Преодоление трудностей в овладении предложными конструкциями детьми с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии по теме

Путилова Екатерина Евгеньевна

         Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. Познание ребенком  окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Госсударственное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение детский сад № 44 компенсирующего вида

Кировского района Санкт-Петербурга.

Методическая разработка из опыта работы логопеда

Путиловой Екатерины Евгеньевны

в динамике по теме:

«Преодоление трудностей в овладении предложными

конструкциями детьми с общим недоразвитием речи».

Предлоги (служебные слова) помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и достичь сочетаемости слов и предложений.

В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи.

        Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И.П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа. Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.

        В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К.Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

        Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. Познание ребенком  окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи.

Практика работы показывает: употребление предлогов представляет для дошкольников с общим недоразвитием речи значительные трудности. Выраженность этих затруднений значительно усиливается если у ребенка отмечается несформированность пространственных представлений. В связи с этим, считаю необходимым включить в работу по преодолению трудностей в овладении предложными конструкциями, формирование пространственных представлений, как основу усвоения понимания и владения пространственными предлогами .

С этой целью можно предложить следующие приемы работы:

Задание 1

Цель: учить детей определять пространственное расположение; развивать внимание.

Логопед: «Я сегодня командир и даю вам задания. Вы внимательно слушаете и выполняете быстро то, что я скажу. Положите руки на стол, под стол. Поднимите руки вверх, опустите вниз. Поднимите правую руку, левую руку. Повернитесь назад, влево, вправо, прямо».

Задание 2

Цель: учить детей определять пространственное расположение; развивать внимание.

Логопед: (поочередно обращаясь к детям): «Оля, выйди вперед. Рита, встань позади Оли. Кирилл, встань между Олей и Ритой. Ваня, встань впереди Оли. Даня, встань около Светы. Скажите, кто стоит впереди Кирилла? И т.д.

Задание 3

Цель: уточнить направления движения и закрепить  речевые обозначения «направо», «налево».

Логопед предлагает ребенку разложить игрушки: справа от себя – плюшевого мишку, слева – матрешку, перед собой машину, позади – паровоз. Затем говорит другому ребенку:

Вперед пойдешь – машину найдешь.

Направо пойдешь – мишку найдешь.

Налево пойдешь – матрешку найдешь.

Назад пойдешь – паровоз найдешь.

Спрашивает: «Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?»

Задание 4

Цель: учить дифференцировать предлоги «на», «под» с наглядной опорой.

Логопед: «Посмотрите, к нам пришла кукла Маша. Она растеряла все свои вещи. Послушайте внимательно, где она их искала (предлагает детям показать где кукла Маша искала свои вещи).

Ищет вещи Маша, Маша – растеряша,

И под стулом нет, и на стуле нет,

На кровати нет, под кроватью нет,

Вот какая Маша, Маша – растеряша.

Задание 5

Цель: учить ориентироваться на листе бумаги; закрепить пространственные понятия «ближе», «дальше»; дифференцировать предлоги «под», «по»; развитие внимания, тонкой моторики.

Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинку (см.приложение №1) и показать машину которая ближе всех. Ее нужно раскрасить в желтый цвет. Затем просит показать машинку, которая дальше всех. Ее нужно раскрасить в зеленый цвет. Затем машинку, которая едет под мостом. Ее нужно раскрасить в красный цвет. Затем машинку, которая едет по мосту.

Задание 6

Цель: учить детей ориентироваться на листе бумаги; закрепить пространственные понятия «налево», «направо», «выше», «ниже»; развитие внимания, тонкой моторики.

Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинку (см. приложение №2) и показать рыбок, которые плывут налево и раскрасить их в желтый цвет. Затем показать рыбок, плывущих направо, и раскрасить их в желтый цвет. Затем просит ребенка обвести зеленым цветом рыбку, которая плывет выше всех, а синим ту, которая плывет ниже всех.

Задание 7

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве; закрепить пространственные предлоги «над», «под», «между».

Логопед раздает детям картинки и просит разложить их по заданию: «Положите перед собой картинку с изображением морковки. Над ней капусту. Под морковкой огурец. Справа от моркови свеклу. Между морковкой и свеклой лук и т.п.

        

        Так как, связи между предметами и явлениями ребенок познает, прежде всего в предметной деятельности, а формирование умственных действий происходит поэтапно, то целесообразен следующий порядок работы формирования предложно-падежных конструкций:

  1. Составление словосочетаний и предложений с предлогами по выполненному  действию.

Задание 1

Цель: уточнить значение предлогов движения «до», «к», «от».

Логопед: читает специально подобранный текст с интонированием предлогов и воспроизводит действия по тексту, задает детям вопросы по содержанию текста. Затем дети словесно обозначают их.

Мы ехали, ехали, к речке подъехали. (К чему? Куда подъехали?).

До моста доехали, мост переехали. (До чего доехали?)

К горке подъехали, на горку въехали. (К чему подъехали? На что въехали?).

С горки съехали, от горки отъехали. (С чего съехали? От чего отъехали?).

Дальше поехали и домой приехали.

Задание 2 «Солнечный зайчик» (показывать зеркалом)

Цель: учить детей слышать предлог «на» в разговорной речи; учить составлять предложения с предлогом «на».

Логопед: Скачет зайка на стене и подмигивает мне,

                Перепрыгнул на картинку, задержался на  

                ботинке,

                Поплясал на потолке, притаился на окне,

                Вот он спрятался в кроватке –

                С нами он играет  в прятки!

                Раз, два, три, четыре, пять –

                Мы идем его искать!

(Логопед предлагает детям искать зайчика и говорить, где он сидит).

Задание 3 «Найди предлог»

Цель:

Логопед на столе производит с игрушками различные манипуляции, перекладывая их НА, ПОД и В разные предметы: кубик в коробку, чашечку на стол, табурет под стол и т.п.(используется кукольная мебель и посуда) и просит детей составить предложение по выполненным действиям.

Задание 4 «Прятки»

Цель: учить детей правильно употреблять предлог «за» с существительными в творительном падеже; упражнять детей в составлении предложений с предлогом «за».

Логопед: «Зверюшки решили поиграть с вами в прятки. Они спрячутся, а вы должны их найти и сказать, кто за чем, спрятался. (Используются муляжи животных и конструктор «лего».)

Закройте глаза. (Фигурки зверей прячутся так, чтобы было видно, кто где, спрятался.) Откройте глазки и скажите, кто где, спрятался? (Дети составляют предложения: «Лисичка спряталась за деревом» и т.п.)

Задание 5

Цель: уточнить с детьми пространственные отношения, выраженные предлогом «над»; дифференцировать предлоги «на» «под»; упражнять детей в составлении предложений с этими предлогами.

Логопед показывает детям сделанную из картона яркую, красивую бабочку, к которой прикреплена нитка. Логопед опускает бабочку на стол, затем поднимает над столом, сажает на коробку, держит над коробкой и т.п. (Логопед предлагает детям составить предложение по каждому выполненному действию.

Задание 6

Цель: учить детей определять пространственное расположение предметов; развивать внимание, память, речевой слух.

Логопед дает детям поручения: «Толя, возьми красный кубик. Положи его на стол. На чем лежит красный кубик? и т.п.

  1. Составление словосочетаний и предложений  с предлогами с наглядной опорой в виде картинок.

Задание 1

Цель: учить ребенка составлять предложение с предлогом «на» по двум опорным картинкам.

Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки (см.приложение № 3), соединенные стрелкой, и составить по ним предложение с «маленьким словом на». При составлении предложений полезно добиваться распространения предложения, например:

Птица села на ветку.

Птица свила гнездо на ветке.

Птица уселась на большую ветку.

Птица сидит на ветке и поет. И т.п.

Задание 2

Цель: уточнить для детей пространственное расположение предметов, выраженное предлогом «под»; учить составлять предложения с этим предлогом.

Логопед рассказывает малышу о том, что в одном загородном доме (в деревне) жил котенок Тишка (см.приложение №4). Тишка был шустрым, непослушным котенком, целый день бегал по дому и по двору, всюду залезал, заползал. Затем логопед просит ребенка посмотреть внимательно на картинку, подумать, представить и рассказать, куда мог залезть котенок Тишка.

Задание 3

Цель: учить детей составлять предложения с предлогом «в».

Логопед раздает детям картинки с изображениями  животных и просит детей сказать, кто где живет. Например: «Белка живет в дупле» и т. п.

Задание 4 «Поезд»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов «в», «на», «под».

На доске макет поезда.(см.приложение № 5)

Логопед: Пассажиры везут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом в. Во втором вагоне – вещи, про которые можно придумать предложение со словом на, а в третьем – со словом под.

Логопед показывает картинки.

Дети придумывают предложения и помещают картинку в один из вагонов. (На вагончиках можно нарисовать схемы предлогов.)

Например, картинка «Мяч лежит под стулом» помещается в третий вагон, картинка «Цветы стоят в вазе» - в первый вагон. А картинка «Девочка сидит на стуле» - во второй вагон.

Задание 5 «Что (или кто) где находится?»

Цель: закрепление предложно- падежных конструкций.

Детям предлагается ответить на вопросы по сюжетной картинке «Что (кто) где находится?(см.приложение №6) В ответах на вопросы дети используют предлоги «в», «на», «под», «между», «около», «перед» и др.

  1. Составление словосочетаний и предложений с предлогами и словами, предложенными логопедом (т.е. действие в уме).

Задание 1 «Исправь ошибки Незнайки»

Цель: учить детей различать предлоги «от» и «к»; упражнять детей в правильном употреблении предлогов с существительными в дательном и родительном падежах.

Логопед читает из тетради Незнайки предложения, а дети исправляют их.

Логопед: «Мама подошла от дерева. (К дереву.)

                «Петя отбежал к дому. (От дома.)

                «Заяц ускакал к лисе. (От лисы.)

Задание 2

Цель: учить детей правильно употреблять предлог «из» с существительными в родительном падеже.

Логопед: Незнайка прислал нам посылку, в которой много интересного. Посмотрим. Это, ребята, вопросы вам. Слушайте внимательно.

«Откуда приехал мальчик, если он ездил в Москву?» (Из Москвы.)

«Откуда вышла старушка, если она была в магазине?» (Из магазина.)

«Откуда пришел мальчик, если он был в школе?» (Из школы.)

Задание 3

Цель: учить детей правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе с предлогом «с».

Логопед предлагает ребенку внимательно послушать и сказать:

- С чем ведро, если в нем: вода, молоко, белье, снег, мусор, кипяток, бумага?

- С чем кастрюля, если в ней: суп, бульон, картошка, лапша, каша, вермишель, борщ?

- С чем банка, если в ней: клюква, капуста, повидло, варенье, сметана, мука?

- С чем чашка, если в ней: чай, кефир, компот, сок, кисель, квас, молоко?

Задание 4 «Скажи наоборот»

Цель: учить употреблять существительные с предлогами, противоположными по смыслу.

В ящик – из ящика,

В конверт – из конверта,

На столе – под столом,

На шкафу – под шкафом и т.п.

Задание 5

Цель: учить детей употреблять существительные с предлогами «в», «на», «по».

Логопед предлагает детям вставить «маленькое слово» (предлог). Логопед читает предложение без предлога, дети подбирают нужный предлог и проговаривают все предложение.

Мы спустились …(в) метро.

Мама садится …(в) трамвай.

Коля бежит …(по) дороге.

Петя любит ездить …(на) машине.

Автобус едет …(по) улице.

Таким образом, наличие четкой структуры коррекционной работы  способствует  освоению детьми с общим недоразвитием речи правильной системой  предложных конструкций.

         

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Преодоление трудностей в овладении предложными конструкциями детей с ОНР

Представлен порядок работы по формированию падежных конструкций...

Методика работы по усвоению предложно-падежных конструкций детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Значимость речевого недоразвития определяется не только речевой патологией  у детей, но и тем, какое оно оказывает влияние на общее психическое и интеллектуальное развитие ребенка. Усвоение грамм...

Аспекты коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Нарушения слоговой структуры слов представляют значительную сложность для логопедической работы. Эти нарушения сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаяс...