза)

Где ты щёчка?

Будь чистенькая дочка (погладить ладонями шею),

Будет чистенький сынок ( растереть ладошками уши),

И котенок- малышок (потереть ладони друг от друга).

Педагог спрашивает, дети отвечают, показывая:

-Лапки мыли?

- Мыли!

-Ушки мыли?

-Мыли!

-Хвостик мыли?

-Мыли!

Все помыли.

И теперь мы чистые,

Котики пушистые.

Гимнастика для мышц шеи «Козлик»

Ома- Ома- Ома-

Стоит козлик у дома (поднимать и опускать голову, руки, согнутые в локтях, перед грудью, кисти опущены вниз, пальцы соединены вместе),

Оме- Оме- Оме

Хорошо в высоком доме (качать головой вправо влево, положение рук тоже),

Ме- ме- ме-

Подойди- ко ты ко мне ( поднимать и опускать голову, делая призывные движения руками),

Мот- мот- мот- ( качать головой вправо- влево, грозя пальцем)

Не ставать копытцами на комод.

Массаж пальцев «Грачи».

Мы лепили куличи,

Прилетели к нам грачи (помахать крыльями- ладошками),

Первый грач испек пирог,

А второй ему помог (поочередно массировать каждый палец, начиная с большого),

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал (постучать пальцами по коленям),

Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно загибать пальчики),

Выходи грачей считать! (резко вытянуть руки вперёд, ладонями вверх).

Мимическое упражнение «Подарки».

Дети передают мимикой, как гномы радуются подаркам и благодарят за них.

Массаж ушей «На границе».

Жу- жу- жу- я границу сторожу.

Ши- ши- ши- зашуршали камыши. (провести пальцами по кроям ушных раковин)

Жу- жу- жу- я в дозоре хожу.

Ши- ши –ши- спите сладко малыши. ( потянуть ушные раковины вниз, в стороны, вверх).

Массаж груди.

Дети сжимают пальцы в кулачках и выполняют массаж, делая движения соответственно тексту.

Я мочалку возьму

И ключицу разотру, и кругами, и кругами

Грудь массирую руками.

А потом, а потом

Будет весело кругом.

Стала свинка хрипло хрюкать,

Непослушного баюкать

Баю - баюшки, хрю- хрю.

Упокойся говорю.-

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей  спросонок

- нет твой голос, не хорош.

Очень грубо ты поешь.

Стала думать мышка- мать

Надо курицу позвать.

Приходи к нам тётя Клуша

Нашу детку покачать.

Массаж пальцев «Цыпа»

Цыпа, цыпа

Гуль, гуль, гуль! (массировать большими пальцами остальные от мизинцев к указательным. Выполнять обеими руками)

Я насыплю…

Ты поклюй(кивать головой из стороны в сторону)

Закудахтала наседка:

- Куд- куда! Не бойся детка!

Забирайся под крыло

Там и тихо и тепло

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок

- нет твой голос не хорош

Этак вовсе не уснёшь!

Побежала мышка мать,

Стала щуку в няньки звать

- приходи к нам тётя щука,

Нашу детку покачать-

Стала петь мышонку щука

Не услышал он не звука

Разевает щука рот,

А не слышно, что поёт…

Массаж пальцев.

Я - зверёк

И ты - зверёк

Я - мышонок (поочередно массировать пальцы на левой руке, начиная с большого. При повторении считалки массировать пальцы на правой руке)

Ты - хорёк,

Ты хитёр,

А я умён,

Кто умён,

Тот вышел вон!

Стой!- кричит хорёк мышонку

И бежит за ним вдогонку.

А мышонок прямо в лес

И под старый пень залез.

Стали звать мышонка белки:

- выходи играть в горелки!

- у меня,- он говорит,-

Без игры спина болит. (Тогда белочки стали играть сами)

Массаж биологически активных зон. «Считалка для мышки»

Раз, два, три, четыре, (провести руками по шее от затылка к груди 4 раза)

Сосчитаем дыры в сыре (мягко поглаживать шею ладонями сверху вниз)

Если в сыре много дыр, (указательными пальцами, мягко надавливая, провести по крыльям носа 4 раза)

Значит, вкусным будет сыр (всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам 4 раза).

Если в нём одна дыра, (раздвинув указательный и безымянный пальцы «вилочкой», растереть точки перед и за ушами)

Значит, вкусным был вчера (потереть ладони друг от друга).

Массаж рук «Скворцы».

 Раз и два - звенят капели (пробежаться пальчиками от кисти к плечу),

Три- четыре мы запели (погладить ладонью),

Пять и шесть летят скворцы (круговые движения кулачками),

Семь и восемь - песни льются (поколачивание кулачками),

Девять- десять - все смеются (поглаживание ладонью).

Мимическое упражнение «Рисунок».

Дети мимикой передают содержание стихотворения.

У зайчонка- акварели.

Рисовал он две недели.

Волка серого портрет.

Волк пришел за ним в обед.

Постоял перед картиной

С недовольной, злою миной,

Зайцы уши, натрепал

И ещё пообещал:

- То ли будет впереди,

Ну, заяц, погоди!

За день заинька успел

Переделал кучу дел.

Массаж биологически активных зон «Сорока».

Тра- та- та! Тра- та- та!

По лесу пошла молва:

Нынче солнце золотое

В небе водит хоровод

И на праздник на весенний

Лесных жителей зовёт!

Массаж пальцев.

Добрый доктор Айболит,

Он мышонку говорит: (дети поочередно массируют пальцы с начало на одной руке, при повторении на другой.)

Правила движения,

Все, без исключения,

Знать должны зверюшки,

Барсуки, и хрюшки,

Зайцы и тигрята,

Мышата, и котята.

Посмотрело солнце вниз-

Все на праздник собрались!

Массаж шеи «Петушок»

Через поле, через реку

Крикнул Петя: «Кукареку!» (левой рукой обхватить шею с правой стороны и погладить её, проводя ладонью к основанию горла. Повторить то же правой рукой.)

На высоком берегу

Эхо вторило: «Ку-ку!» (указательным и большим пальцем оттянуть кожу на шее и отпустить его).

Массаж «Лягушата».

Лягушата дружно встали,

Свои лапки показали (протягивают согнутые в когтях руки вперёд, пальцы широко раздвинуты)

Спинки прогибаются, (слегка прогибаются назад)

Лягушки улыбаются.

Лапками похлопали, (хлопки в ладоши)

Ладошками пошлёпали.

Шлёп по грудке, по руке (хлопать ладонями по груди, одной руке, бокам и спине, куда достают руки)

По бокам и по спине.

По другой руке стучали

И ни сколько не устали(похлопать по второй руке от кисти к плечу)

Застучали по ногам: (хлопки по ногам снизу вверх)

Шлёп- шлёп- шлёп, тарам- пам- пам!

А потом, потом, потом

Кулачком все разотрём (кулачками растереть руки, грудь, бока, спину, ноги)

Ладошками себя погладим

И, спиночку, свою распрямим (погладить себя мягкими движениями ладоней. Встать, хорошо выпрямив спину).

Вот лягушка учит крошек,

Как ловить жуков и мошек.

Да самим чтоб не попасть

На охоте в чью то пасть.

Массаж спины «Спинка- тростинка».

«Лягушата» построились друг за другом, стали спинки гладить, выпрямлять.

Лягушата встали (встать, выпрямившись)

Спинки показали.

Вот прямая спинка, (погладить ладонями спину сверху вниз)

Спинка- тростинка,

Ладошками стучали, (похлопать ладошками по спине сверху вниз)

Спинку выпрямляли,

Пальчики бежали, (быстро пробежаться пальчиками по спине)

Спинку выпрямляли,

Кулачки стучали. (поколачивание кулачками)

Спинку выпрямляли

Вот такая спинка, (поглаживание спины ладонями мягкими движениями)

Спинка- тростинка.

Вот лягушка- маша,

Вот лягушка- женя,

Вот лягушка- Ира,

Вот лягушка- Сеня.

Вместе пляшут и поют,

Вместе весело живут,

Вместе хоровод ведёт.

Массаж биологически активных зон «Пчела».

Жу- жу- жу-

Я летаю и жужжу (указательными пальцами провести по крыльям носа, мягко надавливая)

Жи- жи- жи- (рёбрами ладоней растирать лоб)

Мне цветок покажи.

Же- же- же- (ладонями погладить шею сверху вниз)

Василёк ростёт в меже.

Жу- жу- жу-

Про цветы всем расскажу (раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ими точки перед и за ушами)

То, ребята, были пчёлки.

Жала пчёлок, что иголки.

В страхе мчится Квак домой,

А за ним пчелиный рой.

Массаж пальцев «Прогулка».

Раз, два, три, четыре, пять- (поочередно соединиться пальцы подушечками)

Вышли пальцы погулять (хлопки в ладоши).

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой

Этот пальчик для того (поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне левой руки при повторении правой руки, начиная с большого)

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.

А мизинчик хоть и мал,

Очень ловок и удал.

Раз, два, три, четыре, пять- (интенсивно растирать кисти рук)

Вышли пальцы погулять.

Погуляли, погуляли (энергично встряхивать кистями рук)

И домой пришли опять

Плюхнулся малыш в болото,

Видит, рядом дремлет кто то,

На одной стоит ноге

В длинном красном сапоге.

-что за чучело такое?

Долговязое, смешное.

Только к цапле сделал шаг,

Оказался в клюве Квак!

Массаж лица «Бурундук»

Щёчка, щёчка

Два мешочка, (поглаживать лоб, щёки, крылья носа от центра к вискам)

Три- четыре корешочка (надавить пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки),

Пять брусничек (с усилием, надавливая, провести указательными пальцами по бровям),

Шесть морошек (закрыть глаза, и мягко погладить веки),

Семь букашек, (надавливая на крылья носа, провести пальцами от переносицы к носовым пазухам)

Восемь мошек…

Лапкой в щёчку- ( похлопать ладонями по щекам)

Стук, стук:

- на здоровье, (вытянуть ладони вперёд и покачать головой)

Бурундук.

Литература:

  1. «Дыхательные упражнения» В.Д. Казьмин, 2000 г.

2.  Гоникман Э.И. Как вытащить себя из стресса. Аюрведа – йога пальцев – мудры. – Луцк: Феномен, 1996.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 40»

       

Составила: инструктор по физической культуре

Ярославцева Е.С.

1 квалификационная категория

г. Братск

2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дыхательных упражнений для работы с коррекционными группами

В данном документе представлена подборка дыхательный упражнений, применяемых на занятиях в коррекционных группах....

Картотека дыхательных упражнений.

Картотека дыхательных упражнений используется мной на логопедических занятиях с детьми, а так же дается воспитателям для отработки....

Картотека дыхательных упражнений для детей раннего возраста

Дыхательные упражнения. Цель, оборудование, ход упражнения, стихи....

Картотека Дыхательные упражнения

Картотека Дыхательные упражнения поможет улучшить работу с детьми в области улчшения певческих навыков....

"Пение - уникальная дыхательная гимнастика" (картотека дыхательных упражнений)

Искусство пения – это и есть, прежде всего, правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни.   Давно известно, что пение является одним из лучших дыха...