Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста.
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Пырсикова Елена Сергеевна

Рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по теме "Формирование выразительной речи у детей  старшего дошкольного возраста".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование выразительной речи дошкольников.

Формирование интонационной выразительности речи является одним из важнейших направлений логопедической коррекционной работы .

Интонация – это сложный комплекс всех выразительных речевых средств, включающий:

Мелодику – повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т.п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове речи, и оформляют ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе;

Темп – ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками;

Ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов;

Фразовое и логическое ударения – выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания;

Тембр речи – звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки («грустный, веселый, мрачный» тембр).

При помощи этих средств выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер.

 Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передавать в собственной речи различные чувства и переживания. Речь педагога и родителей должна быть эмоциональной, служить образцом эмоциональной выразительности.

Работа над развитием интонационной выразительности речи ведется в основном путем подражания. Педагог при заучивании  стихотворений, при пересказах сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети, слыша правильную, выразительную речь педагога, и в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.

Упражнения:

  1. Прочтите фразы, подчеркивая голосом выделенные слова.

Девочка играет в саду с куклой. (Играет девочка, а не мальчик).

Девочка играет в саду с куклой.(А не просто унесла ее туда).

     Девочка играет в саду с куклой.(А не в парке,в лесу).

    Девочка играет в саду с куклой.(А не с другой игрушкой).

  1. Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова и словосочетания.

Всякому овощу свое время.

Мягко стелет, да жестко спать.

Солнце сияет, а месяц только светит.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

  1. Прочтите скороговорки, меняя громкость голоса: шепотом, тихо, умеренно, громко.

Без дела жить – только небо коптить.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

В данной статье раскрыла понятие "выразительность речи", перечислила  характеристики ( просодика, мелодика, темп, ритм речи и пр.). А также акцентировала внимание на театрализованной де...

Перспективное планирование "Формирование образно-выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Задачи:1. учить замечать образно-выразительные средства речи при восприятии содержания художественных произведений;2. учить различать жанровую принадлежность произведения и некоторые специфические осо...

«Театрализованные игры как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста»

В процессе театрализованной деятельности у ребенка развивается речь, ее выразительность, творческие способности, память. Дети становятся более раскрепощенными, открытыми. А сколько радости и вос...

Театрализованные игры как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

К сожалению в последнее время становится все больше и больше воспитанников, имеющих речевые нарушения. Кроме речевых нарушений появилась и проблема неумения детей выразительно читать стихи, играть рол...

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста...

Использование театрализованной деятельности в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.

Одним из этапов в работе над театрализованной деятельностью является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциона...