Главные вкладки

    Роль семьи в развитии речи детей
    консультация по логопедии (старшая группа) на тему

    Попова Павлина  Григорьевна

    Консультация  для воспитателей детского сада.  Даны знания воспитателям  по  формированию речи  дошкольников. Рекомендации для воспитателей по организации  работы с родителями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kons_1.doc32 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ.

    « Роль семьи в развитии речи детей ».

    Успех в современном обществе, в первую очередь, приходит к тому, кто хорошо говорит. Это не только богатое содержание речевого сообщения, но и его достойное « исполнение». Четкое произношение слов и звучание их, верно поставленная пауза и ударение помогают донести смысл сказанного до слушателя.

       Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), являются постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности.

      Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением.

      В действительности  же невмешательство в процесс  формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом  преодолеваются  в последующие годы.  Разумная семья  всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок  с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

      Родители просто обязаны знать, какое огромное  значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми.

    Основная роль в пропаганде знаний среди  родителе по вопросам речевого развития детей принадлежит  воспитателям  дошкольных учреждений.

     Ребенок успешнее  овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Правильное понимание родителями задач  воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, помогут им в организации речевых занятий дома.  

    Воспитание детей осуществляется в тесном  сотрудничестве семьи и дошкольного учреждения. Формы работы с семьей самые разнообразные, но самое главное, вовремя донести до родителей необходимые сведения и дать и своевременно советы и рекомендации, по предупреждению или исправлению имеющихся нарушений.

    Родители должны знать!

    Что речь не передается по наследству, а ребенок перенимает  опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей среды.

      Поэтому так важно что бы взрослый в разговоре с малышом  следил за своим произношением,

     - говорил не торопясь,

     - говорил не громко,

     - четко произносил все звуки, и слова,

    - не подделывал свою речь под детскую, (усечением слов или звукоподражанием),

      - исправлял ошибки в  тактичной форме, доброжелательным тоном,

     -  не повторять неправильно произнесенные ребенком слова,

     - давать образец произношения,

     - четко произносить незнакомые новые, длинные слова,

     - выслушивать ребенка до конца.

     ЧТОБЫ  ПРЕДУПРЕДИТЬ  ДЕФЕКТЫ  РЕЧИ  НЕОБХОДИМО:

    - следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы;

    - вовремя обращаться за советом к стоматологу, устранят дефекты лечить зубы;

    - необходимо оберегать слух от  постоянных сильных звуковых воздействий (включенные радио, телевизор, Д В Д на полную громкость);

    - при заболевании органов слуха необходимо своевременное лечение;

    - беречь еще неокрепший  голосовой аппарат ребенка (не допускать чрезмерно громкой речи особенно в холодную погоду, приучать дышать его через нос, предупреждать хронический насморк).

    ВРЕДНО:

    - нагружать малыша сложным речевым материалом:

    - заставлять повторять не понятные слова,

    - заучивать сложные по форме, содержанию и объему  стихотворения,

    - заставлять  произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата еще не доступны( в два – три года  произносить шипящие звуки),

    - читать художественные произведения, предназначенные для детей школьного возраста.

    Перегрузка непосильным  для него речевым материалом может привести к заиканию, горловому произношению звука «Р».

     Неполноценная речь и связанная с этим неуспешность в обучении приводят к ряду  характерологических изменений и снижению самооценки ребенка. При правильном подходе семьи к воспитанию с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем.

                      Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение, к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.

    Воспитатель должен!

           - Знать  о том, в какие сроки, какие звуки ребенок должен произносить правильно;

           - вовремя обнаружить и отделить недоразвитие от несовершенства                                                                                     звукопроизношения;

        -Принять меры по исправлению (довести до сведения родителей, направить к специалистам);

        - Устранять некоторые недостатки в произношении ;

        - Давать родителям рекомендации по исправлению недостатков речи в доступной  форме.

        -При некоторых дефектах помощь  оказывается детям с двух летнего возраста;

       -Исправление недостатков произношения звуков в логопедических кабинетах при детской  поликлинике по месту жительства;

       -Занятия по воспитанию правильной речи проводятся специалистом логопедом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль семьи в развитии речи детей

    Данный материал поможет родителям   выявлять неправильное звукопроизношение в определённом возрасте детей и своевремено обращаться за помощью к учителю-логопеду....

    Роль семьи в развитии речи детей.

    Будьте вместе с ребенком. Познавайте, играйте и развивайтесь. Только при совместной деятельности ребенок правильно воспримет окружающую его действительность.Л.С. Выгодский Ребёнок не рождае...

    Роль семьи в развитии речи детей.

    Как правильно помочь ребёнку. Что зависит от родителей....

    Роль семьи в развитии речи детей.

    Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в допол...

    Роль семьи в развитии речи детей

    статья консультация...

    Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

    Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

    Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"

    Для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры...