Методика работы по развитию фонематического слуха.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Алферова Оксана Владимировна

Логопедическая работа по развитию фонематического слуха делится на несколько этапов.

  1. Узнавание неречевых звуков;
  2. Различение одинаковых слов, фраз по силе, высоте, тембру голоса;
  3. Собственно развитие фонематического слуха:

а)   Различение слов близких по звучанию;

b)   Дифференциация слогов;

с)    Дифференциация фонем;

d)    Развитие фонематического анализа и синтеза слова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_raboty_po_razvitiyu_fonematicheskogo_slukha.docx32.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методика работы

по развитию фонематического слуха.

Логопедическая работа по развитию фонематического слуха делится на несколько этапов.

  1. Узнавание неречевых звуков;
  2. Различение одинаковых слов, фраз по силе, высоте, тембру голоса;
  3. Собственно развитие фонематического слуха:

а)   Различение слов близких по звучанию;

b)   Дифференциация слогов;

с)    Дифференциация фонем;

d)    Развитие фонематического анализа и синтеза слова.

На  I этапе  с помощью специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти, без этого не возможна дифференцировка звуков. Это подготавливает детей к различению и выделению на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков.

Задания.

•      Логопед прячет игрушку, ребенок ищет, обращая внимание на силу хлопков.

•      Дети  встают  в  круг.   За  спиной  ребенка  передают  колокольчик.   "Угадай  у  кого колокольчик?"

•    Игра "Большой - маленький".  Играют барабаны большой и маленький. "Угадай, какой барабан звучит?"

•    Игра "Послушай тишину".

•    Логопед демонстрирует звучание музыкальных инструментов  (за ширмой),  "Какой инструмент сейчас звучит?"

• Логопед демонстрирует звучание предметов за ширмой (стук, шуршание бумагой и т.д.). "Какой предмет сейчас звучит?"

•    Игра "Тихо-громко". Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Логопед  cтучит в бубен то тихо, то громко. Если звук тихий, то дети идут на носочках, если более громкий, идут обычным шагом, если еще громче - бегут.

II этап

На этом этапе обращается внимание детей на различную силу, высоту, тембр голоса.

Задания.

•    Игра "Эхо". Детей распределяют на две группы. Одна из групп - "эхо". Первая группа детей громко произносит вместе с логопедом   гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа ("эхо") тихо повторяет. Затем группы меняются местами.

•    Игра "Вьюга".  По сигналу "Вьюга началась" дети тихо гудят:   У-у-у... По сигналу "Сильная вьюга" дети громко произносят: У-у-у... По сигналу   "Вьюга затихает" дети постепенно уменьшают силу голоса.

•    Сказка "Три медведя".

•   Предлагаются картинки животных и их детенышей." Кого изображает логопед?"  Вариант игры: Взрослые животные зовут своих детенышей. Детей делят на две группы. Одна группа взрослые, вторая - детеныши.

III этап

Развитие фонематического слуха.

а) Различение близких по звуковому составу слов.

Задания.

•    Логопед показывает картинку и называет слово. "Хлопните если неправильно".

Лук - люк, коза ~ коса и т.д.

•    На наборном полотне выставлены картинки, близкие по звучанию. Логопед называет 3-4    картинки    в    любой    последовательности.    "Выложи    картинки    в    той    же последовательности".

•    Игра "Послушай и скажи, что нарисовано".

Крыша или крыса, Каска или маска, Сабля или цапля и т.д.

•      "Какое слово лишнее?"

каска - каска - маска ~ каска,

врач - врач -грач -врач,

цапля — сабля - цапля —цапля и т.д.

•    найди ошибку. Поставь на место заблудившиеся звуки в словах.

Мама с бочками пошла По дороге вдоль села.

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это. Жучка будку не доела: Неохота, надоело.

На островок налетел ураган,

На пальме остался последний баран,

Ь) Дифференциация слогов.

Задания.

•    Логопед произносит слоговой ряд. "Что лишнее?"

Па -па-на- па, Да -да -та -да и т.д.

•    Логопед на ухо говорит слог. Ребенок повторяет. Можно поиграть в "Глухой телефон".

•    Определить пропущенный слог в названии картинки. Например:

Ра...та, ...ба, ...фон т.п.

с) Дифференциация фонем (звуки).

Т.А. Ткаченко предлагает использование символов, благодаря чему дети дополнительно получают слуховую, зрительную опору. Внимание ребенка приковано   к форме, а не к цвету.

Задания.

•   Логопед попеременно произносит звуки, утрируя их (а, о, и), дети поднимают символы.

•   Логопед произносит ряд гласных звуков, дети выкладывают символы.

•   Логопед произносит гласные звуки шепотом, беззвучно, дети должны пропеть гласные звуки.

•   Логопед беззвучно произносит гласные звуки, дети должны припевать только один

определенный звук. Например, звук У.

А,   У,  0, Ы, У, У, А, У и т.д.

d) Развитие элементарного звукового анализа и синтеза.

1 . Начинается работа с определения количества слогов в слове.

2.  После прохождения гласных звуков и усвоения     зрительных образов мы предлагаем детям игры на анализ звукового ряда состоящие из ряда гласных звуков.

3.  Развитие фонематического анализа открытого и закрытого слога.

4.  Развитие фонематического анализа слова.

1. Определение количества слогов в слове.

Для усвоения навыков чтения и письма большое значение имеет умение разделять слово на составляющие его слоги. При овладении чтением значимость слогового анализа обусловлена прежде всего тем, что на начальных этапах ребенок учится сливать звуки в слоги, синтезировать слоги и слова, и на основе этого объединения узнавать слова.

Дети должны усвоить правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Задания.

•    На наборном полотне выставлены две картинки, на которых изображены, например: паук, бабочка. Логопед предлагает детям догадаться, какое слово задумано, посчитав количество сделанных хлопков.

•    Игра  "Магазин".   На  столе  расставляют  различные   предметы.   Один   из  детей ("покупатель") подходит к столу, "продавец" (логопед) предлагает ему на выбор три игрушки, названия которых состоят из одного, двух или трех слогов.  Ребенок выбирает себе игрушку и отхлопывает ритм обозначающего ее слова, (мяч, кукла, машина)

•    Игра "Поезд". Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами или разным количеством окошек. В первом вагоне "размещаются" слова - картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем - из трех слогов. "Разложи картинки по вагонам".

•  Картинки, на которых нарисованы горшочки. На рисунках, украшающих горшочки, дети должны найти слово, в котором слогов больше, чем в других, там и находится мед. Дети произносят слова, отхлопывают количество слогов в каждом из них, определяют: больше всего слогов в слове "черепаха".

•    Разложи фрукты, овощи в вазы. Дети произносят слова, отхлопывают количество слогов в каждом из них и раскладывают по вазам. На вазах изображено количество слогов в слове.

•    Игра "Кубик".  На гранях кубика предметные картинки.  Дети бросают кубик и прохлопывают слово.

2. Формирование фонематического анализа звукового ряда состоящего из ряда гласных звуков.

Задания.

•    Логопед произносит два звука. Назови первый звук. Назови второй звук. Сколько звуков ты слышал?

•    На столах три символа. Логопед читает ряд звуков (2 -3 звука). Дети должны определить последовательность звуков и выложить символы на столах.

•    Логопед    произносит    ряд    звуков,    дети    должны    воспроизвести    в    той    же последовательности, а о у; о у и а.

3. Фонематический анализ открытых и закрытых слогов.

Слоговой анализ помогает более эффективно овладеть звуковым анализом слова. Слово делится на слоги, затем слог, являющийся более простой речевой единицей, делится на звуки.

В процессе письма дети часто пропускают гласные. Это связанно с тем, что при опоре на внутреннее или шепотное проговаривание дети легче воспринимают согласные, которые кинестетически являются более четкими. Гласные же воспринимаются как оттенки согласных звуков. Деление на слоги способствует выделению гласных. При слоговом анализе делается опора на гласные звуки. Сначала даются открытые слоги затем закрытые.

Задания.

•    Назвать только гласный звук слога.

Какой первый звук слога? - Какой второй звук слога.

•    Работа по таблице.

Логопед показывает буквы в определенном порядке и дает задание назвать слог. Прочитай слоги по символам.

•    Логопед вызывает двух детей и просит, чтобы один из них произнес звук [а] другой звук [с]. "Звуки" (дети) встают рядом. "Какой      слог получился из звуков?" Затем дети меняются местами.

•    Изменить порядок звуков в слоге. Назвать полученный слог, дети воспроизводят звуки слога в обратной последовательности.

Например: су-ус, ам - ма. а)   Ух, ам, ор, аи, ум, ок; Ь)  На, ма, но, со, ку, лу.

4.  Развитие фонематического анализа и синтеза слова.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ - это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места. И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа - определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам. Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения.

Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, логопедическая работа проводится в следующей последовательности:

1)      Выделение звука на фоне слова.

2)      Вычленение звука в начале, в конце слова. Определение первого и последнего звука в слове, а также его место (начало, середина, конец слова).

3)      Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.

Прежде чем научить детей выделять звуки из слова, необходимо уточнить произносительный и слуховой образ звука. Можно предложить картинки - символы для вызывания, уточнения и дифференциации изолированных звуков.

1) Выделение звука на фоне слова.

Задания.

•    Поднять руку или карточку с буквой С, если в слове имеется звук [С]. (нос, собака, шапка, санки, карман).

•    Отбери предметные картинки, в названии которых есть звук [У].

•    По сюжетной картине назовите слова со звуком [Ш]

•    Придумайте слова со звуком [Р].

•    Назовите  животных,  овощи,  фрукты,  растения,  посуду  или  игрушки,  в  названии которых есть звук [Р].

•    Дополните предложения словами, в которых содержится звук [Р] с опорой на картинки.

Мама посадила на грядке... (свекла, лук, морковь) В нашем, лесу растут...(дубы, сосны, кедры) На клумбе расцвели... (маки, тюльпаны, розы) На лугу пасутся... (козы, овцы, коровы)

•    Игра в лото. Детям предлагаются карточки с картинками на слова, включающие звук Ри не имеющие его, а также цветные и с буквой Р. логопед называет слова, дети находят на карточке соответствующую картинку, определяют, есть ли в названии звук  [Р] и закрывают картинку квадратиком с буквой  Р, если в слове есть звук [Р], и пустым квадратиком - если в слове нет данного звука.

•    Игра "Тренировка вратаря". Дети кладут на стол согнутые в локтях руки - это хоккейные ворота. Логопед произносит разные слова. Если звучит слово со звуком [Ш], хоккейные ворота захлопываются (дети складывают ладони вместе). Если нет в слове данного звука, то пропускают слово.

Шайба, шар, кукла, стол, штора.

2) Вычленение звука в начале,  в конце слова.   Определение первого и последнего звука в слове, а также его место (начало, середина, конец слова).

Вычленение первого ударного гласного из слова. 

Задания.

•   Определить первый звук в словах: ослик, утка, улица, осы, аист.

•   Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звука слова.

•   Подобрать слова, которые начинаются на гласный (А, О, У).

•   Отобрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные (А, О, У).

•   К картинке подобрать букву, соответствующую первому звуку слова. Предлагаются картинки, названия которых начинается с ударного гласного, например: уши, облако.

•   Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками. Логопед называет слово, ребенок закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово.

Выделение первого согласного звука из слова.

 Задания.

•    Подобрать   названия   цветов,   животных,   птиц,   посуды,   овощей   и   т.д.,   которые начинаются с заданного звука.

• Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.

•  По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с заданного звука.

• Изменить первый звук слова. Логопед называет слово, дети определяют первый звук слова. Далее им предлагается заменить этот первый звук в слове на другой. Например, в слове гость заменить звук [Г] на звук [К] (моль - соль, зайка - майка).

•    Лото "Необычные цветы". На доску прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков  и лепестки  с  изображениями различных  предметов.  Из  предложенных лепестков дети  выбирают только те предметные  изображения,  названия  которых начинаются с заданного звука, и приклеивают их к контуру цветка.

•    "Найди картинку". Детям предлагаются две карточки. На одной из них нарисован предмет, другая пустая. Дети называют картинку, определяют первый звук в его названии, находят соответствующую букву и кладут к картинке.

•    Отгадай загадку. Назови первый звук в отгадке.

•    Прочитай слово по первым звукам.

•    Игра "Какое слово в цветке?" Слово можно узнать,  если выделить  из  названий картинок первый звук.

При определении конечного согласного звука используются те же виды заданий, что и при определении первого гласного и согласного звука.

Определение места звука в слове (начало, середина, конец). 

Задания.

Уточняется, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине. Используется полоска "светофор", разделенная на три части: крайняя левая часть - начало слова, средняя часть желтого цвета - середина слова, правая зеленная часть полоски - конец слова.

•    Определение   места   ударного   гласного   в   односложных   -   двусложных   словах, например, место звукаАв словах аист, два, мак. Гласные произносятся протяжно, интонируются. При этом используются картинки.

•    Разложите картинки, в названии которых есть звук Л, в три ряда (начало, середина, конец).

•    Подобрать слова, в которых звук [Л] в начале слова.

•    Подобрать слова, в которых звук [Л] в конце слова.

•    Подобрать слова, в которых звук [Л] в середине слова.

•    Назовите животных, овощи, растения, цветы, посуду или игрушки, названия которых начинаются на звук [Л].

•    По сюжетной картине подобрать слова, где звук [Л]  слышится в середине слова.

•    Игра "Светофор". Логопед называет слова. Дети ставят фишки на левую красную, желтую или зеленую часть полоски, в зависимости от того где слышится заданный звук в слове.

•    "Подарки Аленке". Подобрать слова которые начинаются с заданного звука. "Когда Аленке исполнилось 6 лет, ей подарили много игрушек, в названии которых слышится звук [У] в начале слова. Угадай какие игрушки подарили Алене.

3) Определение  последовательности,   количества   и  места  звуков  по

отношению к другим звукам.

Задания.

•       Подобрать слова с определенным количеством звуков, например, с тремя звуками (дом, дым, рак, мак), с четырьмя звуками (роза, рама, лапа, косы), с пятью звуками (кошка, сахар, банка). Можно использовать звуковую линейку.

•   Выберите  предметные  картинки,  в названии  которых  определенное  количество звуков.

•       Игра в кубик. На гранях кубика различное количество точек. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из количества звуков в соответствии с количеством точек на грани кубика.

•       Составление графической схемы слова.

•       Подбери слово к схеме.

•      Разложи предметные картинки под цифрами 3, 4, 5, в зависимости от количества звуков в их названии (дом, забор, рама, крыша, кукла, волк, мак, сыр).

•     Раскладывание картинок в соответствии с данными графическими схемами.

•       Придумать слова к графической схеме.

•       Добавить картинку. Найти картинку, в которой столько же звуков, сколько и в названии предметов, изображенных на карточке. Предлагаются, например, картинки с изображением лодки и ложки. Дети подбирают картинку, в которой 5 звуков.

•    Определить последующие и предыдущие звуки в названии предметов на картинке. Например, детям предлагаются картинки с изображением полки, сумки, пилы. Дети называют картинки. Затем логопед дает следующие задания: назвать слово, в котором после [Л] слышится [К], после [М] произносится [К], перед [Л]  находится [И] и т.д.

•  Игра в "Ромашку". На доске - контуры ромашки и лепестки с изображением различных предметов. Детям дается задание выбрать лепестки с изображением предметов, названия которых состоят, например, из пяти звуков и вставить их в прорези ромашки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....

КУРСОВАЯ РАБОТА Система работы по развитию фонематического слуха и восприятия в старшей и подготовительной группе ДОУ для детей с ОНР

В настоящее время  количество детей с речевыми нарушениями увеличивается. Это происходит из-за роста патологий беременности и родов, общей соматической ослабленности детей, из-за неблагоприятных ...

Методика работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Применяя методику развития фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс усвоения чтения и письма в школе, а также, научившись слышать и отличать друг от друга звуки, его собственное звукопроизн...

«Возрастные ступени в работе по развитию фонематического слуха и формированию фонематическому восприятия у детей с ОВЗ в образовательной организации компенсирующего вида»

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важных задач в общей системе обучения ребенка родному языку. Теоретики логопедической науки ...

Использование методики Монтессори для развития фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково ...