Газета для любознательных родителей « Вместе » Научим детей говорить правильно
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Полякова Людмила Глебовна

Показатели речевого развития детей 5 - 6 лет

Понимание речи    Лексическая сторона речи Грамматический строй

 

 Связная речь Фонетическая сторона речи. Советы родителям!!!        Речевые игры и упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gazeta_dlya_lyuboznatelnykh_roditeley.docx57.73 КБ

Предварительный просмотр:

         

Газета для любознательных родителей « Вместе »  

Научим детей говорить правильно          

Показатели речевого развития детей 5 - 6 лет

                      Понимание речи

Хорошо понимает прочитанное, отвечает на вопросы по содержанию. Понимает логико-грамматические конструкции.

                            Лексическая сторона речи

Свободно пользуется обобщающими словами, группируя предметы по родовому признаку. Развивается смысловая сторона речи: появляются синонимы, антонимы, оттенки значений слов. Употребляет существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляет в различных значениях правильно и точно по смыслу.

                            Грамматический строй

Использует в своих высказываниях все части речи. Активен в словотворчестве, задает много поисковых вопросов. Способен устанавливать и отражать в речи причинно – следственные связи, обобщать, анализировать и систематизировать речевой материал. Употребляет сложноподчиненные предложения. Появляется критическое отношение к своей речи.

                                     Связная речь

Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Поддерживает непринужденную беседу, задает вопросы, правильно отвечает на них. Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого. При этом может использовать синонимические выражения, т.е. говорить точно по содержанию, но другими словами.

Самостоятельно составляет небольшие рассказы о предмете, по картине, по набору картинок, по плану, образцу, из личного и коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события; небольшие рассказы творческого характера.

Способен выходить за рамки реального, вообразив события, предшествовавшие изображенному на картине, а также последующие события.

                              Фонетическая сторона речи

Речь отчетливая, ребенок способен произносить трудные звуки. Регулирует громкость голоса и темп речи при разных обстоятельствах. Может обнаружить ошибки в произношении сверстников и взрослых.

Советы родителям!!!

Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:

  1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т.д.
  2. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д. В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников. Это такие, как: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.

3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.

Помните об этом, уважаемые взрослые!!!

4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому расска- зать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не от- влекаясь

      Речевые игры и упражнения

                «Назови лишнее слово»


Взрослый  называет слова и предлагает ребенку назвать  «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».


 «Лишнее» слово среди имен существительных:


кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;


 «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

Чем отличаются предметы?»           


Чашка и стакан
Яблоко и груша
Помидор и тыква
Тарелка и миска
Кофта и свитер

                    «Что общее?»       

У двух предметов:

огурец, помидор (овощи); 
ромашка, тюльпан (цветы); 
слон, собака (животные).


У трех предметов:

мяч, солнце, шар — ... 
тарелка, ваза, чашка — ... 
лист, трава, крокодил — ...

           «Размытое письмо»

( взрослым составляется письмо, некоторые слова в котором пропускаются, дети  самостоятельно дополняют предложение).

               «Где я был?»

 (называются слова, которые могут быть объединены, а ребёнок отгадывает, где могут встретиться эти слова, например, медузы, морские коньки, акулы).

«Я умею считать» (ребёнок считает, сколько у него пальцев, глаз, карандашей и т.д.).

«Разговор по телефону» (ребёнок передаёт телефонный разговор, а взрослый помогает , если тот затрудняется).

 

             

            «Киоск открыт»

( подбираются открытки, а ребёнок отбирает и называет  те открытки, которые  хочет приобрести, описывая, что на них изображено).

              «Отгадайте кличку»        

 ( взрослый описывает игрушку, а ребёнок должен отгадать, что это за игрушка, например, лисёнок пушистый, шубка у него рыжая).

                 «Почта»

( один становится почтальоном, проводится диалог с ребёнком, например,

- Динь,  динь,  динь.

- Кто там?

- Почта.

- От куда ?

        «Кузовок»

( в кузовок /корзинку/ собираются  слова на –« ок», например, хохолок, поплавок, уголок и т. д.).

 Рекомендуем читать всевозможные сказки и рассказы, обязательно после чего  объяснить непонятные слова и побеседовать о прочитанном , об отношении ребёнка к узнанному. Так же нашим деткам не помешает и русское слово потешек, поговорок , пословиц. Не пропустите мимо не одно событие, пусть ребёнок будет в курсе всего.  И следите за своей речью. Если вы заметили, что у ребёнка есть дефекты речи, вам нужно обратиться к специалисту – логопеду. Не стесняйтесь  обращаться к нам за советом, мы обязательно поможем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Газета для любознательных родителей "Играем вместе! Играем от души!"

Советы родителям по совместной с ребенком  игрвой деятельности. В рамках недели игры и игрушки...

консультация для родителей для родителей. «Научите меня говорить правильно!»

Цель:            Повышение педагогической компетенции родителей.Задачи:Ø        показать значение артикуляцион...

Газета для любознательных родителей « Вместе » Научим детей говорить правильно

Показатели речевого развития детей 5 - 6 лет Советы родителям!!!       Речевые игры и упражнения...

Семинар - практикум для родителей. Как научить детей говорить выразительно?

Способы обучения интонационной выразительности речи...

Консультация для родителей «Как научить ребёнка говорить правильно и красиво»

Консультация для родителей знакомит с нормами развития речи детей дошкольного возраста, артикуляцией звуков русского языка играми и упражнениями, способствующими правильному звукопроизношению (артикул...

Консультация для родителей! « 10 правил для родителей, чтобы научить ребёнка говорить правильно».

Консультация для родителей!« 10 правил для родителей, чтобы научить ребёнка говорить правильно»....

Консультация для родителей "Как научить ребенка говорить правильно?"

Консультация для родителей "Как научить ребенка говорить правильно?"...