Артикуляционная гимнастика
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

Трухина Любовь Ивановна

Помощь в работе  воспитателям коррекционных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Если ребёнок выговаривает все звуки, то эти упражнения можно не брать или использовать их для улучшения дикции. Если ребёнок не выговаривает звуки, то данный комплекс используем как игровую форму артикуляционной гимнастики. Он включает в себя упражнения для всех групп традиционно нарушенных звуков.

Сказка «У бабушки с дедушкой».

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки),

С ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щёки).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперед).

Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка),

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами).

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком)

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Губы сожмём мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).

Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо (подуть на широкий язык).

Блинчик жуём, завернём и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы).

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем к верху «чашечкой»).

На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Чаю попили - никто не обижен («чашечка» двигается вперёд – назад).

Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Бабушка шила, а Барсик с катушкой бегал, как будто с живою зверюшкой (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд – назад).

Бабушке нашей всегда помогаем: нитки в иголки мы ей продеваем (узкий язык вытянут вперёд).

Бабушка швы на машинке строчила (узкий язык двигается вперёд – назад).

И на зигзаг её переключила (узкий язык двигается влево – вправо).

Петли иголкой она обметала (кончик языка описывает круг за губами),

Пуговки круглые попришивала (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).

Дедушка сделал для внуков качели (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),

Все мы на них покачаться успели.

После качелей мы в прядки играли (широкий язык убирается под верхнюю губу),

Прятались на чердаке и в подвале (широкий язык – под нижнюю губу).

Дедушка скачет на лошади ловко (щелкаем языком),

Звонкие вязнут на глине подковки (цоканье на верхней губе).

Вот замедляет лошадка шажочки (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),

вот на опушке мы видим грибочки (присасываем язык к небу и открываем рот).

Вот из сарая индюшка пришла, важно сказала: « БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперед – назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).

Артикуляционная гимнастика

(упражнения для челюстей)

  1. «Бегемотики» - широко раскрыть рот и подержать его открытым 10 сек.
  2. «Жуём жвачку» - жевательные движения с сомкнутыми губами: сначала в медленном темпе, затем – в быстром.

(упражнения для губ)

  1. «Заборчик» - улыбнуться, зубы видны.
  2. «Хоботок» - вытягивание губ вперед, как при произношении звука «У».
  3. «Бублик» - губы округлены и вытянуты чуть вперёд, зубы видны.
  4. «Заборчик – Хоботок» - чередование.
  5. «Кролик» - зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
  6. Вращательные движения губами.
  7. «Обезьянки» - отставление нижней губы от дёсен и зубов и втягивание её внутрь рта.

(упражнения для языка – выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти)

  1. «Блинчик» - улыбнуться, широкий расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 5 -10 сек.
  2. «Непослушный язычок» - улыбнуться, язык лежит на нижней губе, пошлёпать его губами, произнося: пя-пя-пя…
  3. «Часики» - движения языком вправо – влево, зубы видны.
  4. «Змейка» - узкий напряжённый язык высунуть далеко вперед и удержать 5-10 сек.
  5. «Блинчик – Змейка» - чередование.
  6. «Почистим зубки» - показать зубы, кончиком языка почистить нижние зубы:
  1. Делая движения снизу – вверх;
  2. Из стороны в сторону.
  1. «Качели» - движения широким языком вверх – вниз.
  1. К верхней – нижней губе;
  2. К верхним – нижним зубам;
  3. За верхние – нижние зубы.
  1. «Киска сердится» - кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка поднята вверх.
  2. «Пирожок» - рот открыт, боковые края языка загнуты и соединены.
  3. «Катушка» - кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается вглубь рта.
  4. «Оближем губки» - рот приоткрыт, облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу.
  5. «Горка» - высунуть язык наружу до отказа.
  6. «Футбол» - напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щеку.
  7. «Вкусное варенье» - приоткрыть рот, широким краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, нижние зубы видны.
  8. «Желобок» - высунуть широкий язык, боковые края языка загнуты вверх.
  9. «Чашечка» - широкий язык в форме чашечки поднят кверху.
  10. «Чашечка снаружи – внутри» - выдвинуть язык в форме чашечки наружу и задвинуть его вглубь рта (повторить 4-5-раз).
  11. «Лошадка» - пощелкать кончиком языка.
  12. «Плуг» - рот широко открыт, язык с силой загнут к мягкому небу, удержать 2-3 сек.
  13. «Маляр» - кончиком языка, как кисточкой, ведём от резцов до мягкого нёба и обратно
  14. «Грибок» - рот открыт, язык присосать к нёбу, удерживать на счёт 1-10.
  15. «Гармошка» - сделать «Грибок», закрывать и открывать рот, зубы видны.
  16. «Парус» - острый язык поднят за верхние зубы.
  17. «Приклей конфетку» - положение «Парус», открываем и закрываем рот, зубы видны.
  18. «Индюк» - движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, не отрывая от губы, добавить голос пока не послышится: бл-бл-бл…
  19. «Молоточек» - кончик языка стучит за верхними зубами: д-д-д…(сначала медленно, затем темп ускорить).
  20. «Моторчик» - рот широко открыт, язык за верхними зубами ударяется по бугоркам, произнося : дын-дын-дын…(сначала медленно, затем быстрее).
  21. «Заведём моторчик» - движения как при «молоточке», плюс вибрация подъязычной уздечки.

Дыхательная гимнастика.

  1. «Задуй свечку» - вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на свечу, полоску бумаги, щёки не надувать.
  2. «Сдуй снежинку» - улыбнуться, положить широкий край языка на нижнюю губу, дуть на ватный шарик, лежащий на ладони, произнося звук «ф» (щёки не надувать).
  3. «Фокус» - рот приоткрыт, язык «чашечкой» выдвинут вперед и приподнят, плавно дуть на чёлку.

Самомассаж языка.

  1.  С усилием, сквозь сомкнутые зубы, проталкивать язык вперёд, высовывая его изо рта, затем медленно втягивать вглубь рта (4-5 раз).
  2. Рот приоткрыт. Уперев кончик языка в нижние резцы, с усилием выталкивать язык «горкой», а верхними зубами как бы расчёсывать спинку языка (3-4 раза).
  3. Покусывание языка зубами от кончика до середины и обратно.

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.

  1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-7 мин.
  2. Выполняется перед зеркалом с обязательным соблюдением осанки.
  3. Вначале выполняется медленно, неторопливо, но постепенно темп увеличивается.
  4. Необходимо добиваться чёткого, точного выполнения движений.
  5. Упражнения для языка выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти.
  6. Зеркало можно убрать, когда ребёнок научится правильно выполнять движения.
  7. Каждое упражнение выполняется до 10 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...