Дифференциация предлогов над и под.
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме

Жиркова Ольга Петровна

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект фронтального занятия69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 327 г. Волгограда

Конспект логопедического занятия в старшей группе
«Дифференциация предлогов НАД и ПОД.»

подготовила

учитель-логопед Жиркова Ольга Петровна

г. Волгоград, 2013

 

Тема: «Дифференциация предлогов НАД, ПОД».

.Задачи:

  • Продолжить учить детей различать предлоги «над» и «под», уточнить их пространственное значение;
  • Совершенствовать умение правильно употреблять эти предлоги с существительными в творительном и винительном падеже;
  • Развивать умение отвечать на вопрос полными предложениями;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Воспитывать самостоятельность при выполнении задания, активность при ответах на вопросы;
  • Воспитывать объективность при осуществлении самооценки и оценке деятельности других детей.

Система работы по данной теме:

  • занятие на тему «Предлог НАД» -сообщение новых знаний.
  • занятие на тему «Предлог ПОД» -сообщение новых знаний.
  • занятие на тему «Дифференциация предлогов НАД, ПОД»- систематизация и обобщение знаний

Способ организации детей на занятии: подгруппа детей.

Предварительная работа с детьми:

Дидактические игры с предметными картинками:

  • «Найди предмет под …(елкой, березой, сосной)»
  • «Над чем летает бабочка?» (над полем, лесом, лугом, цветком)
  • «Кто спрятался под …(диваном, столом, скамьей)

Дидактические игры с предметами:

  • «Положи, как я скажу» (кубик под квадрат, шар под круг, кирпич под прямоугольник)
  • «Повесь картину» (над диваном, креслом,столом)

Словесные игры:

  • «Закончи предложение» (лампа висит над… и т.п.)
  • «Поймай слово-предлог» (над,под)

Продуктивная деятельность:

  • Рисование схем  (треугольник под кругом, квадрат над треугольником и т.д.)

Проведение физминуток, в текстах которых встречаются предлоги НАД, ПОД.

Работа по алгоритму самооценки и оценке  деятельноти других детей

Работа с сигналом «Тихо-громко»

Наглядный дидактический материал:

Демонстрационный материал:

  • макет дома с предметами интерьера;
  • игрушка «Снегирь»;
  • посылка от Незнайки;
  • письмо от Незнайки;
  • дидактический кубик с сюжетными картинками на гранях;( Используются картинки из пособия Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи.)
  • сюжетные картинки; (Используются картинки из пособия Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи.)
  • мяч с шипами;
  • алгоритм оценки деятельности детей на занятии;
  • сигнал «Громко-тихо»;
  • иллюстрация  «Теремок»;(Используется иллюстрация из пособия Косиновой Е.М. Грамма тическая тетрадь № 3)
  • схема предлога НАД;
  • схема предлога ПОД.

Раздаточный материал:

  • карточки  в виде снежинок со схемами предлогов (в, на, под, из, к) по количеству детей;
  • маленькие игрушки ( мяч, лампа, собака, зеркало, картина, чемодан).

8.Активизация словаря по лексическим темам «Зима»,«Дом», «Животные», «Мебель»

Содержание  занятия:

Вводная часть. 

Игровой момент

На полу разбросаны снежинки со схемами ранее изученных предлогов(в,на,под,из,к) Логопед предлагает каждому ребенку внимательно прослушать инструкцию и  подойти к своей снежинке.

Логопед:

- Таня, твоя снежинка находится перед стулом.

-Данил, твоя снежинка находится за елкой.

- Дима, твоя снежинка находится между столом и стулом.

- Лена, твоя снежинка находится на доске.

- Маша, твоя снежинка находится под столом.

Дети  называют схемы предлогов, которые изображены на обратной стороне снежинок, и, вместе с логопедом, проходят к картинному плану, расположенному на стене

Логопед знакомит детей с планом занятия.

Логопед:

- Ребята, каждый из вас нашел свою снежинку,

- потом мы с вами поиграем со снегирем и определим, где он летает?

- будем составлять предложения по картинкам,

- побываем в сказке «Теремок»,

- проведем физминутку,

-  в конце занятия вас ожидает сюрприз от Незнайки.

Дети проходят на свои места.

Основная часть.

Логопед показывает детям красивого снегиря, поднимает над  и опускает под …(стол, доска, стул, рука) Каждый раз , совершая действие, спрашивает: «Где находится снегирь?»

Дети составляют полные предложения по демонстрируемому действию.

Логопед:

-Дети, какие маленькие слова-предлоги  вы услышали?

Дети:

-над, под.

Логопед выставляет на доску схемы предлогов НАД и ПОД

Логопед:

Дети:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Логопед:

Логопед:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Логопед:

Дети:

Логопед:

Ребята, как вы думаете, какой предлог изображен на этой схеме?

Показывает на схему предлога НАД.

 НАД

Правильно, если  предмет находится выше другого предмета, мы употребляем предлог НАД.

 Ребята, как вы думаете, а какой предлог изображен на этой схеме?

Показывает на схему предлога ПОД.

ПОД.

Верно, если предмет находится ниже другого, появляется предлог ПОД.

Логопед обращает внимание детей на картинки, которые стоят на доске обратной стороной к детям.

Ребята, хотите узнать, что изображено на этой картине?

Логопед открывает картинки и предлагает детям составить предложения, обращая внимание на то, что по одной картинке можно составить предложения с разными предлогами

Картинка №1

- Лампа висит над столом.

- Стол стоит под лампой.

Картинка №2

- Самолет летит над облаками.

- Облака проплывают под самолетом.

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

Картины  убираются. Логопед предлагает детям подойти к столу, где находится дидактический кубик

Ребята, каждый из вас по очереди должен бросить кубик и составить по картинке предложение с предлогом над или под.

- Бабочка летает над озером.

- Картина висит над кроватью.

- Зайчик спрятался под грибком и т.д.

Возвращаются на свои места. Логопед выставляет на доску картину «Теремок».

Ребята, вы узнали сказку? Посмотрите внимательно на картинку. Мы с вами будем составлять предложения по цепочке, сначала скажем, кто из зверей над кем живет, а потом кто  из зверей под кем живет. В помощь я дам вам волшебный мячик. Во время ответа вы вращаете его в руках, а затем передаете другому.

Нужно быть очень внимательным, если я покажу вам этот сигнал, вы будете отвечать громко, а если этот, то тихо. Демонстрирует сигналы.

Дети рассматривают картинку и составляют полные предложения, кто из зверей над (под) кем живет.

Ребята, сейчас будет самое трудное, но очень интересное задание. Каждый из вас загадает животное и скажет, где оно живет, а все остальные будут отгадывать, кто это. Например, я загадала животное, которое живет  над лягушкой, под зайцем. Кто это?(Ёж)

Дети загадывают друг другу загадки, называя только расположение  животного. 

«Теремок» убирается.

Мы хорошо поработали, настало время поиграть. Но физкультминутку проведу сегодня не я, а маленький логопед Лена.

Ребенок придумывает предложения с предлогами  НАД ( дети бегают по группе, размахивая «крыльями») или под (присаживаются и складывают над головой «крышу

Спасибо тебе, маленький логопед, все ребята отдохнули?

Да.

А вас ждет сюрприз.

Логопед подводит ребят к столу с сюрпризом

Посмотрите, Незнайка прислал нам посылку, а в ней письмо Читает: «Я переехал в новый дом, но не знаю, как правильно нужно расставить предметы. Вот, что у меня получилось:

Под столом портрет,

Над столом – табурет.

-Правильно?

Дети исправляют ошибки.

Под кроватью картинка,

Над кроватью ботинки».

Дети исправляют ошибки.

Поможем Незнайке расставить предметы?

Каждый из вас  достанет из посылки любой предмет, найдет его место в доме. Дети подходят к деревянному домику и комментируют  свои действия.

-Я ставлю щенка под диван.

-Я вешаю зеркало над раковиной. И т.п.

Отлично, ребята, помогли Незнайке.

Дети проходят на свои места.

Заключительная часть.

Логопед:

Логопед:

Логопед:

Вспомните, чем же мы сегодня занимались?

Дети по памяти называют основные этапы занятия.

Логопед выставляет на доску алгоритм оценки деятельности.

Ребята, посмотрите на схему, и скажите, как вы сегодня занимались?

Выборочно ответы 2-3 детей.

Маша, расскажи, как сегодня занимался Дима?

Выборочно.

Оценка педагогом всех детей.

Список использованной литературы

  1. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. Издательство : «Гном», 2012
  2. Новикова Е. В.Секреты предлогов и падежей. Учебно-практическое пособие издательство: : « ГНОМ и Д» , 2001г
  3. Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь № 3 Издательство: «ТЦ Сфера», 2012

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по теме "Дифференциация предлогов К - ОТ"

Конспект фронтального открытого логопедического занятия по совершенствованию лексико - грамматических представлений на тему "Дифференциация предлогов К - ОТ"...

Дифференциация предлогов и приставок.

Цели и задачи: закреплять знания детей о приставках и пред­логах; знакомить детей с предлогами (правописанием и их ролью в предложении) и приставками (правописанием и ме­стоположением в слове)...

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе на тему: "Дифференциация предлогов "НА" - "ПОД"

В занятии представлены игры и упражнения для развития навыков по дифференциации предлогов "НА" , "ПОД" и правильного их употребления в речи....

Конспект ООД "Дифференциация предлогов В-НА"

Дифференциация предлогов В-НА на основе психологического метода сказкотерапиии....

Авторская презентация "Где мишка?" Цель: автоматизация и дифференциация предлогов ПОД, ИЗ-ПОД.

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"12129560","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]Презентация "Где мишка?" используется для автоматизации и ди...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей ОНР (2ой год обучения) Дифференциация предлогов «на» и «под».

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей ОНР (2ой год обучения) подготовительная группа....